Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”. Урок литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.
(Урок нацелен на создание эмоционального опыта учащихся, формирование представления о силе любви, её роли в жизни человека. Надеюсь, что старшеклассники после этого урока ещё раз задумаются о чистоте человеческих чувств, о преобразующей силе любви.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
Талант любви в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”
Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.
Оборудование урока: запись второй сонаты Бетховена, произведений Л.В. Бетховена.
Методические приемы: комментированное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
- Аналитическая беседа. Слово учителя
Рассказ “Гранатовой браслет”, написанный Куприным в 1910 году, посвящен одной из главных тем его творчества - любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя “Поединка” о том, что любовь - это талант сродни музыкальному. (Возможно прослушивание музыкального отрывка). В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.
Рекомендация для учителя.
- Можно зачесть следующий отрывок и ответить на вопросы.
«В период между первым й вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось — Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шейн в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шейн опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...
Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Псе это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,— пишет Куприн,— пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» — все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шейн, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
Л. Любимов. На чужбине, 1963
- Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?
- Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?
- Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?
Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется “только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.
Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе - она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми “холодно и свысока любезная” с “холодным и гордым лицом” княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа XXVII: “Но равнодушною княгиней, // Но неприступною богиней // Роскошной, царственной Невы”) - тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу “сводить концы и концами”, соблюдая приличия, все-таки экономить, так как “жить приходилось выше средств”. Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности и в характере подчеркивает сам автор, глава II), с “чувством прочной, верной, истинной дружбы” относится к мужу, по-детски ласкова с “дедушкой”, генералом Аносовым, другом их отца.
- Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
Куприн “собирает” всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: “прекрасные серьги из грушевидных жемчужин” от мужа, “маленькую записную книжку в удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника” от сестры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: “она была суеверна”.
- Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность? Каково символическое звучание этой детали?
Подарок Желткова - “золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами” браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вера приходит в голову: “Точно кровь!” - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть - фамильную драгоценность. Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.
Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу - нитку красных бус.
- Как развивается тема любви в рассказе?
- Как вы считаете, присутствует ли в рассказе «женская любовь»?
Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с “историей любви” телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: “Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами”.
Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему . навсегда - короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. “Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!” - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. “А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - “сильна, как смерть”?... Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!” Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и {'енерал почувствовал ее истинность: “может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.
- Как изображается автором Желтков и его любовь?
- Как вы считаете, есть ли что-либо «таинственное» в облике главного героя рассказа? Есть ли в облике чиновника Желткова то, что сближает его со сказочным героем?
Куприн развивает традиционную для русской литературы тему “маленького человека”. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей
- для меня вся жизнь заключается только в Вас” - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни. Желтков благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”. В этом можно усмотреть кощунство. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие “решительные меры” и “обращения к властям” не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за “громадное счастье” - любовь.
Мертвый Желтков приобретает “глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь”. Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски “великих страдальцев - Пушкина и Наполеона”. Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.
- Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая “большая любовь, которая Повторяется раз в тысячу лет”. Герои “любили друг друга только одно мгновение, но навеки”.
И еще. Подумаем над словами Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906 г.): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”.
Звучит мелодия второй сонаты Бетховена.
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил...
Домашнее задание.
Подготовиться по вопросам к рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
1. Расскажите о семье сестры Веры и её муже. (найдите портретные характеристики)
2.Какие подарки были сделаны Вере? 3.Генерал Аносов.
4. О чем произведение Куприна? Почему оно названо «Гранатовый браслет»?
5.Какую роль играет в произведении первая г лава? 6. Как автор выявляет это душевное состояние Веры?
7. Найдите и прочитайте описание. Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»
8.Что объединяет описания: чувств Веры и сада? 9.Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?
10.Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.
11.Что мы узнали о браслете из письма Желткова? 12.Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность письме Желткова Вере. 13. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? 14.Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? 15.Как он описывает историю любви Желткова к Вере? 16.Как относятся к любви эти два человека? А Вера?
17.Способен ли князь Шейн глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе.) 18. Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом.) 19. Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову? 20. Как он рассуждает о любви? 21. Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры? 22. Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова? 23. Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина? 24. Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение? 25. Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке? 26. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?
Домашнее задание.
Подготовиться по вопросам к рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
1. Расскажите о семье сестры Веры и её муже. (найдите портретные характеристики)
2.Какие подарки были сделаны Вере? 3.Генерал Аносов.
4. О чем произведение Куприна? Почему оно названо «Гранатовый браслет»?
5.Какую роль играет в произведении первая г лава? 6. Как автор выявляет это душевное состояние Веры?
7. Найдите и прочитайте описание. Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»
8.Что объединяет описания: чувств Веры и сада? 9.Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?
10.Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.
11.Что мы узнали о браслете из письма Желткова? 12.Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность письме Желткова Вере. 13. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? 14.Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? 15.Как он описывает историю любви Желткова к Вере? 16.Как относятся к любви эти два человека? А Вера?
17.Способен ли князь Шейн глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе.) 18. Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом.) 19. Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову? 20. Как он рассуждает о любви? 21. Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры? 22. Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова? 23. Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина? 24. Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение? 25. Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке? 26. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?
Домашнее задание.
Подготовиться по вопросам к рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
1. Расскажите о семье сестры Веры и её муже. (найдите портретные характеристики)
2.Какие подарки были сделаны Вере? 3.Генерал Аносов.
4. О чем произведение Куприна? Почему оно названо «Гранатовый браслет»?
5.Какую роль играет в произведении первая г лава? 6. Как автор выявляет это душевное состояние Веры?
7. Найдите и прочитайте описание. Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»
8.Что объединяет описания: чувств Веры и сада? 9.Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?
10.Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.
11.Что мы узнали о браслете из письма Желткова? 12.Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность письме Желткова Вере. 13. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? 14.Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? 15.Как он описывает историю любви Желткова к Вере? 16.Как относятся к любви эти два человека? А Вера?
17.Способен ли князь Шейн глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе.) 18. Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом.) 19. Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову? 20. Как он рассуждает о любви? 21. Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры? 22. Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова? 23. Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина? 24. Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение? 25. Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке? 26. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?
«... Что это было: любовь или сумасшествие?»
Цели урока:
- Показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком.
- Показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека.
- Развивать филологическое мышление учащихся.
- Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство.
Ход урока.
- Слово учителя.
(В начале занятия звучит соната №2 Бетховена. Под звуки музыки учитель литературы читает строки о любви.)
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил...
Эти слова о любви принадлежат Ж.Б. Мольеру. Что же это такое любовь? По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь — это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы, и мы с вами тоже пытаемся понять это чувство
Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе у трата Или обогащеиье без конца?
Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?
Так размышляет о любви Всеволод Рождественский. И еще несколько мыслей о любви. Прочтите их и запишите в тетрадь.
(Учащиеся выразительно читают и записывают в тетрадь высказывания о любви, помещенные на доске)
«Первый признак любви — благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти».
(Блез Паскаль)
«Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птица небесного рая —любовь. Но еще не любовь — соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, — любовь!»
(Омар Хайям)
«Любовь огонь не свети: все темно, А светит так сгореть не мудрено» (Восточная мудрость)
«Любовь — как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все паше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца».
(Виктор Гюго)
«Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают».
(Джордж Н.Г. Байрон)
«У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».
(К. Г. Паустовский)
- Один из таких «сюжетов» и станет предметом нашего внимания сегодня.
Сразу запишем вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока: какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале занятия, вы бы использовали в качестве эпиграфа к уроку? Обоснуйте свой выбор.
Сначала проведем викторину — вспомним подробности, детали рассказа, имена и фамилии героев. Проверим, насколько внимательно вы читали произведение.
- Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь.)
- Назовите день именин Веры Шейной. (17 сентября.)
- Фамилия сестры Веры? (Фриессе.)
- Кто был предок княгини Веры? (Тамерлан.)
- Что подарила Анна сестре? (Записную книжку.)
- Что подарил Вере муж? (Серьги из грушевидных жемчужин.)
- Чей это портрет: «... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах»? (Вера.)
- Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами ... однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью...»? (Анна.)
- Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному институту? (Женни Рейтер.)
- Имя мужа Веры? (Князь Василий Львович.)
- Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки... У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах ... какое свойственно мужественным и простым людям...»? (Генерал Аносов.)
- Фамилия Веры до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
- Кто «... хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»? (муж Анны — Густав Иванович.)
- Имя Желткова? (Георгий.)
15. Чей это портрет: «... очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (Желтков.)
- Кто эта женщина, которая «... обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»? (Вера.)
- Кому принадлежат слова: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»? (Генералу Аносову.)
(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова к аристократке, княгине Вере Николаевне Шейной.)
i — Восстановим в памяти основные события, описанные в произведении.
Мы определили место, где происходит действие рассказа (Черноморский курорт). Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает фрагмент-текста.)
- Какую роль играет в произведении первая г лава?
- Какое настроение создает пейзаж?
(Первая глава является вступлением. Содержание ее готобит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дгч с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».
Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа — княгини Веры Николаевны Шейной, женьг предводителя дворянства.)
—- Как автор выявляет это душевное состояние Веры?
(Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)
- Найдите и прочитайте описание (вторая глава).
- Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»
- Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада?
- Какую цель преследовал автор?
(Показать, что душа Веры пребывает и состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна ... любезна, независима и царственно, спокойна».)
—- Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шейна всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?
(Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г.С.Ж, а еще у Веры появилось предчувствие чего- то неприятного. Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры )
- В четвертой главе Куприн знакомит читателей с гостями дома Шейных. В пятой главе во время праздничного обеда в душу Веры закралась тревога: «Она была суеверна». Оказалось, что гостей былй 13-. «Вот это нехорошо!» — подумала Вера про себя.
- Читатель ждет чего-то необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее?
(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)
- Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.
(О серьгах. «Прекрасные серьги, какая прекрасная вещь! Прелесть! Где ты достала такое сокровище?»; о браслете: золотой, низкопробный, очень толстый. «Точно кровь!» — подумала с тревогой Вера.)
- Что мы узнали о браслете из письма Желткова?
(«По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...»)
- — Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?
- Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?
- Сравним его письмо с письмом — признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме Шейных; Как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая глава).
- Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?
- Как относятся к любви эти два человека? А Вера?
- Способен ли князь Шейн глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе.)
- Как относится князь Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом.)
- Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?
- Как он рассуждает о любви?
- Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?
- Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?
(«Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»)
- Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключительности прошедшей мимо нее любви, вплоть до предчувствия близкой смерти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шенка и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.
- Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере.
- Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? * «Что это: любовь или сумасшествие?»
(Для доказательств приводим слова князя Шейна (десятая глава): «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо...» и т. д. до слов: «я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать» (одиннадцатая глава). «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)
- Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: «В комнате пахло ладаном...» до конца главы.
- Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая причина?
(Она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».)
- Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.
- Музыкальное оформление.
Послушаем музыку. (Звучит бетховенская Largo Appassionato.)
- Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?
- Почему слова, которые слагались в ее уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?
- (Учитель читает фрагмент текста под звуки музыки.)
- Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?
(Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)
- В чем, по-вашему, состоит сила любви? (В преображении души)
- Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите свое мнение.
(Восприятие Верой музыки: «Княгиня Вера обняла ствол акации,
прижалась к нему и плакала...».)
- О чем говорят слезы Веры?
(Это слезы, очищающие, возвышающие душу.)
- Почему Куприн дал рассказу название «Гранатовый браслет»?
- Понравилось ли вам это произведение? Обоснуйте свой ответ.
Постарайтесь высказать свои мысли, чувства, впечатления по поводу прочитанного. Какое высказывание вы выбрали бы в качестве эпиграфа к нашему уроку? (Заслушиваются мнения ребят.)
Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению на одну из предложенных тем.
- Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
- «... что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...
Тема любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...
Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")
Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....
Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Конспект урока...
Разработка урока "Талант любви " в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Итоговый урок по творчеству А.И.Куприна, в котором раскрываются нравственные проблемы, а также развивается филологическое мышление учащихся, формируется эстетическое восприятие через различные виды ис...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА: «ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»
Тема любви была главной темой творчества Куприна. Свой знаменитый рассказ «Гранатовый браслет» Куприн написал в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного человека ...