Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Класс: 11
Предмет: Литература
Тема: «Любовь… Великий дар или трагедия?» (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)
Время проведения: 2 урока
Тип урока: урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)
Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна
Задачи урока:
Ι. Образовательные: познакомить учащихся с историей создания повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций); обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку; отношение к любви, как к некой высшей ценности, которая определяет духовный мир людей.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.
Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты.
Литература:
1. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
2. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.
3. Текст письма Наполеона Жозефине (сокращенный вариант).
Технологическая карта урока (урок рассчитан на 2 часа)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Мотивация учебной деятельности. | Читает фрагмент письма Наполеона Жозефине («Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Наполеон Бонапарт – Жозефине, 3 апреля 1796 г.) и предлагает проанализировать его по плану. | Работают с письмом Наполеона по следующему плану: - выписывают те фразы из текста, которые вызвали определенные эмоции (согласие, протест или непонимание); - комментируют, почему именно эти фразы привлекли их внимание, какие мысли, ассоциации у них возникли при чтении. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные: формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание. |
3. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока). | Задает вопросы: - С каким чувством или понятием ассоциируется у вас письмо Наполеона? Как вам кажется, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Ставит перед учащимися учебную задачу: - Сформулируйте цель сегодняшнего занятия. / Понять, что такое любовь, вдуматься в смысловые оттенки этого слова, изучить концепцию любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - такова цель нашего урока…/ | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
4. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Организует проверку выполнения домашнего задания (по 4 группам). Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах: - Каким было ваше домашнее задание? - В каких произведениях русской и зарубежной литературы идет речь о любви? - Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему? - Положительные или отрицательные чувства может вызывать любовь? | Выступают с сообщениями (по д/з): Первая группа: искала ответ на вопрос – какие положительные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения. Вторая группа: искала ответ на вопрос – какие отрицательные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения. Третья группа: подбирала эпитеты к слову «любовь». Четвертая группа: работала с толковыми словарями, выписывала значения слова «любовь». | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
5. Первичное усвоение новых знаний. | - Перед тем как мы откроем повесть А.И. Куприна и посмотрим, как он видит это сложное, неоднозначное чувство – как великий дар или великое проклятие, необходимо обратиться к предыстории создания этого произведения… | Сообщение ученика «История создания повести «Гранатовый браслет» (индивидуальная домашняя работа учащегося) - факт из семейной хроники князей Туган-Барановских из воспоминаний Л.Любимова. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
6. Проблемное объяснение нового. | Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания: - Есть ли в повести персонаж, способный на возвышенную любовь? - Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? - Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? – Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали? - Почему страстная любовь Желкова оказалась неразделенной? - Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? - Способна ли она на пылкую, страстную любовь? - Кто ополчается против Желткова? Почему? - Кто из знакомых княгини защищает Желткова? Почему? - Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? - Почему автор дал главному герою имя Георгий? Нет ли тут иронии? - Какова судьба гранатового браслета? - Почему автор закончил повесть трагической развязкой? - Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? - Каков смысл названия повести? | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют. | коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение); участие в дискуссии; высказывание о героях и их поступках; личностные: умение выражать своё отношение к событиям; познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации. |
7. Первичная проверка понимания. | Подбирает цитаты. Ставит учебную задачу. - Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания некоторых из них. Чья точка зрения вам ближе и почему? | Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?” Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…” Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования…” | личностные: умение выражать своё отношение к событиям; формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания; коммуникативные: умение вступать в диалог с автором произведения; строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. |
8. Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности. | Организует работу в группах, определяет круг вопросов для мини-исследований. | Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов работы в группе. Группа 1: “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия? Группа 2: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? Группа 3: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? Группа 4: Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше? Группа 5: Какова история генерала Аносова? Почему она даётся так подробно? | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи; коммуникативные: умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; работать в группе; личностные: формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование навыков развернутого анализа. |
9. Работа с самопроверкой по эталону. | Предлагает учащимся проверить свои знания текста, пройдя он-лайн тест. | Выполнение теста с последующей самопроверкой (на сайте можно посмотреть статистику правильных и неправильных ответов). | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; личностные: формирование навыков самооценки. |
10. Итоги урока. Оценки. Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока: - Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще? - Актуально ли произведение в наши дни? - Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь? Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке: - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? - Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке: - На уроке я работал активно/пассивно. - Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему? - Материал урока мне был понятен / не понятен? | Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. Заполняют рефлексивную карту. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |
11. Домашнее задание Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала. | Информирует учащихся о домашнем задании: предлагает написать сочинение-миниатюру или проанализировать указанный эпизод. | Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. Анализируют эпизод или пишут мини-сочинение в форме эссе (с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного). | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...
Урок в 11 классе по рассказу А.И.Куприна"Гранатовый браслет"
Для проведения урока по рассказу А.И.Куприна “ Гранатовый браслет” – рассказ о прекрасной и сильной любви” в 11-м классе учителю в современной школе необходимо иметь несколько вариантов проведения уро...
Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Предлагаемый урок литературы в 11-м классе «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» знакомит учащихся с творчеством замечательного русского писателя 20 века. Аналитическая беседа опирае...
Урок по рассказу А. И.Куприна "Гранатовый браслет"
Урок по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет" в 11 классе. Тип урока:комбинированный...
Урок по рассказу А. И.Куприна "Гранатовый браслет"
Урок по литературе в 11 класса на тему "Рассказ А.И.Куприна "Гранатовый браслет", тип урока: комбинированный...
Конспект урока по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
Показать мастерство Куприна в изображении человеческих чувств, роль детали в рассказе, музыкальность произведения....