Урок в 5 классе по формированию метапредметных умений
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок обобщающего повторения по теме "Русские народные сказки" - "Виды фольклорных сказок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature_5_klass.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Информационная карта урока.
ФИО учителя: Лукьянова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
ОУ: МБОУ Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: «Виды фольклорных сказок»
Базовый учебник: Коровина В.Я. Литература 5 класс
Место в общей структуре курса: урок обобщающего повторения по теме «Русские народные сказки»
Тип урок: урок актуализации знаний с углублением изученного материала
Методическая цель: ознакомление коллег с опытом работы по обобщению пройденного материала
Цель урока: установление отличительных особенностей фольклорных сказок различных жанров
Задачи:
- продолжение развития умения управлять своей познавательной деятельностью (личностный результат)
- развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное, составлять на основе систематизации текст с заявленной тематикой (метапредметный результат)
- формирование умения различать виды сказок, составлять доказательное рассуждение, пользуясь теорией (предметный результат)
Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал, ножницы, клей
Время проведения: 45 минут
II. структурные элементы урока.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | 1 минута | Взаимное приветствие | |
Актуализация знаний и мотивация | 6 минут | Проводит викторину с использованием иллюстративной презентации | на основе иллюстративного материала определяют, как называется сказка, кто её герои, какова её тема |
Постановка учебной задачи | 4 минуты | Выслушивает мнения учащихся, наводит на вопрос о единстве/различие жанров | Формулируют тему урока, выявляя общие отличия сказок, приходят к возможному названию жанров |
Решение учебной задачи | 8 минут | Наблюдает, при необходимости отвечает на вопросы | Работа в группе: составление текста из предложенных разрозненных фрагментов в соответствии с жанровым делением сказок |
Первичное закрепление полученных знаний и умений | 9 минут | Выслушивает мнения учащихся, помогает резюмировать общий итог | Проверка выполненной работы, обсуждение верности результата: представитель от группы у доски демонстрирует и комментирует полученный результат |
Закрепление полученных знаний. | 14 минут | Наблюдает за работой | Работа в группах: исследуют предложенный текст сказки с точки зрения её жанровых особенностей и составляют текст-доказательство с использованием терминологии, представляют свой результат работы для оценки классу |
Рефлексия учебной деятельности | 3 минуты | Благодарит за работу на уроке, стимулирует для подведения итогов | Подводят итоги работы: что узнали, что сделали для этого. Оценивают деятельность на уроке через оценочный групповой лист |
Конспект урока.
Цель урока: установление отличительных особенностей фольклорных сказок различных жанров.
Учитель: Мы с вами закончили знакомство с фольклорными сказками. Давайте вспомним, какие сказки мы прочитали.
На экран выводится презентация с иллюстрациями прочитанных сказок. Учащиеся определяют название сказки, вспоминают её героев, о чём она рассказала, чему научила.
Учитель: Никто из вас не задумывался над тем, что эти сказки имеют какие-то общие черты. Подумайте, какие.
Как правило, учащиеся обращают внимание на сходство героев, например, в сказках «Зимовье зверей», «Лиса и Волк», «Журавль и цапля». Главные герои – животные, в следующей группе сказок отмечают, что, кроме Ивана-царевича, есть волшебные предметы и т.д. На основании этих выявленных сходств предлагаем сформулировать предмет нашего урочного разговора и возможные названия групп сказок. Сказки о животных и волшебные формулируются всегда, а вот бытовые приходится подсказывать.
Предлагаем учащимся выявить специфические черты этих групп сказок: раздаются информационные листы.
Полученный лист задания. Рассмотрите предложенные характеристики сказок и соберите для каждого из сказочных жанров свою полную характеристику (используются ножницы, клей). Учащиеся работают в малых группах.
1.Герои.
Животные | Крестьянин, солдат, барин | Поколения – старшее царь с царицей и т.д. и младшее - Иван с братьями или сёстрами. |
2.Сюжет.
Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. | Мотив пути, путешествия, в ходе которого герой преодолевает препятствия или проходит испытания. Герои отправляются на поиски невесты или диковинных предметов, попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы (ковёр-самолёт, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая ода), говорящие животные | Повествуют о хитроумных проделках |
3.Идея
Высмеиваются недостатки человека (глупость, жадность, жестокость и т.д.) | Выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников. | Положительный герой волшебной сказки, вне зависимости от социальной принадлежности и рода деятельности представляет собой носителя идеальных свойств человека, образец для подражания. |
4.Признаки
Животные разговаривают и ведут себя как люди, а сами люди являются второстепенными героями. | Герои живут в реальном мире | Троекратное повторение события, число три (три брата, три ночи и т.д.). Сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. |
5. Задача
Главная задача сказки – испытать героя, проверить, как он сможет справиться с трудными заданиями. Главному герою нужно доказать, действительно ли он умный, смелый, сильный. Вся сказка представляет собой здание, вершина его – счастливый конец. Плохих концов этот жанр сказок не знает. Вся конструкция сказки направлена к этому концу, обеспечивает его, подготавливает окончательную победу героя и его награждение. | Высмеять недостатки человека , дать возможность посмотреть на себя со стороны. | Высмеять недостатки одного героя. Прославить ум , смекалку, находчивость другого. |
Результат работы вывешивается на доску и комментируется отдельными учащимися вслух. Согласуется с результатами других.
Далее каждой группе раздаётся текст незнакомой сказки и предлагается, опираясь на полученную информацию, не только определить её вид, но и доказать, составив текст-рассуждение. После окончания отведённого на задание времени, на экран выводится эталон текста-рассуждения. Группы обмениваются полученными результатами, оценивая составленный текст по следующим критериям верность определения вида сказки, соответствие видовой форме героев, сюжета, задачи, признаков и идеи, результаты оценки вносят в групповой оценочный лист.
В заключении урока подводим итоги: что узнали, как это узнали, как полученная информация может пригодиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы....
Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...
Презентация к работе Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...
Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС
Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к жизни, обеспечить ребенку общекул...
Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики.
Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными д...
Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе
Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе...
Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах
О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возм...