Материал по теме: "Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева."
методическая разработка по литературе (10 класс)

Публичко Валентина Алексеевна

Материал по теме: "Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litra_dist2.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева.

Изучить материал.

Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство “государственной машины”, исследовал психологию начальников всех рангов, русского чиновничества. Для того чтобы показать пороки общественного управления во всей полноте и глубине, писатель использовал прием гротеска, который считал самым эффективным средством отображения действительности.

Гротескный образ всегда выходит за рамки правдоподобия.

С помощью гротеска можно так выделить, увеличить какую-либо черту характера, что станут понятны причины того или другого явления. Гипербола и фантастика, по мнению писателя, не искажают действительность, это особые формы образного повествования, позволяющие выявить настоящую природу происходящего.

Салтыков-Щедрин считал, что “миром управляют призраки”. Начальники, правители, чиновники – это не живые люди, это функции. Они не видят и не слышат людей, всячески отгораживаются от них, им надоели вечные просьбы.

Задача российского чиновника или градоправителя состоит в том, чтобы “гнать”

и “не пущать”. Думать при этом не нужно и даже вредно.

Служение призраку государства нашло свое отражение в “Истории одного города”. В этом произведении Салтыков-Щедрин нарисовал целую галерею правителей, представителей самодержавной власти. Как предмет исследования писатель берет историю города Глупова за сто лет и прослеживает деятельность всех его градоначальников в хронологическом порядке.

Цель писателя – показать полную историческую несостоятельность самодержавия.

В книге “Летописец” содержится история города Глупова, состоящая из биографий градоначальников и описания их замечательнейших действий, а именно: быстрой езды на почтовых, взыскания недоимок, походов против обывателей, устройства мостовых и обложения данями торговцев. Главная черта всех правителей – это их однообразие. Отличия наблюдались только в применении наказаний.

Все правители секли горожан, только некоторые объясняли за что, а другие – нет.

Градоначальник Бородавкин, приехав в Глупов, первым делом изучил деяния своих предшественников, но только ахнул, поскольку определить, чем занимались все эти люди до него, не представлялось возможным. Перед Бородавкиным было какое-то “сонное мечтание”, мелькали образы без лиц. Так писатель показывает обезличенность градоначальников, которые могли только кричать “Разорю!”, “Не потерплю!”, а о чем шла речь – непонятно.

Автор замечает, что его герои – это тени, выходящие из мрака.

Все градоначальники невежественны, умственно ограниченны, тупы. Вот как характеризуются они в “Летописце”: “При не весьма обширном уме был косноязычен”; “Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество”; “Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ”.

Двух градоначальников Салтыков-Щедрин описывает подробнее. Это Брудастый и Угрюм-Бурчеев. Брудастый имел в голове вместо мозга органчик, который мог воспроизводить только две фразы: “Разорю!”, “Не потерплю!”. Этого ему хватало, чтобы править городом и даже “привести в порядок недоимки”.

В образе Брудастого писатель обыгрывает безмозглость начальников.

В последнем градоначальнике, Угрюм-Бурчееве, не осталось ничего человеческого, у него отсутствуют чувства и эмоции, автор сравнивает его с механизмом. Бесчувственность Угрюм-Бурчеева наводит ужас на посетителей. “Он не топал ногами, не жестикулировал, не повышал голоса, не скрежетал зубами, не гоготал, не заливался начальственно-язвительным смехом… Совершенно беззвучным голосом выражал он свои требования”.

Затем он устремлял пристальный, мертвенный взгляд на посетителя. Этого застывшего взгляда вынести никто не мог. Взгляд его был “светлый, как сталь” и “совершенно свободный от мысли”.

Писатель замечает: “Разума он не признавал вовсе и даже считал его злейшим врагом, опутывающим человека сетью обольщений”. Угрюм-Бурчеев был лишен даже чувства гнева, раздражения, ненависти, что делало общение с ним еще страшнее. Автор прямо говорит, что перед нами – идиот.

Далее в тексте он не раз называет так градоначальника. Приняв какое-то безумное решение, Угрюм-Бурчеев шел напролом, считая себя правым во всем. Он решил регламентировать всю жизнь глуповцев, более того, подчинить себе весь мир, “и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни назад, ни вперед, ни направо, ни налево”. Так в произведении возникает образ пустыни, в которую превращают все вокруг себя тупые, ограниченные начальники.

Символически выглядит портрет Угрюм-Бурчеева. На картине он одет в военного покроя сюртук, в руке “Устав”, кругом пейзаж пустыни, в середине которой стоит тюрьма, а вместо неба надо всем нависла серая солдатская шинель. Пустыня символизирует рай – в ней нет никого, никто не беспокоит.

Салтыков-Щедрин создал монументальный образ, сочетающий в себе самые отвратительные, враждебные человеку качества. Градоначальник победил в себе “всякое естество”, у него “деревянное лицо”, окаменевшая фигура. Он “со всех сторон наглухо закупоренное существо”, действует, как бездушный механизм: ни жалости, ни сочувствия, ни понимания.

Писатель-сатирик добился необычайного эффекта обобщения, показав в образе “всевластного идиота” самую суть тирании.

Прочитать Главу «Органчик».

Вопросы: Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры? (письменный ответ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Собирательные числительные"

Аннотация к уроку русского языка по теме: «Собирательные числительные.»Сафина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бураковская СОШ».Урок в 6 классе по программе М. Т. Баранова...

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные". 6 класс

Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" 6 класс...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Собирательные числительные»

Тип урока: интегрированный - изучение и первичное закрепление новых знаний Цель урока: создание комфортных условий для  развития  и  обучения  учащихся в  зоне их  б...

Тест по теме "Собирательные числительные"

Итоговый тест по теме "Собирательные числительные"....

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: “Собирательный образ Анны Карениной ”

Ученица ставит цель исследовать, какие реальные женщины, их судьбы стали прототипами образа Анны Карениной в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Образ главной героини романа до сих пор волн...