Технологическая карта «А.И.Куприн. «Гранатовый браслет»- печальная красота неразделенной любви».
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Представлена технологическая карта урока, посвященного повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «А.И.Куприн. «Гранатовый браслет»- печальная красота неразделенной любви».
Цели урока:
Образовательные:
1. Сформировать представления обучающихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна.
2.Познакомить обучающихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”.
3. Провести комплексный анализ произведения (на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа), рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
Развивающие:
1.Совершенствовать навыки обучающихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.
2.Развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы.
3. Обогащать словарный запас обучающихся.
4. Формировать у обучающихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать приёмы умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности.
Воспитательные:
1.Воспитывать нравственные качества обучающихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства).
2.Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное кино.
3. Воспитывать внимательное отношение к слову.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Вид урока: урок-беседа с элементами дискуссии. Методы: индивидуальный, фронтальный, групповой. Формируемые ОК: ОК2, ОК4, ОК6, ОК7
Планируемые результаты:
1.Должны знать: художественное своеобразие прозы А. И. Куприна, историю создания рассказа “Гранатовый браслет”, идейное содержание рассказа (проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов).
2. Должны уметь: создавать связные устные высказывания, исследовать художественное произведение (уметь выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения), делать самостоятельные выводы, выполнять аналитическую, сопоставительную работу по элементам рассказа.
Оборудование урока:
портрет А.И.Куприна, текст рассказа «Гранатовый браслет», иллюстративный материал по теме урока, ноутбук, аудиозаписи (L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato), раздаточный материал (карточки с высказываниями о любви героев рассказа).
Основная литература: 1. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы-М.: Художественная литература, 1984.-с. 335 (Классики и современники) 2. Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой»// Литература в школе. – 1995.-№ 1.- с. 37. 3. Макарова С.А. Изучение рассказа А.И.Куприна « Гранатовый браслет»// литература в школе.-2007.-№ 7.-с. 22-27. 4.Марценюк С.Ф. «Да святится имя Твое».// русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990.-№ 9- с.56-57. 5. Петрова Т.А. Рождение урока.//Литература в школе. – 1998.-№ 3.-с. 135. 6. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. – 2007.-№ 7. – с. 8-11.
Технологическая карта занятия
№ | Этапы занятия | Методы и приемы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
1 | Организационный | Техническая минутка | 1. Делит обучающихся на 3 подгруппы. 2. Приветствует, отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к занятию. 3. Создает приятную психологическую атмосферу. | 1. Занимают рабочие места согласно подгрупповому разделению. 2. Приветствуют преподавателя. |
2 | Постановка цели и задач урока. | Форма работы: фронтальная | 1. Объявляет тему урока. 2. Предлагает обучающимся сформулировать цели занятия. 3.Мотивирует к занятию посредством вступительного слова. | 1.Работают фронтально 2. Формулируют цели урока |
3. | Актуализация знаний. | Метод: беседа продуктивный составление кластера Форма работы: фронтальная, групповая | 1.Использует прием «Прогнозирование по названию». 2.Предлагает составить кластер «Лики любви». 3.Использует прием «Индуктор». | 1.Отвечают на вопросы преподавателя. 2. Составляют и демонстрируют получившийся кластер «Лики любви». 3. Составляют ассоциативный ряд к слову «любовь». 4. Представители подгрупп выступают с результатами подгрупповой работы. |
4. | Первичное усвоение новых знаний. | Метод: репродуктивный беседа Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная | 1.Организует выступление двух обучающихся по их заранее подготовленному материалу, с целью ознакомления других с творческой историей создания произведения. 2. Контролирует процесс выступления. 3. Организует обсуждение в группах композиционного решения рассказа. 4. Организует аналитическую беседу (с опорой на текст), привлекая ассистента-обучающегося. 5.Организует выступление обучающегося с выразительным чтением письма Желткова. 6.Организует прослушивание аудиозаписи фрагмента L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato. 7. Организует активное слушание. | 1. Выступают с заранее подготовленным сообщением. 2.Внимательно слушают выступление двух обучающихся. 3. Обсуждают композиционное решение рассказа. 4. Проведение аналитической беседы ассистента-обучающегося с подгруппами. 4. Выразительное чтение письма Желткова. 5.Прослушивают аудиозапись фрагмента L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato». |
5. | Первичная проверка понимания | Метод: продуктивный Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная | Организует работу по проведению дискуссии: вопросы подгруппам задает заранее подготовленный ассистент-обучающийся. Выявляет самую активную группу. | Обучающиеся отвечают на вопросы, делают выводы. |
6. | Первичное закрепление. | Метод: Продуктивный Исследовательский Форма работы: групповая, индивидуальная | 1. Организует работу с раздаточным материалом: выдает каждой подгруппе карточки с высказываниями о любви героев рассказа. 2. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!». 3. Организует активное слушание при представлении результатов. 4. Организует выразительное чтение обучающимся наизусть стихотворения. 5. Организует активное слушание. | 1.Анализируют предложенные их вниманию карточки с высказываниями о любви героев рассказа. 2. Представители подгрупп выступают с результатами подгрупповой работы. 3. Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
7. | Подведение итога. Выставление оценок за урок. | Метод: продуктивный Форма работы: фронтальная | Предлагает подвести итог деятельности своей и обучающихся на занятии. | Обмениваются мнениями относительно итога проведенного урока |
8. | Домашнее задание. | Метод: продуктивный. Форма работы: индивидуальная. | Информирует о домашнем задании: Задания разного уровня сложности. 1)Подготовиться к викторине по рассказу «Гранатовый браслет» (упрощенный) 2)Творческая работа (усложненный) Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему (по выбору обучающихся): а) «Любовь в жизни человека: награда или наказание?»; б) «Опыт прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А.И.Куприна»; в) «Моя версия финала рассказа. | Записывают домашнее задание. |
9. | Рефлексия. | Задача: определить уровень удовлетворенности занятием и результатами работы | Предлагает на «Дереве настроения» прикрепить смайлики, отражающие, с каким настроением обучающиеся закончили урок: равнодушным, грустным или веселым. Высказаться, что особенно запомнилось на уроке, какие виды работ были наиболее интересными. | Высказывают свое мнение относительно проведенного урока, приклеивают смайлик, отражающий их настроение после проведенного урока. |
Разработал преподаватель КГБ ПОУ ХАМК Башарымова Вера Александровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Великая тайна любви"( по повести А. И.Куприна "Гранатовый браслет")
Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"...
Урок литературы «Особенности художественного воплощения темы любви в повести Куприна «Гранатовый браслет».
Данный урок проводится при изучении творчества А.И.Куприна в 11 классе....
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» - книга о любви могучей и прекрасной
Урок апробирован. Применена технология критического мышления.Приемы:Составление кластеров, беседа по проблемным вопросам с элементами дискуссии, написание синквейнов....
Тема любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...
Талант любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"
Анализ рассказа "Гранатовый браслет"...
Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”. Урок литературы в 11 классе
Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.(Урок нацелен на создание эмоционального опыта учащихся, формирование представления о силе любви...
Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»...