Программа для общеобразовательных учреждений с профильным изучением литературы 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)
Учебник: Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. –10-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_literatura_merkin_profil.doc | 332.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № _______от «__»________ 201 г. | «Согласовано» _________________________ (подпись курирующего заместителя директора) «__»____________201 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «__»__________201 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
10а класс
(среднее общее образование)
Количество часов: 140
Программа составлена на основе
программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
Учебник: Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. –10-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Составитель: Кузикова Л.Г.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Советский
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 10 классе.
Личностные результаты:
- воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- умение самостоятельно мотивировать свою предметную и внеурочную деятельность;
- умение сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал); вести портфолио, фиксируя результаты деятельности и определять дальнейший образовательный маршрут);
- умение включать в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений,
- планирование и осуществление очных и заочных экскурсий по личностно значимым литературным и общекультурным местам;
- умение предлагать целостную (или частичную) программу внеклассной работы в рамках своих предметных интересов;
- способность к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;
- определение зоны своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
- способность к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
- реализация себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;
- реализация себя как субъекта, способного к творческому изменению.
Метапредметные результаты:
- – работа с различными видами информации (структурирование информации, осуществление маркирование, составление тезисов, вопросов, составление терминологического словаря, написание рецензии, аннотации и др.);
- – усвоение и применение на практике алгоритма работы с научными и научно-популярными текстами;
- – системное формирование понятийного аппарата в различных областях знаний;
- – общение с другими людьми в рамках толерантных отношений;
- – усвоение на практике алгоритма устных и письменных связных ответов, умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- – владение приемами публичного выступления; умение презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
- – умение участвовать в полемике, будучи толерантным;
- – умение работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
- – умение разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
- – умение пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками информации, в том числе электронными;
- – способность к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в парах или группах.
- – способность организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
- – приобретение гуманитарного стиль мышления, способность к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;
- – умение сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Ученик на профильном уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;
– в устной и письменной форме анализировать:
• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;
• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);
• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;
– ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:
• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);
• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;
• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;
• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;
– обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):
• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;
• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).
Ученик на профильном уровне получит возможность научиться:
– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;
– опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;
– пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;
– принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.
3.Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе.
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Введение.(1ч) | Традиции и новаторство в русской литературе первой трети 19 века. Основные литературные направления и течения (просветительский классицизм, сентиментализм и предромантизм) | 1 ч | Обзорная лекция с привлечением материала вводной статьи учебника. Тезисная запись лекции учителя, беседа. |
Творчество А.Пушкина.(13ч) | Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Романтическая лирика поэта периода Южной и Михайловской ссылок. Любовная лирика Пушкина. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта. Народная драма "Борис Годунов" как размышление над историческим материалом. Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. Образ автора и его композиционная роль в романе "Евгений Онегин". Роль лирических отступлений. Идейно-художественное своеобразие драматического цикла Пушкина "Маленькие трагедии". Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник". Человек и история в произведении. Образ Петра Первого в поэме. Социально-философские проблемы поэмы "Медный всадник". РР. Сочинение по творчеству Пушкина. | 13 ч | Сопоставительный анализ произведений . Творческая работа. Сообщения учителя и учащихся, беседа, выразительное чтение наизусть, слайдовая презентация, анализ стихотворений, составление тезисов. Анализ лирического стихотворения. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. |
Творчество М.Ю. Лермонтова.(11ч) | Жизнь и творчество Лермонтова. Основные мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Молитва как жанр в лирике Лермонтова. "Молитва". Анализ стихотворений "Валерик", "Сон", "Завещание". Анализ стихотворений "Дума", "Как часто пестрою толпою окружен". Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. "Выхожу один я на дорогу" Адресаты любовной лирики Лермонтова. Система образов в поэме "Демон" Обзор романа "Герой нашего времени". РР.Сочинение по творчеству Лермонтова. | 11 ч | Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. - Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта. - Формулировать вопросы по тексту произведения. - Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений. - Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. - Конспектировать литературно-критическую статью. Сообщения учителя и учащихся, беседа, слайдовая презентация, анализ стихотворений, составление тезисов. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. |
Творчество Гоголя. (8ч) | Личность и творчество Гоголя. "Выбранные места из переписки с друзьями" и их значение в творческом пути Гоголя. Сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сатирическое и эпикодраматическое в сборнике "Миргород". Образ маленького человека в повести "Шинель". Образ Петербурга в повести "Невский проспект". Обзор комедии "Ревизор". Обзор поэмы "Мертвые души". РР. Сочинение по поэме Гоголя "Мертвые души". | 8 ч | Сообщения учителя и учащихся, беседа, слайдовая презентация, составление тезисов. Анализ произведений. Лексическая работа, аналитическая работа по текстам повестей. Самостоятельные наблюдения над сюжетом поэмы, обобщения и выводы, выступления учащихся. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. |
Литер.процесс втор.пол 19 века. (11ч) | Общая характеристика литер. процесса втор.пол.19 века. А.Островский. Драма "Гроза". Жанр пьесы, расстановка персонажей, быт и нравы города Калинова. Приём антитезы в пьесе "Гроза". Работа над 2 и 3 действиями. Символика названия пьесы. Молодое поколение в драме "Гроза". Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством. Русская критика о драме А.Островского "Гроза". Драма "Бесприданница". Действующие лица. Столкновение романтического и прагматического. Карандышев и его соперники. Образ Паратова как пародия на героя печоринского типа. Трагическая судьба Ларисы. Роль параллельных сюжетных линий в драме. Весенняя сказка "Снегурочка" (обзор) Проверочный тест по творчеству А.Островского. | 11 ч | Соотносить содержания литературного произведения русской литературы второй половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. - Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. - Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя. - Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Тезисная запись лекции учителя, слайдовая презентация, выступления учащихся, работа с учебным материалом |
Творчество И.Гончарова. (9ч) | Личность и творчество И.Гончарова. Место романа "Обломов" в творчестве писателя. Обломов и его гости в романе "Обломов". Обломов и Штольц: принцип сюжетной антитезы в романе Гончарова "Обломов". Образ Ольги Ильинской. Обломов в доме Пшеницыной. Жизнь в семье Штольца. Сон-смерть Ильи Ильича Обломова в романе И. Гончарова. Сон-смерть Ильи Ильича Обломова в романе И. Гончарова. РР. Сочинение по творчеству Гончарова. | 9 ч | Анализ эпизодов. Сопоставительная характеристика персонажей. Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника. Дискуссия с привлечением критичсеких статей, просмотр фрагментов к/ф «несколько дней из жизни И.И. Обломова». Выступления учащихся, тезисная запись лекции учителя, беседа, слайдовая презентация, исследовательская работа. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. |
Лит. Критика 1840-1870гг.(2ч) | Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. Основные направления русской литературной критики 40-70-х годов 19 века (революционно-демократическая критика, критика славянофилов и "эстетическая критика") | 2ч | Конспект лекции учителя, презентация, беседа. |
Творчество Н.Чернышевского.(2ч) | Чернышевский. Личность и творчество. Роман "Что делать?" Сны Веры Павловны в романе "Что делать?" | 2 ч | Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника. Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, выступления учащихся. Аналитическая работа по тексту, эвристическая беседа, составление сравнительной характеристики |
Творчество И. Тургенева.(12ч) | Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя. Значение "Записок охотника" в творчестве писателя. Особенности реализма Тургенева ("Записки охотника") и его эстетические и этические позиции ("Гамлет и Дон Кихот") История создания и художественное своеобразие романа "Отцы и дети". Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети". Базаров и Кирсановы. Нигилизм Базарова (4-7,10 гл.) Споры об искусстве и природе в романе "Отцы и дети"(6,9,10,11,16 гл) Любовь в жизни Базарова И Павла Кирсанова (16-19 гл) Дружба в жизни Базарова. Базаров и родители (20-21гл) Анализ сцены дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем. (22-24гл) Анализ эпизода "Смерть Базарова" (25-27гл) Роман "Отцы и дети" в русской критике. РР. Сочинение по творчеству Тургенева. | 12 ч | Историко-биографический очерк, анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Певцы» в контексте проблематики цикла и с опорой на ранее изученное. Характеристика образов с анализом ключевых эпизодов. Дискуссия на тему «Базаров – протагонист или антигерой?» Обобщение с привлечением критических статей Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова и элементами подготовки к сочинению. Составление хронологической таблицы, выступления учащихся, слайдовая презентация, запись тезисов лекции, выразительное чтение, беседа. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. |
Поэзия Фета, Тютчева, А. Толстого. 9ч | Страницы жизни Тютчева. Философия природы в его лирике. Политические и историко-философские взгляды Ф. Тютчева. Любовная лирика Тютчева. Страницы жизни Фета. Любовная лирика Фета. Философия природы в лирике Фета. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета. А.Толстой Основные темы и мотивы его поэзии. Жанровое своеобразие "Плодов раздумий" Козьмы Пруткова. | 9 ч | Историко-биографический очерк. Анализ стихотворений. Прослушивание романсов. Выступления учащихся, составление тезисов, анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть. Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений, беседа, выразительное чтение наизусть |
Н.Некрасов. Жизнь и творчество. (10ч) | Личность и судьба Н.А. Некрасова. Издательская деятельность поэта. Героическое и жертвенное в образе разночинца-демократа. Поэтическое творчество как служение народу в лирике Н.Некрасова. Тема любви в лирике Некрасова. "Кому на Руси жить хорошо": замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ "Пролога", глав "Поп", "Сельская ярмонка". Образы Ермила Гирина и Якима Нагого в главах "Пьяная ночь", "Счастливые". Образы помещиков в главе "Помещик" и второй части поэмы "Последыш". Тема русского богатырства и величия народа. Матрёна Корчагина и Савелий-богатырь святорусский. Анализ 4 части поэмы "Пир - на весь мир". Образ Гриши Добросклонова. РР. Сочинение по творчеству Некрасова. | 10 ч | Составление тезисного плана параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля. Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций старославянизмов в произведениях А.С.Пушкина. Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, выразительное чтение с комментированием, беседа. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. |
Творчество Салтыкова-Щедрина.(3ч) | Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина. "История одного города": замысел, композиция романа. Образы градоначальников в романе "История одного города" | 3 ч | Историко-биографический очерк. Обзор сказок с включением самостоятельного анализа. Анализ образной системы и проблематики «Истории одного города» с опорой на проблемные вопросы и задания. Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся. |
Творчество Н.Лескова.(7ч) | Личность и творчество Н. Лескова. Тема праведничества("Человек на часах") Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник". Поэтика названия сказа "Очарованный странник". Тема погубленной красоты в рассказе "Тупейный художник" Образ Катерины Измайловой в рассказе "Леди Макбет Мценского уезда". РР. Сочинение по творчеству Лескова. | 7 ч | Историко-биографический очерк. Обзорный анализ прозы Лескова. Анализ повести. Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, выступления учащихся. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. |
Л.Толстой. 18ч | Народ и война в "Севастопольских рассказах". Авторский замысел и история создания, смысл названия и жанр романа-эпопеи "Война и мир". Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" Анализ эпизода "Именины у Ростовых" и "Князь Андрей в Лысых горах". Ростовы и Болконские. Князь Андрей на пути к своему Тулону (военные сцены 1 тома). Пьер Безухов и семья Куракиных (анализ эпизодов 1 тома, начало 2) Настоящая жизнь в понимании Л.Толстого(пение Наташи Ростовой, анализ эпизодов охоты у дядюшки, святок) П.Безухов и А.Болконский в поисках смысла жизни. Образ Наташи Ростовой. Первый бал Наташи Ростовой. История любви А.Болконского и Наташи Ростовой. Истинный и ложный патриотизм в романе Толстого "Воина и мир". Анализ эпизода "Бородинское сражение". Пьер на батарее Раевского. Анализ эпизодов "Совет в Филях". Отъезд из Москвы. Кутузов и Наполеон - два полководца в романе Л.Толстого "Воина и мир". Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовное развитие Пьера. Партизанская война в романе. Анализ эпизода "Смерть Пети Ростова". Развязка отношений А. Болконского и Н.Ростовой. Марья Болконская и Николай Ростов. Философские размышления об историческом процессе в романе Л. Толстого "Война и мир". Подготовка к сочинению по творчеству Л. Толстого. | 18 ч | Историко-биографический очерк. Анализ «Севастопольских рассказов». Анализ первых сцен с выявлением основной проблематики. Сопоставительный анализ (Ростовы, Болконские и семьи-имитации). Размышление на тему «В какой бы семье я хотел жить: у Болконских или у Ростовых?» Анализ эпизодов кампании 1805-1807 гг. (тема истинного и псевдопатриотизма). Анализ избранных глав с опорой на сопоставление двух сюжетных линий и их пересечение в романе. Анализ глав 1-2 частей III тома романа с выделением эпизода оставления Смоленска. Анализ избранных глав с опорой на сопоставление двух сюжетных линий и их пересечение в романе. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона с опорой на материал статьи учебника и дополнительную литературу. Анализ ключевых эпизодов «военных» глав романа (совет в Филях, отъезд Ростовых из Москвы, партизанские будни и др.). Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. |
Ф. Достоевский. 13 ч | Ф. Достоевский. Общественные взгляды. Обзор творчества. Традиции Пушкина и Гоголя в произведении Достоевского "Бедные люди" Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание". Раскольников и Мармеладов (анализ 1 части) Раскольников на пути к преступлению (анализ 1 части) Психологическое состояние героя после преступления. Теория Лужина. Анализ эпизода "Смерть Мармеладова". Родные Раскольникова. История Зарницыной. Первая встреча Раскольникова и Порфирия Петровича и теория Раскольникова (3 часть) Лужин и Свидригайлов - двойники Раскольникова (4-5 часть) Соня Мармеладова и Раскольников. Анализ сцены "Чтение Евангелия". Путь к признанию. Порфирий Петрович и Раскольников. Дуня и Свидригайлов. Анализ 6 части романа. Анализ финала романа Достоевского "Преступление и наказание". Сочинение по творчеству Достоевского. | 13ч | Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, опрос, анализ эпизодов, беседа с включением сообщений учащихся, составление плана-характеристики к образу героя. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме. |
А. Чехов. 10ч | Рассказы Чехова начала 80-90 годов. Проблема мировосприятия в рассказе "Студент" А. Чехова. "Маленькая трилогия": "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Душевная деградация человека в рассказе Чехова "Ионыч". Проблема равнодушия и безразличия в рассказе "Палата №6" А. Чехова. Новаторство Чехова-драматурга в пьесе "Вишневый сад". Проблематика и образы пьесы "Вишневый сад". Анализ образов "новых людей". Лирическое и драматическое в пьесе А.Чехова. "Вишневый сад" в контексте времени. Символический образ сада в пьесе. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Зачет по творчеству А.П. Чехова. | 10ч | Историко-биографический очерк. Анализ рассказов. Анализ общей проблематики пьесы. Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, беседа. Исследовательская работа, анализ текста, составление плана анализа, эвристическая беседа. |
Резерв | Резервный урок |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Традиции и новаторство в русской литературе первой трети 19 века. Основные литературные направления и течения (просветительский классицизм, сентиментализм и предромантизм) | 1 | 1н | |
2 | Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Романтическая лирика поэта периода Южной и Михайловской ссылок. | 1 | 1н | |
3 | Любовная лирика Пушкина. | 1 | 1н | |
4 | Вольнолюбивая лирика Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта. | 1 | 1н | |
5 | Идейно-художественное своеобразие трагедии Пушкина "Борис Годунов" | 1 | 2н | |
6 | Народная драма "Борис Годунов" как размышление над историческим материалом. | 1 | 2н | |
7 | Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. | 1 | 2н | |
8 | Образ автора и его композиционная роль в романе "Евгений Онегин". Роль лирических отступлений. | 1 | 2н | |
9 | Йдейно-художественное своеобразие драматического цикла Пушкина "Маленькие трагедии". | 1 | 3н | |
10 | Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник". Человек и история в произведении. | 1 | 3н | |
11 | Образ Петра Первого в поэме. | 3н | ||
12 | Социально-философские проблемы поэмы "Медный всадник" | 1 | 3н | |
13 | РР.Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | 4н | |
14 | РР.Сочинение по творчеству Пушкина. | 1 | 4н | |
15 | Жизнь и творчество Лермонтова. Основные мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. | 1 | 4н | |
16 | Молитва как жанр в лирике Лермонтова. "Молитва". | 1 | 4н | |
17 | Анализ стихотворений "Валерик", "Сон", "Завещание". | 1 | 5н | |
18 | Анализ стихотворений "Дума", "Как часто пестрою толпою окружен". | 1 | 5н | |
19 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. "Выхожу один я на дорогу" | 1 | 5н | |
20 | Адресаты любовной лирики Лермонтова. | 1 | 5н | |
21 | Романтическое начало в поэме "Демон". | 1 | 6н | |
22 | Система образов в поэме "Демон" | 1 | 6н | |
23 | Обзор романа "Герой нашего времени" | 1 | 6н | |
24 | РР.Сочинение по творчеству Лермонтова. | 1 | 6н | |
25 | РР. Сочинение по творчеству Лермонтова. | 1 | 7н | |
26 | Личность и творчество Гоголя. "Выбранные места из переписки с друзьями" и их значение в творческом пути Гоголя. | 1 | 7н | |
27 | Сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сатирическое и эпикодраматическое в сборнике "Миргород" | 1 | 7н | |
28 | Образ маленького человека в повести "Шинель" | 1 | 7н | |
29 | Образ Петербурга в повести "Невский проспект" | 1 | 8н | |
30 | Обзор комедии "Ревизор" | 1 | 8н | |
31 | Обзор поэмы "Мертвые души" | 1 | 8н | |
32 | РР. Подготовка к сочинению по поэме Гоголя "Мертвые души". | 1 | 8н | |
33 | РР. Сочинение по поэме Гоголя "Мертвые души". | 1 | 9н | |
34 | Общая характеристика литер. процесса втор.пол.19 века. | 1 | 9н | |
35 | А.Осторовский. Драма "Гроза".Жанр пьесы, растановка персонажей, быт и нравы города Калинова. | 1 | 9н | |
36 | Приём антитезы в пьесе "Гроза". Работа над 2 и 3 действиями. | 1 | 9н | |
37 | Символика названия пьесы. Молодое поколение в драме "Гроза" | 1 | 10н | |
38 | Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством. | 1 | 10н | |
39 | Русская критика о драме А.Островского "Гроза". | 1 | 10н | |
40 | Драма "Бесприданница". Действующие лица. Столкновение романтического и прагматического. | 1 | 10н | |
41 | Карандышев и его соперники. Образ Паратова как пародия на героя печоринского типа. | 1 | 11н | |
42 | Трагическая судьба Ларисы. Роль параллельных сюжетных линий в драме. | 1 | 11н | |
43 | Весенняя сказка "Снегурочка" (обзор) | 1 | 11н | |
44 | Проверочный тест по творчеству А.Островского. | 1 | 11н | |
45 | Личность и творчество И.Гончарова. Место романа "Обломов" в творчестве писателя. | 1 | 12н | |
46 | Обломов и его гости в романе "Обломов". | 1 | 12н | |
47 | Обломов и Штольц: принцип сюжетной антитезы в романе Гончарова "Обломов". | 1 | 12н | |
48 | Образ Ольги Ильинской. | 1 | 12н | |
49 | Обломов в доме Пшеницыной. Жизнь в семье Штольца. | 1 | 13н | |
50 | Сон-смерть Ильи Ильича Обломова в романе И. Гончарова. | 1 | 13н | |
51 | Критика о романе Гончарова "Обломов". | 1 | 13н | |
52 | РР. Сочинение по творчеству Гончарова. | 1 | 13н | |
53 | РР. Сочинение по творчеству Гончарова. | 1 | 14н | |
54 | Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. | 1 | 14н | |
55 | Основные направления русской литературной критики 40-70-х годов 19 века (революционно-демократическая критика, критика славянофилов и "эстетическая критика") | 1 | 14н | |
56 | Чернышевский. Личность и творчество. Роман "Что делать?" | 1 | 14н | |
57 | Сны Веры Павловны в романе "Что делать?" | 1 | 15н | |
58 | Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя. Значение "Записок охотника" в творчестве писателя. | 1 | 15н | |
59 | Особенности реализма Тургенева ("Записки охотника") и его эстетические и этические позиции ("Гамлет и Дон Кихот") | 1 | 15н | |
60 | История создания и художественное своеобразие романа "Отцы и дети". Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети". | 1 | 15н | |
61 | Базаров и Кирсановы. Нигилизм Базарова (4-7,10 гл.) | 1 | 16н | |
62 | Споры об искусстве и природе в романе "Отцы и дети"(6,9,10,11,16 гл) | 1 | 16н | |
63 | Любовь в жизни Базарова и Павла Кирсанова (16-19 гл) | 1 | 16н | |
64 | Дружба в жизни Базарова. Базаров и родители (20-21гл) | 1 | 16н | |
65 | Анализ сцены дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем. (22-24гл) | 1 | 17н | |
66 | Анализ эпизода "Смерть Базарова" (25-27гл) | 1 | 17н | |
67 | Роман "Отцы и дети" в русской критике. | 1 | 17н | |
68 | РР. Сочинение по творчеству Тургенева. | 1 | 17н | |
69 | РР. Сочинение по творчеству Тургенева. | 1 | 18н | |
70 | Страницы жизни Тютчева. Философия природы в его лирике. | 1 | 18н | |
71 | Политические и историко-философские взгляды Ф. Тютчева. | 1 | 18н | |
72 | Любовная лирика Тютчева. | 1 | 18н | |
73 | Страницы жизни Фета. | 1 | 19н | |
74 | Любовная лирика Фета. | 1 | 19н | |
75 | Философия природы в лирике Фета. | 1 | 19н | |
76 | Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета. | 1 | 19н | |
77 | А.Толстой Основные темы и мотивы его поэзии. | 1 | 20н | |
78 | Жанровое своеобразие "Плодов раздумий" Козьмы Пруткова. | 1 | 20н | |
79 | Личность и судьба Н.А. Некрасова. Издательская деятельность поэта. | 1 | 20н | |
80 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-демократа. | 1 | 20н | |
81 | Поэтическое творчество как служение народу в лирике Н.Некрасова. | 1 | 21н | |
82 | Тема любви в лирике Некрасова. | 1 | 21н | |
83 | "Кому на Руси жить хорошо": замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ "Пролога", глав "Поп", "Сельская ярморка" | 21н | ||
84 | Образы Ермила Гирина и Якима Нагого в главах "Пьяная ночь", "Счастливые". Образы помещиков в главе "Помещик" и второй части поэмы "Последыш". | 1 | 21н | |
85 | Тема русского богатырства и величия народа. Матрёна Корчагина и Савелий-богатырь святорусский. | 1 | 22н | |
86 | Анализ 4 части поэмы "Пир-на весь мир". Образ Гриши Добросклонова. | 1 | 22н | |
87 | РР. Сочинение по творчеству Некрасова. | 1 | 22н | |
88 | РР. Сочинение по творчеству Некрасова. | 1 | 22н | |
89 | Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина. | 1 | 23н | |
90 | "История одного города": замысел,композиция романа. | 1 | 23н | |
91 | Образы градоначальников в романе "История одного города" | 1 | 23н | |
92 | Личность и творчество Н. Лескова. Тема праведничества("Человек на часах") | 1 | 23н | |
93 | Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник". | 1 | 24н | |
94 | Поэтика названия сказа "Очарованный странник". | 1 | 24н | |
95 | Тема погубленной красоты в рассказе "Тупейный художник" | 1 | 24н | |
96 | Образ Катерины Измайловой в рассказе "Леди Макбет Мценского уезда". | 1 | 24н | |
97 | РР. Сочинение по творчеству Лескова. | 1 | 25н | |
98 | РР. Сочинение по творчеству Лескова. | 1 | 25н | |
99 | Народ и война в "Севастопольских рассказах" | 1 | 25н | |
100 | Авторский замысел и история создания, смысл названия и жанр романа-эпопеи "Война и мир". | 1 | 25н | |
101 | Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" | 1 | 26н | |
102 | Анализ эпизода "Именины у Ростовых" и "Князь Андрей В Лысых горах". Ростовы и Болконские. | 1 | 26н | |
103 | Князь Андрей на пути к своему Тулону (военные сцены 1 тома). | 1 | 26н | |
104 | Пьер Безухов и семья Куракиных (анализ эпизодов 1 тома, начало 2) | 1 | 26н | |
105 | Настоящая жизнь в понимании Л.Толстого(пение Наташи Ростовой, анализ эпизодов охоты у дядюшки, святок) | 1 | 27н | |
106 | П.Безухов и А.Болконский в поисках смысла жизни. | 1 | 27н | |
107 | Образ Наташи Ростовой. Первый бал Наташи Ростовой. История любви А.Болконского и Наташи Ростовой. | 1 | 27н | |
108 | Истинный и ложный патриотизм в романе Толстого "Воина и мир". | 1 | 27н | |
109 | Анализ эпизода "Бородинское сражение". Пьер на батарее Раевского. | 1 | 28н | |
110 | Анализ эпизодов "Совет в Филях". Отъезд из Москвы. | 1 | 28н | |
111 | Кутузов и Наполеон - два полководца в романе Л.Толстого "Воина и мир". | 1 | 28н | |
112 | Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовное развитие Пьера. | 1 | 28н | |
113 | Партизанская война в романе. Анализ эпизода "Смерть Пети Ростова". | 1 | 29н | |
114 | Развязка отношений А. Болконского и Н.Ростовой. Марья Болконская и Николай Ростов. | 1 | 29н | |
115 | Философские размышления об историческом процессе в романе Л. Толстого "Война и мир". | 1 | 29н | |
116 | Подготовка к сочинению по творчеству Л. Толстого. | 1 | 29н | |
117 | Ф. Достоевский. Общественные взгляды. Обзор творчества. | 1 | 30н | |
118 | Традиции Пушкина и Гоголя в произведении Достоевского "Бедные люди" | 1 | 30н | |
119 | Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" | 1 | 30н | |
120 | Раскольников и Мармеладов (анализ 1 части) | 1 | 30н | |
121 | Раскольников на пути к преступлению (анализ 1 части) | 1 | 31н | |
122 | Психологическое состояние героя после преступления. Теория Лужина. Анализ эпизода "Смерть Мармеладова". | 1 | 31н | |
123 | Родные Раскольникова. История Зарницыной. Первая встреча Раскольникова и Порфирия Петровича и теория Раскольникова (3 часть) | 1 | 31н | |
Лужин и Свидригайлов - двойники Раскольникова (4-5 часть) | 1 | 31н | ||
124 | Соня Мармеладова и Раскольников. Анализ сцены "Чтение Евангелия". | 1 | 32н | |
125 | Путь к признанию. Порфирий Петрович и Раскольников. Дуня и Свидригайлов. Анализ 6 части романа. | 1 | 32н | |
126 | Анализ финала романа Достоевского "Преступление и наказание". | 1 | 32н | |
127 | Сочинение по творчеству Достоевского. | 1 | 32н | |
128 | Сочинение по творчеству Достоевского. | 1 | 33н | |
129 | Рассказы Чехова начала 80-90 годов. | 1 | 33н | |
130 | Проблема мировосприятия в рассказе "Студент" А. Чехова. | 1 | 33н | |
131 | "Маленькая трилогия": "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" | 1 | 33н | |
132 | Душевная деградация человека в рассказе Чехова "Ионыч". | 1 | 34н | |
133 | Проблема равнодушия и безразличия в рассказе "Палата №6" А. Чехова. | 1 | 34н | |
134 | Новаторство Чехова-драматурга в пьесе "Вишнёвый сад". | 1 | 34н | |
135 | Проблематика и образы пьесы "Вишнёвый сад". | 1 | 34н | |
136 | Анализ образов "новых людей". Лирическое и драматическое в пьесе А. Чехова. | 1 | 35н | |
137 | "Вишневый сад" в контексте времени. Символический образ сада в пьесе. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. | 1 | 35н | |
138 | Зачет по творчеству А.П. Чехова. | 1 | 35н | |
139 | Резервный урок. | 2 | 35н | |
140 | Резервный урок. | 2 | 35н | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по биологии для 9 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В УМК входит:учебник «Введение в общую био...
Рабочая программа по биологии для 10 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по биологии для 10 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В УМК входит учебник Общая биология...
Рабочая программа по биологии для 11 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по биологии для 11 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В УМК входит учебник Общая биология...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)
Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
Программа для общеобразовательных учреждений с профильным изучением литературы 11 класс
Учебник: Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. –10-е изд.- М.: ООО «Русское слово ...