Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения"
методическая разработка по литературе

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc107.5 КБ
Microsoft Office document icon broshyura.doc470 КБ
Office presentation icon strategii_smyslovogo_chteniya.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Стратегии смыслового чтения».

  1. Ориентировочно – мотивационный этап.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной. Вы будете моими помощниками, т.е. фокус группами мастер – класса. Вы готовы к сотрудничеству?

- Выберите, пожалуйста, из предложенных пословиц одну, актуальную для вашей группы, она будет служить девизом.

Труд всё побеждает.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Терпенье и труд все перетрут.

В труде рождаются герои.

Всякое уменье трудом дается.

Любовь к труду - у людей на виду.

- Прочитайте, что вы выбрали.

2.  Актуализация субъектного опыта участников

Прочитайте стихотворение. (слайд 1)

Потеряла Аленушка ключ.

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

- Почему Аленушке был нужен не этот ключ?

- Что вы можете сказать про слово «ключ»?

- Что зависит от значения слова?(От значения слова зависит смысл прочитанного).

 Значит, как надо читать текст?(осмысленно, это ключевое слово)

- Кто может сказать тему нашего занятия?

Вывод:

Тема мастер – класса «Стратегии смыслового чтения».

- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

- Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

- Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках.

  1. Целеполагание.

- Цель мастер-класса: трансляция  опыта использования приемов смыслового чтения.

- Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? ( с просмотра)

Итак, первый тип: просмотровое чтение – это общее знакомство с любым текстом

-Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? (Ответы)

-Хорошотогда познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Обратите внимание на притчу. Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга», назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

А что значит «духовно не умереть»?. Это значит…Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Вывод: Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Следующий тип чтения - ознакомительное чтение.  Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»

- Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.

Перед вами примеры утверждений:

- Человек купил себе новый дом. (Да)

- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

Как вы думаете, почему вопросы я начала с одинаковой фразы.

Вывод: Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

-А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка».

(Участники мастер-класса читают текст притчи).

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

При работе над данным текстом можно использовать еще один приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)

Вывод: использование этих и других приёмов помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-а самое главное, читать внимательно и вдумчиво.

Я, как учитель русского языка и литературы, использую на своих уроках различные приемы. И эти методы я считаю продуктивными для достижения результатов освоения ФГОС.

Начинается работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.

Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

Но, для того, чтобы научить школьника работе с текстом, учитель должен знать, какими конкретными приемами работы нужно обучать и как это делать. Предлагаю познакомиться с некоторыми из них:

1. Прием «Ориентиры предвосхищения»

1. Необходимо прочитать суждения и отметить те (+,-), с которыми вы согласны

До чтения текста (мое мнение)

Суждения

После прочтения текста (Как у В. Катаева)

Главный герой не любил театры

Действие в рассказе происходит в середине XIX века

Ужасными словами для героя были «билет не действителен»

Самым яркими являются воспоминания об одесском городском театре

Без марок императрицы билеты были не действительны.

2. Затем отметить их еще раз после прочтения текста. Если ответ изменился, объяснить, почему это произошло.

2. Прием «Мозговой штурм методом карусели»

Три группы участников. Каждой из групп даны задания. В течение определенного времени участники отвечают на них по кругу, затем меняются по часовой стрелке столами.

        Задание 1 группе. Что в рассказе В.Катаева «Театр» вам больше всего запомнилось? Какие проблемы затронуты?

        Задание 2. Какую роль в жизни человека играет театр?

        Задание 3. Отметьте изобразительно-выразительные средства, которые использует Катаев в рассказе (для чего они нужны?).

3. Прием «Пирамидная история» (мини-рецензия).

        



Предварительный просмотр:

Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций.

Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить изученную информацию.

Стратегии смыслового чтения:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Современное образование требует, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях, умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания, владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.

14.12.2018 г.

 

Стратегии смыслового

чтения

при работе с текстом

Читать – это еще ничего не значит,

                                 Что читать и как понимать читаемое-

                                  Вот в чем главное дело.

                                  К.Д. Ушинский

Приём «Ассоциативный куст»

Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Приём «Верно ли, что…»

Учитель предлагает детям на карточках вопросы или утверждения. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом пишут слово "да" или знак "+", если не согласны, то пишут слово "нет" или знак " - ".

Приём «Ключевые слова»

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием «Ориентиры предвосхищения»

1.    Учащимся необходимо   прочитать суждения и отметить те, с которыми они согласны (V).

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

 

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи

 

 

Части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие

 

 

Ученые до сих пор не решили, сколько частей речи в русском языке

 

2.    Затем   отметить их ещё раз после прочтения текста параграфа. Если   ответ изменился, объяснить, почему это произошло.

Прием «Мозговой штурм методом карусели»

В этом методе класс разбивается на малые группы и каждой группе выдается большой лист бумаги с проблемными вопросами вверху листа.

В течение короткого периода времени каждая группа набрасывает по своей теме

максимальное число идей. Затем группы обмениваются листами и продолжают работать над следующими темами, и так продолжается, пока каждая группа не внесет свой вклад в разработку всех тем. В конце мозгового штурма все листы предъявляются

классу, и ученики могут посмотреть на результаты общей работы. В продолжение обсуждения каждая группа может получить обратно лист, с которого они начинали

работу, с просьбой осмыслить все предложения, выдвинутые по данной теме.

Прием «Пирамидная история» (мини-рецензия).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Потеряла Аленушка ключ. На опушке искала – не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно.

Слайд 3

«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело» К.Д.Ушинский

Слайд 4

Прием «Ориентиры предвосхищения» До чтения текста Суждения После чтения текста Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи Части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометие Ученые до сих пор не решили, сколько частей речи в русском языке

Слайд 5

Прием «Пирамидная история»

Слайд 6

Стратегия предтекстовой деятельности (прогнозирование) Прием «Рассечение вопроса» или «Дерево предсказаний» Прием «Эмоциональный настрой» Прием «Соревнуемся с писателем» Прием «Ключевые слова» или «Мозговой штурм» Прием «Закончите предложения» Прием «Верите ли вы?» Прием «Глоссарий» Прием «Ассоциативный куст»

Слайд 7

Стратегия текстовой деятельности Прием «Чтение в кружок» Прием «Чтение с остановкой» Прием «Толстые и тонкие вопросы» «Инсерт» Прием «Двойной дневник»

Слайд 8

Прием «Чтение с остановками». По названию предположите, о чем будет рассказ? Какие события могут произойти в описанной обстановке? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Что будет с героем после событий рассказа?

Слайд 9

Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы: Кто? Что? Когда? Может …? Будет…? Мог ли …? Было ли..? Согласны ли вы…? Верно ли…? Ответы на «тонкие» вопросы – опора на текст. «Толстые» вопросы: Объясните, почему…? Почему вы так считаете? В чём различие …? Предположите, что будет, если...? Ответы на «толстые» вопросы – постижение тайн текста.

Слайд 10

Прием «Двойной дневник». Фразы из текста , которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий : что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст Текст

Слайд 11

Стратегий послетекстовой деятельности Прием «Паутина вопросов» Прием «Дерево предсказаний» Прием «Текст с пропущенными словами» Ромашка Блума

Слайд 14

Дивергентная карта — это имеющее узловую структуру графическое отображение знаний, их логических и ассоциативных связей, актуализирующихся в процессе многомерного, нелинейного мышления

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...