Урок-проект. Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века.( М.Ястребов "Сказка о счастии", В.Правдухин "Яик уходит в море", Л.Сейфуллина "Правонарушители"гл.Тургояк)
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок-проект формирует исследовательские умения и навыки, смысловое чтение, воспитывает интерес к слову и истории родного края. Обучающиеся работают над проектом по текстам южноуральских писателей начала двадцатого века: М.Ястребова "Сказка о счастии", В.Правдухина "Яик уходит в море", Л.Сейфуллиной "Правонарушители", отрабатывают навыки лингвистического анализа художественнного текста, углубляют знания о топонимах и гидронимах Челябинской области, создают проект-газету, готовят выступление-защиту и пишут эссе "В чём заключается счастье?". Класс разделён на три группы, каждая группа работает со своим произведением. Эссе пишут после выступлений всех групп и должны рассмотреть все аспекты понятия "счастья". В конспекте определён образовательный кейс-разноуровневые задания и разные приёмы оценивания учебных достижений обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока-проекта по литературе с учётом НРЭО | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 9
Начало XX века. Южноуральские писатели. (на материале произведений М.Ястребова «Сказка о счастии», В.Правдухина «Яик уходит в море» (выборочные главы) , Л.Сейфуллиной «Правонарушители» (глава «Тургояк»).)
Тема урока Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века.
Тип урока: урок-проект (45мин.)
Цели урока:
- Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, поиском информации на заданные вопросы, закрепить и углубить знания учащихся о топонимах и гидронимах региона, устаревшей лексике, как средство художественной выразительности, определить тему отрывков, отработать навыки лингвистического анализа художественного текста, подготовить учащихся к публичным выступлениям.
- Развивающая: развивать интерес к чтению и истории родного края, развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
- Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать любовь к своему краю, воспитывать толерантность, умение работать в группе.
Структура урока:
- Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании. 2мин
- Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода. 2мин
- Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования. 1мин
- Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи. 2-5мин
- Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий. 20мин
- Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы. 5мин
- Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез. 3мин
- Закрепление и подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками. 2мин
- Рефлексия.3мин
- Определение содержания домашней работы. 2мин
Методы и приёмы: презентация информационно-исследовательского проекта, работа с текстом, осуществление исследовательского и творческого мини-проектов.
Оборудование урока: презентация учителя, раздаточный материал с заданиями для работы в группах, лист оценивания работы проектной группы, справочный материал, ИКТ-интернет источники, справочная литература, листы А3, ножницы, клей, цветные карандаши, ручки, хрестоматия 5-9класс. «Литература России. Южный Урал» сост. Капитонова Н.А., Крохалёва Т. В., Соловьёва Т.В., Рабочая тетрадь «От слова к творчеству» Ерошкина Е.Н, Коновалова Е.В.
Ход урока
1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.
– Сегодня мы с вами продолжаем изучение литературы начала XX века и будем работать над текстами южноуральских писателей, которые показали своё видение счастья. Предыдущий урок был посвящен анализу содержания текста И.Бунина. Мы сравним три произведения и попробуем сформулировать: что же такое счастье.
–Вы разбиты на три группы, и вы, конечно, догадались, что сегодня у нас урок-проект, и мы будем выполнять задания исследовательского характера.
– Тема урока: Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века .
2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода.
– В начале урока я предлагаю вам вспомнить произведение И.Бунина и ответить на вопрос, в чем заключается счастье.
( мы говорили, что счастье - это мгновения, которые познаются в сравнении. Сравнение прошлого и настоящего.)
3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования.
–Что такое счастье? (Счастье (по С.И.Ожегову)1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача. Счастливый человек - тот, кому благоприятствует счастье, удача, благополучие)
Счастливы ли герои произведений южноуральских писателей начала XX века? В чём проявляется счастье для каждого из них? Как вы понимаете это чувство? Что нужно для «полного счастья» человека?
Какую роль могут играть в произведениях и в жизни знание топонимов и гидронимов, устаревшей лексики, обычаев, пейзаж и портрет? Как автор через эти понятия показывает проявление счастья?
4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.
– Вы сейчас выдвигали много гипотез. Для проверки этих гипотез я вам предлагаю групповую работу с текстами.
Каждая группа получает задание в трёх уровнях, работу по которым вы сами должны распределить.
1уровень: чтение и знакомство с жизнью писателя. Ответы на вопросы, поиск информации, создание текста (гимн природе, свободе, счастью)
2уровень: смысловое чтение текста (глав, отрывков), анализ текста, работа со справочным материалом, определение художественных приёмов (портрет, пейзаж), изобразительных средств, помогающих ответить на проблемный вопрос: как проявляется счастье.
3уровень: творческий: в чём заключается счастье героя
Результатом работы на уроке будет создание газеты «Что такое счастье?»
и написание эссе «В чём заключается счастье?»
5. Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий.
Задание.
– Найдите устаревшие слова и объясните их значение.
– Мог ли автор обойтись без устаревших слов?
– Какую роль они играют в тексте?
-Найдите топонимы и гидронимы в текстах. Почему важно знать историю и краеведение?
-Может ли счастье проявляться в любви к Родине, труду?
(Работа в проектных группах. Подготовка к выступлению – защите творческих проектов.)
6. Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы.
(Выступление групп.)
Во время выступления каждой из групп результаты исследования фиксируются в виде таблиц:
Устаревшее слово | Лексическое значение | Роль устаревших слов в художественном тексте |
Гидронимы и топонимы | Значение названий (история или легенда) |
Во время выступления каждой группы остальные оценивают ее работу, заполняя таблицу:
Лист оценивания работы проектной группы
(по каждому критерию проставьте баллы от 0до1)
Группа | Охват материала | Полнота представления материала | Умение анализировать текст | Исчерпывающие ответы на вопросы | Умение сотрудничать | Общий балл |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанной защиты проектов.
Создание газеты «Что такое счастье?»
Каждая из групп защищает свой проект и читает задание, составленное эссе, подтверждая текстом.
Вывод: счастье - это когда нет войны, когда все живы и здоровы, когда есть минуты- видеть прекрасное, наслаждаться пейзажем, жить на Родине, а не вдали от неё, быть полезным Родине, трудиться во благо семьи и Родины, читать, знать историю родного края, а значит, любить его.
8. Закрепление и подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками.
Обсуждение выступлений групп. Оценивание групповой работы с помощью таблицы.
Оценивание работы каждого участника группы руководителем проектной группы с помощью таблицы:
Лист оценивания работы участников проектной группы.(0-не работал, 1-работал редко ,2-выполнял индивидуальную работу 3-сотрудничал с коллективом, 4-активно работал и индивидуально, и с коллективом)
№ | Фамилия, имя ученика | Количество баллов |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
Выставление учителем оценок за урок.
10.Рефлексия.
-Было трудно и неинтересно?
-В чём была трудность?
-Что нового узнали?
-Что захотелось узнать больше?
11. Определение содержания домашней работы. Домашнее задание:
1. написать (дописать) эссе «В чём заключается счастье?»
2. Инд. сообщения: биография М.Булгакова; творчество М.Булгакова; идейный замысел произведения «Собачье сердце».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"
Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...
Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей начала 18 века
Опыт использования новых технологий для повышения мотивации учащихся к чтению...
Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»
Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» (на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна). Урок-диспут....
«Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»
Открытый урок по литературе«Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»( на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна) Урок- диспут...
Патриотическое воспитание на уроках литературы на материале произведений южноуральских писателей и поэтов
Вопросы патриотического воспитания школьников сегодня очень актуальны. Воспитание гражданина и патриота становится оп...
Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."
Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...
Технологическая карта современного урока на тему: "Произведения отечественных писателей 19-20 веков на тему детства.А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»."
Предлагаемая технологическая карта урока литературы по теме "Произведения отечественных писателей 19-20 веков на тему детства.А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» решает такие за...