Разработка урока географии в 9 классе "Китай: население, культура, обычаи и традиции"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Урок географии для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Цель: Познакомить с населением, культурой, обычаями и традициями Китая.
Задачи: 1. Формировать представление о населении, культуре, обычаях и традициях Китая.
2. Развивать навык соотносительного анализа на основе сравнения Китая и России.
3. Воспитывать интерес к культуре изучаемой страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kitay_naselenie_kultura_obychai_i_traditsii.docx | 83.52 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока географии в 9 классе по теме
«Китай: население, культура, обычаи и традиции»
На уроке использовалась презентация (см. диск)
Цель: Познакомить с населением, культурой, обычаями и традициями Китая.
Задачи: 1. Формировать представление о населении, культуре, обычаях и традициях Китая.
2. Развивать навык соотносительного анализа на основе сравнения Китая и России.
3. Воспитывать интерес к культуре изучаемой страны.
Ход урока
I Оргмомент: Сядет тот, кто назовет государство Азии
(в случае затруднений можно использовать форзац учебника)
II Актуализация опорных знаний.
Повторение:
- Какую часть Азии начали изучать? (Восточную Азию)
- С какой самой крупной страной Восточной Азии начали знакомиться на прошлом уроке? (Китай)
- Какие части плана рассмотрели?
Итак, вы уже знаете географическое положение Китая, можете рассказать о его природе, экономике. Сегодня, на уроке, мы продолжим изучать эту удивительную страну с древней историей. Мы узнаем о том, сколько людей живет в Китае, познакомимся с культурой, обычаями и традициями этой страны. А еще мы с вами совершим виртуальное путешествие в два крупных города Китая.
Сформулируйте тему урока.
Запись числа и темы в тетрадь: Китай: население, культура, обычаи и традиции.
Проверка домашнего задания.
- Покажите Китай на карте. Опишите географическое положение. < Слайд 2 >
( Китай расположен в восточной части Азии. С востока его омывают моря Тихого океана – Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское. Это самое крупное государство Восточной Азии)
_ С какими государствами граничит?
(С 13 государствами: Россия, Монголия, КНДР, Индия, Афганистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и т.д.)
- Опишите рельеф этой страны? < Слайд 3 >
(Рельеф разнообразный. На юго-западе находится нагорье Тибет, на севере и северо-западе лежат равнины, занятые пустынями: Гоби и Такла-Макан. Гористая западная часть понижается к востоку и переходит в Великую Китайскую равнину.)
- Назовите крупные реки Китая (Янцзы впадает в Восточно-Китайское море, Хуанхэ – в Желтое море)
- Расскажите о климате (На западе жаркое и сухое лето и морозная зима, на востоке климат более влажный и теплый, на юго-востоке и юге климат тропический: жаркое влажное лето и сухая теплая зима)
- Опишите отрасли промышленности Китая.
(Наиболее развита тяжелая промышленность: ведется добыча полезных ископаемых, работают металлургические и машиностроительные заводы. Ведущими отраслями легкой промышленности являются: пищевая - перерабатывают продукцию сельского хозяйства, текстильная - на ткацких фабриках изготавливают ткани – шерсть, шелк)
- Расскажите о сельском хозяйстве Китая.
(Крестьяне выращивают рис, пшеницу, кукурузу, бобы, хлопчатник, чай, табак, сахарный тростник.
Разводят коров, лошадей, верблюдов, ослов, мулов, свиней, овец, кроликов, кур, уток, гусей)
и контурная карта Китая (Приложение 2)
III Сообщение теоретических сведений:
- Вводная беседа
- Какие достопримечательности Китая вы знаете? С какими традициями знакомы?
Китай празднует Новый год по лунному календарю. Каждый новый год связан с одним из 12 животных. 2012 г. – Год дракона (23 января)
- Сообщение теоретических сведений
В тетрадиребята наклеивают таблицу (Приложение1). По мере сообщения новых сведений таблица заполняется.
А) Население < Слайд 4 >
Китай — самая населённая страна мира. По результатам переписи в Китае проживает 1 339 724 850 человек, в России – 142 905 200. Большинство населения Китая — представители народности хань, именно их мы называем китайцами. Здесь проживают также тибетцы, монголы, корейцы, киргизы, таджики, эвенки, узбеки и множество других народов. Заполнение 1 пункта таблицы (см. приложение 1.)
< Слайд 5> Пятая часть жителей Земли живёт в Китае. Многие города перенаселены, жилья не хватает. Для того чтобы избежать перенаселения, правительство принимает меры по контролю за рождаемостью. В стране провозглашён лозунг: «Одна семья — один ребёнок». Семьи, которые имеют одного ребёнка, получают значительные материальные льготы. У большинства горожан только один ребёнок. В сельских районах в семьях обычно не более двух детей. (Сравнение с Россией: предусмотрена государственная поддержка семей, в которых появляется 2ой ребенок. Семьям выплачивается материнский капитал, который составляет 453026р.
Заполнение таблицы (см. приложение 1.)
б) Культура < Слайд 6>
Государственным языком в Китае является китайский язык — это язык народности хань.
Китайская письменность основана на иероглифах* — знаках, обозначающих слова. Эта письменность очень сложная. Всего в языке насчитывается более 50 тысяч иероглифов. Для того чтобы прочитать газету, надо знать 3 тысячи знаков. Китайские школьники изучают такое количество иероглифов 3 года.
Заполнение 2-3 пунктов таблицы (см. приложение 1.)
В) Обычаи и традиции < Слайд 7>
У каждого народа Китая свои обычаи и традиции. Они зависят от природных и экономических условий того района, где они проживают. Существуют различия и в национальной кухне. В северных районах предпочитают мучные и мясные продукты, а на юге — морепродукты: рыбу, крабов, креветок, кальмаров. Но есть и общие традиции: вместо хлеба все китайцы едят рис, для еды они используют две палочки, только суп едят специальными ложками, перед едой обязательно пьют зелёный чай (сравнение с Россией)
Большинство населения страны живёт в сельской местности, занимается земледелием, ведёт традиционный образ жизни. Крестьяне живут в деревянных или глиняных домах с внутренними двориками. На юге дома в деревнях строят из бамбука. Мебели в домах немного. Пол обычно устлан циновками*. Животноводы на северо-востоке страны живут и юртах.
- Работа с контурной картой (см. приложение 2).
В стране более 100 городов-миллионеров*(в России всего 15) Самые большие города страны — Пекин и Шанхай. Показ городов на карте. < Слайд 8> Пекин находится на севере Великой Китайской равнины. Шанхай находится на востоке страны, на притоке реки Янцзы. Самостоятельное нанесение на контурную карту городов Пекин и Шанхай.
- Продолжение сообщения теоретических сведений
Г) Крупные города
Столица Китайской Народной Республики Пекин – большой современный город. Здесь работает более 200 крупных промышленных предприятий. Город состоит из старого центра и новых районов. В центре старого города находится древняя резиденция китайских императоров. Она окружена 15-метровой тёмно-красной стеной. За ней расположено несколько десятков дворцов разной величины (всего около 100 зданий). Внутренние дворы выложены белым мрамором, украшенным изображением драконов и птиц. Раньше здесь жили императоры, проводились официальные дворцовые церемонии, принимались законы и указы, устраивались торжества и пиры. В императорскую резиденцию не допускались люди простые, незнатные, поэтому она и получила название «Запретный город». Сейчас это музей. < Слайды 9-11>
Попасть в музей можно с площади Небесного спокойствия (Тяньаньмэнь). Это самая большая в мире площадь. На ней находятся памятник Народным героям, Большой народный дворец, в котором проходят заседания парламента, мавзолей основателя КНР Мао Цзэдуна. < Слайд 12>
В новых районах города — широкие проспекты, высотные здания, красивые парки.
Сами китайцы называют свою страну Поднебесной. В первую очередь это связано с древней религиeй, в которой выcшим божeством считалось Небо. На южной окраине Пекина расположен храм Неба. В древности в этом храме китайские императоры просили небо о хорошем урожае и приносили ему дары. < Слайд 13>
Заполнение 4 пункта таблицы (см. приложение 1.)
Шанхай находится на востоке страны, на притоке реки Янцзы. Это крупнейший город Китая и один из самых больших городов мира. Это важный морской порт и железнодорожный узел страны. Шанхай самый европейский город страны.
< Слайды 14-17> Наиболее красивая часть города — набережная. С одной стороны реки стоят величественные здания из серого камня. Они были построены англичанами в начале 20 века. На противоположном берегу возвышаются современные строения из стекла и металла. Среди них символ современного Шанхая - телевизионная башня. В этих зданиях расположены офисы крупных китайских и международных компаний, различные государственные учреждения, выставочный центр. В городе много высотных зданий, современных автомобильных дорог, парков и скверов. По утрам в парки и скверы на зарядку выходят сотни горожан. Районы города соединяет метро. В старом городе на узких улочках теснятся низкие дома. Перед домами стоят металлические жаровни, которые топятся дровами. На них варят рис, жарят мясо и рыбу. В Шанхае, как и в других городах страны, многие жители передвигаются по городу на велосипедах.
Заполнение 4 пункта таблицы (см. приложение 1.)
Д) Культурные и исторические памятники Китая
< Слайд 18> Самым известным сооружением Китая является Великая Китайская стена Она протянулась более чем на 6 тыс. км через весь Северный Китай. Её начали сооружать как защиту от набегов кочевых племён и строили много веков. Через каждые 200 м стоят четырёхугольные сторожевые башни с отверстиями — амбразу-рами*. Ширина стены такова, что по её верхней части могли передвигаться войска и телеги, запряжённые лошадьми. До нашего времени сохранились отдельные её участки. Сейчас некоторые участки стены заасфальтированы и служат автомобильными дорогами. Подняться на Великую Китайскую стену приезжают туристы из разных районов Китая и различных стран мира. В Китае существует поговорка « Тот не молодец, кто не вступит на Великую стену».
В течение многих столетий Великая Китайская стена служила крепким оборонительным рубежом империи, а в наше время остается национальным символом Китая, памятником истории и шедевром инженерного искусства.
< Слайд 19> Другим древним сооружением, созданным трудом китайского народа, является Великий канал. Великий канал брал начало в Пекине и заканчивался на юге. Его начали строить более 2500 лет назад. Тысячи лет канал был судоходным и соединял север и юг страны в те времена, когда не было железных дорог. В наше время канал обмелел. Судоходны лишь отдельные его участки. Правительство КНР приняло решение о восстановлении судоходства по всему каналу.
Заполнение 5 пункта таблицы (см. приложение 1.)
IV Закрепление изученного:
Решение кроссворда < Слайды 20-25>
1. Государственный язык Китая
2. Письменные знаки, обозначающие слова
3. Глава государства в Древнем Китае
4. Так китайцы называют свою страну
5. Столица Китая
6. Один из самых больших городов мира, находится в Китае
IV Подведение итогов урока:
- Вопросы
- Сколько людей проживает в Китае? ( 1 339 724 850 человек )
- Какие проблемы возникают в стране в связи с такой большой численностью населения? (перенаселение городов, нехватка жилья)
- Расскажите об особенностях китайской кухни.
- На чём основана китайская письменность? (на иероглифах)
- Назовите столицу Китая? Что вы узнали о Пекине? (В центре Пекина императорская резиденция «Запретный город», площадь Тяньаньмэнь, храм Неба )
-Что вы узнали о городах Китая и достопримечательностях этой страны?
- Задание на дом: с.167-170, чтение и ответы на вопросы параграфа
- Комментированное выставление оценок за урок
Приложение 1.
1. Население | |
2. Государственный язык | |
3. Письменность | |
4 Города | Пекин ____________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ Шанхай ____________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
5. Древние сооружения |
Приложение 2.
Использованная литература:
- Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов. Государства Евразии: 9 кл.:
учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида – 2-е изд., исправ. – М. «Просвещение», 2006 – 184 с.
2. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии, 9 .
Для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва
«Просвещение» 2006
- Типовая программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб.1. -223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Япония: население, культура, обычаи и традиции
Урок географии в 9 классе для школы VIII вида. Материал расскрывается при помощи проектной деятельности....
Конспект урока географии. Великобритания население, культура, обычаи и традиции. Школа VIII вида
Конспект урока географии. Великобритания население, культура, обычаи и традиции. Школа VIII вида...
Урок географии по теме: "Италия. Население, культура, обычаи и традиции".
Открытый урок по теме: "Италия. Население, культура, обычаи и традиции"....
Тест «Великобритания»: население, культура, обычаи и традиции
Тест «Великобритания»: население, культура, обычаи и традиции...
Сохраняя язык - сохраняем культуру, обычаи и традиции своего народа.
Язык является главным инструментом для сохранения и развития культуры любого народа. Сегодня вся деятельность общества направлена на сохранение и распространение родного язы...
Сценарий ВКС-конференции, направленной на подведение итогов реализации проекта "Народы Саян: история и культура, обычаи и традиции"
ВКС-конференция с участием школ-побратимов: МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева с.Аскиз Республики Хакасия и МБОУ Курагинская СОШ № 7, Курагинского района Красно...
Методическая разработка урока географии по разделу: "Население планеты"
Вашему вниманию представлена методическая разработка урока географии для студентов 1 курса технических специальностей.Студенты делятся на 4 микро -группы, каждая из которых получает свой пакет заданий...