Технологическая карта «А.И.Куприн. «Гранатовый браслет»- печальная красота неразделенной любви».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Башарымова Вера Александровна

Представлена технологическая карта урока, посвященного повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:                                                                                                                                                                                                                   «А.И.Куприн. «Гранатовый браслет»- печальная красота неразделенной любви».

Цели урока:

Образовательные:

1. Сформировать представления обучающихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна.

2.Познакомить обучающихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”.

3. Провести комплексный анализ произведения  (на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа), рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

1.Совершенствовать навыки обучающихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.

2.Развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы.

3. Обогащать словарный запас обучающихся.

4. Формировать у обучающихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать приёмы умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности.

Воспитательные:

1.Воспитывать нравственные качества обучающихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства).

2.Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное кино.

3. Воспитывать внимательное отношение к слову.

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.                                                                                                                                                      Вид урока: урок-беседа с элементами дискуссии.                                                                                                                      Методы:  индивидуальный, фронтальный, групповой.                                                                                                          Формируемые ОК: ОК2, ОК4, ОК6, ОК7

Планируемые результаты:

1.Должны знать: художественное своеобразие прозы А. И. Куприна, историю создания рассказа “Гранатовый браслет”, идейное содержание рассказа (проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов).

2. Должны уметь: создавать связные устные высказывания, исследовать художественное произведение (уметь выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения), делать самостоятельные выводы, выполнять аналитическую, сопоставительную работу по элементам рассказа.

Оборудование урока:

портрет А.И.Куприна, текст рассказа «Гранатовый браслет», иллюстративный материал по теме урока, ноутбук, аудиозаписи (L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato), раздаточный материал  (карточки с высказываниями о любви героев рассказа).  

Основная литература:                                                                                                                                                                                            1. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы-М.: Художественная литература, 1984.-с. 335 (Классики и современники)                                                                                                                                                                                                                 2. Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой»// Литература в школе. – 1995.-№ 1.- с. 37.                                                                                                                                                                                3. Макарова С.А. Изучение рассказа А.И.Куприна « Гранатовый браслет»// литература в школе.-2007.-№ 7.-с. 22-27.    4.Марценюк С.Ф. «Да святится имя Твое».// русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990.-№ 9- с.56-57.                                                                                                                                                                                                    5. Петрова Т.А. Рождение урока.//Литература в школе. – 1998.-№ 3.-с. 135.                                                                                                6. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. – 2007.-№ 7. – с. 8-11.

Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Методы и приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1

Организационный

Техническая минутка

1. Делит обучающихся на 3 подгруппы.

2. Приветствует,  отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к занятию.

3. Создает приятную психологическую атмосферу.

1. Занимают  рабочие места согласно подгрупповому разделению.

2. Приветствуют преподавателя.

2

Постановка цели и задач урока. 

Форма работы: фронтальная

1. Объявляет тему урока.

2. Предлагает   обучающимся сформулировать цели занятия.

3.Мотивирует к занятию посредством вступительного слова.

1.Работают фронтально

2. Формулируют  цели урока

3.

Актуализация знаний.

Метод: беседа

продуктивный

составление кластера

Форма работы: фронтальная,

групповая

1.Использует прием «Прогнозирование по названию».                                                2.Предлагает составить кластер «Лики любви».                                                                 3.Использует прием «Индуктор».

1.Отвечают на вопросы преподавателя.

2. Составляют и демонстрируют получившийся кластер «Лики любви».               3. Составляют ассоциативный ряд к слову «любовь».

4. Представители подгрупп выступают с результатами подгрупповой работы.

4.

Первичное усвоение новых знаний.

Метод:

репродуктивный

беседа

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

1.Организует  выступление двух обучающихся по их заранее подготовленному материалу, с целью ознакомления других с творческой историей создания произведения.

2. Контролирует процесс выступления.

3. Организует обсуждение в группах композиционного решения рассказа.

4. Организует аналитическую беседу (с опорой на текст), привлекая ассистента-обучающегося.

5.Организует выступление обучающегося с выразительным чтением письма Желткова.

6.Организует прослушивание аудиозаписи фрагмента  L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato.

7. Организует активное слушание.

1. Выступают с заранее подготовленным сообщением.

2.Внимательно слушают выступление двух обучающихся.

3. Обсуждают композиционное решение рассказа.

4. Проведение аналитической беседы ассистента-обучающегося с подгруппами.

4. Выразительное чтение   письма Желткова.

5.Прослушивают аудиозапись фрагмента  L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato».

5.

Первичная проверка понимания

Метод:

продуктивный

Форма работы: индивидуальная, групповая,

фронтальная

Организует работу по проведению дискуссии: вопросы подгруппам задает заранее подготовленный ассистент-обучающийся.

Выявляет самую активную группу.

Обучающиеся отвечают на вопросы, делают выводы.

6.

Первичное закрепление.

 Метод:

Продуктивный

Исследовательский

Форма работы: групповая,

индивидуальная

1. Организует работу с раздаточным материалом: выдает каждой подгруппе карточки с высказываниями о любви героев рассказа.

2. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!».

3. Организует активное слушание при представлении результатов.

4. Организует выразительное чтение обучающимся наизусть стихотворения.

5. Организует активное слушание.

1.Анализируют предложенные  их вниманию карточки с высказываниями о любви героев рассказа.

2. Представители подгрупп выступают с результатами подгрупповой работы.

3. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

7.

Подведение итога. Выставление оценок за урок.

Метод:

продуктивный

Форма работы:

фронтальная

Предлагает подвести итог деятельности своей и обучающихся  на занятии.

Обмениваются мнениями относительно итога проведенного урока

8.

Домашнее задание.

Метод:

продуктивный.

Форма работы:

индивидуальная.

Информирует о домашнем задании:

Задания разного уровня сложности.

1)Подготовиться к викторине по рассказу «Гранатовый браслет» (упрощенный)

2)Творческая  работа (усложненный)

 Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему (по выбору обучающихся):

а) «Любовь в жизни человека: награда или наказание?»;

б) «Опыт прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А.И.Куприна»;

в) «Моя версия финала рассказа.

Записывают домашнее задание.

9.

Рефлексия.

Задача: определить уровень удовлетворенности занятием и результатами работы

Предлагает на «Дереве настроения» прикрепить смайлики, отражающие, с каким настроением обучающиеся закончили урок: равнодушным, грустным или веселым. Высказаться, что особенно запомнилось на уроке, какие виды работ были наиболее интересными.

Высказывают свое мнение относительно проведенного урока, приклеивают смайлик, отражающий их настроение после проведенного урока.

 

Разработал преподаватель КГБ ПОУ ХАМК Башарымова Вера Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великая тайна любви"( по повести А. И.Куприна "Гранатовый браслет")

Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет"...

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» - книга о любви могучей и прекрасной

Урок апробирован. Применена технология критического мышления.Приемы:Составление кластеров, беседа по проблемным вопросам с элементами дискуссии, написание синквейнов....

Тема любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Талант любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Анализ рассказа "Гранатовый браслет"...

Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”. Урок литературы в 11 классе

Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира чело­веческих чувств; роль детали в рассказе.(Урок нацелен на создание эмоционального опыта учащихся, формирование представления о силе любви...

Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»...