Проект урока в условиях ФГОС ООО
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Глотова Светлана Александровна

В проекте представлен материал по теме урока "Природа и человек в лирике М.Лермонтова и С. Есенина".

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема природы и человека в лирике М.Лермонтова и С.Есенина

 (Проект урока в условиях ФГОС основного общего образования)

Предмет ___литература

Класс       9

Продолжительность   45 мин

Учитель   Глотова С.А.

Раздел     Изображение природы в русской литературе 

Тема урока «Знаю, мать-земля черница, все мы тесная родня». Путь к спасению.

       ( Тема природы и человека в лирике М.Лермонтова и С.Есенина)

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы:  мотивация к обучению, навыки  творческого усвоения знаний, морально-этических ценностей ,внутренней, личностной позиции.

У учащихся могут быть сформированы: _навыки  целостноориентированного взгляда на мир в единстве природы и человека

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Учащиеся научатся: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, оценивать логически постановку решения проблемы.

Учащиеся получат возможность научиться: использовать  речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно -следственные связи

Познавательные

Учащиеся научатся: познавательной самостоятельности (в работе с источниками),организации поиска нового знания.

Учащиеся получат возможность научиться: применять усвоенные знания в новой ситуации, умению решать учебные проблемы

Коммуникативные

Учащиеся научатся: организованному общению, ставить вопросы, формулировать собственное мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Учащиеся получат возможность научиться: сотрудничать в общении : выражать свои чувства, мысли, владеть устной и письменной монологической речью, работе в команде.

Планируемые предметные  результаты освоения:

Учащиеся научатся: методам научного исследования художественного отображения действительности

Учащиеся получат возможность научиться:  определять основные идейно-нравственные проблемы литературы, умению определять роль  изобразительных средств при создании картин природы в  стихотворениях.

Тип урока__Открытие нового знания_

Ведущий метод  эвристический

Форма организация деятельности обучающихся  коллективная, групповая, индивидуальная

Учебно-методическое обеспечение   Учебник литературы 9 класс(В.Я. Коровина),тексты стихов  М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, словарь литературоведческих терминов, мультимедийная презентация

Материально-техническое обеспечение компьютер, проектор, экран

Деятельность учителя и обучающихся

№ п/п

Элементы урока

(в соответствии со структурой урока «открытия нового знания»)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Формулируется тема урока и его задачи

Демонстрируется на экране эпиграф к теме урока

Вступительное слово

Работа в тетрадях (запись темы, эпиграфа)

Л:Формирование «стартовой» мотивации к обучению, самоопределение, смыслообразование,

П:целеполагание

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

На экране дисплея демонстрируется стихотворение на фоне пейзажа

Читает стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» (наизусть).

Приглашает к диалогу

Слушают учителя, просматривают текст стихотворения ,включаются в диалог , отвечают на вопросы по стихотворению(фронтальная работа),

 используют в работе литературоведческий словарь

П:извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Р: выполнение пробного учебного действия.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

3.

Выявление места и причины затруднения

Демонстрирует текст(строфы)   на дисплее с муз . и живописным фоном –смена времён года).

 Объявляет учебные действия, ставит  проблемное задание,

Работают с текстами стихотворения, самостоятельно проводят исследовательский анализ строф в группах.(всего 6 групп по 5 человек)

П: анализ, синтез, обобщение;

подведение под понятие, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Л: смыслообразование

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К:выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

4.

Построение проекта выхода из затруднения

Руководит процессом:

использует подводящий диалог, побуждающий, выявляет причины затруднения, подводит итог выводам учеников

Выявляют особенности  образов, определяют языковые средства, делают записи ,выводы.

Л:самоопределение,смыслообразование,

П:анализ,синтез,обобщение;подведение под понятие, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации

К: выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения

5.

Реализация построенного проекта

Предлагает новый тип задания (проблемной задачи) на основе полученных учениками  исследований как завершающий этап проделанной работы.

Выдвигают гипотезы ,строят модели исходной проблемной ситуации,

чертят графики, схемы; защищают «модель» проекта.

Представление итогов индивидуальной самостоятельной (домашней) работы одного ученика как образца «модели» проекта.

Л:самоопределение,смыслообразование,

Р:познавательная инициатива

П: выдвижение гипотез и их обоснование, использование знаково-символических средств, моделирование и преобразование моделей разных типов.

К: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; достижение договорённостей и согласование общего решения

6.

Результат, рефлексия  учебной деятельности на уроке

Подводит итоги проделанной работе на уроке, создаёт ситуацию успеха для учеников с целью их дальнейшей  самостоятельной познавательной деятельности .

Делают выводы, соотнося цель урока с конечным результатом, поиском. Записывают домашнее задание.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Л:следование в поведении моральным нормам и этическим тпебованиям

Методическая цель  рассмотреть эффективность методологических принципов анализа художественных текстов как средства развития языковых способностей учащихся

Методические рекомендации (в соответствии с методической целью по структуре урока

-Выявить  эффективность приёмов мотивации;

-определить творческий потенциал учащихся;

- рассмотреть деятельностную способность учащихся в решении доказательной базы на пути к  творческому процессу познания

Содержание урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Тема  :«Знаю, мать-земля черница, все мы тесная родня». Путь к спасению.

       ( Тема природы и человека в лирике М.Лермонтова и С.Есенина)

Цель  :  Привлечь учащихся к пониманию тесного единства природы и человека; развить самосознание в понимании контекста экологической культуры средствами художественной литературы .

Ход урока

   (На доске или дисплее- эпиграф)

«Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии , убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной .И нет между ними пропасти , как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой.»

Д.С.Лихачёв

(там же ) «Сама русская природа-это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа».                                    

                                                                                           Борис Шергин

Слово учителя

Тема урока-семинара связана с экологическим воспитанием. Когда мы слышим слово ЭКОЛОГИЯ, первая ассоциация-защита окружающей природы. Но это слово имеет более глубокий смысл. Это и экология культуры, и экология души человеческой. Поэтому «Экос» с греческого означает «дом».А значит , небо, земля, природа, человек, Бог- «все мы тесная родня».

Сегодня мы попытаемся прикоснуться к одной из граней человеческого бытия и вести диалог с Миром- с человеком , природой, землёй, вселенной…

Этот поэтический диалог можно считать вечным для русской поэзии. И стихи, в которых субъективное Я автора говорит о вечных проблемах человеческого бытия. Мы называем философскими. Такой диалог может быть скрыт, чаще всего он сокровенен, но его присутствие всегда ощутимо. Диалог Я с Миром постоянен в лирике С. Есенина , М.Лермонтова, Н. Заболоцкого.

Может быть, именно эти поэты помогут нам раскрыть ту грань, за которой мы ощутим себя целым с Природой, почувствуем себя в гармонии с ней настолько, что сможем « постигнуть счастье на земле и в небесах увидеть Бога».

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Чтение стихотворения М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» читается  учителем наизусть

(На экране дисплея демонстрируется стихотворение

на фоне иллюстрации природы)

М.Ю.Лермонтов

                      * * *                                                                

Когда волнуется желтеющая нива ,                        

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой.

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Начало диалога

---Есть что-то в этом стихотворении необычное, противоестественное?

( примерные ответы , сделанные учащимися)

--- Да, здесь «перемешаны» картины природы, в которой одновременно совмещены «желтеющая нива»(что может быть осенью), «ландыш серебристый»(весной) и «малиновая слива» (летом)

-----Как же объяснить с точки зрения внешней реальности «хаос»?

-----Может быть , это связано с поэтическим мировоззрением Лермонтова. Сквозной мотив его поэзии –это одиночество .

И поэт ищет, как преодолеть это одиночество.

-------Каким же образом?

------- Наверное, через восстановление утраченного единства с Богом.И всё , что является несовместимым во внешней реальности, оказывается совместимым в действительности внутренней,  это и есть для поэта высшая реальность. Все предметы окружающего мира являются лишь символами , указывающими на эту реальность.

-------Что ещё необычного вы заметили?

------- Сама внешняя форма стихотворения, представляющая собой одно сложное предложение.

-------Случайно ли это?

------Может быть, поэт даже средствами синтаксиса хочет подчеркнуть единую связь всего живого.Но здесь присутствует и форма «период».Стихотворение по своей интонации делится на две части-повышение  (в первых 3-х строфах )и понижение ( в последней 4-й).

Верно, а интонационное нарастание , повышение в периоде называется…

-------градация

-------Проследите, в чём же суть такой интонационной градации?

-------Интонационной градации соответствует содержательная градация, которая проявляется в возрастании степени одушевления природы . …»

3.Выявление места и причины затруднения

Работа в группах (3 группы лермонтовские, 3 группы есенинские)

Проанализируйте каждую строфу стихотворения. Выявите особенность соотношения  природы и человека (лирического героя)в стихотворении  М.Лермонтова и стихах  С.Есенина

( Изображение строф  на дисплее с муз . и живописным фоном –смена времён года).Учащиеся самостоятельно проводят исследовательский анализ строф, представляют выводы.

(1-я строфа на дисплее)

------В первой строфе природа отделена от лирического героя, она присутствует как нечто внешнее. Но даже здесь уже она выступает не в качестве набора деталей пейзажа , она наделяется своей жизнью и даже одушевляется .

(2-я строфа)

--------Во второй строфе мы наблюдаем переход от одушевления к очеловечиванию природы .Природа вступает в диалог(пока только мимический)с лирическим героем: «ландыш серебристый приветливо качает головой»

Ключевое значение имеет здесь местоимение «мне». Оно подчёркивает, что поэт входит в изображаемый им мир как равноправный участник общения, а не остаётся лишь внешним наблюдателем гармонии. И таким образом преодолевается одиночество.

(3-я строфа)

--------И, наконец, в третьей строфе на смену мимическому диалогу приходит речевое общение:   «…студёный ключ…лепечет мне таинственную сагу..»И видно. Что ощущение одиночества преодолевается не через усилие самого поэта , а через исполненное любви к нему обращение природы.

 (4-строфа). Счастье на земле и чувство близости к Богу оказывается тесно связанным.

4.Построение проекта выхода из затруднения

--(Учитель)--И в чём же высшая гармония, высшая реальность, о которой  говорит  Михаил Юрьевич?

В том , что внешнее становится внутренним, в душе возникает ощущение счастья и высшей гармонии от того , что ты не одинок.

--(Учитель)—В чём же счастье на земле?

---- С-частье-это ощущение себя частью целого, причастности к гармонии мироздания. Для поэта БОГ- личное существо и познание его возможно через живой диалог с одушевлённой , животворящей природой.

Сама русская природа- это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа..

------(Учитель)

Да, в поэзии Лермонтова с невиданной силой выражено ощущение метафизического сиротства, богооставленности человечества- состояния , возникшего в результате грехопадения и изгнания из рая. У Лермонтова мы находим не умозрительное представление о Боге, но живое ощущение Его реальности, Его присутствия в мире .

И если Бог среди нас и внутри нас , то ты не одинок и должен быть благодарен природе за это и быть её вечным должником.

( музыкальная пауза-звуки природы )

Другой поэт России, С. Есенин, продолжает наш диалог.

(Чтение ученицей  стихотворения «Знаю мать-земля черница ,                

  все мы тесная родня»         )

(Учитель)

-----Каков же мир Есенина? Есть ли в нём гармония? И есть ли место человеку в этой гармонии?

-----Да, мир Есенина заключается в единстве и одушевлённости всего сущего.Не только люди, животные и растения- дети единой матери-природы, но и планеты, стихии и  предметы являются их братьями и сёстрами.

Природа у Есенина очеловечена, он как будто «оприродован»( это и человек-растение, цветок, дерево, зверь и т.п. )

Вот пример такого олицетворения: дорога задумалась, убегает в даль , «…ржёт в жуткое пространство», «сидит под ольхой», «чешет пуп человеческим шагом».

5.Реализация построенного проекта

Изобразите и представьте на основе полученных исследований  «модель»-структуру  взаимодействия  природы и человека

(Работа в группах )

(Далее сообщение ученицы , проводившей научно-исследовательскую работу по структуре есенинской модели человек-природа ; схема в виде презентации отражается  на дисплее )

По мысли Есенина, существует «гармония мироздания, где на законах световых скрещиваний построены все зримые и невидимые наши формы».

Координаты этого мира:

Горизонталь-«Земная гладь»,по которой «Бесконечная дорога убегает лентой» в бесконечную даль , в зелёную («малиновую», «синюю» ширь , а также –из прошлого в будущее;

А вертикаль уходит с земли в небо, в «простор синевы». Причём традиционные мифологические три сферы мира( НЕБО,ЗЕМЛЯ и ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО) у  Есенина трансформируются в двуединое пространство: этот мир , состоящий из земли и неба, и тот свет (рай и ад), в котором рай есть на небе, но может быть и на земле, ад – не в подземном мире, а рассредоточен по всей земле. В точке скрещивания –сквозной образ поэта-ИЗБА.

Именно поэтому обретение гармонии с миром происходит в поэзии Есенина через образ избы.

(ч т е н и е     с т х о т в о р е н и я)

  О красном вечере задумалась дорога,

   Кусты рябин туманней глубины.

   Изба-старуха челюстью порога

   Жуёт пахучий мякиш тишины.

Таким образом , познав гармонию на земле, человек познаёт её и на небе. А , познав гармонию двух сфер : неба и земли , человек обретает её в себе.

(учащиеся приводят примеры из текстов стихотворений)

----Какие подтверждения этой теории вы нашли в художественно-философском мире поэта?

----Небо у Есенина –это «голубая трава», «голубая пыль», «голубой(небесный )песок, там растут деревья, пасутся «животные»(месяц, луна, солнце, звёзды, облака), а вода на земле- это небесная  «синь, упавшая в реку», « в три звезды березняк», «золотою лягушкой луна…распласталась на тихой воде».

-----Земля и небо у Есенина взаимодействуют, влияют друг на друга: божественный мир приземляется, а земной обожествляется. И человек тоже в этом взаимодействии.

Вокруг него живут и молятся все предметы. Как и у Лермонтова , Природа- божественный храм.

---Покажите это примерами.

----Ночные небеса-иконостас, звезды-«лампадки небесные», «хаты- в ризах образа», «поле как святцы»,рощи «в венчиках иконных», деревья-монашки, ветки деревьев –чётки , сумрак-ангел, , туман как ряса.

Кажется, что природа словно участвует в литургии: «С голубизны незримой кущи струятся звёздные псалмы», «степи звенят молитвенным ковылём», «ели льют запах ладана», «у лесного аналоя / Воробей псалтырь читает,» «вербы чётки уронили». Поэт как бы подсказывает ,что наше спасение в единении с природой , в  Христианском начале .

-------А каков лирический герой Есенина?Есть ли его сходство с героем Лермонтова?

-Лирический герой Есенина как и Лермонтова испытывает тоску, обездоленность , лишённость оттого , что лишён гармонии, связи с природой. Но Есенин решает эту проблему через осознаниечеловеком  своей причастности к миру природы. Поэтому он активно наделяет его с представителями растительного и животного мира.

Кажется , что в этом человеке борются два начала: растительное и животное, человек-растение(слабый и неподвижный, приросший к земле, и человек-зверь,сильный и подвижный.

----Благодаря этому, возникает образ идеального человека, сочетающего в себе нежность, красоту и доброту «цветка неповторимого» и мужество , силу, отвагу и буйство космических стихий .(Поэма «Цветы»).

6.Результат, рефлексия  учебной деятельности на уроке

(Учитель)

И так , наш диалог подтверждает , что ПУТЬ К СПАСЕНИЮ человечества лежит в единении , гармонии природы и человека , и слова С. Есенина , выведенные в тему нашего урока, как пророческое напоминание об этом.

Домашнее задание:

                    Сопоставить стихотворение И.А.Бунина «И цветы , и шмели , и трава , и колосья….»,А.Блока «Когда в листве сырой и ржавой», Н.Рубцова «В глуши».Что сближает их с  Лермонтовским,  что отличает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к уроку в условиях ФГОС.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3836767","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"128","width":"300"}}]]...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС...

Методическая разработка "Искусство современного урока в условиях ФГОС"

            Одной из наиболее значимых задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, нахождение способов утверждения чел...

Урок в условиях ФГОС

Выступление к презентации (автор Старченко Е.А.)В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»Е...

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УРОКУ В УСЛОВИЯХ ФГОС

В статье «Современный подход к уроку в условиях ФГОС» излагаются основные формы, методы, этапы организации современного урока в рамках ФГОС....

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"...