М.Ю. Лермонтов "Бородино" Патриотический смысл стихотворения"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Бальчугова Татьяна Николаевна

урок литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок  литературы в 5 классе

 по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Тема урока : М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Патриотический смысл стихотворения

Цель урока: познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», обратив внимание на его историческую основу.

Задачи урока; 1. Обучающие : развитие навыков и умений работы с текстом;

2. развивающие : развитие умения анализировать, осознавать;

3. воспитательные; формирование у учащихся чувства глубокого патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому Родины, чувство памяти.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентация,  раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя:

- Как вы думаете,  чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- А бывает ли, на ваш взгляд,  когда что-то является предметом гордости всего народа?

(Ребята называют исторические события).

Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Одна из страниц нашей Российской истории год 1812… Бородинское сражение.

Ребята сегодня у нас необычный урок. А необычен он тем, что вы побываете на двух уроках одновременно, на уроках истории и литературы.

(Звучит музыка.)

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Историческая основа стихотворения «Бородино»

(Слайд)

Жил-был во Франции капрал.

Он много, дерзко воевал,

Стал генералом, славился в народе.

Не ведал поражений он,

И звался Бонапарт Наполеон,

О чем мечтал Наполеон?

Всех европейцев мыслил он

Свезти в народ единый, став кумиром.

Почти все вышло у него,

Но не хватило одного:

Еще бы присоединить Россию.

Россию не уговоришь:

Зачем какой-то нам Париж!

У нас Москва, у нас свои святые.

Беда, коль жаден человек.

Не утолится он за век,

И сколько ты не дай, ему все мало!

(Слайд)

И он воскликнул: « Се ля ви!»

Собрал в кулак войска свои –

И крикнул: «Франция, вперед!

Нас в Москве Победа ждет!

Оглохнет мир от пушечного грома!»

(Слайд)

Хоть родина и дорога,

Сначала Мы уходили от врага,

Сгорел Смоленск почти до тла.

А наша армия ушла.

(Слайд)

Войсками русскими тогда

Наш царь командовал. Беда,

Коль нет в царе военного таланта.

Смоленск был сдан. И началась

Такая паника у нас!

- Как нам остановить француза силу?!

- Куда податься? – Как нам быть?

- Как Бонапарта нам разбить?

- Спаси, Господь, и сохрани Россию!

(Слайд)

И потекла благая весть:

У нас теперь Кутузов есть! –

Ну, что ж, француз, теперь держись!

Теперь не разобьешь не в жисть  

Ну,  братцы, хватит нам бежать.

Вон, впереди, уже Можайск.

За ним – Москва родная, древняя столица.

И встали у Бородина.

Команда «Биться здесь!» дана!

Вот так –то лучше. Значит, будем биться!

(Слайд)

Балладу сказывать и дальше я могла бы,

Да уступить приходит срок

(Мне с классиком тягаться страшновато)-

Пусть лучше Лермонтов для Вас

Про эту битву свой рассказ

В стихах сейчас поведает,  ребята.

Аудиозапись стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

  1. Словарная работа по презентации.

  1. Беседа по тексту стихотворения «Бородино».

- О каком событии рассказывается в стихотворении ? Какова его тема?

Стихотворение написано в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы.

- Ребята ,а раньше, в 19 веке, сколько служили в армии? (25лет)

А теперь посмотрим, как построено стихотворение.(В форме диалога). (Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).

Верно, сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812году. Далее следует рассказ этого солдата. Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?

Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)

Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с“нынешним племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.

Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”)

Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)

Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)

Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).

Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)

Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).

“Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.

Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).

А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных). Верно, ведь это очень тяжелая работа.

В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.

А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”? (Это человек ловкий, умный, удалой).

Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.

И умереть мы обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.

И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)

Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов,созданное перечислением (“смешались в кучу кони,люди”), звуки орудий).

Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)

Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”

Зачем автор использует такой прием?

С одной стороны, создается впечатление диалога,а с другой -показывает, что участник Бородина заново переживает бой. (Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.) Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?

Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.

Как вы понимаете выражение “до конца стоять”?В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.

Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.

  1. Подведение итогов:

Учитель :

Теперь я расскажу финал.

Увы, француз не ликовал.

Был вынужден плестись назад

Домой без боя Бонапарт.

И бросив армию одну,

Умчался за Березину,

А к сроку русские полки

Вошли в Париж бодры, легки,

И с ними царь наш Александр

Как триумфатор.

Пришло возмездие: лишен

Короны был  Наполеон,

Приговорен на остров к заточенью.

И лишь теперь ЕВРОСОЮЗ,

Как и мечтал капрал – француз,

Привел Европу все ж к объединенью.

И только русская земля

Стоит под звездами Кремля!



Предварительный просмотр:

Тема: Дмитрий  Давыдов «Думы беглеца на Байкале»

Цель: Познакомить обучающихся с творчеством Д. Давыдова и стихотворением «Думы беглеца на Байкале»

Задачи: обучение анализу стихотворения; формирование навыков  сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию

Ход урока:

  1. Оргмомент

Слово учителя: Здравствуйте, дорогие друзья! Доброе утро, гости нашего урока!  Я рада приветствовать вас на нашем уроке!

  1. Постановка проблемы

Слайды картин Байкала

Я думаю вы уже догадались о чем мы будем говорить на уроке?

Почему Байкал воспевают стихах, песнях?

Многие поэты, писатели воспевали красоту Байкала, его величие, рассказывали и пересказывали  легенды, сказки, связанные с Байкалом.

Выставка книг

( Слово о Байкале составитель С.Н. Асламова, Альманах                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             )

Может быть, кто-то вспомнит стихотворения о Байкале, с которыми мы знакомились?

Учащиеся читают стихи

Под панцирем синеющего льда
Байкал невольно отдыхает.
Но снег слепит, и лед под солнцем тает,
И проступает темная вода.

Берег Байкала, прозрачная гладь.
Дно хоть и видно, а так не достать.
Воздух здесь пьяный кружит над водой,
Горы Саянские стали стеной,
Рай. Благодать.
Видно Бог здесь бывал,
Озеро чудное Он ведь создал!
Люди, прошу Вас, храните Байкал,
Чтоб чистотой нас всегда удивлял!

Байкал, чья слава в этом мире
Века веков переживет,
Как он под стать самой Сибири
Бескрайним плесом мощных вод;

Под бурей - рокотом громовым
У скал прибрежной полосы,
В тиши - достоинством суровым
Могучей сказочной красы.

Введение в тему 

А сейчас я предлагаю прослушать народную песню «Славное море – священный Байкал».

Слушание песни

Какие чувства вы испытали? (тоска, грусть, появляются мысли о тяжёлой жизни каторжника, сочувствие, сопереживание)

Эту замечательную старинную песню до сих пор помнят и любят русские люди. В ней звучит горячая, все преодолевающая жажда воли, широкая удаль, могучая, гордая народная сила, смелость.

Песня родилась столетие назад в Нерчинских тюрьмах и была дружно подхвачена каторжанами, а затем нашла отклик в душе угнетенного народа во всей огромной Российской империи.

  1. Знакомство со стихотворением Давыдова

Послушайте стихотворение нашего земляка Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале»

(стихотворение похоже на песню)

Текст «Думы беглеца на Байкале» долгое время считался безымянным. Известный этнограф С. Максимов, путешествовавший в 60-х годах прошлого века по Сибири, не смог назвать ее автора, который в ту пору был еще жив.

Максимов писал: «Вот, стало быть, барин какой-то снизошел подарком и написал арестантские стихи». Находились и лица, присваивавшие себе авторство песни.

Только много лет спустя, в годы советской власти, была восстановлена истина, стихи, на основе которых возникла песня, написал сибирский поэт Дмитрий Павлович Давыдов.

  1. Биография Давыдова

Ученик рассказывает об авторе

Дмитрий  Павлович  Давыдов  родился  в  1811  году в Ачинске.   В пятнадцать  лет  он  поступил  в  Ачинский  окружной  суд  канцеляром,  затем  был  произведен  в  канцеляристы,  но  работа эта его непривлекала.

 В  1830  году,  выдержав  соответствующий экзамен при Иркутской гимназии,  Давыдов был назначен учителем Троицкосавского уездного училища. В1838  году  он  переехал  в Якутск, где в течение десяти лет был смотрителем училищ  Якутской  области.  

Он    изучал    якутский и бурят-монгольский   языки   и  опубликовал  первый  выпуск  якутско-русского словаря. Он много лет собирал монгольские сказки, легенды, пословицы.

           Давыдов   тридцать   лет   занимался  педагогической деятельностью,  отдавая  ей  много  душевных  сил,  не  заботясь о карьере и движении  в  чинах.      Давыдов  был  человеком  с  широким  кругом  интересов. С  юных лет он полюбил  точные  науки.  

           Давыдова  глубоко интересовало все связанное с Сибирью. В середине 40-х годов  он  принял  участие в работах сибирской экспедиции А. Ф. Миддендорфа, производя   в   Якутске   геотермические  исследования  и  метеорологические наблюдения.

Увлечение  Давыдова поэзией относится еще к детству, но поэзия вместе с тем  никогда не была главным делом его жизни. Первые его литературные опыты, дошедшие  до  нас,  - это весьма наивные поэмы или даже романы в стихах (сам поэт  называет  их  "сибирскими  романами  в  стихах")  "Наташа" и "Заветный бокал".  

Только  в  1856 году Давыдов начал печатать свои произведения. В том же году  вышло  отдельным изданием его стихотворение "Амулет", а через три года "Ширэ  гуйлгуху,  или Волшебная скамеечка". В 1857-1858 годах, сблизившись с поэтом  и  редактором-издателем  петербургской  газеты  "Золотое руно" И. П. Бочаровым,  поэт  поместил  в  ней  целый ряд стихотворений.

В "Золотом руне" были напечатаны и "Думы беглеца на  Байкале"  ("Славное  море  - привольный Байкал..."), прославившие имя их автора.  Уже  в  60-е  годы стихотворение получило широкое распространение и стало  народной песней.

 С появлением стихотворений Давыдова в "Золотом руне" ясно   обозначились   характерные  черты  его  поэзии:  сибирская  тематика, сочувственное  отношение к трудовому люду народов Сибири, глубокий интерес к их  быту  и  языку,  легендам, преданиям, песням, к историческому Прошлому и природе Сибири.    

 В  1859  году  Давыдов  вышел в отставку, чтобы заняться литературной и научной  деятельностью,  завершить  свои  многолетние  работы,  и переехал в Иркутск.  Здесь  ему  пришлось  пережить одно за другим тяжелые испытания.

  1. Работа в группах

Сейчас проанализируем стихотворение, но работать будете  в группах. Каждая группа получает задание.

I группа: Отвечает на вопросы по содержанию стихотворения

  1. О ком рассказывается в стихотворении?
  2. Какие опасности и препятсвия встречаются на пути беглеца?
  3. Находил ли беглец сочувствие и помощь кого-либо?

II группа: Словарная работа

Привольный – от слова воля – свободное состояние, не в тюрьме, не взаперти; вне помещения.

Баргузин – северо-восточный ветер, дующий в средней части озера Байкал.

Пособил – помочь в беде

«Шел я каргой»  Карга – Песчаная отмель на Байкале. Место, где рыбаки стоят лагерем.

Армяк – кафтан из толстого сукна (мужская одежда)

Каторга – особый вид наказания, связанный с превлечением к тяжелому физическому труду заключенных в тюрмах и других местах с особо тяжелым режимом.

Горы Акатуя - Название Акатуй происходит от горы, которая является самой высокой среди множества горных массивов, расположенных в этом районе и происходит от бурятского Аха или Ахата, что означает «старший»

Шилка - названием город обязан реке Шилка, известной с самого начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами. Название «Силькарь» по-эвенкийски — узкая долина

Не́рчинск — город  в  Забайкальском крае.

III группа: Характеристика состояния героя

  1. Почему герой пустился в столь трудное путешествие?
  2.  Откуда и куда лежит его путь?
  3. Проследите как меняется настроение  беглеца, как оно связано с испытаниями?

IV группа: Сравнение песни и стихотворения

 В песенном варианте текст сокращен более чем наполовину (из 11 строф поется 5). Из него исключены длинноты, неудачные строфы. народ сделал более выразительными в смысловом и вокальном отношениях. Так, обращение к байкальскому ветру — «Ну, баргузин, пошевеливай вал»—поется «Эй, баргузин...»

Особенно выразительно переделана последняя строфа стихотворения. У автора она целиком совпадает с первой, а песенный текст выдуман заново. В нем скрыто грозное предупреждение угнетателям.

V группа:  Объяснение названия стихотворения на основе текста

Беглецы   из   заводов   и  с  поселений  вообще  известны  под  именем

"прохожих".  Они  идут,  не  делая  никаких  шалостей,  и питаются подаянием сельских  жителей, которые не только не отказывают им никогда в куске хлеба, но даже оставляют его в известных местах для удовлетворения голода прохожих.

Беглецы  не делают дорогою преступлений из боязни преследования; а жители не ловят  их сколько потому, что это для них неудобно, а более из опасения, что пойманный,   при   новом   побеге,   отомстит   поимщику.   Беглецы   боятся зверопромышленников  и  особенно  бурят:  существует убеждение, будто бы они стреляют прохожих (это и выражает стих: "Пуля стрелка - миновала").

     Беглецы    с   необыкновенною   смелостию   преодолевают   естественные препятствия  в  дороге. Они идут через хребты гор, через болота, переплывают огромные  реки  на  каком-нибудь  обломке  дерева;  и  были примеры, что они рисковали переплыть Байкал в бочках, которые иногда находят на берегу моря и в которых обыкновенно рыболовы солят омулей.

  1. Ответы представителей групп
  2. Рефлексия



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема «Роман  А.С. Пушкина « Евгений Онегин»

Один день из жизни героя в Петербурге»

ФИО

Бальчугова Татьяна Николаевна

Должность

Учитель русского языка и литературы

ОУ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» города Усолье-Сибирское

Предмет

литература

Класс

9Б класс

Дата проведения

14.12.2018

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Педагогический приём

Ментальная карта

Образовательные ресурсы

Медиа-презентация «День Онегина»

Оборудование

- для учителя: проектор, экран, компьютер, презентация.

-для учеников: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Базовый учебник

Учебник Т. Ф. Курдюмова

Цели урока

На основании I главы романа описать один  день из жизни Онегина

Задачи урока

- Научить работать с разными источниками информации

- Научить вычленять требуемую информацию.

- Учиться работать с ментальной картой.

- Развивать у учащихся  культуру  ведения дискуссий, умения высказывать    собственные суждения и аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы.

Планируемые результаты

Предметные: научатся соотносить и систематизировать информацию из разных источников, комментировать чтение I главы романа, определять место I главы в композиции романа.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- применяют исследовательские навыки для решения познавательных задач, дают определение понятий и представляют результаты своей деятельности;

-владеют устной и письменной речью, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-самостоятельно планируют пути достижения цели и осознано выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач. Применяют усвоенный материал в нестандартных условиях;

-умеют работать в группе, создать конечный «продукт» и представить свои результаты. Оценить работы других учеников, свою и группы.

Ход урока

Этапы урока.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мобилизующий этап

С историей создания какого романа мы познакомились на прошлом уроке? Какое задание вы выполняли дома?

Задают вопросы друг другу из таблицы «Тонких» и «толстых» вопросов, подготовленной дома

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

У А.С. Пушкина нет произведения, которое имело бы столь длительную творческую историю.

Сам автор сказал о нем, что это 
« многолетний труд», « молчаливый спутник ночи», « подвиг».

Роман складывался из строф и глав, созданных в разное время. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина, но и новые замыслы, новые творческие планы. В годы зреющего заговора   в литературе  не мог появиться герой-революционер. Выбор поэта пал на молодого человека 20-х годов XIX века дворянского круга, но не члена тайного общества. Пушкинский  Онегин просто не удовлетворен собой и окружающим его обществом.

 Кто же мог стать героем романа? Сформулируйте тему урока и цели.

Формулируют тему урока и ставят цели и задачи

Личностные: сориентированы на изучение материала.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

3.Актуализация знаний.

Обращаю ваше внимание на эпиграф - слова П.А. Вяземского из стихотворения « Первый снег»: «И жить торопиться, и чувствовать спешит…»

- Кому мог посвятить эти слова А.С. Пушкин?

 (своему герою, отметив существенные стороны личности Онегина).

Дают ответы на вопросы

Личностные: выражают свое отношение к словам П.А. Вяземского, историческим событиям.

Познавательные: распознают объекты и их понятия.

4.Первичное усвоение новых знаний

Распределение на 5 групп, раздача заданий для групп.

1гр.- прогулки по бульварам

2гр.- бал

3гр.- обед в ресторане

4гр.- посещение театра

5гр.- возвращение домой

На данном этапе применяется Ментальная карта

Работа в группах (пакет заданий, проверка выполнения задания, работа с текстами). Начинают оформлять ментальную карту в соответствии со своим заданием.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Личностные: высказывают собственное мнение; проявляют интерес к изучаемому материалу.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения комму и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Динамическая пауза

Игра «« Знатоки-лингвисты»

- Несмотря на необычную простоту, «разговорный» тон мы отметили  обилие иностранных слов в тексте.

- Почему?

- Вспомним прозвище Пушкина в Лицее?

- Пополним наш лексический запас. По цепочке выходим к доске и записываем  иностранные (заимствованные) слова из I главы?

Находят и записываю заимствованные слова

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск  необходимой информации (из материала учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Регулятивные: ориентируются в учебнике и раздаточном материале

5.Первичная проверка понимания

В данных строфах отражаются типичные стороны жизни        петербургской светской молодежи. Какой?

Отвечают на вопросы

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск  необходимой информации (из материала учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Регулятивные: ориентируются в учебнике и раздаточном материале

6.Первичное закрепление

Кто же виноват, что Онегин стал таким, ничего не умеет, ничем не занят?  

Формулируют выводы.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск  необходимой информации, применяют знания для формулирования вывода.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и раздаточном материале

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и  коррекция.

Что мы узнали о герое из I главы? (Узнали о происхождении, воспитании, образовании и образе жизни героя).
- Выяснили, какая среда его окружает и формирует его взгляды и вкусы. Изображен не только отдельный герой, а типичный характер эпохи, в этом реализм романа.
- Характер I главы позволяет сказать, что перед нами экспозиция (вступление) романа. Впереди, очевидно, будут события, жизненные столкновения, и в них личность героя раскроется полнее, масштабнее.

Отвечают на вопросы

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск  необходимой информации.

8. Информация о домашнем задании

Пользуясь ментальной картой,  подготовить сообщение  «День Онегина»

Сделать закладки в тексте: быт Лариных, портрет Ольги, образ Ленского.

9.Рефлексия (подведение итогов работы, формирование выводов по изученному материалу)

Что вы получили от этого урока?

Что чувствовали? Что вас удивило?

О чем хотели узнать побольше? За что можете себя похвалить? За что можете похвалить одноклассников?

Отвечают на вопросы.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Личностные: оценивают уровень своих знаний.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Директор МБОУ «СОШ №17»                             О.А. Михайлова

Заместитель директора

 по учебно-воспитательной работе                        О.И. Игнатьева          


Приложение 1

1группа - прогулки по бульварам

Бульвар в 19 веке находился на Невском проспекте. До 14.00 –это было место для утренней прогулки людей хорошего общества.

 Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар.

  • Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – карманные часы с боем

Онегин живёт по часам, а не по своим желаниям.

 «К Таlon помчался он…» (строфа 16).

  • Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий человек).

2группа - бал

Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

Что автор описывает?

Почему автор не говорит об Онегине?

Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой?

3группа.- обед в ресторане

Подобно перечислению блюд в ресторане Пушкин воссоздает обстановку жизни молодого человека петербургского света.

4группа - посещение театра

Чему отдавал предпочтение Пушкин  в период петербургской жизни? (завсегдатай театра, знаток и ценитель игры актеров).

Что говорит поэт о театре и актерах? (дает характеристику театральному репертуару)

Как воспевает Пушкин  балет?  (в воображении  читателей  возникают живые картины. Театр находился на Театральной площади, на месте нынешней Консерватории. Спектакль - в 17.00).

Как ведет себя Онегин в театре? (небрежно озирается, раскланивается с мужчинами,  двойной лорнет наводит на незнакомых дам).

 5группа - возвращение домой

 Прочитайте описание кабинета Онегина?

Какие вещи здесь попадаются? (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребни, пилочки и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...

Разработка урока по литературе в 7 классе "Раздел "Я и другие". Р. Киплинг "Заповедь". Стихотворение о смысле жизни, о поисках своего места в мире"

План-конспект урока по литературе в 7 классе по учебнику Р.Н Бунеева "Школа-2100". Первый урок по разделу "Я и другие"...

«Философско – символический смысл пейзажа в стихотворении «Листья» Ф.И.Тютчева».

В 1830, в год  написания стихотворения "Листья", Тютчеву было 27 лет. Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. Философскую основу мировоззрения поэта составляет особое отн...

«Духовно-нравственные смыслы стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Евдокимов О.В.

Урок по литературе разработан для проведения в 7-х классах, использованы редкие дополнительные материалы, расширяющие смысловое пространство стихотворения в прозе И.С. Тургенева и служащие к развитию ...

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...

От постижения смысла слова к постижению смысла произведения. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" ( 10 класс)

Показан ход вдумчивой, кропотливой работы учащихся со словом Достоевского, которая ведет к постижению смысла и философии романа. Ключевые слова : нищета, решимость, совесть, преступление, Воскресение....