Урок-проект. Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века.( М.Ястребов "Сказка о счастии", В.Правдухин "Яик уходит в море", Л.Сейфуллина "Правонарушители"гл.Тургояк)
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Ерошкина Елена Николаевна

Урок-проект формирует исследовательские умения и навыки, смысловое чтение, воспитывает интерес к слову и истории родного края. Обучающиеся работают над проектом по текстам южноуральских писателей начала двадцатого века: М.Ястребова "Сказка о счастии", В.Правдухина "Яик уходит в море", Л.Сейфуллиной "Правонарушители",  отрабатывают навыки лингвистического анализа художественнного текста, углубляют знания о топонимах и гидронимах Челябинской области, создают проект-газету, готовят выступление-защиту и пишут эссе "В чём заключается счастье?".  Класс разделён на три группы, каждая группа работает со своим произведением. Эссе пишут после выступлений всех групп и должны рассмотреть все аспекты  понятия "счастья". В конспекте определён образовательный кейс-разноуровневые задания и разные приёмы оценивания учебных достижений обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 9

Начало XX века. Южноуральские писатели. (на материале произведений М.Ястребова «Сказка о счастии», В.Правдухина «Яик уходит в море» (выборочные главы) ,  Л.Сейфуллиной «Правонарушители» (глава «Тургояк»).)

Тема урока Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века.

Тип урока: урок-проект (45мин.)

Цели урока:

  • Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, поиском информации на заданные вопросы, закрепить и углубить знания учащихся о топонимах и гидронимах региона, устаревшей лексике, как средство художественной выразительности, определить тему отрывков, отработать навыки лингвистического анализа художественного текста, подготовить учащихся к публичным выступлениям.
  • Развивающая: развивать интерес к чтению и истории родного края, развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
  • Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать любовь к своему краю, воспитывать толерантность, умение работать в группе.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании. 2мин
  2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода. 2мин
  3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования. 1мин
  4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи. 2-5мин
  5. Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий. 20мин
  6. Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы. 5мин
  7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез. 3мин
  8. Закрепление и подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками. 2мин
  9. Рефлексия.3мин
  10. Определение содержания домашней работы. 2мин

Методы и приёмы: презентация информационно-исследовательского проекта, работа с текстом, осуществление исследовательского и творческого мини-проектов.

Оборудование урока: презентация учителя, раздаточный материал с заданиями для работы в группах, лист оценивания работы проектной группы, справочный материал, ИКТ-интернет источники, справочная литература, листы А3, ножницы, клей, цветные карандаши, ручки, хрестоматия 5-9класс. «Литература России. Южный Урал» сост. Капитонова Н.А., Крохалёва Т. В., Соловьёва Т.В., Рабочая тетрадь «От слова к творчеству» Ерошкина Е.Н, Коновалова Е.В.

Ход урока

1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.

– Сегодня мы с вами продолжаем изучение литературы начала XX века и будем работать над текстами  южноуральских писателей, которые показали своё видение счастья. Предыдущий урок был посвящен анализу содержания текста И.Бунина. Мы сравним три произведения  и попробуем сформулировать: что же такое счастье.

–Вы разбиты  на  три группы, и вы, конечно, догадались, что сегодня у нас урок-проект, и  мы будем выполнять задания исследовательского характера.

– Тема урока: Понятие счастья в произведениях южноуральских писателей начала XX века .

2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода.

– В начале урока я предлагаю вам вспомнить произведение И.Бунина и ответить на вопрос, в чем заключается счастье.

( мы говорили, что счастье - это мгновения, которые познаются в сравнении. Сравнение прошлого и настоящего.)

3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования.

–Что такое счастье? (Счастье (по С.И.Ожегову)1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача. Счастливый человек - тот, кому благоприятствует счастье, удача, благополучие)

Счастливы ли герои произведений южноуральских писателей начала  XX века? В чём проявляется счастье для каждого из них? Как вы понимаете  это чувство? Что нужно для «полного счастья» человека?

Какую роль могут играть в произведениях и в жизни знание топонимов и гидронимов, устаревшей лексики, обычаев, пейзаж и портрет? Как автор через эти понятия показывает проявление счастья?

4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.

Вы сейчас выдвигали много гипотез. Для проверки этих гипотез я вам предлагаю групповую работу с текстами.

Каждая группа получает задание  в трёх уровнях, работу по которым вы сами должны распределить.

 1уровень: чтение и знакомство с жизнью писателя. Ответы на вопросы, поиск информации, создание текста (гимн природе, свободе, счастью)

 2уровень: смысловое чтение текста (глав, отрывков), анализ текста, работа со справочным материалом, определение художественных приёмов (портрет, пейзаж), изобразительных средств, помогающих ответить на проблемный вопрос: как проявляется счастье.

3уровень: творческий: в чём заключается счастье героя

Результатом работы на уроке будет создание газеты «Что такое счастье?» 

и написание  эссе «В чём заключается счастье?»

5. Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий.

Задание.

– Найдите устаревшие слова и объясните их значение.

– Мог ли автор обойтись без устаревших слов?

– Какую роль они играют в тексте?

-Найдите топонимы и гидронимы в текстах. Почему важно знать историю и краеведение?

-Может ли счастье проявляться в любви к Родине, труду?

(Работа в проектных группах. Подготовка к выступлению – защите творческих проектов.)

6. Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы.

(Выступление групп.)

Во время выступления каждой из групп результаты исследования фиксируются в виде таблиц:

Устаревшее слово

Лексическое значение

Роль устаревших слов в художественном тексте

Гидронимы и топонимы

Значение названий (история или легенда)

Во время выступления каждой группы остальные оценивают ее работу, заполняя таблицу:

Лист оценивания работы проектной группы
(по каждому критерию проставьте баллы от 0до1)

Группа

Охват материала

Полнота представления материала

Умение анализировать текст

Исчерпывающие ответы на вопросы

Умение сотрудничать

Общий балл

1

2

3

7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанной защиты проектов.

Создание газеты «Что такое счастье?»

Каждая из групп защищает свой проект и  читает задание, составленное  эссе, подтверждая текстом.

Вывод: счастье - это когда нет войны, когда все живы и здоровы, когда есть минуты- видеть прекрасное, наслаждаться пейзажем, жить на Родине, а не вдали от неё, быть полезным Родине, трудиться во благо семьи и Родины, читать, знать историю родного края, а значит,  любить его.

8. Закрепление и подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками.

Обсуждение выступлений групп. Оценивание  групповой работы с помощью таблицы.

Оценивание работы каждого участника группы руководителем проектной группы с помощью таблицы:

Лист оценивания работы участников проектной группы.(0-не работал, 1-работал редко ,2-выполнял индивидуальную работу 3-сотрудничал с коллективом, 4-активно работал и индивидуально, и с коллективом)

Фамилия, имя ученика

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Выставление учителем оценок за урок.

10.Рефлексия.

-Было трудно и неинтересно?

-В чём была трудность?

-Что нового узнали?

-Что захотелось узнать больше?

11. Определение содержания домашней работы. Домашнее задание:

1.  написать (дописать)  эссе «В чём заключается счастье?»

2. Инд. сообщения:  биография М.Булгакова; творчество М.Булгакова; идейный замысел  произведения «Собачье сердце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"

Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...

Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей начала 18 века

Опыт использования новых технологий для повышения мотивации учащихся к чтению...

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» (на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна). Урок-диспут....

«Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

Открытый урок по литературе«Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»( на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна) Урок- диспут...

Патриотическое воспитание на уроках литературы на материале произведений южноуральских писателей и поэтов

        Вопросы патриотического воспитания школьников сегодня очень актуальны.         Воспитание гражданина и патриота становится оп...

Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."

Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...

Технологическая карта современного урока на тему: "Произведения отечественных писателей 19-20 веков на тему детства.А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»."

Предлагаемая технологическая карта урока литературы по теме "Произведения  отечественных писателей 19-20 веков на тему детства.А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» решает такие за...