Урок литературы «Особенности художественного воплощения темы любви в повести Куприна «Гранатовый браслет».
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Данный урок проводится при изучении творчества А.И.Куприна в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Особенности художественного воплощения темы любви
в повести Куприна «Гранатовый браслет».
Цели: способствовать осознанию учащимися идейно-художественных особенностей повести;
Раскрыть художественные достоинства повести;
Развивать речь, навыки анализа эпического произведения;
Воспитывать лучшие человеческие качества
Ход урока
- Организация класса
- Сообщение темы и задач урока
У: Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством А.И. Куприна и его повестью «Олеся».
- Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Куприна «Гранатовый браслет».
И не просто познакомимся и проанализируем, а рассмотрим «Особенности художественного воплощения темы любви в повести Куприна «Гранатовый браслет»».
-Запишите тему в тетрадь.
III. Формирование проблемы.
-Наша главная задача на уроке объяснить значение слов А.М.Горького.
-Запишите в тетрадь эпиграф урок
А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна…Чудесно!
И я рад, я - с праздником! Начинается хорошая литература!
А.М.Горький
IV. Работа по теме урока.
- Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, можно назвать и певцом возвышенной любви. Он подарил нам несколько произведений, объединенных этой темой. Одно из них-«Гранатовый браслет»!
У: О каких событиях рассказывается в повести?
-Каков сюжет повести?
2.У: А могла ли быть такая любовь в действительности? Или история «Гранатового браслета» -чистый вымысел ?
3.Вывод У: Да, силою громадного и мощного таланта Куприна банальный эпизод был превращен в историю любви, о которой веками мечтают и тоскуют «лучшие умы и души человечества» - поэты , романисты, музыканта, художники.»
Сегодня мы постараемся узнать, в чем же заключалось мастерство писателя, какими средствами и приемами он связал все эти события, явления, отдельные предметы и вещи и воплотил тему любви таким образом, что человечество читает повесть уже 100 лет и не предстает восхищаться и.
4. У: Для этого мы будем работать в 3-х группах, и каждая рассмотрит свой спектр вопросов.
Задание для группы I :
Роль символических образов в повести. Поэзия чувства и слова.
Задание для II группы :
Изображения любви в повести. Внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны .
Задание для III группы :
Своеобразие композиции повести
5.Работа в группах.
У: Итак,I группа ,вам слово.
В «Гранатовом браслете» Куприн создает несколько символических образов ,на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл повести.
-Назовите их. Запишите вопрос в тетрадь.
Вывод У: Вот сколько символов в повести.
Для чего их использовал Куприн?
-Запишите свои ответы в тетрадь.
-Озвучьте свой ответ.
(с помощью символов строится фундамент)
6.: А как же изображена любовь в повести ? 2 группа.
-Когда происходит внутренняя близость Желткова и Веры Николаевны ?
(При звуках бетховенской сонаты героиня переживает духовные единения с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Она произносит в мыслях те слова, которые мог бы произнести только он : «Да святится Имя Твое !» )
У: Какая же любовь в понимании Куприна ? Записываем в тетрадь
У:Любовь,по Куприну, должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. Любовь надо нести в себе всю жизнь, следовать ей ,не предаваясь мимолетным страстям и увлечением .
7. III группа.
У. – А в чем же своеобразие композиции повести?
-Что такое композиция? Из чего она состоит?
У.(Композиция-это построение, структура художественного произведения; отбор и последовательность элементов изображения, приемов, создания художественного целого в соответствии с авторским замыслом
К элементам композиции относятся : эпиграф, посвящения, вставные конструкции, письма, эпизоды, песни, прологи, эпилоги, части, главы, художественные описания, портреты, пейзажи, интерьеры)
У. Как же начинается повесть?
-Начинается повесть эпиграфом, которой представляет собой название сонаты Бетховена, а заканчивается описанием игры пианино Женни Рейтер, которая играет эту сонату.
-Это композиция обрамления, или кольцевая.
У:-А что такое экспозиция?-Как показана экспозиция ?
(Это пейзаж в начале повести, представление гостей. Куприны детально никого не описывает, никому не дает оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей).
У: в тот момент, когда Вера получает подарок от Желткова -гранатовый браслет. С этого момента и начинают развиваться события.
Николай Николаевич, брат Веры, и еёсупруг, Василий Львович, решили разыскать Желткова и возвратить ему его подарок. На следующий день они были уже в доме Желткова)
У: И вот кульминация-визит к Желткову мужа и брата Веры
-Каким предстает перед нами Желков ? -Как ведут себя гости?
-Чем же закончиться разговор?
У: читает вслух последнюю главу
V. Формулирование результатов решения проблемы
У.-Вот так воплощает Куприн тему любви в повести.
-Что же имел в виду А .М. Горький, когда произнёс слова, которые мы прочитали в начале урока?
-А какие проблемы поднимает автор?
У: Итак, повесть «Гранатовый браслет» помимо эстетического наслаждения позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого человеческого чувства и не замечают его. И сейчас пророчески звуча слова и генерала Аносова : «Может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую большие не способны мужчины, и слова Желкова «Да святится имя твое»».
И услышать эти слова из вечности нам позволяет повесть Куприна. Он гениально выбрал точные емкие средства художественной выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...
Урок в 11 классе по рассказу А.И.Куприна"Гранатовый браслет"
Для проведения урока по рассказу А.И.Куприна “ Гранатовый браслет” – рассказ о прекрасной и сильной любви” в 11-м классе учителю в современной школе необходимо иметь несколько вариантов проведения уро...
Приём кластера на уроке литературы в 9 классе по повести Куприна "Гранатовый браслет"
Приём кластера является одним из приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Гавное - найти ключевое слово . Задание направлено на выявление личных смыслов у...
Открытый урок по повести Куприна "Гранатовый браслет"
Урок для учащихся 11 класса -комбинированный (русский язык и литература)...
Урок по литературе. Подготовка к анализу эпизода по рассказу Куприна "Гранатовый браслет".
учебное занятие...
Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")
Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)...
Презентация к уроку "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")
Презентация к уроку "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)...