Программа для общеобразовательных учреждений с профильным изучением литературы 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)

Кузикова Любовь Герасимовна

Учебник: Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. –10-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_profil_11_kl.docx78.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   2018   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________2018   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»_________2018    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

11а класс
(среднее общее образование)

Количество часов: 140

Программа составлена на основе

программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

Учебник: Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. –10-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.

      Составители: Кузикова Л.Г.,
учителя русского языка и литературы

                                                      МБОУ гимназии г. Советский

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для 11-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
  • Примерная программа по предмету ЛИТЕРАТУРА.

        Рабочая программа по предмету         ЛИТЕРАТУРА составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ФК ГОС 10-11 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 31.08.2017 г. №309 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2018-2019 учебный год».

        Цели изучения предмета «Литература»:

 формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

2. Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 11 классе.

Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Ученик на профильном уровне научится:

-демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;

–        в устной и письменной форме анализировать:

• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;

• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);

• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;

–        ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:

• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;

• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;

• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;

–        обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):

• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

–        осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).

Ученик на профильном уровне получит возможность научиться:

–        использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

–        опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;

–        пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;

–        принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.

Ученик на профильном уровне получит возможность научиться:

–        использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

–        опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;

–        пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;

–        принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.

3.Содержание учебного предмета «Литература» в 11  классе.

Введение

Сложность и самобытность русской литературы 20 века

Реалистические традиции и модернистские искания

Записи основных положений лекции Сообщения уч-ся

Введение.

Сложность и самобытность русской литературы 20 века

Реалистические традиции и модернистские искания

Записи основных положений лекции Сообщения уч-ся

И.А. Бунин

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, её философичность, лаконизм и изысканность. Мотивы и образы бунинской лирики

Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина («Антоновские яблоки»).Анализ рассказа в контексте пейзажной лирики Бунина. Поэтика рассказа.

Образ «закатной» цивилизации  в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Тема любви и духовной красоты человека «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А.Бунина

6 ч

Рассказ о жизни и творчестве Бунина,  выразительное чтение,  работа в группах Беседа,

анализ стихотворений,

Аналитическое чтение, анализ текста, эвристическая беседа

А.И. Куприн

Жизнь и творчество А.И.Куприна. Художественный мир А.И. Куприна.

А.И.Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл спора о бескорыстной любви

Красота «природного» человека в повести «Олеся».

5 ч

Сообщения учащихся

работа с текстом – анализ.

выборочное чтение эпизодов , анализ эпизодов, их истолкование.

Л. Андреев

Своеобразие творческого метода Л.Андреева

Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот».

Сочинение (письменная работа) по творчеству А.И. Куприна и Л.Н. Андреева.

3 ч

Сообщения учащихся

работа с текстом – анализ

М Горький

М.Горький. Судьба и творчество.

Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».

Проблематика и особенности композиции рассказов.

Герой-босяк и «люди земли» в ранней горьковской прозе. Анализ рассказов «Челкаш» и «Проводник»

«На дне» - социально-философская драма М.Горького, суровая, беспощадная правда о жизни «низов». Сценическая история пьесы.

Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». Система образов.

Три правды в пьесе «На дне». Спор героев о правде и мечте как образно- тематический стержень пьесы. проблема гуманизма.

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Горького.

9 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс»(обзор)

1

Записи основных положений лекции Сообщения уч-ся

Русский символизм

Русский символизм и его истоки. Дм. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Соловьев

В.Я.Брюсов как основоположник символизма.

Основные мотивы лирики В. Брюсова.Обзор лирики В.Брюсова

Лирика поэтов-символистов. Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К.Бальмонта

Своеобразие поэтического творчества А.Белого

Драматизм и  исповедальность лирических шедевров И.Анненского

Письменная работа по лирике поэтов-символистов

7

Записи основных положений лекции Сообщения уч-ся

А. Блок

А.А.Блок. Жизненные и творческие искания А. Блока. Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика».

Образ художника и тема «вочеловечения» поэтического дара в лирике А. Блока.

Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «По железной дороге»

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

Сюжет поэмы и ее герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме.

Сочинение по творчеству А.А. Блока.

9 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Работа с текстом – анализ.

выборочное чтение эпизодов , анализ эпизодов, их истолкование.

Символизм

Кризис символизма и новые направления в русской поэзии. Акмеизм. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1 ч

Записи основных положений лекции Сообщения уч-ся

Н.С. Гумилев

Жизненный и творческий путь Н.Гумилёва.

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва.

Философское звучание поздней лирики Н. Гумилева.

2 ч

Аналитическая работа с лирическими произведениями Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Футуризм

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. В.Хлебников. С.Городецкий

Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

2 ч

Записи основных положений лекции Сообщения уч-ся

Новокрестьянская поэзия

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

1 ч

Выступления учащихся с сообщениями

С.А. Есенин

С.А.Есенин. Жизнь и  творчество. Имажинизм.

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина.

Тема революции в поэзии Есенина.

Мотивы поздней лирики Есенина.

Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст».

Сочинение по творчеству С.Есенина

6 ч

Аналитическая работа с лирическими произведениями Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

В.В. Маяковский

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство В.Маяковского. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Дух бунтарства, пафос переустройства мира.

. Бунт «тринадцатого апостола» (поэма «Облако в штанах  Тема художника и революции в творчестве В. Маяковского.Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции»

Сатирические мотивы. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Поэтические неологизмы.

Своеобразие любовной лирики В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству В.Маяковского

7 ч

Аналитическая работа с лирическими произведениями Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

А.А. Ахматова

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество.

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…».

Судьба России и судьба поэта в лирике А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…»

Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Особенности жанра и композиции.

Письменная работа по лирике  Ахматовой

5 ч

Аналитическая работа с лирическими произведениями Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

М.И. Цветаева

М.И.Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Чтение и анализ стихотворений. Урок-презентация.

Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Поэтический темперамент.

Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир. Дискретность (прерывистость) стиха

Письменная работа по творчеству М. Цветаевой. Письменный анализ стихотворения или ответ на проблемный вопрос

4 ч

Аналитическая работа с лирическими произведениями Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Литературные направления и группировки в 20-е годы

Литературные направления и группировки в 20-е годы. Обзор с использованием материала учебника.

1 ч

Выступления учащихся с сообщениями

Тема революции в произведениях писателей «новой волны».

Тема революции в произведениях писателей «новой волны».

Общая характеристика «Разгрома» А. Фадеева, «Конармии» И.Бабеля, «Донских рассказов» М. Шолохова с опорой на общую нравственно-историческую проблематику.

1 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Жанр антиутопии в прозе 20-х годов

Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Е. Замятина «Мы». Обзорное рассмотрение проблематики романа с обобщением темы социальной утопии в русской и мировой классике.

2 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Литературный процесс 30-40 х гг.

Литературный процесс 30-40 х гг. Сложность творческих поисков и писательских судеб. Обзор творчества Н. Островского, М. Шолохова, И. Бунина, И.Шмелева, Б. Зайцева с выборочным рассмотрением одного из произведений

1 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

О. Мандельштам

Лирика 30-х годов.

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

2 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

М.А. Шолохов

М.А.Шолохов: судьба и творчество

«Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон»

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Замысел, история создания.

 Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий  Дон». Проблемы и герои романа.

Революция и «чудовищная нелепица войны» в изображении М.А.Шолохова.

Идея Дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон»

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Тихий  Дон».

10 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями. Работа с текстом – анализ.

Выборочное чтение эпизодов , анализ эпизодов, их истолкование.

М.А. Булгаков

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. Обзор романа «Белая гвардия». История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита»

.Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг М.Булгакова. Композиция романа и его проблематика. Анализ начальных глав романа.

Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Развитие любовной линии сюжета в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Анализ-исследование

«Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Булгакова

7 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями. Работа с текстом – анализ.

Выборочное чтение эпизодов , анализ эпизодов, их истолкование.

Б.Л. Пастернак

Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

Основные темы и мотивы поэзии Б.Л.Пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Гамлет», «Зимняя ночь». Анализ стихотворений.

Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.(обзор)

3 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями. Работа с текстом – анализ.

Выборочное чтение эпизодов , анализ эпизодов, их истолкование.

А.П. Платонов

Самобытность художественного мира А. Платонова. Очерк жизни и творчества писателя с включением самостоятельного анализа рассказа «Июльская гроза»

А.Платонов. «Усомнившийся Макар». Проблема поиска смысла жизни. Образы правдоискателей и усомнившихся.

Повесть «Котлован». Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести

Философские итоги повести «Котлован». Раскрытие особенностей авторской позиции в повести, выявление значения финала «Котлована». Закрепление понятий «антиутопия»

и «фантасмагория» на материале повести

4 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями. Работа с текстом – анализ.

Выборочное чтение эпизодов , анализ эпизодов, их истолкование.

В.В. Набоков

Жизнь и творчество В.В. Набокова

 «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.

Элитарная проза. Литературное двуязычие Словесная пластика прозы Набокова. Анализ фрагмента прозы Набокова

Письменный анализ текста или ответ на проблемный вопрос

(домашнее задание)

3 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями. Самостоятельная работа

Литература периода Великой Отечественной войны

Литература периода Великой Отечественной войны: проза и публицистика. «Невероятная явь войны» в произведениях  прозаиков и публицистов

Лирика военных лет. Лирика А.Суркова, А.Межирова, С.Орлова, К.Симонова, стихи-песни

3 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

А.Т. Твардовский

Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского. Основные мотивы лирики А.Твардовского

Поэма «По праву памяти» Поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины.

3 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Литературный процесс 50 – 80х гг

Литературный процесс 50 – 80х гг. Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий

1 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Военная проза

Герои и проблематика «военной прозы». Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, Б.Васильева, В.Богомолова, В.Некрасова, В.Кондратьева и др. писателей

 домашнее сочинение «Человек на войне» (по произведениям литературы последних десятилетий)

3 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями. Самостоятельная работа

Поэзия периода «оттепели».

Поэзия периода «оттепели». Новые темы, идеи, образы в поэзии. Стихи Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко. Роль поэзии «шестидесятников» в общественной жизни страны.

Традиции русской классики в поэзии Д.Самойлова, Ю.Друниной,  Ю.Левитанского

2 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Н.М. Рубцов

Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество поэта. «Тихая лирика» Н.М.Рубцова.

1 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

«Деревенская» проза в русской литературе 60-80-х гг

«Деревенская» проза в русской литературе 60-80-х гг (обзор) В.М.Шукшин. Герои Шукшина. Изображение жизни крестьянства;  В.М.Шукшин. Герои Шукшина. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй.

2 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

В.П. Астафьев

В.П.Астафьев. «Повествование в рассказах» «Царь-рыба».

Человек и природа в книге В.П.Астафьева

В.П.Астафьев «Печальный детектив» (обзор) Утрата нравственных ориентиров во всех слоях общества. Порыв к культуре главного героя, его стремление способствовать оздоровлению общества.

2 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями. Работа с текстом – анализ.

Выборочное чтение эпизодов , анализ эпизодов, их истолкование.

В.Г. Распутин

В.Г.Распутин. Жизнь и творчество.

«Прощание с Матёрой». Нравственные проблемы.

В.Г.Распутин «Живи и помни» Тема гражданской ответственности; трагедия человека, отторгнувшего себя от общества. Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность.

2 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями. Работа с текстом – анализ.

Выборочное чтение эпизодов , анализ эпизодов, их истолкование.

«Городская» проза в русской литературе 60-80-х гг

«Городская» проза в русской литературе 60-80-х гг. (обзор)

Ю.Трифонов «Обмен»

1 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Авторская песня

Авторская песня как песенный монотеатр 70 - 80-х. Особенности жанра, место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны

2 ч

Выступления учащихся с сообщениями

Н.А. Заболоцкий

Н. Заболоцкий. Основные мотивы философской лирики . Единство природы и человека в лирике .

1 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

В.Т. Шаламов

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы» «Лагерная» тема и своеобразие её раскрытия в рассказах «На представку», «Заклинатель змей» и др. Смысл названий.

2 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

А.И. Солженицын

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Лагерная» тема в творчестве писателя.  

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве

А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» , приёмы раскрытия характера героини в рассказе. Нравственный идеал писателя. Философский смысл рассказа

3 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями. Работа с текстом – анализ.

Выборочное чтение эпизодов , анализ эпизодов, их истолкование.

Новейшая русская проза и поэзия

Новейшая русская проза и поэзия 80-90 х гг Общая характеристика тенденций современного литературного процесса Обзорное рассмотрение произведений Б. Екимова, Ю. Полякова, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.

1 ч

Запись тезисов в тетрадях. Выступления учащихся с сообщениями.

Резерв

Резервные уроки

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

                               Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Сложность и самобытность русской литературы 20 века

1

2

Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина («Антоновские яблоки»). Анализ рассказа в контексте пейзажной лирики Бунина. Поэтика рассказа.

1

3

Образ «закатной» цивилизации  в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

1

4

Жизнь и творчество А.И. Куприна. Художественный мир А.И. Куприна.

1

5

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»: нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви

1

6

Красота «природного» человека в повести «Олеся».

1

7

Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М. Горького. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».

1

8

«На дне» - социально-философская драма М. Горького, суровая, беспощадная правда о жизни «низов». Сценическая история пьесы.

1

9

Три правды в пьесе «На дне». Спор героев о правде и мечте как образно- тематический стержень пьесы. проблема гуманизма.

1

10

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс»(обзор)

1

11

Русский символизм и его истоки. Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Соловьев

1

12

Лирика поэтов-символистов. Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К. Бальмонта

1

13

Своеобразие поэтического творчества А. Белого

1

14

Драматизм и исповедальность лирических шедевров И. Анненского

1

15

А.А. Блок. Жизненные и творческие искания А. Блока.

1

16

Р.Р. Пробное итоговое сочинение по литературе

1

17

Р.Р. Написание пробного итогового сочинения

1

18

Цикл Стихов "Стихи о Прекрасной Даме"

1

19

Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

1

20

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «По железной дороге»

1

21

Мир стихий в поэзии А Блока. Циклы стихотворений "Город", "Распутье", "Фаина"

1

22

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

1

23

Сюжет поэмы и ее герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме.

1

24

Р.Р. Сочинение по творчеству А.А. Блока.

1

25

Р.Р. Написание сочинения по творчеству А.А. Блока

1

26

Кризис символизма и новые направления в русской поэзии. Акмеизм. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

27

Жизненный и творческий путь Н. Гумилёва. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва.

1

28

Философское звучание поздней лирики Н. Гумилева.

1

29

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. В. Хлебников. С. Городецкий

1

30

Русские футуристы. В. Хлебников. С. Городецкий

1

31

Жизненный, творческий путь И. Северянина

1

32

Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

1

33

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

1

34

Р.Р. Итоговое сочинение по литературе

1

35

Р.Р. Написание итогового сочинения по литературе

1

36

С.А. Есенин. Жизнь и  творчество. Имажинизм.

1

37

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина.

1

10н

38

Тема революции в поэзии Есенина.

1

10н

39

Мотивы поздней лирики Есенина.

1

10н

40

Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…».

1

10н

41

Сочинение по творчеству С. Есенина

1

11н

42

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство В. Маяковского.

1

11н

43

Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Дух бунтарства, пафос переустройства мира.

1

11н

44

Бунт «тринадцатого апостола» (поэма «Облако в штанах).  Тема художника и революции в творчестве В. Маяковского. Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции»

1

11н

45

Сатирические мотивы. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Поэтические неологизмы.

1

12н

46

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

1

12н

47

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

1

12н

48

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество.

1

12н

49

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…».

1

13н

50

Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…»

1

13н

51

Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Особенности жанра и композиции.

1

13н

52

М.И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Чтение и анализ стихотворений. Урок-презентация.

1

13н

53

Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Поэтический темперамент.

1

14н

54

Тема Родины, «собирание» России.

1

14н

55

Поэт и мир. Дискретность (прерывистость) стиха

1

14н

56

Р.Р. Письменная работа по творчеству М. Цветаевой. Письменный анализ стихотворения или ответ на проблемный вопрос

1

14н

57

Литературные направления и группировки в 20-е годы. Обзор с использованием материала учебника.

1

15н

58

Тема революции в произведениях писателей «новой волны».

1

15н

59

Общая характеристика «Разгрома» А. Фадеева, «Конармии» И. Бабеля, «Донских рассказов» М. Шолохова с опорой на общую нравственно-историческую проблематику.

1

15н

60

Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Е. Замятина «Мы».

1

15н

61

Обзорное рассмотрение проблематики романа с обобщением темы социальной утопии в русской и мировой классики

1

16н

62

Литературный процесс 30-40 х гг. Сложность творческих поисков и писательских судеб. Обзор творчества Н. Островского, М. Шолохова, И. Бунина, И. Шмелева, Б. Зайцева.

1

16н

63

Лирика 30-х –начала 40-х годов. Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе. Рождение новой песенно-лирической ситуации. Лирика М. Исаковского, М. Светлова, Д. Кедрина и др.

1

16н

64

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество.

1

16н

65

Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

1

17н

66

М.А. Шолохов: судьба и творчество

1

17н

67

«Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон»

1

17н

68

Анализ рассказов "Шибалково семя", "Семейный человек"

1

17н

69

Трагический путь «расчеловечивания» героев в рассказах Шолохова «Чужая кровь», «Родинка»

1

18н

70

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Замысел, история создания.

1

18н

71

Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий  Дон».

1

18н

72

Проблемы и герои романа.

1

18н

73

Актированный день. Революция и «чудовищная нелепица войны» в изображении М.А. Шолохова.

1

19н

74

"В мире, расколотом надвое" Гражданская война в изображении Шолохова

1

19н

75

Идея Дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон»

1

19н

76

Трагедия народа в романе «Тихий Дон».

1

19н

77

Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1

20н

78

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

20н

79

Наталья Коршунова и Аксинья Астахова

1

20н

80

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр.

1

20н

81

Обзор романа «Белая гвардия».

1

21н

82

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита»

1

21н

83

Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг М. Булгакова.

1

21н

84

Композиция романа и его проблематика. Анализ начальных глав романа.

1

21н

85

Поиск истины и проблема нравственного выбора.

1

22н

86

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

22н

87

Развитие любовной линии сюжета в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Анализ-исследование

1

22н

88

«Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита».

1

22н

89

Проблема милосердия, всепрощения, справедливости

1

23н

90

Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

1

23н

91

Основные темы и мотивы поэзии Б.Л. Пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Гамлет», «Зимняя ночь». Анализ стихотворений.

1

23н

92

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.(обзор)

1

23н

93

Самобытность художественного мира А. Платонова.

1

24н

94

Очерк жизни и творчества писателя с включением самостоятельного анализа рассказа «Июльская гроза»

1

24н

95

А. Платонов. «Усомнившийся Макар». Проблема поиска смысла жизни. Образы правдоискателей и усомнившихся.

1

24н

96

Повесть «Котлован». Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести

1

24н

97

Философские итоги повести «Котлован». Раскрытие особенностей авторской позиции в повести, выявление значения финала «Котлована». Закрепление понятий «антиутопия» и "фантасмагория".

1

25н

98

Жизнь и творчество В.В. Набокова

1

25н

99

«Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.

1

25н

100

Элитарная проза. Литературное двуязычие Словесная пластика прозы Набокова. Анализ фрагмента прозы Набокова Письменный анализ текста или ответ на проблемный вопрос (домашнее задание)

1

25н

101

Литература периода Великой Отечественной войны: проза и публицистика.

1

26н

102

«Невероятная явь войны» в произведениях  прозаиков и публицистов

1

26н

103

Лирика военных лет.

1

26н

104

Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского.

1

26н

105

Основные мотивы лирики А. Твардовского

1

27н

106

Поэма «По праву памяти» Поэтическое и гражданское осмыс-ление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины.

1

27н

107

Литературный процесс 50 – 80х гг. Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий

1

27н

108

Герои и проблематика «военной прозы».

1

27н

109

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Богомолова, В. Некрасова, В. Кондратьева и др. писателей (Урок-презентация)

1

28н

110

Человек на войне в повести В. Кондратьева «Сашка»

1

28н

111

Проблема нравственного выбора в повести В. Быкова «Сотников» домашнее сочинение «Человек на войне» (по произведениям литературы последних десятилетий)

1

28н

112

Поэзия периода «оттепели».  Новые темы, идеи, образы в поэзии. Стихи Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко. Роль поэзии «шестидесятников» в общественной жизни страны.

1

28н

113

Традиции русской классики в поэзии Д. Самойлова, Ю. Друниной, Ю. Левитанского

1

29н

114

Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество поэта. «Тихая лирика» Н.М. Рубцова.

1

29н

115

«Деревенская» проза в русской литературе 60-80-х гг (обзор)

1

29н

116

В.М. Шукшин. Герои Шукшина.  Рассказы "Волки", "Чудик" и другие.

1

29н

117

Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей в рассказах В.М. Шукшина.

1

30н

118

В.П. Астафьев. «Повествование в рассказах» «Царь-рыба». Человек и природа в книге В.П. Астафьева.

1

30н

119

В.П. Астафьев «Печальный детектив» (обзор) Утрата нравственных ориентиров во всех слоях общества.

1

30н

120

Порыв к культуре главного героя, его стремление способствовать оздоровлению общества.

1

30н

121

В.Г. Распутин. Жизнь и творчество.

1

31н

122

«Прощание с Матёрой». Нравственные проблемы.

1

31н

123

В.Г. Распутин «Живи и помни» Тема гражданской ответственности, трагедия человека, отторгнувшего себя от общества. Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность.

1

31н

124

«Городская» проза в русской литературе 60-80-х гг. (обзор) Ю. Трифонов «Обмен»

1

31н

125

Авторская песня как песенный  монотеатр 70 - 80-х.

1

32н

126

Особенности жанра, место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны

1

32н

127

Н. Заболоцкий. Основные мотивы философской лирики . Единство природы и человека в лирике .

1

32н

128

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы»

1

32н

129

«Лагерная» тема и своеобразие её раскрытия в рассказах «На представку», «Заклинатель змей» и др. Смысл названий.

1

33н

130

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. «Лагерная» тема в творчестве писателя.

1

33н

131

А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»

1

33н

132

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве

1

33н

133

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» , приёмы раскрытия характера героини в рассказе. Нравственный идеал писателя.

1

34н

134

Философский смысл рассказа

1

34н

135

Итоговое тестирование

1

34н

136

Новейшая русская проза и поэзия 80-90 х гг.

1

34н

137

Обзорное рассмотрение произведений Б. Екимова, Л. Петрушевской.

1

35н

138

Резервный урок.

1

35н

139

Резервный урок.

1

35н

140

Резервный урок.

1

35н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 9 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  В  УМК входит:учебник «Введение в общую био...

Рабочая программа по биологии для 10 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 10 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

Рабочая программа по биологии для 11 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 11 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)

Рабочая программа    по  английскому языку во  2  классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...

Программа для общеобразовательных учреждений с профильным изучением литературы 10 класс

Учебник: Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. –10-е изд.- М.: ООО «Русское слово ...