О человеческом с большой буквы.(По пьесе А.Вампилова "Старший сын")
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе по драматургии А.Вампилова. В основе урока – пьеса «Старший сын». Анализируя произведение, учащиеся участвуют в ролевой игре «Художественный совет», на котором обсуждаются важные вопросы: фабула пьесы, особенности системы характеров, место действия. Пониманию идейного своеобразия пьесы способствует инсценирование фрагментов драматургического произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе по драматургии А.Вампилова. В основе урока – пьеса «Старший сын». Анализируя произведение, учащиеся участвуют в ролевой игре «Художественный совет», на котором обсуждаются важные вопросы: фабула пьесы, особенности системы характеров, место действия. Пониманию идейного своеобразия пьесы способствует инсценирование фрагментов драматургического произведения.
Тема урока: О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
(ПО ПЬЕСЕ А.ВАМПИЛОВА «СТАРШИЙ СЫН»)
Цель урока: показать значение драматургии А.Вампилова для русской литературы;
определить художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын».
Оборудование урока:
- портрет А.Вампилова;
- выставка книг (А.Вампилов «Старший сын», А.Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», А.П.Чехов «Вишнёвый сад», «Драматургия второй половины ХХ века» и др.);
- рефераты учащихся («Чеховские традиции в театре Вампилова», «В поисках современной пьесы», «А.Вампилов. Жизнь и творчество»);
- афиша (объявление о спектакле по пьесе «Старший сын»);
- программки для зрителей;
- «Замечания для актёров».
Классная комната поделена на три фрагмента:
- стол, стулья для членов художественного совета,
- «квартира Сарафановых» (для инсценирования)
- ученические столы для одиннадцатиклассников.
Ход урока:
1. Драматургия второй половины ХХ века.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим работу по изучению литературы второй половины ХХ века, по драматургии этого периода. На уроке познакомимся с творчеством Александра Валентиновича Вампилова, постараемся разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии его пьесы «Старший сын». В этом нам поможет ваша предварительная работа над литературоведческим материалом, рефераты, сообщения, которые вы готовили к сегодняшнему уроку, поможет и ролевая игра «Художественный совет», участниками которой вы, ребята, будете.
Итак, драматургия второй половины ХХ века… Евгений Шварц, Александр Арбузов, Виктор Розов, Александр Вампилов – классики-драматурги, писатели, на чьих пьесах в основном держался репертуар театров в 80-90-ые годы ушедшего века. Отечественный театр этого периода стал «кафедрой», с которой можно было «много сказать миру добра». Русская драма утверждала «правду жизни». Этому великому призванию служили произведения Д.Фонвизина, А.Грибоедова, А.Пушкина, Н.Гоголя, А.Островского, Л.Толстого, А.Чехова. Не прерываются эти традиции и в современной драматургии, живы они и в пьесах А.В.Вампилова.
Валентин Распутин говорил: «Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, ЧЕЛОВЕКОМ? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсти и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»
2. О Вампилове и его драматургии.
Компьютерная презентация, подготовленная учащимися.
3.Чеховские традиции в драматургии Вампилова.
Беседа о Чехове как создателе, родоначальнике принципиально нового театра, «совершенно оригинального типа пьесы», о художественных открытиях, которые и позволили признать Чехова таковым.
Выступление-исследование группы учащихся по теме «Чеховские традиции в пьесе А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».
По ходу выступления учащиеся работают по таблице:
А.П.Чехов. Особенности драматургии | А.В.Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» Особенности пьесы | А.В.Вампилов «Старший сын» Особенности пьесы |
4. Анализ пьесы «Старший сын».
- Слово учителя.
Попробуем войти в особый мир этого произведения, мир, в котором нет крупномасштабных событий. Будничность, обыкновенные люди с их повседневными заботами, интересами – всё как в жизни. А понять особенности этой жизни, этого мира нам поможет ролевая игра «Художественный совет»
(Параллельно продолжается работа по таблице: записываются особенности чеховской драматургии, нашедшие отражение в «Старшем сыне»)
- Ролевая игра «Художественный совет».
Члены художественного совета:
Сценарист (представляет свой сценарий по пьесе «Старший сын», ведёт речь о фабуле этой пьесы, об особенностях системы характеров),
Главный режиссёр (составляет наброски к сценарию, делает выбор эпизодов для их просмотра, зачитывает «Замечания для актёров», осуществляет распределение ролей),
Театраловед (рассказывает о постановках этой пьесы в разных театрах),
Художники-оформители и декораторы (представляют афишу, описывают место действия),
Актёры, претендующие на роль Бусыгина, Сарафанова-старшего, Нины, Васеньки, Сильвы, Макарской.
- Инсценирование.
I. Эпизод, в котором Бусыгин называет себя сыном Сарафанова
II. Финальная сцена. Признание Бусыгина.
5. Заключительное слово учителя.
Итак, от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем А.В.Вампилов тоже, как и А.П.Чехов, несмотря на обыденщину, которая имеет место в пьесах, говорит не о частном, а о ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Герои пьесы «Старший сын» стали родными, Быть по духу родными – это больше, чем по рождению. Уметь понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие – вот главная идея этой лирической комедии.
6. Как завершающий аккорд (и как логический переход к теме следующего урока «Авторская песня») звучит песня под аккомпанемент гитары в исполнении ребят на слова Б.Окуджавы «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…».
7. Домашнее задание:
а) подготовить сообщение, используя таблицу «Чеховские традиции в пьесе А.Вампилова «Старший сын» или написать сочинение-миниатюру по данной теме;
б) индивидуальное задание - подготовить компьютерную презентацию–представление о поэтах, писавших в жанре авторской песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 кл. Большая буква
Задания в карточке преднозначены для закрепления написания заглавной буквы в словах....
2 кл. Большая буква
Задания в карточке преднозначены для закрепления написания заглавной буквы в словах....
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Большая буква в именах людей"
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе (по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) по теме "Большая буква в именах людей"...
Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"
Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"...
Игра Большие буквы (Big Letters)
Игра проводится в 4 классе после того, как ученики прошли сказку "Goldilocks and the three bears". Мы работаем по УМК Spotlight 4: Student\'s Book / Английский язык. Английский в фокусе. Учебник ...
Игра "Большие буквы", посвященная жизни и творчеству М.В. Ломоносова
Большие буквы «М. В. Ломоносов» Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.М.В. ЛомоносовЦель:пробуждение у детей чувства гордости, восх...
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...