"Великолепная шестерка"
материал по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
"Великолепная шестерка" Б.Васильев
(в тетрадь запишите имя автора, название произведения и ответы на вопросы)
1. Напишите определения понятий ДОБРОТА, ГУМАНИЗМ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО.
2. Вопросы на знание текста (все ответы есть в тексте):
1 Зачем ребята брали лошадей?
2 Почему физрук не обратил внимание на слова мальчика о лошадях?
3 Кто такой Кучум? Какой героический поступок он совершил?
4 Почему умер Петр Дементьевич?
5 Выпишите слова автора, характеризующие Киру Сергеевну.
6 Кого вожатая называет "великолепной шестеркой"?
3. Запишите
А) Что чувствовали в начале рассказа + цитаты из текста
Мальчики:
Лошади:
Б) Как характеризует мальчиков Кира Сергеевна (качества + доказательства из текста)?
В) Как бы охарактеризовали их Вы (качества + доказательства из текста)?
Перепишите в тетрадь:
Для начальника лагеря важно доказать свою непричастность к происшедшему, сохранить переходящее знамя соцсоревнования. Она напориста, груба, отказывается даже от очевидных фактов.
Лейтенант ничего не требует, его по-настоящему заботит судьба молодого поколения, отсюда горечь, боль в его словах. Он приезжает в пионерский лагерь , потому что его волнует судьба и ветерана войны, и этих ребят, которые совершили этот проступок не со зла, просто в их воспитании были какие-то пробелы, чему-то важному их не научили, и об этом надо было поговорить.
Прочитайте (материал нужно знать, потом проверю):
Какое необычное сравнение использует автор, описывая Киру Сергеевну? Как здесь проявляется авторское отношение?
( «Она была устремлена на борьбу, как обломок кирпича в нацеленной рогатке, и , кроме борьбы, ни о чем не желала думать»).
(Кирпич в рогатке-это причиненная кому-то боль, страдание, невозможность предугадать и остановить, запретное, нечестное оружие. Наверное, и Кира Сергеевна использовала в своей борьбе не всегда честные приемы. Человек, который всю жизнь проводит в борьбе, скорей всего, большинство людей воспринимает как своих врагов, а не единомышленников.
-Почему у пионервожатой и физрука нет имен?
(Имя индивидуализирует человека, они подобие своего директора, у них нет своего мнения, они только поддакивают, они такие же напористые, агрессивные, как Кира Сергеевна).
-Чем лейтенант отличается от этих людей? С какой целью он приехал? Ведь смена закончилась, ребята разъехались по домам.
(Он говорит негромко, смущается, ведет себя спокойно, уважительно, иногда теряется от чужой наглости; когда нужно, проявляет твердость; его волнует судьба чужого для него человека, потому что еще бабка учила : «Старики да дети-всем родня…». Он приехал не для того, чтобы ребят строго наказали, он хочет, чтобы люди, которые занимаются воспитанием детей, обратили внимание на то, что дети растут равнодушными и безответственными.)
Откуда в русском человеке такое трепетное отношение к лошади? Крестьянская семья, имевшая лошадь, считалась уже зажиточной; лошадь берегли, отдавали последний кусок хлеба. Первая игрушка-деревянный конек, конек на крыше дома, подкова на двери- к счастью; сказочный Сивка-бурка и слова «Полцарства за коня!»
-Как к лошадям относится Петр Дементьевич Прокудов? (любит, заботится, испытывает благодарность, ведь Кучум во время войны спас ему жизнь,это в его «зимней конюшне так замечательно пахло лошадьми».)
-Что можно сказать об отношении лейтенанта?(Он тоже переживает, он описывает гибель коней так, как будто сам был свидетелем . В его словах слышится непритворная боль и страдание.)
-А как наши пионеры отнеслись к лошадям?(Они наигрались, накатались, потешили свое самолюбие и обрекли коней на мучительную , голодную смерть.)
-Представляя нам Петра Дементьевича Прокудова, о чем еще размышляет автор? (О судьбе ветеранов войны, которых остается все меньше и меньше. )
-Помнят ли о них, заботятся? ( Вроде бы да. Торжественные линейки у обелиска Славы, парады, салюты, цветы. )
-Почему же лейтенант говорит об этом с горечью? ( Потому что это память о тех, кто погиб. А где забота о больных, контуженных, бессильных стариках, которые еще живы?)
-А наши пионеры о ком-то из ветеранов позаботились, согрели заботой и вниманием? (Нет. Мы только узнаем, что они приходили к ветерану и брали у него покататься лошадей, а однажды забыли вернуть и лишили старого человека единственной привязанности в его жизни.)
-Какие же проблемы волнуют Б. Васильева? О чем он размышляет? (О бездуховности, равнодушии и безответственности молодого поколения, о тех людях, которые растят и воспитывают это поколение, о том, что забота о ветеранах выливается в какие-то формальные традиции.)
-Непонятые и неуслышанные , лейтенант и ветеран уходят. Но этим рассказ не заканчивается .
Прочитайте эпилог. В чем его значение?( Эпилог усиливает трагическое звучание рассказа. Попустительство руководства лагеря привело к гибели коней. Желание скрыть правду, откупиться, равнодушие к живому человеку - привели к гибели старого заслуженного человека.)
-В чем смысл названия рассказа? (Это название нужно понимать не буквально. В нем чувствуется боль и горькая ирония. Людей нужно оценивать прежде всего по их человеческим, душевным качествам. Да, у этих детей много способностей и талантов, в этом смысле они великолепны, но они лишены милосердия, не приучены отвечать за свои поступки.)
-Можно ли наших героев назвать великолепными?
-Какого же человека из этого рассказа вы бы назвали великолепным, замечательным?
Объясните смысл названия рассказа «Великолепная шестерка». Подтвердите свои мысли текстом.
«Великолепной шестеркой» вожатая называет мальчиков: у Валеры прекрасные математические данные, Славик – второй Карпов, Игорек… поразительное техническое чутье. Дениска – полиглот… надежда ХХ века… Но мы считаем, что «Великолепная шестерка» - это лошади, кони, потому что «конь, он как человек, он только не говорит, он только понимает. Кони – они жалеть умеют». Животные и перед гибелью ведут себя милосердно: «Это Сивый. Старик меринок был, больной, а глянь, только справа все обглодал. А почему? А потому, что слева Пулька была привязана, древняя такая кобылка, так он ей оставлял». Именно они являются носителями добра, в отличие от людей.
Какие мысли вызвал у вас этот рассказ? (Человек в ответе за свои поступки. Человека надо ценить не за его интеллектуальные способности, а прежде всего за душевные качества. Надо помнить о героях войны, которых осталось так мало, быть с ними рядом, сочувствуя, помогая. Если человек совершил проступок, он должен признать свою вину и попытаться исправить.)
Перепишите в тетрадь:
Смысл заглавия:
- горькая ирония (мальчиков считают "великолепной шестеркой", но на самом деле у них нет важных человеческих качеств)
- настоящая "великолепная шестерка" - кони, ведь они умеют сострадать, сочувствовать и заботиться о других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 7 классе "Великолепная семерка"
«Великолепная семёрка» Игровое занятие по ИЗО для учащихся 7 классов. Подготовила Морозова Ирина Николаевна – преподаватель МХК и ИЗО школы №7 г. Слободского Кировской области Цель занятия:повыше...
Великолепная пятёрка
Интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов. Проводится в рамках недели по химии. Включены задания разной степени сложности: знание классов неорганических соединений, проведение лабораторных опыто...
Презентация "Битлз - великолепная четверка"
Презентация к уроку "Битлз" в 9 классе (16 слайдов)...
Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Бориса Васильева "Великолепная шестерка"
Презентация является слайдовым сопровождением к уроку внеклассного чтения по рассказу Б.Васильева "Великолеаная шестерка". На слайдах ается биографический материал о писателе, предлагается список прои...
"Лошади, они жалеть умеют..." (Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Васильева "Великолепная шестерка")
Урок внеклассного чтения позволяет обратиться к таким понятиям, как: милосердие, сострадание, чёрствость, равнодушие. Они раскрываются через анализ образов лошадей и героев. Конспект сопровождается пр...
В.Борис "Великолепная шестерка"
Васильев Борис "Великолепная шестерка" инсценировка...
Мастер-класс для педагогов на тему "Чудо-птица из шестерки"
Мастер-класс познакомит с оригинальным способом рисования павлина из обычной шестерки.Будет полезен не только педагогам, но и родителям, которые хотят провести творчески время вместе....