"Лошади, они жалеть умеют..." (Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Васильева "Великолепная шестерка")
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок внеклассного чтения позволяет обратиться к таким понятиям, как: милосердие, сострадание, чёрствость, равнодушие. Они раскрываются через анализ образов лошадей и героев. Конспект сопровождается презентацией. Важное место занимает на уроке раскрытие Темы Памяти. На уроке используется групповая работа, работа над понятиями со словарём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.64 МБ |
Конспект урока | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лошади, они жалеть умеют…» Невеселый рассказ о равнодушии и черствости (по произведению Б.Васильева «Великолепная шестерка»). | |
Цель: |
|
Оборудование: | Проектор, компьютер, оформленный книжный уголок, презентация, распечатанный набор текстов произведения. |
Методические приемы и технологии: | Беседа по вопросам, словарная работа, элементы анализа текста, применение приемов технологии развития критического мышления (сопоставление разных точек зрения, разные виды групповой и парной работы учащихся, письменные работы учащихся). |
Ход урока
Этапы | Деятельность учащихся и учителя |
У меня в руках цветок. Он увядает. Сможем ли мы помочь ему. (Учитель предлагает учащимся в классе «оживить цветок»). У нас пока ничего не получается. Что же делать? (Учащиеся предлагают свои версии). Один словацкий поэт Гвездослов сказал: «Я сорвал цветок – и он увял… Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони… и тогда я понял, что прикоснуться к Красоте можно только сердцем.» Попытаемся же и мы сегодня открыть свои сердца и поделиться их теплом друг с другом. | |
1. Оргмомент. | Приветствие. Здравствуйте, ребята. Может быть, начало урока показалось вам необычным, но мне хотелось, чтобы вы задумались о важных понятиях, без которых мир наш мрачен, пуст и одинок. Я говорю о нашей душе и нашем сердце. Вспомните, пожалуйста, в каком сложном слове встречается лексема «сердце»? (Ученики предлагают свои версии, правильным ответом является слово «милосердие»). |
2. Работа учеников по группам. | Первая группа. Среди предложенных определений выбрать то, которое характеризует слово «милосердие». (Приложение 1). Вторая группа. Среди предложенных слов подобрать синонимы к слову «милосердие». (Приложение 2). Третья группа. Среди предложенных слов подобрать антонимы к слову «милосердие». (Приложение 3) Четвертая группа (инициативная). Дать характеристику пионерам в соответствии с указанными параметрами. (Приложение 4). Участники групп представляют свои результаты (кроме четвертой группы). (Результаты работ учащихся в группах вывешиваются на доске с помощью магнитов). Исходя из всего вышесказанного, о чем мы будем сегодня говорить? (Учащиеся определяют цели урока). |
3. Знакомство с автором и его произведением. | Рассматривать вопросы милосердия, гуманного отношения к животным, ответственности за свои поступки мы будем на примере произведения Б.Васильева «Великолепная шестерка». (слайд 1). Борис Василиев – писатель своеобразный и самобытный. У вас будет возможность и в дальнейшем познакомиться с его произведениями: «Завтра была война», «А зори здесь тихие» и др. (Обратить внимание на выставку книг). Знаменитый поэт-песенник А.Дементьев сказал об авторе… (слайд 2). Наша задача сегодня – постичь авторский замысел произведения, проникнуть в тайну мысли писателя, задуматься над…? А над чем? Как вы думаете, о чем это произведение? (Учащиеся выдвигают свои версии). |
3.1. Работа со словом «лошадь». | Какие ассоциации у вас возникают со словом лошадь? (слайд 3). Увидим, обладают ли этими качествами лошади в произведении Б.Васильева? А ездили ли вы когда-нибудь верхом? Ваши ощущения? Посмотрим, какие ощущения получили герои произведения от верховой езды? (Чтение начала произведения на фоне музыки (слайд 3). |
3.2. Беседа по прочитанному отрывку. | Что чувствовали ребята в этой скачке? А лошади? Прочитайте фразы, где говорится об их состоянии. (Ответы учащихся). Чем закончилась для всех эта ночная скачка? (Ребята привязали лошадей и уехали, забыв о них. Лошади пали от голода и жажды «Привязаны они были коротко и высоко, так что и пасть им не удалось, висят там на уздечках».) Как характеризует героев этот поступок? Обратите внимание на фразу про загнанных лошадей. (Прочитать: «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?»). Какой человек мог это сказать? (Бессердечный, немилосердный). А теперь вспомните, что сказал о лошадях Петр Дементьевич Прокудов, и по поводу того, что ими все так обглодано кругом. (Прочитать отрывок: «Старый мерин…). Как характеризует этот эпизод лошадь? (Проявляет преданность, доброту, милосердие…). В том, что лошадь преданна, мы убеждаемся неоднократно. Вспомните, что случилось с дедом во время войны и кто его спас? (Учащиеся пересказывают эпизод). Итог. Лошадь – носитель добра в отличие от людей. Русский поэт Доризо написал: «Очеловечиваем боль. Мол, только боль людская плачет. Я понял, что такое значит нечеловеческая боль», Сивый меринок, старый, больной, умирал от голода и жажды, оставляя слева Пульке траву. Какая забота! Какое участие! |
3.3. Анализ поведения героев произведения .Работа в группах. | Автора, как мы видим очень волнует отношение человека к животным и последние оказываются добрее. Но только ли эти вопросы волнуют писателя? Человеческое в людях – вот еще один важный пункт нашего разговора. Пришла пора поближе познакомиться с героями рассказа. Кто они? (слайд 4). Каких героев вы могли бы объединить друг с другом и почему? Давайте попробуем дать характеристику каждому герою произведения. 1 группа. Начальник лагеря – Кира Сергеевна. 2 группа. Физрук и пионервожатая. 3 группа. Петр Дементьевич Прокудов лейтенант-милиционер. |
3.4. Представление работ групп. | Вопрос 2 группе. Почему образы физрука и пионервожатой представлены в сатирической форме? (Этим подчеркивается безликость «свиты» Киры Сергеевны, отсутствие индивидуальности). Перед тем, как будет выступать инициативная группа, учитель поясняет, что такое пионерское движение. (слайд 5). Кто такие пионеры? Пионерское движение охватило целую эпоху в истории страны и продолжает существовать и в настоящее время. Только нам мало что о нем известно. Молодое поколение зачастую просто не знает, чем занималась пионерская организация и что делает сейчас. В целом пионерская организация задумывалась как целая структура по воспитанию молодежи. Детям прививались правильные моральные принципы и нормы. Пусть это преподносилось слишком торжественно (ношение пионерских галстуков, значков и т.д), но детям нравится ощущать свою значимость. А сколько полезных дел было организовано людьми в красных галстуках: сбор макулатуры и металлолома, игра «Зарница», пионербол, сколько бабушек переведено через дорогу, сколько снято котят с деревьев…а в целом получалось, что дети и подростки заняты делом. Что объединяет этих разных по возрасту людей? (Чувство боли, сострадания). Чем отличаются П.Д.Прокудов и молодой лейтенант-милиционер от остальных? (Порядочностью. Они мыслят разными нравственными категориями, у них разные нравственные ценности). Для чего лейтенант и старик пришли в пионерский лагерь? (Хотели поговорить и поставить в известность людей, ответственных за воспитание душевных качеств в детях (совести, сострадания, ответственности), в том, что их подопечные абсолютно лишены этих качеств, - по их вине погибло шесть лошадей, ради которых еще жил Петр Дементьевич Прокудов). Какую же тему поднимает автор? (Ответственность за свои поступки, воспитание душевных качеств в человеке). |
3.5. Обсуждение темы Человеческой памяти. | Но это еще не все вопросы, которые затрагивает автор произведения. Обратимся к отрывку, где лейтенант-милиционер говорит Кире Сергеевне о торжественных линейках у Обелиска павшим (чтение отрывка). О чем здесь идет речь? Может быть и на самом деле эти линейки не нужны? (Автор поднимает проблему Памяти. Человеческой памяти. Линейки и возложения венков к обелискам важны, но не менее важно помнить от тех, кто рядом, и вспоминать о них не только по торжественным дням. Речь идет не о государстве и льготах ветеранам ВОВ, а о молодежи, которая, не зная тягот войны и цены Победы, не проявляет уважения к тем, кто выстоял в страшные 40-е). Вот они – эти люди. Вглядитесь в их лица. Может быть, вы вспомните своих родных и близких. (слайды 6-13). Это те, кому мы обязаны многим. И среди них Петр Дементьевич Прокудов. Он и пришел-то потому, что все его поколение отличалось порядочностью, честностью, стойкостью. Таким он хочет видеть и молодое поколение и донести до людей, отвечающих за их воспитание, эти мысли. Поэтому и приносит он фотографии. А что было на этих фотографиях? (Чтение отрывка: «»Женщины и физрук с ужасом смотрели…»). |
3.6. Обсуждение прочитанного отрывка. | Скажите, после увиденных фотографий, какими должны быть действия Киры Сергеевны? Какой выбор она должна была сделать? Выбор человека – это еще один важный вопрос. Начальник лагеря поступила вовсе не так, как мы ожидали, ее выбор был другим. Свой выбор сделал и Петр Дементьевич Прокудин. И это был страшный выбор. Вы читали произведение без эпилога. Без него оно не такое пронзительное. Обратимся к нему. |
3.7. Чтение эпилога и его обсуждение. | А почетный пенсионер колхоза Петр Дементьевич Прокудов, бывший разведчик кавкорпуса генерала Белова, тем же вечером умер. Он купил две бутылки водки и выпил их в зимней конюшне, где до сей поры так замечательно пахло лошадьми. Почему ветеран войны так поступил? (Лошади были для него смыслом жизни, с их смертью он его утратил, жить стало незачем). |
4. Подведение итогов. | Что-нибудь изменила трагедия? (Нет: лошади погибли, дед умер, мальчики ничего не узнали, Кира Сергеевна уничтожила фотографии и в образцово-показательном пионерском лагере скоро начнется новая смена). Зачем же тогда автор все это рассказал? (Чтобы читатель задумался над вопросами, поднятыми в произведении. Чтобы изменить самого читателя, сделать его добрее, милосерднее, порядочнее. Вот он, авторский замысел. Вот в чес заключается мастерство писателя. Вместе с рассказом о лошадях он поднял очень важные человеческие вопросы). А как вы думаете, что делать нам всем? (Оставаться человеком, даже когда это бывает трудно. Ярким примером этого является молодой лейтенант-милиционер, человек для которого важнее являются люди, а не грамоты). Учитель читает стихотворение «Люди – улыбки». А знаешь, есть в мире хорошие люди: |
5. Рефлексия. |
(А –да, В – нет, С – затрудняюсь ответить).
(А –да, В – нет, С – затрудняюсь ответить).
(А –да, В – нет, С – затрудняюсь ответить).
(А –да, В – нет, С – затрудняюсь ответить). Заключительное слово учителя. (слайд 14). Учитель обращает внимание на то, что цветок под воздействием тепла человеческих сердец, оживает. (Демонстрирует цветок). |
Приложение 1
понимание, умение чувствовать чужую боль |
готовность помочь кому-либо |
готовность простить кого-либо из сострадания, человеколюбия |
снисходительность |
сентиментальность |
Приложение 2
сострадание |
чувствительность |
сердобольность |
порядочность |
гуманность |
Приложение 3
жестокость |
беспечность |
эгоистичность |
бесчеловечность |
согласие |
Приложение 4
(для учителя)
Характеристика, данная Кирой Сергеевной | Ваша характеристика | |
Черты характеров мальчиков: | Валера: прекрасные математические данные, победитель олимпиад. Славик: Второй Карпов. Блестящая глубина анализа, первый разряд, надежда области… Игорек: поразительное техническое чутье… Дениска: полиглот, владеет тремя языками. | Эгоизм, равнодушие, безответственность, и т.д. |
Показатели этих качеств: | Почетные грамоты, дипломы, «даже по телевизору показывали». | Всю смену ходили к деду, чтобы брать его лошадей – «поиграть в ковбоев», утолили жажду игры, коней бросили, привязанных без еды и воды, и уехали в город, забыв обо всем. |
Приложение 4
(для учащихся)
Характеристика, данная Кирой Сергеевной | Ваша характеристика | |
Черты характеров мальчиков: | Валера: Славик: Игорек: Дениска: |
|
Показатели этих качеств: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...
Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Бориса Васильева "Великолепная шестерка"
Презентация является слайдовым сопровождением к уроку внеклассного чтения по рассказу Б.Васильева "Великолеаная шестерка". На слайдах ается биографический материал о писателе, предлагается список прои...