Конспект урока по литературе в 11 классе по пьесе А.Вампилова "Старший сын"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Данный урок ( 2 часа) желательно провести сразу после изучения драматургии А.П. Чехова, чтобы учащиеся " по свежим следам" могли сопоставить драматургию начала 20 века и конца 20 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._vampilov_docx.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока. 11 класс. (2 часа)
Тема: пьеса А. Вампилова «Старший сын»: главные темы и мотивы, герои и обстоятельства.
Методический комментарий: логично предложить знакомство с этой пьесой Вампилова после изучения драматургии А.П. Чехова, чьи традиции автор «Старшего сына» явно продолжает и развивает.
Эпиграф к уроку:
«Традиционные начала русской литературы хорошо известны, и они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь (добра), (совестливость), обостренное чувство истины, правды и надежды» В. Распутин
Задание: в конце урока можно предложить учащимся вставить слова, стоящие в скобках, соответственно пропустив их в данной цитате.
Цель урока:
1. познакомиться с новым автором и его героями
2. есть ли связь драматургии Вампилова с пьесой А.П. Чехова
Ход урока:
1. Место действия. (ученики «накидывают» уточнения)
- Предместье (Ново-Мыльниково), т. е. «пограничное» место, которое подталкивает к проблеме выбора, окраина/ обочина жизни.
- Дом рядом с железной дорогой, а дорога манит молодых покинуть Дом в поисках новой жизни, и таким образом семья под угрозой разрушения.
(Доп. задание: образ Дома у дороги в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и в пьесе Вампилова)
- двор, в котором два Дома, Сарафановых и Макарской ( два образа жизни: жить для семьи и жить для себя).
- квартира Сарафановых, в которой всем найдется место.
Общий вывод по месту действия: пространство постепенно сужается до квартиры Сарафановых- мира семьи - главной темы пьесы.
2. Фабула пьесы: события даны в хронологическом порядке, но в сюжете для главного героя важен элемент видимой «случайности», который в итоге оборачивается « судьбоносной закономерностью».
3. Знакомство с героями:
- Бусыгин и Сильва – даны как пара, таким образом автор подталкивает зрителя/читателя к сравнению персонажей:
Задание для учеников – сравнение Сильвы и Володи (можно письменное на 10-15 мин.)
Выводы:
1. общее – все внешнее (возраст, ситуация развлечения с девушками), одиночество героев, отсутствие семьи ( но у Сильвы – отец, который не хочет видеть сына совсем, а у Бусыгина – мать, Вопрос: имеет ли это значение для формирования взглядов героев и их отношения к жизни?)
2. отличие
- занятия/ работа: Сильва – торговый агент, Бусыгин – студент мединститута. Вопрос: Это имеет значение?
-жизненные установки. Для Сильвы – « надо только соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют», т. е умение лгать – главное качество, нужное для жизни, а для Володи - «люди должны доверять друг другу».
Выводы: герои – антиподы, Бусыгин близок автору, выражает авторскую позицию.
- Сарафанов. Кто он? ( «накидываем»)
1. отец -одиночка
2. музыкант, кларнетист!!! сочинитель оратории « Все люди – братья»
3. жена ушла к инженеру?! Почему? Неудачник. Что жена имела в виду? (Нет стабильности?)
4. ушел из театра? Почему?
5. играет на похоронах, скрывает, почему?
6. Прошлое: война? Чернигов, Галина , артиллерист ( как это соотносится с музыкой?)
(как вариант доп. задания: Мотивы лирики Б. Окуджавы в образе Сарафанова)
Вывод: главное в жизни Сарафанова – его семья, его дети, он все делает для них.
- Дети ( Ниночка и Васечка): опять пара для сравнения. но лучше здесь начать с отличий, тем интереснее будет сходство.
1. отличие: возраст Нине 19 лет, Васечке -17 лет, поэтому Нина кажется взрослой, самостоятельной, хозяйкой в доме, заменившей отцу и брату мать. Она уверенна в себе, она очень трезво всех оценивает, знает «жизнь», разбирается в людях (сцена ее «допроса» Бусыгина), а Васечка – антитеза сестре, ведет себя как маленький мальчик, капризный и истеричный, при этом уверяя всех и себя, что он взрослый и все может сам.
2. общее:
- желание уехать из дома, обрести новую, свою жизнь
Вопрос: что не устраивает в своей семье? Нина – хочется стабильности и благополучия ( см. ее мама), Васечка- хочется свободы, самостоятельности, «взрослой жизни»
- ищут любви, но Нина собирается замуж за Кудимова, «просчитав» его достоинства как мужа, и только познакомившись с Володей, понимает, что не любит Кудимова, т е она ошибалась в самой себе, не знала саму себя.
Васечка влюблен в Наташу, которая старше его на 10 лет, и потому никак всерьез его не рассматривает.
Вывод: оба безнадежно «запутались» в себе, в своих планах и чаяниях, убегая из дома от отца, но оба дети своего отца, т.к. честны перед собой и другими, а главное - искренне любящие отца, и без этой любви не могут жить. Т.е. они по- настоящему родные друг другу, и сходства больше, чем различий.
- Образы Наташи и Кудимова.
Задание: определить роль второстепенных героев.
Оба героя даны как антитеза главным героям.
Кудимов – Бусыгин (правдолюб и «обманщик», здравомыслящий и безрассудный, знает чего хочет, а Володя только «трепаться» умеет, расчет Кудимова и настоящее чувство Бусыгина)
Вывод: «правда» Кудимова оборачивается равнодушием, бессердечием, эгоизмом, а вечно опаздывающий Бусыгин оказывается добрым и сочувствующим, готовым прийти на помощь.
Наташа – Сарафановы (Наташа: одиночество как норма жизни и семья, неверие в людей и Сарафанов: «поверь мне», Н. живет на примере чужого опыта, боязнь ошибиться, т.е. боится настоящей жизни)
Задание: образ Наташи дан в развитии (от полного отрицания семьи к сближению с Сарафановыми, даже зависти к их отношениям)
Вывод: второстепенные герои помогают высветить основные качества главных героев, определить отношение к ним автора.
4. Главная тема и мотив пьесы.
Главная тема – тема семьи, которая раскрывается на вечном мотиве «блудного сына». Этот мотив раскрывается прежде всего на примере взаимоотношений Бусыгина и Сарафанова. Случайно появившийся и объявивший себя старшим сыном Бусыгин оказывается спасителем для семьи Сарафанова, настоящим сыном и братом не по крови, а по духу («Все люди – братья»). Что он сделал? Поверил Сарафанову! Дал ему веру в себя, в то, что он нужен и как музыкант на похоронах, и как сочинитель, и как отец. Поверил, может, именно потому, что у самого Володи нет отца, а тут он увидел настоящую отцовскую любовь , искреннюю, жертвенную. Увидел, что любят не за что-то, а вопреки. «Зачем взрослому человеку родители?» - задает вопрос Васечка. Ответ – вся пьеса - чтобы любить просто так. Со стороны эта любовь кажется сумасшествием ( так видит это все Сильва, Кудимов и Наташа), но для автора такие отношения – норма жизни.
5. Мотивы пьесы: ( набрасывем)
М. ухода и возвращения из дома
М. правды- неправды, доверия - недоверия
М. отцов и детей
М. одиночества
М. разумности, расчета - безрассудства
М. дома и дороги
М. братства
М. счастья
М. выбора
6. Христианские мотивы:
1. «у двери брат страждущий, холодный и голодный» (Авраам)
2. м. блудного сына
3. М. ухода (умирания) и воскресения
4. все люди – братья (братья во Христе, Бог есть любовь)
Заканчиваем урок возвращением к эпиграфу, где ученики пытаются вставить пропущенные слова. И еще одно высказывание В. Распутина о творчестве А. Вампилова как эпилог:
« Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и поражение».
Задания после уроков:
Сопоставить пьесу А. Вампилова с пьесой А.П. Чехова «Вишневый сад».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....