Проект урока в условиях ФГОС ООО
план-конспект урока по литературе (9 класс)
В проекте представлен материал по теме урока "Природа и человек в лирике М.Лермонтова и С. Есенина".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема природы и человека в лирике М.Лермонтова и С.Есенина
(Проект урока в условиях ФГОС основного общего образования)
Предмет ___литература
Класс 9
Продолжительность 45 мин
Учитель Глотова С.А.
Раздел Изображение природы в русской литературе
Тема урока «Знаю, мать-земля черница, все мы тесная родня». Путь к спасению.
( Тема природы и человека в лирике М.Лермонтова и С.Есенина)
Планируемые личностные результаты освоения:
У учащихся будут сформированы: мотивация к обучению, навыки творческого усвоения знаний, морально-этических ценностей ,внутренней, личностной позиции.
У учащихся могут быть сформированы: _навыки целостноориентированного взгляда на мир в единстве природы и человека
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные
Учащиеся научатся: выполнять учебные действия в речевой и умственной формах, оценивать логически постановку решения проблемы.
Учащиеся получат возможность научиться: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно -следственные связи
Познавательные
Учащиеся научатся: познавательной самостоятельности (в работе с источниками),организации поиска нового знания.
Учащиеся получат возможность научиться: применять усвоенные знания в новой ситуации, умению решать учебные проблемы
Коммуникативные
Учащиеся научатся: организованному общению, ставить вопросы, формулировать собственное мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Учащиеся получат возможность научиться: сотрудничать в общении : выражать свои чувства, мысли, владеть устной и письменной монологической речью, работе в команде.
Планируемые предметные результаты освоения:
Учащиеся научатся: методам научного исследования художественного отображения действительности
Учащиеся получат возможность научиться: определять основные идейно-нравственные проблемы литературы, умению определять роль изобразительных средств при создании картин природы в стихотворениях.
Тип урока__Открытие нового знания_
Ведущий метод эвристический
Форма организация деятельности обучающихся коллективная, групповая, индивидуальная
Учебно-методическое обеспечение Учебник литературы 9 класс(В.Я. Коровина),тексты стихов М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, словарь литературоведческих терминов, мультимедийная презентация
Материально-техническое обеспечение компьютер, проектор, экран
Деятельность учителя и обучающихся
№ п/п | Элементы урока (в соответствии со структурой урока «открытия нового знания») | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Формулируется тема урока и его задачи Демонстрируется на экране эпиграф к теме урока Вступительное слово | Работа в тетрадях (запись темы, эпиграфа) | Л:Формирование «стартовой» мотивации к обучению, самоопределение, смыслообразование, П:целеполагание К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения | На экране дисплея демонстрируется стихотворение на фоне пейзажа Читает стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» (наизусть). Приглашает к диалогу | Слушают учителя, просматривают текст стихотворения ,включаются в диалог , отвечают на вопросы по стихотворению(фронтальная работа), используют в работе литературоведческий словарь | П:извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: выполнение пробного учебного действия. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
3. | Выявление места и причины затруднения | Демонстрирует текст(строфы) на дисплее с муз . и живописным фоном –смена времён года). Объявляет учебные действия, ставит проблемное задание, | Работают с текстами стихотворения, самостоятельно проводят исследовательский анализ строф в группах.(всего 6 групп по 5 человек) | П: анализ, синтез, обобщение; подведение под понятие, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Л: смыслообразование Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Руководит процессом: использует подводящий диалог, побуждающий, выявляет причины затруднения, подводит итог выводам учеников | Выявляют особенности образов, определяют языковые средства, делают записи ,выводы. | Л:самоопределение,смыслообразование, П:анализ,синтез,обобщение;подведение под понятие, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения |
5. | Реализация построенного проекта | Предлагает новый тип задания (проблемной задачи) на основе полученных учениками исследований как завершающий этап проделанной работы. | Выдвигают гипотезы ,строят модели исходной проблемной ситуации, чертят графики, схемы; защищают «модель» проекта. Представление итогов индивидуальной самостоятельной (домашней) работы одного ученика как образца «модели» проекта. | Л:самоопределение,смыслообразование, Р:познавательная инициатива П: выдвижение гипотез и их обоснование, использование знаково-символических средств, моделирование и преобразование моделей разных типов. К: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; достижение договорённостей и согласование общего решения |
6. | Результат, рефлексия учебной деятельности на уроке | Подводит итоги проделанной работе на уроке, создаёт ситуацию успеха для учеников с целью их дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности . | Делают выводы, соотнося цель урока с конечным результатом, поиском. Записывают домашнее задание. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. Л:следование в поведении моральным нормам и этическим тпебованиям |
Методическая цель рассмотреть эффективность методологических принципов анализа художественных текстов как средства развития языковых способностей учащихся
Методические рекомендации (в соответствии с методической целью по структуре урока
-Выявить эффективность приёмов мотивации;
-определить творческий потенциал учащихся;
- рассмотреть деятельностную способность учащихся в решении доказательной базы на пути к творческому процессу познания
Содержание урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Тема :«Знаю, мать-земля черница, все мы тесная родня». Путь к спасению.
( Тема природы и человека в лирике М.Лермонтова и С.Есенина)
Цель : Привлечь учащихся к пониманию тесного единства природы и человека; развить самосознание в понимании контекста экологической культуры средствами художественной литературы .
Ход урока
(На доске или дисплее- эпиграф)
«Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии , убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной .И нет между ними пропасти , как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой.»
Д.С.Лихачёв
(там же ) «Сама русская природа-это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа».
Борис Шергин
Слово учителя
Тема урока-семинара связана с экологическим воспитанием. Когда мы слышим слово ЭКОЛОГИЯ, первая ассоциация-защита окружающей природы. Но это слово имеет более глубокий смысл. Это и экология культуры, и экология души человеческой. Поэтому «Экос» с греческого означает «дом».А значит , небо, земля, природа, человек, Бог- «все мы тесная родня».
Сегодня мы попытаемся прикоснуться к одной из граней человеческого бытия и вести диалог с Миром- с человеком , природой, землёй, вселенной…
Этот поэтический диалог можно считать вечным для русской поэзии. И стихи, в которых субъективное Я автора говорит о вечных проблемах человеческого бытия. Мы называем философскими. Такой диалог может быть скрыт, чаще всего он сокровенен, но его присутствие всегда ощутимо. Диалог Я с Миром постоянен в лирике С. Есенина , М.Лермонтова, Н. Заболоцкого.
Может быть, именно эти поэты помогут нам раскрыть ту грань, за которой мы ощутим себя целым с Природой, почувствуем себя в гармонии с ней настолько, что сможем « постигнуть счастье на земле и в небесах увидеть Бога».
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
Чтение стихотворения М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» читается учителем наизусть
(На экране дисплея демонстрируется стихотворение
на фоне иллюстрации природы)
М.Ю.Лермонтов
* * *
Когда волнуется желтеющая нива ,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой.
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
Начало диалога
---Есть что-то в этом стихотворении необычное, противоестественное?
( примерные ответы , сделанные учащимися)
--- Да, здесь «перемешаны» картины природы, в которой одновременно совмещены «желтеющая нива»(что может быть осенью), «ландыш серебристый»(весной) и «малиновая слива» (летом)
-----Как же объяснить с точки зрения внешней реальности «хаос»?
-----Может быть , это связано с поэтическим мировоззрением Лермонтова. Сквозной мотив его поэзии –это одиночество .
И поэт ищет, как преодолеть это одиночество.
-------Каким же образом?
------- Наверное, через восстановление утраченного единства с Богом.И всё , что является несовместимым во внешней реальности, оказывается совместимым в действительности внутренней, это и есть для поэта высшая реальность. Все предметы окружающего мира являются лишь символами , указывающими на эту реальность.
-------Что ещё необычного вы заметили?
------- Сама внешняя форма стихотворения, представляющая собой одно сложное предложение.
-------Случайно ли это?
------Может быть, поэт даже средствами синтаксиса хочет подчеркнуть единую связь всего живого.Но здесь присутствует и форма «период».Стихотворение по своей интонации делится на две части-повышение (в первых 3-х строфах )и понижение ( в последней 4-й).
Верно, а интонационное нарастание , повышение в периоде называется…
-------градация
-------Проследите, в чём же суть такой интонационной градации?
-------Интонационной градации соответствует содержательная градация, которая проявляется в возрастании степени одушевления природы . …»
3.Выявление места и причины затруднения
Работа в группах (3 группы лермонтовские, 3 группы есенинские)
Проанализируйте каждую строфу стихотворения. Выявите особенность соотношения природы и человека (лирического героя)в стихотворении М.Лермонтова и стихах С.Есенина
( Изображение строф на дисплее с муз . и живописным фоном –смена времён года).Учащиеся самостоятельно проводят исследовательский анализ строф, представляют выводы.
(1-я строфа на дисплее)
------В первой строфе природа отделена от лирического героя, она присутствует как нечто внешнее. Но даже здесь уже она выступает не в качестве набора деталей пейзажа , она наделяется своей жизнью и даже одушевляется .
(2-я строфа)
--------Во второй строфе мы наблюдаем переход от одушевления к очеловечиванию природы .Природа вступает в диалог(пока только мимический)с лирическим героем: «ландыш серебристый приветливо качает головой»
Ключевое значение имеет здесь местоимение «мне». Оно подчёркивает, что поэт входит в изображаемый им мир как равноправный участник общения, а не остаётся лишь внешним наблюдателем гармонии. И таким образом преодолевается одиночество.
(3-я строфа)
--------И, наконец, в третьей строфе на смену мимическому диалогу приходит речевое общение: «…студёный ключ…лепечет мне таинственную сагу..»И видно. Что ощущение одиночества преодолевается не через усилие самого поэта , а через исполненное любви к нему обращение природы.
(4-строфа). Счастье на земле и чувство близости к Богу оказывается тесно связанным.
4.Построение проекта выхода из затруднения
--(Учитель)--И в чём же высшая гармония, высшая реальность, о которой говорит Михаил Юрьевич?
В том , что внешнее становится внутренним, в душе возникает ощущение счастья и высшей гармонии от того , что ты не одинок.
--(Учитель)—В чём же счастье на земле?
---- С-частье-это ощущение себя частью целого, причастности к гармонии мироздания. Для поэта БОГ- личное существо и познание его возможно через живой диалог с одушевлённой , животворящей природой.
Сама русская природа- это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа..
------(Учитель)
Да, в поэзии Лермонтова с невиданной силой выражено ощущение метафизического сиротства, богооставленности человечества- состояния , возникшего в результате грехопадения и изгнания из рая. У Лермонтова мы находим не умозрительное представление о Боге, но живое ощущение Его реальности, Его присутствия в мире .
И если Бог среди нас и внутри нас , то ты не одинок и должен быть благодарен природе за это и быть её вечным должником.
( музыкальная пауза-звуки природы )
Другой поэт России, С. Есенин, продолжает наш диалог.
(Чтение ученицей стихотворения «Знаю мать-земля черница ,
все мы тесная родня» )
(Учитель)
-----Каков же мир Есенина? Есть ли в нём гармония? И есть ли место человеку в этой гармонии?
-----Да, мир Есенина заключается в единстве и одушевлённости всего сущего.Не только люди, животные и растения- дети единой матери-природы, но и планеты, стихии и предметы являются их братьями и сёстрами.
Природа у Есенина очеловечена, он как будто «оприродован»( это и человек-растение, цветок, дерево, зверь и т.п. )
Вот пример такого олицетворения: дорога задумалась, убегает в даль , «…ржёт в жуткое пространство», «сидит под ольхой», «чешет пуп человеческим шагом».
5.Реализация построенного проекта
Изобразите и представьте на основе полученных исследований «модель»-структуру взаимодействия природы и человека
(Работа в группах )
(Далее сообщение ученицы , проводившей научно-исследовательскую работу по структуре есенинской модели человек-природа ; схема в виде презентации отражается на дисплее )
По мысли Есенина, существует «гармония мироздания, где на законах световых скрещиваний построены все зримые и невидимые наши формы».
Координаты этого мира:
Горизонталь-«Земная гладь»,по которой «Бесконечная дорога убегает лентой» в бесконечную даль , в зелёную («малиновую», «синюю» ширь , а также –из прошлого в будущее;
А вертикаль уходит с земли в небо, в «простор синевы». Причём традиционные мифологические три сферы мира( НЕБО,ЗЕМЛЯ и ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО) у Есенина трансформируются в двуединое пространство: этот мир , состоящий из земли и неба, и тот свет (рай и ад), в котором рай есть на небе, но может быть и на земле, ад – не в подземном мире, а рассредоточен по всей земле. В точке скрещивания –сквозной образ поэта-ИЗБА.
Именно поэтому обретение гармонии с миром происходит в поэзии Есенина через образ избы.
(ч т е н и е с т х о т в о р е н и я)
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Таким образом , познав гармонию на земле, человек познаёт её и на небе. А , познав гармонию двух сфер : неба и земли , человек обретает её в себе.
(учащиеся приводят примеры из текстов стихотворений)
----Какие подтверждения этой теории вы нашли в художественно-философском мире поэта?
----Небо у Есенина –это «голубая трава», «голубая пыль», «голубой(небесный )песок, там растут деревья, пасутся «животные»(месяц, луна, солнце, звёзды, облака), а вода на земле- это небесная «синь, упавшая в реку», « в три звезды березняк», «золотою лягушкой луна…распласталась на тихой воде».
-----Земля и небо у Есенина взаимодействуют, влияют друг на друга: божественный мир приземляется, а земной обожествляется. И человек тоже в этом взаимодействии.
Вокруг него живут и молятся все предметы. Как и у Лермонтова , Природа- божественный храм.
---Покажите это примерами.
----Ночные небеса-иконостас, звезды-«лампадки небесные», «хаты- в ризах образа», «поле как святцы»,рощи «в венчиках иконных», деревья-монашки, ветки деревьев –чётки , сумрак-ангел, , туман как ряса.
Кажется, что природа словно участвует в литургии: «С голубизны незримой кущи струятся звёздные псалмы», «степи звенят молитвенным ковылём», «ели льют запах ладана», «у лесного аналоя / Воробей псалтырь читает,» «вербы чётки уронили». Поэт как бы подсказывает ,что наше спасение в единении с природой , в Христианском начале .
-------А каков лирический герой Есенина?Есть ли его сходство с героем Лермонтова?
-Лирический герой Есенина как и Лермонтова испытывает тоску, обездоленность , лишённость оттого , что лишён гармонии, связи с природой. Но Есенин решает эту проблему через осознаниечеловеком своей причастности к миру природы. Поэтому он активно наделяет его с представителями растительного и животного мира.
Кажется , что в этом человеке борются два начала: растительное и животное, человек-растение(слабый и неподвижный, приросший к земле, и человек-зверь,сильный и подвижный.
----Благодаря этому, возникает образ идеального человека, сочетающего в себе нежность, красоту и доброту «цветка неповторимого» и мужество , силу, отвагу и буйство космических стихий .(Поэма «Цветы»).
6.Результат, рефлексия учебной деятельности на уроке
(Учитель)
И так , наш диалог подтверждает , что ПУТЬ К СПАСЕНИЮ человечества лежит в единении , гармонии природы и человека , и слова С. Есенина , выведенные в тему нашего урока, как пророческое напоминание об этом.
Домашнее задание:
Сопоставить стихотворение И.А.Бунина «И цветы , и шмели , и трава , и колосья….»,А.Блока «Когда в листве сырой и ржавой», Н.Рубцова «В глуши».Что сближает их с Лермонтовским, что отличает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы....
Требования к уроку в условиях ФГОС.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3836767","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"128","width":"300"}}]]...
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС...
Методическая разработка "Искусство современного урока в условиях ФГОС"
Одной из наиболее значимых задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, нахождение способов утверждения чел...
Урок в условиях ФГОС
Выступление к презентации (автор Старченко Е.А.)В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»Е...
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УРОКУ В УСЛОВИЯХ ФГОС
В статье «Современный подход к уроку в условиях ФГОС» излагаются основные формы, методы, этапы организации современного урока в рамках ФГОС....
Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"
Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"...