Урок по рассказу Куприна "Святая ложь"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Рассказ Куприна заставляет задуматься. бывает ли ложь святой. При анализе используются приёмы "чтение с остановками", "дерево предсказаний", "фишбоун". Проблематика произведения, элементы технологии критического мышления позволяют рассматривать его практически в любом классе среднего и старшего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuprin.docx882.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Замаскированная правда» (анализ рассказа А.Куприна «Святая ложь»)

1 этап. Приветствие

Послушайте притчу\стих\ и назовите ключевые слова

Не понимая благородства,

Которое и там, и тут,

Я презираю то упорство,

С которым люди свято лгут.

Оправданная ложь – не редкость,

Ложь во спасение – судьба.

Уничижает ложь бесцельность,

Та, что для красного словца.

Я знаю, люди - не святые,

Грехи прописаны судьбой.

По мне, так лучше – честно злые,

Чем люди с лживой добротой.

  

Святость                                                                                                                  ложь

Как вы понимаете значение этих слов? /При необходимости сравнить со словарём/

Свя́тость (праслав. svętъ, svętъjь) — одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святое — являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати... Чистая душа

Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно.

С каким цветом ассоциируются у вас данные слова? /Поднять карточки из набора/   светлый,чистый-тёмный

А могут ли сочетаться такие разные слова?

Да, оксюморон-сочетание несочетаемого- в названии рассказа Куприна «Святая ложь»

Предположите, что может произойти в тексте с таким названием

/Работа с деревом/

2 этап.

-ЧТЕНИЕ текста с остановками. Текст на слайдах.

Куприн Александр
Святая ложь

    Иван Иванович Семенюта - вовсе не дурной человек. Он трезв, усерден, набожен, не пьет, не курит, не чувствует влечения  к картам. Но он самый типичный из неудачников. Еще в школьные годы Семенюта всегда был козлищем отпущения за целый класс… И каждый раз  его мать, жалкая и убогая старушка, жившая в казенном вдовьем доме, тащилась через весь город к инспектору, к директору, бросалась перед ними в землю, обнимала их ноги, мочила их колени обильными материнскими слезами, моля за сына.  После двух неудачных попыток проникнуть в седьмой класс его все-таки исключили.

Оставалось искать место.

СТОП1   Как вы думаете, нашёл наш герой место?

Но место "не выходило" - таково уж было вечное счастье Семенюты. Целый год он бегал с утра до вечера в поисках какой-нибудь крошечной должности. Обедал он и ужинал во вдовьем доме: мать тайком приносила ему половину своей скудной порции.

      Наконец-то через год с лишком нашлось место писца в казенной палате.

СТОП2    Как будет относиться к своим обязанностям С.?


 Семенюта со всем усердием и неутомимостью влег в лямку тяжелой, скучной службы. Он первый приходил в палату и последний уходил из нее, а иногда приходил заниматься даже по вечерам. Семенюта был счастлив: теперь он мог изредка баловать мать то яблочком, то десятком карамель.

Начальство оценило его усердие. К концу второго года он уже числился штатным и стал изредка откладывать кое-что в сберегательную кассу.

СТОП3   Предположите, как будут дальше развиваться события.

Работа с деревом предсказания в группах

Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы.     Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. Чем существует Семенюта, он и сам не скажет. Он не брит, не стрижен, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью… Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек: пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

СТОП4. К чему готовится герой?

Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери.

СТОП4 Мы попытаемся воспроизвести встречу матери с сыном

(работа в парах-группах 1мин, затем воспризвести:2 чел. От группы или по желанию)

Давайте проверим, кто оказался ближе к авторскому замыслу

- Думала, так и не дождусь моего ясного сокола. ..Вид у тебя неважный, Ванёк, - говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе.

-Ничего, маман, я двужильный. Зато на Пасху получу коллежского. Сниму квартирку и перевезу вас к себе.

Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. Всё равно, он этого не замечает. Замечает мать, но она молчит. Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее. Служба идёт прекрасно. Начальство ценит Семенюту, товарищи любят... И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

Зовут ужинать

      - Ты подожди меня, - шепчет мать. - Хочу еще на тебя поглядеть.

СТОП5   Подумайте, это единственная причина, по которой мать просит сына подождать её?


Через двадцать минут она возвращается с тарелочкой

      - Покушай, Ванечка, покушай, - ласково упрашивает мать.

      - Маман, помилуйте, сыт по горло. Обедали сегодня в «Праге». Кстати, маман, я вам оттуда апельсинчик захватил. Пожалуйте...
      Но он, однако, съедает принесенное блюдо со зверским аппетитом и не замечает, как по морщинистым щекам материнского лица растекаются, точно узкие горные ручьи, тихие слезы….

СТОП6  Что будет дальше? Это конец рассказа или нет?

Работа с деревом предсказания в группах. Озвучивают.

      Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли? Я думаю - да.
      Что стоит ей, взбалмошной и непостоянной красавице, взять и назло всем своим любимцам нежно приласкать самого последнего раба?


Старый, честный сторож Анкудин, расхворавшись и почувствовав приближение смерти, признаётся генералу, что это он украл деньги и марки.

      Пошлет начальник за Семенютой, и попросит у него публично прощения.
      И будет жить Семенюта вместе с мамашей еще очень долго в тихом, скромном и теплом уюте. Но никогда старушка не намекнет сыну на то, что она знала об его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. Это острое место всегда будет осторожно обходиться. Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

А ведь и в самом деле бывают же в жизни чудеса! Или только в пасхальных рассказах?

СТОП7 Совпадают ваши предположения с услышанным? Какие чувства вызывает у вас этот отрывок?

  - Ребята, мы пропустили части  рассказа. Прочитайте рассказ целиком и подумайте, где место пропущенных отрывков.

  • Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли? Я думаю - да.
          Что стоит ей, взбалмошной и непостоянной красавице, взять и назло всем своим любимцам нежно приласкать самого последнего раба?

………………

  • А ведь и в самом деле бывают же в жизни чудеса! Или только в пасхальных рассказах?


 Высказывают предположения, аргументируют.

-Случилось ли чудо? Почему не случилось?

 Так редко  бывает в жизни

3 этап. Рефлексия

Так о чём же размышляет автор? Заставляет задуматься нас?

ДОСКА приём фишбоун

В основе скелета вопрос «Может ли быть ложь святой?»   Закрыто- открыть

Верхние рёбра – ситуации.  (КОГДА лгут).

Нижние рёбра -  ПОЧЕМУ лгут

         

Кто в рассказе лжёт, в каких ситуациях и почему? /писать на листах, от каждой группы по одному/

три ребра: -Анкудин-кража-выгода,жадность,нажива

                - Иван С. –рассказ о жизни- спокойствие матери

                -Мать Ивана – не признаётся, что чувствует ложь сына- не хочет его расстраивать.

- Скажите, когда ложь, на ваш взгляд, оправдана? Почему?

Как Куприн отвечает на вопрос,  может ли быть ложь святой?

ДА.    «Святая ложь - это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.»         Вставить в ответ, где рыбий хвост.

- Как вы понимаете это определение Куприна? Согласны вы с ним?..Почему?

- А как вы  бы ответили на вопрос о лжи?  На столах у вас высказывания на эту тему знаменитых людей. Выберите из них одно, наиболее близкое вам и скажите и поясните свой выбор.

Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер.-Бэкон
Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя. - 
Толстой

И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку иулыбается. - Г. Троепольский. "Белый Бим Черное Ухо

В конце концов, что такое ложь?- Замаскированная правда.-Байрон 

Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая,которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.-Диккенс 

Мы потому клеймим ложь наибольшим позором, что из всех дурных поступков этот легче всего скрыть и проще всего совершить.-Вольтер 

На звезды мы глядим в полночный час, 
А солнце в полдень ослепляет нас, 
Так темень лжи, что радость нам приносит, 
Приятнее, чем правда без прикрас.–
Вазех.
Ответы.

Язык наш настолько богат и выразителен, что может себе позволить соединить несочетаемое. «Святая ложь»- это весьма интересное выражение, так что никто точно не знает, где проходит граница между «несвятой» и «святой» ложью.

Где грань, которую нельзя переступать?    (Вопрос для дом.соч.,

размышления..) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....