Урок в 5 классе по формированию метапредметных умений
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Лукьянова Ирина Геннадьевна

Урок обобщающего повторения по теме "Русские народные сказки" - "Виды фольклорных сказок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature_5_klass.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Информационная карта урока.

ФИО учителя: Лукьянова Ирина Геннадьевна

Должность: учитель русского языка и литературы

ОУ:  МБОУ Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: «Виды фольклорных сказок»

Базовый учебник: Коровина В.Я. Литература 5 класс

Место в общей структуре курса: урок обобщающего повторения по теме «Русские народные сказки»

Тип урок: урок актуализации знаний с углублением изученного материала

Методическая цель: ознакомление коллег с опытом работы по обобщению пройденного материала

Цель урока: установление отличительных особенностей фольклорных сказок различных жанров

Задачи:

- продолжение развития умения управлять  своей  познавательной  деятельностью (личностный результат)

- развитие способности  к  наблюдениям, систематизации  информации, способности  выделять  главное, составлять на основе систематизации текст с заявленной тематикой (метапредметный результат)

- формирование умения различать виды сказок, составлять доказательное рассуждение, пользуясь теорией (предметный результат)

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал, ножницы, клей

Время проведения: 45 минут

II. структурные элементы урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 минута

Взаимное приветствие

Актуализация  знаний  и  мотивация

6 минут

Проводит викторину с использованием иллюстративной презентации

на основе иллюстративного материала определяют, как называется сказка, кто её герои, какова её тема

Постановка  учебной  задачи

4 минуты

Выслушивает мнения учащихся, наводит на вопрос о единстве/различие жанров

Формулируют тему  урока, выявляя общие отличия сказок, приходят к возможному названию жанров

Решение  учебной  задачи

8 минут

Наблюдает, при необходимости отвечает на вопросы

Работа в группе: составление текста из предложенных разрозненных фрагментов в соответствии с жанровым делением сказок

Первичное  закрепление  полученных  знаний  и  умений

9 минут

Выслушивает мнения учащихся, помогает резюмировать общий итог

Проверка выполненной работы, обсуждение верности результата: представитель от группы у доски демонстрирует и комментирует полученный результат

Закрепление полученных знаний.

14 минут

Наблюдает за работой

Работа в группах: исследуют предложенный текст сказки с точки зрения её жанровых особенностей и составляют текст-доказательство с использованием терминологии, представляют свой результат работы для оценки классу

Рефлексия  учебной  деятельности

3 минуты

Благодарит за работу на уроке, стимулирует для подведения итогов

Подводят итоги работы: что узнали, что сделали для этого. Оценивают деятельность на уроке через оценочный групповой лист

Конспект урока.

Цель урока: установление отличительных особенностей фольклорных сказок различных жанров.

Учитель: Мы с вами закончили знакомство с фольклорными сказками. Давайте вспомним, какие сказки мы прочитали.

На экран выводится презентация с иллюстрациями прочитанных сказок. Учащиеся определяют название сказки, вспоминают её героев, о чём она рассказала, чему научила.

Учитель: Никто из вас не задумывался над тем, что эти сказки имеют какие-то общие черты. Подумайте, какие.

Как правило, учащиеся обращают внимание на сходство героев, например, в сказках «Зимовье зверей», «Лиса и Волк», «Журавль и цапля». Главные герои – животные, в следующей группе сказок отмечают, что, кроме Ивана-царевича, есть волшебные предметы и т.д. На основании этих выявленных сходств предлагаем сформулировать предмет нашего урочного разговора и возможные названия групп сказок. Сказки о животных и волшебные формулируются всегда, а вот бытовые приходится подсказывать.

Предлагаем учащимся выявить специфические черты этих групп сказок: раздаются информационные листы.

Полученный лист задания. Рассмотрите предложенные характеристики сказок и соберите для каждого из сказочных жанров свою полную характеристику (используются ножницы, клей). Учащиеся работают в малых группах.

1.Герои.

Животные

Крестьянин, солдат, барин

Поколения – старшее царь с царицей и т.д. и младшее - Иван с братьями или сёстрами.

2.Сюжет.

Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы.

Мотив пути, путешествия, в ходе которого герой преодолевает препятствия или проходит испытания.  Герои отправляются на поиски невесты или диковинных предметов, попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы (ковёр-самолёт, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая ода), говорящие животные

Повествуют о хитроумных проделках

3.Идея

Высмеиваются недостатки человека (глупость, жадность, жестокость и т.д.)

Выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

Положительный герой волшебной сказки, вне зависимости от социальной принадлежности и рода деятельности представляет собой носителя идеальных свойств человека, образец для подражания.

4.Признаки

Животные разговаривают и ведут себя как люди, а сами люди являются второстепенными героями.

Герои живут в реальном мире

Троекратное повторение события, число три (три брата, три ночи и т.д.). Сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

5. Задача

Главная задача сказки – испытать героя, проверить, как он сможет справиться с трудными заданиями. Главному герою нужно доказать, действительно ли он умный, смелый, сильный. Вся сказка представляет собой здание, вершина его – счастливый конец. Плохих концов этот жанр сказок не знает. Вся конструкция сказки направлена к этому концу, обеспечивает его, подготавливает окончательную победу героя и его награждение.

Высмеять недостатки человека , дать возможность посмотреть

на себя со стороны.

Высмеять недостатки

одного героя.

Прославить ум , смекалку,

находчивость другого.

Результат работы вывешивается на доску и комментируется отдельными учащимися вслух. Согласуется с результатами других.

Далее каждой группе раздаётся текст незнакомой сказки и предлагается, опираясь на полученную информацию, не только определить её вид, но и доказать, составив текст-рассуждение. После окончания отведённого на задание времени, на экран выводится эталон текста-рассуждения. Группы обмениваются полученными результатами, оценивая составленный текст по следующим критериям верность определения вида сказки, соответствие видовой форме героев, сюжета, задачи, признаков и идеи, результаты оценки вносят в групповой оценочный лист.

В заключении урока подводим итоги: что узнали, как это узнали, как полученная информация может пригодиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...

Презентация к работе Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС

Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к  жизни, обеспечить ребенку общекул...

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики.

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными д...

Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе

Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе...

Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах

О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возм...