Пьеса «Провинциальные анекдоты», Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия.
план-конспект по литературе
Пьеса «Провинциальные анекдоты», Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provintsialnye_anekdoty.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пьеса «Провинциальные анекдоты», Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия.
«Провинциальные анекдоты» — это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале шестидесятых годов, много раньше, чем объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968 года.
Само название «Провинциальные анекдоты», от которого театры нередко отказывались, не замечая в нём ничего особенно выразительного (в БДТ, спектакль шел под названием «Два анекдота», в Ленинградском областном драматическом театре (на ул. Рубинштейна, 18) — под названием «Двадцать минут с ангелом»), пытается как бы сконцентрировать, передать эту особенность поэтики пьес.
История
Доподлинно известно о времени завершения пьес только одно: 20 ноября 1968 года пьеса была зарегистрирована в Театре имени М. Н. Ермоловой.
Однако сценическая жизнь пьесы началась позднее и не в Москве, а в Ленинграде. Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шёл под названием «Два анекдота» и был поставлен А. Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. Одна из таких актёрских «подач» («Камаев-преподаватель») вошла в окончательный текст пьесы.
Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в альманахе «Ангара» (1970, № 4), а «История с метранпажем» (под названием «Случай с метранпажем») в издательстве «Искусство» в серии «Репертуар художественной самодеятельности» (М., 1971). Каноническим вариантом «Провинциальных анекдотов» принято считать текст, опубликованный в «Избранном» 1975 года, где пьесы печатались по рабочему экземпляру БДТ, то есть с восстановлением некоторых цензурно-редакторских купюр и с дополнениями, сделанными автором в процессе работы над спектаклем.
Действующие лица
- Калошин — администратор гостиницы «Тайга».
- Потапов — командированный, по профессии метранпаж.
- Рукосуев — врач, приятель Калошина.
- Камаев — молодой человек, преподаватель физкультуры.
- Марина — жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».
- Виктория — девушка, устраивающаяся на работу.
Двадцать минут с ангелом
Действующие лица
- Хомутов — агроном.
- Анчугин — шофер.
- Угаров — экспедитор (командированный из города Лопацка).
- Базильский — скрипач, прибывший на гастроли.
- Ступак — инженер.
- Фаина — студентка (молодожёны).
- Васюта — коридорная гостиницы «Тайга».
Место в творчестве
«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс
Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...
О человеческом с большой буквы.(По пьесе А.Вампилова "Старший сын")
Урок литературы в 11 классе по драматургии А.Вампилова. В основе урока – пьеса «Старший сын». Анализируя произведение, учащиеся участвуют в ролевой игре «Художественный совет», на котором обсуждаются ...
Игра по пьесе А.Вампилова "Старший сын"
Игра проводится на итоговом занятии по пьесе Вампилова "Старший сын", стимулирует заинтересованное чтение и даёт возможность проверить знание текста пьесы....
"Праздник добра, любви и милосердия"
Сценарий концерта "Праздник добра, любви и милосердия"(Всемирный День Инвалидов)...
Поэтика художественного пространства и система символов в пьесе А. Вампилова «Утиная охота»
Статья посвящена исследованию системы знаков и символов главной пьесы А. Вампилова «Утиная охота». Акцентируется внимание на значении вещного мира пьесы, функционирующего в сценическо...
Конспекты уроков по пьесе А.Вампилова "Утиная охота"
Конспекты уроков по пьесе А.Вампилова "Утиная охота"...
Конспект урока по литературе в 11 классе по пьесе А.Вампилова "Старший сын"
Данный урок ( 2 часа) желательно провести сразу после изучения драматургии А.П. Чехова, чтобы учащиеся " по свежим следам" могли сопоставить драматургию начала 20 века и конца 20 века....