Гипербола и гротеск в произведениях В.Маяковского
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок родной (русской) литературы в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИПЕРБОЛА И ГРОТЕСК В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.МАЯКОВСКОГО
(ПЛАН УРОКА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ)
ЗАДАЧИ:
- Закрепить понятия «гипербола», «гротеск»
- Уметь находить художественные средства в тексте.
- Пополнить картотеку изобразительно-выразительных средств.
- Повторение.
Воспользуйтесь картотекой изобразительно-выразительных средств. (ЕСЛИ ВАША КАРТОТЕКА УТЕРЯНА, ПОДСКАЗКИ ВЫ НАЙДЕТЕ ЗДЕСЬ) Ответьте на вопросы теста.
ВНИМАНИЕ! ТЕСТ можно пройти онлайн (ЯКласс) только один раз. У кого нет такой возможности, напишите ответы в рабочей тетради по литературе.
- Как называется неправильный порядок слов; необычная последовательность слов (частей фразы)?
- Как называется горькая насмешка, разоблачающая отрицательные черты; употребление слова в значении, противоположном буквальному?
- Как называется противопоставление в художественной или ораторской речи, заключающееся в резком противопоставлении понятий?
- Как называется расчленение единой синтаксической структуры предложения?
- Как называется скрытое (неназванное) сравнение?
- Как называется уподобление одного предмета другому?
- Как называется образное определение?
- Как называется изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать?
- Как в литературе называется иносказательное изображение действительности?
- Как называется расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости?
- На прошлом уроке мы работали с метафорами Маяковского. Сегодня познакомимся с другими художественными средствами, которые поэт использовал в свих произведениях.
«В сто сорок солнц закат пылал…» - так начинается стихотворение «Необычайное приключение…» В.Маяковского. В 140 раз преувеличил автор действительность! Художественное преувеличение в литературе называется ГИПЕРБОЛОЙ (см. Картотеку).
! И в обычной речи мы часто используем гиперболы (море слез, не виделись сто лет)
С точки зрения В. Маяковского грандиозность событий, коренные изменения, происходившие в стране, важность поставленных задач — всё это предполагало использование ярких средств для отражения духа времени. Гиперболы в творчестве Маяковского присутствуют практически всюду. И даже метафоры, о которым мы говорили – гиперболизированы: «Горит, вода,/ Земля горит/, Горит земля до жжения».
Гиперболизация строится:
- за счет увеличения количества: «горы злобы», «обвалами рёва», «карандашный лес»
- за счет игры, построенной на эффекте неожиданности: «пасть-верста», «штык-язык»
- употребления морфем, усиливающих эффект: «слезища».
САМСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (работа в тетради).
1)Выпишите гиперболы из стихотворения «Необычайное приключение…». 2)Сформулируйте ответ на вопрос: Какова роль гиперболы в художественном тексте? (1-2 предложения)
III. Не менее важную роль в творчестве Маяковского играет такой литературный прием, как ГРОТЕСК (см. Картотеку). Прочитай стихотворение «Прозаседавшиеся». Найди пример гротеска в этом стихотворении.
Выпиши в тетрадь.
Д/З пополнить картотеку изобразительно-выразительных средств новыми понятиями (гротеск, гипербола)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование гротеска в художественном произведении (По сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина)
Методическая разработка для урока литературы в 7 классе по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина....

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Гротеск.
Проза Гоголя — настоящий кладезь не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художественными ...

Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.
Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...

Методические рекомендации по изучению литературоведческого понятия «Гротеск» (Из опыта работы)
При изучении в русской литературе произведений Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского, М. Булгакова невозможно пройти мимо одной из разновидностей комического, сочетающей в фантастической фор...

«Оружия любимейшего род» (Сатирические произведения В.В.Маяковского).
Урок литературы в 11 классе.Спаренный урок-практикум, ориентированный на анализ сатирических произведений В.В.Маяковского Путем анализа стихотворений разных лет учащиеся наблюдают, как созревал талант...

Художественные особенности произведения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Анализ художественных особенностей произведения....

Гротеск как прием сатирического изображения жизни в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Презентация к уроку литературы в 6 классе
В презентации дано начальное представление о гротеске как художественном приёме, помогающем раскрыть индивидуальные особенности стиля М.Е. Салтыкова-Щедрина. Приём пос...