Викторина "Литературный калейдоскоп"
план-конспект урока по литературе

Дмитриенко Людмила Серафимовна

Урок-игра для студентов 1 курса СПО по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_literaturnyy_kaleydoskop.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина "Литературный калейдоскоп"

Цели:

  1. Повторение и закрепление материала по темам, развитие интереса к предмету литературы.
  2. Развитие творческих умений учащихся, способностей к обобщению, систематизации знаний.

Задания и вопросы:

1. Блиц-турнир

– Из какого произведения А.С.Пушкина эти строки: “Глаголом жги сердца людей”?

“Поэт”, “Пророк”, “Эхо”, “Поэт и толпа”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”

(“Пророк”)

– Какое из данных определений раскрывает тему романа И.А.Гончарова “Обломов”?

  • Роман о воспитании;
  • Роман о женской эмансипации;
  • Роман о лишнем человеке;
  • Роман о нигилисте;
  • Роман о взаимоотношениях интеллигенции и народа;

(роман о лишнем человеке)

– Кто из героев А.С.Пушкина в романе “Евгений Онегин” обладал следующими чертами:

Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?

Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга. (Татьяна)

– Кому из героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” принадлежит данная характеристика:

Нет отдыха, мечусь, как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня.
Тот пристает, другой, всем дело до меня…?

Скалозуб, Загорецкий, Репетилов, Фамусов (Фамусов)

– С каким литературным журналом связана деятельность Н.А.Некрасова?

“Полярная звезда”, “Современник”, “Искра”, “Отечественные записки”, “Будильник”. (“Современник”)

– Какие критики анализировали произведения А.С.Пушкина?

А.И.Герцен, А.Н. Добролюбов, Д.И.Писарев, И.А. Гончаров, В.Г.Белинский. (А.И.Герцен, В.Г.Белинский)

– Кого из героев поэмы “Мертвые души” Н.В.Гоголь назвал “прорехой на человечестве”?

Манилов, Чичиков, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич (Плюшкин)

– О ком из героев гоголевской поэмы “Мертвые души” эти слова:

“Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан”?

Чичиков, Собакевич, Коробочка, Манилов, Ноздрев (Манилов)

– Как поступил Раскольников с украденными деньгами?

Отдал матери.
Выбросил в Неву.
Спрятал в одном из петербургских дворов.
Потерял.
Отдал семейству Мармеладовых.
(Спрятал в одном из петербургских дворов.)

– Кто из героев романа Л.Н.Толстого “Война и мир” и о каком сражении сказал: “Шахматы поставлены, игра начнется завтра”?

Багратион о Шенграбене.
Александр I об Аустерлице.
Наполеон о Бородине.
Кутузов о Бородине.
Барклай де Толли о Смоленске.
(Наполеон о Бородине.)

– Кто из героев А.П.Чехова сказал: “Вся Россия наш сад”?

Аня, Лопахин, Раневская, Гаев, Петя (Петя)

2. “Подбери фамилию литературному герою”

Петр Кириллович.
Евгений Васильевич.
Анна Сергеевна.
Иван Александрович.
Аркадий Николаевич.
Татьяна Дмитриевна.
Павел Иванович.
Илья Ильич.
Григорий Александрович.
Петр Андреевич.
Софья Семеновна.
Родион Романович.
Любовь Андреевна.
Андрей Иванович.
Андрей Николаевич.

(Слова для справок: Печорин, Чичиков, Ларина, Обломов, Штольц, Болконский, Безухов, Базаров, Одинцова, Кирсанов, Раскольников, Раневская, Хлестаков, Гринев, Мармеладова.)

3. Из какого произведения данные афоризмы?

  • “Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимает прежде разум” (Н.В.Гоголь, “Ревизор”, Городничий)
  • “Не приведи бог видеть, русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” (А.С.Пушкин, “Капитанская дочка”)
  • “Любви все возрасты покорны” (А.С.Пушкин, “Евгений Онегин”)
  • “Чужие языки страшнее пистолета” (А.С.Грибоедов, “Горе от ума”)
  • “Не хочу учиться, а хочу жениться…” (Д.Н.Фонвизин, “Недоросль”)
  • “Безумству храбрых поем мы песню!” (А.М.Горький, “Песня о Соколе”)
  • “От копеечкой свечи… Москва сгорела” (И.С.Тургенев, “Отцы и дети”)
  • “Отчего люди не летают так, как птицы?” (А.Н.Островский, “Гроза”)

4. “Загадочное меню”, или где попадались следующие блюда?

  • “Суп с потрохами, лапша или желудок, рубцы, красная или белая подливка к соусу”; “варенья, соленья, печенья, меды, квасы, пироги…” (в Обломовке из романа И.А.Гончарова “Обломов”)
  • “roast-beef окровавленный”; “лимбургский сыр”, “ананас золотой”, “трюфли”, “Стразбурга пирог нетленный”, “вино кометы”. (в ресторане из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”)
  • “Щи со слоеным пирожком… мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам…” (в трактире из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”)

5. “Литературные пародии”

Угадай, на какие произведения, чьих авторов написаны данные пародии. Обоснуй свой ответ.

1.

Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушены,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят, -
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!... 
(На стихотворение А.А.Фета “Шепот, робкое дыханье…”)

2.

Плывешь, премудрый мой карасик?
Плыви, коль плыть тебе дано.
В подготовительном ты классе
Сидишь, дружок, давным-давно.
Который год?
Чуть-чуть не классик,
А все сидишь, как на мели.
Плыви, плыви, злодей карасик,
Чуть плавниками шевели!
Опять лениво заметался,
И что ты там ни говори,
Опять воды ты наглотался,
Везде пускаешь пузыри.
Потом лежишь в унылом тлене,
По-прежнему угрюм и зол,
И вдруг узнал я, что от лени,
Ты на кроссворды перешел.
Прошу тебя, карасик милый,
Ты не сиди и не судачь,
Опять прудок твой запрудило,
А ты не плачь!
А ты не плачь!
И протолкни скорей беседу,
И если хочешь повтори – 
О встрече с бабкой или дедом,
Чтоб веселились пескари!
(На сказку Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь”)

6. Словарная работа

Что означают данные слова и выражения?

И.А.Гончаров “Обломов”:
Панегирик.
Шафер.
Филистер.
Сибарит.
Скрижаль.
Мажордом .
Н.В.Гоголь “Мертвые души”:
Пристяжная.
Пономарь.
Ревизская сказка.
Салоп.
Половой.
Финифть.

7. “Предметы и ассоциации”

С какими литературными произведениями у вас ассоциируются данные предметы?

Серебряный портсигар.
Часы с глобусом.
Кольцо со сфинксом.
Лопнувшая струна.
Ключ от калитки.
Чемодан из белой кожи.
(“Преступление и наказание”, “Война и мир”, “Отцы и дети”, “Вишневый сад”, “Гроза”, “Мертвые души”.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по географии "Географический калейдоскоп"

Ученикам всегда интереснее изучать науку за пределами учебника...

План декады «Химический калейдоскоп»

План декады «Химический калейдоскоп»14.10.10 -24.10.10Девиз: «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» (Леонардо да Винчи)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Птичий калейдоскоп"

Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество  разнообразных форм деятельности  на урок...

"Музыкальный калейдоскоп"

Конспект игры по музыке в 3 классе....

Технология "Калейдоскоп"

Благодаря технологии "Калейдоскоп" в  каждой малой группе в процессе  взаимодействия образуется эффект синергии.  Взаимодействуя в творческом союзе,  ученики находятся в соотношени...

Сценарий "Калейдоскоп ТV"

Вас приветствует телевизионный канал «Калейдоскоп TV». Итак в эфире « Телеанонс». Сегодня в программе: «Там- Там новости»,  «Пока все в школе», «Счастливый школьный случай», «Очумелые ручк...

Спортивный калейдоскоп

Сценарий спортивного праздника в школе...