Урок литературы в 5 классе (Урок Победы)
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предмет: литература
Класс: 5
Учитель: Марашова Ирина Викторовна
Тема: Дети-герои войны. Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marashova_i.v._urok_pobedy.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Класс: 5
Учитель: Марашова Ирина Викторовна
Тема: Дети-герои войны. Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Вид урока: проблемный урок, беседа.
Цели:
- Образовательная: продолжение обучения школьников приемам анализа поэтического текста; умение видеть идею стихотворения; знакомство с лирическими произведениями о детях на войне.
- Развивающая: активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.
- Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, уважения и преклонения перед подвигом детей в Великой Отечественной войне, эмоционально воздействуя на учащихся, погружая их в события войны.
Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формирование умения выявлять особенности текстов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; формирование умения работать самостоятельно.
Регулятивные УУД: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: формирование умения выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: учебник литературы (5 класс, 2 часть, под ред. Коровиной В.Я., М.Просвещение, 2014), тетрадь, ручка, портреты А.Т. Твардовского, К.Симонова, портреты детей-героев (В. Котик, М.Казей, Л.Голиков, З.Портнова), компьютер, проектор (ресурсы электронного читального зала Президентской библиотеки им.Б.Н. Ельцина.)
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга. Садитесь. Начинаем урок литературы. Начать мне бы хотелось с необычного вопроса: чего бы вы, дети 21 века, хотели больше всего на свете? Что в этой жизни вы считает самым важным и самым ценным? (Ответы детей).
В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу. Возможно, ваши ответы изменятся.
Эпиграф (читает учитель):
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина!
Разве хотела ты
нашей смерти,
Родина!
(Р.Рождественский)
- Как вы думаете, о чем эти стихи?
- Совместимы ли такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему? (ответы: о том, что дети должны жить долго и счастливо; нет, несовместимы, так как дети – это будущее страны).
Учитель: Итак, какова же тема нашего урока?(ответы)
Тема урока звучит так: Дети-герои войны. Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне.
Актуализация темы. Ассоциативное поле «Война».
Учитель: Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации в таблицу: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (работа в парах)
- Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети заполняют таблицу:
Звуки войны | Человек видит на войне… | Человек чувствует на войне… |
Грохот снарядов, выстрелы, крики, стоны | Смерть, разруха, враг, оружие, кровь, плен | Боль, ненависть, страх… |
Формулировка учащимися цели урока.
Учитель: Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (ответы)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическими произведениями о подвиге детей в ВОВ, постараемся прочувствовать то, о чем писали поэты в своих стихотворениях.
Слово учителя:
Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.
Жестокое слово – война!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Четыре юных партизана получили звание «Герой Советского Союза», к сожалению, посмертно.
(во время рассказов учащихся на слайдах демонстрируются фото пионеров-Героев)
Сообщения учащихся (заранее подготовленные). Во время просмотра презентации используются ресурсы электронного читального зала Президентской библиотеки им. Ельцина.
Марат Казей – партизан ВОВ, Герой СССР, с 1942 года разведчик партизанского отряда.
Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу" и «За боевые заслуги». Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Леня Голиков – Герой СССР, юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
16-летний партизан пал смертью храбрых в бою .
Валя Котик – Герой СССР, юный участник партизанского движения на Украине в годы Великой Отечественной войны. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Награжден посмертно.
Зина Портнова. Учитель демонстрирует фотографию памятника З.Портновой, используя электронный читальный зал Президентской библиотеки им.Б.Н.Ельцина
Памятный знак Герою Советского Союза З. М. Портновой [Изоматериал : электронный ресурс] : [альбом фотографий] / фото В. Н. Гулякина. - Электронные графические данные (3 файла : 35,4 МБ). -Санкт-Петербург, 2013. - |
Знакомство с произведениями о детях на войне, анализ стихотворений.
Учитель: Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны. Мы остановимся подробно на стихотворении «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского (портрет на доске и в учебнике с.156).Этот поэт сам был участником войны и не понаслышке знает о подвигах безымянных героев.
Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» А. Твардовского. Работа над содержанием стихотворения:
Учитель: Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
Примерные ответы детей: Чувство страха, гордости, интереса, опасности…
Учитель: Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение? Докажите словами из текста.
Примерные ответы детей: В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед».
Учитель: Зачитайте описание боевой обстановки, в которой действовали танкисты. Какое событие военного времени легло в основу стихотворения?
Примерные ответы детей: Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.
Учитель: Зачем автор в начале стихотворения рассказывает о мальчишках из прифронтовых городов и деревень? ( Каждый хотел помочь фронту)
Учитель: Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому? (Примерные ответы)
Работа над характерами героев:
Учитель и дети составляют кластер на доске.
Учитель: Прочитайте отрывки из текста, характеризующие мальчика.
Ответы: Лет десяти – двенадцати, бедовый. Из тех, кто главарями у детей
Учитель: Прочитайте о самых опасных для мальчика моментах боя.
Учитель: Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.
Примерные ответы детей: Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.
– Приветливый – встречает как гостей
– Нежадный, щедрый – сливы сует
– Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал, где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…
– Скромный – показал и убежал…
Учитель: сравните со словами, значение которых мы определяли в начале урока. Проявились ли эти качества у нашего героя?
Физминутка.
Представьте, что вы солдаты.
Раз, два, три, четыре, пять
Начал наш солдат шагать.
Руки вверх и руки вниз.
На носочках подтянись.
Вправо шаг и влево шаг.
И друг другу улыбнись.
Молодцы, ребята. Сели на свои места.
Руки где? На месте.
Ноги где? На месте.
Локти где? На месте
Спина? Прямая.
Работа над выразительным чтением:
Учитель: Как автор относится к своему герою? С какой выразительностью нужно читать?
Примерные ответы детей: он ему нравится…
Учитель: что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Какой будет интонация?
Примерные ответы детей: Трудность – прорывались, удовлетворения – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.
Учитель: Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать?
Примерные ответы детей: Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения боялся, что враг может сменить свое место расположения.
Учитель: Прочитайте первую и последнюю строфы стихотворения. Что вы можете сказать? (Кольцевая композиция)
Учитель: Почему автор использует этот приём?
Примерные ответы детей: Подчёркивает переживание о том, что забыл имя мальчика.
Учитель: Какие эпитеты использовал автор? Подъехали вот здесь и с разворота заходим в тыл…(рыхлый, жирный чернозем)
Учитель: Почему о родной земле так говорит поэт?
Примерные ответы детей: Несмотря на войну, она плодородна.
Учитель: Найдите прием сравнения.
Примерные ответы детей: Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.
Учитель: Прочитайте предпоследнюю строфу. Какое художественное средство использует автор?
Учитель: Хотелось бы вам перечитать это стихотворение?
Обобщение:
Учитель: Можно ли поступок мальчика назвать героическим?
Примерные ответы: …
Чтение стихотворения К.Симонова:
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Запись в тетрадь слов лафет, Брест. (Брест- крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии. Лафет - станок артиллерийского орудия)
Анализ стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» (с.160) по плану:
1. Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
2. Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
3. Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки. Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?)
4. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
5. Главные образы стихотворения.
6. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).
7. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
- В этом стихотворении говорится о том, как…
- Главная мысль заключается в том, что…
- Главный герой стихотворения – мальчик… (дать характеристику: как выглядит ребенок, что чувствует)
- Прочитав стихотворение, я почувствовал (а)…, понял (а)…
Заключительный эмоциональный этап урока. Рефлексия
Учитель: Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира.
Герои минувших немеркнущих лет,
Мы их не забудем – девчонок, мальчишек,
Чья жизнь молодая за нас отдана.
Мы в сердце своём, как на знамени, пишем
Простые и гордые их имена.
Учитель: Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни? Может быть, вы что-то хотели бы сказать нынешнему поколению, то есть своим сверстникам? Подумайте, и запишите несколько предложений в тетрадь.
Учащиеся зачитывают тексты, которые у них получились.
Домашнее задание:
Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике, 8 класс «Урок Победы» «Математика и оборона нашей страны»
Материал подобран к 65 годовщине Дня Победы. Рассматривается практическое применение математики в военном деле....
Конспект урока в 10 классе "Духовная победа Ивана Флягина"
Конспект урока (контрольная работа учителя на курсах повышения квалификации) предназначается для изучения произведения Н.С. Лескова "Очарованный странник". Это путь духовного обновления главного героя...
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...
Конспект урока литературы в 5 классе "Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
Урок литературы в 5 классе на тему "Победа добра и справедивости над злом и насилием" в сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" предполагает работу над навыком отбора художе...
Методическая разработка урока в 6 классе "День Победы"
Разработка урока в 6 классеУчитель Матинян И.П. МБОУ СОШ №2 п. Добринка Липецкой обл.Тема урока: Holidays. Victory Day...