Материал для контрольной работы по литературе в 10 классе.
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
Материал предназначен для проведения контрольной работы по литературе для учащихся 10-х классов ( после 1 полугодия). Как правило к этому времени учащиеся уже прочитали романы И.С.Тургенева "Отцы и дети", И.А.Гончарова "Обломов", а также лирику многих поэтов 19 века. Работа позволяет проверить знания по содержанию текстов литературных произведений и многих литературоведческих терминов и понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10b.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1 (10 класс)
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.
Обломов с вчера, по обыкновению, прислушивался к биению своего сердца, потом ощупывал его руками, проверил, увеличилась ли отверделость там, наконец, углубился в анализ своего счастья, и вдруг попал в каплю горечи и отравился.
Отрава подействовала сильно и быстро. Он пробежал мысленно всю свою жизнь: в сотый раз раскаяние и позднее сожаление о минувшем подступило к сердцу. Он представил себе, что б он был теперь, если б шёл гордо вперёд, как бы жил полнее и многостороннее, если б был деятелен, и перешёл к вопросу, что он теперь и как могла, как может полюбить его Ольга, и за что?
«Не ошибка ли это?» – вдруг мелькнуло у него в уме, как молния, и молния эта попала в самое сердце и разбила его. Он застонал. «Ошибка! да… вот что!» – ворочалось у него в голове.
«Люблю, люблю, люблю», - раздалось вдруг опять в памяти, и сердце начало согреваться, но вдруг опять похолодело. И это троекратное «люблю» Ольги – что это? Обман её глаз, лукавый шёпот ещё праздного сердца; не любовь, а только предчувствие любви!
(И. А. Гончаров «Обломов»)
Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
1. К какому жанру литературы относится произведение И. А. Гончарова «Обломов»?
Ответ:
2. Принципы какого литературного направления нашли своё воплощение в романе И. А. Гончарова?
Ответ:
3. Зарождению какого конфликта способствуют сомнения героя?
Ответ:
4.Установите соответствие между персонажами и чертами их характера: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
ПЕРСОНАЖИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
А) Обломов 1) деятельный, предприимчивый, хитрый, корыстный
Б) Штольц
В)Ольга 2) практичный, рациональный и деятельный человек, который знает, чего хочет и постоянно развивается
3) человек, с тонкой поэтической душой, склонный к постоянным мечтаниям
4) умный и нежный человек, не лишённый жизненной
практичности
Ответ:
5.Назовите приём, основанный на уподоблении соотносимых понятий и явлений: «…вдруг мелькнуло у него на уме, как молния, и молния эта попала в самое сердце…»
Ответ:
6. Как называется образное определение («Обман её глаз, лукавый шёпот ещё праздного сердца…»)?
Ответ:
7. Укажите название тропа, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другой («’’Люблю, люблю, люблю’’, - раздалось вдруг опять в памяти, и сердце начинало согреваться, но вдруг опять похолодело»).
Ответ:
При выполнении заданий 8 и 9 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 10 предложений). Опираясь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, привлекая текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
8. Каким человеком предстаёт Илья Обломов в приведённом фрагменте?
9. В каких произведениях русской классики изображены сложные отношения между мужчиной и женщиной и в чём эти ситуации можно соотнести со взаимоотношениями героев И.А. Гончарова?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.
Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат: молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(А.А Фет, 1883)
Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
10. Как называется художественный прием, основанный на уподоблении событий человеческой жизни явлениям природы, который использует автор представленного стихотворения?
Ответ:
11.Каким термином принято в литературоведении обозначать стилистическую фигуру, способствующую усилению эмоциональности и выразительности высказывания (« молчи и ты!»)
Ответ:
12. А.А Фет прибегает в данном стихотворении к системе звуковых повторов, пауз, различных видов интонации, создающих мелодику звуковых сочетаний. Как называется этот приём? (« И за сердце хватает холод лютый…»).
Ответ:
13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анафора, 2) гипербола, 3) олицетворение, 4) эпитет, 5) инверсия
Ответ:
14. Укажите размер, которым написано данное стихотворение (без указания количества стоп)
Ответ:
Для выполнения заданий 15 и 16 запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, обращаясь к тексту произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
15. Какую роль в передаче психологического состояния лирического героя А.А.Фета играют образы деревьев?
16. В каких произведениях русской литературы 19-го века присутствуют образы деревьев и в чём сходство или различие их функций с произведением А.А.Фета?
Вариант 2 (10 класс)
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.
- Эх, друг любезный! – проговорил Базаров, - как ты выражаешься! Видишь, что я делаю: в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было. Не обижайся, пожалуйста: ты ведь, вероятно, помнишь, какого я всегда был мнения о Катерине Сергеевне. Иная барышня только от того и слывет умною, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберет, - ну, да это так и следует.
Он захлопнул крышку и приподнялся с полу:
- А теперь повторяю тебе на прощанье … потому что обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и та сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь – и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич – э волату, как выражается мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мною, Евгений, - печально промолвил Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я вижу, лошади готовы. Пора! Со всеми я простился… Ну, что ж? обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слёзы так и брызнули у него из глаз.
- Что значит молодость! – произнёс спокойно Базаров, - Да я на Катерину Сергеевну надеюсь. Посмотри, как живо она тебя утешит!
- Прощай, брат! – сказал он Аркадию, уже взобравшись на телегу, и, указав на пару галок, сидевших рядышком на крыше конюшни, прибавил:
- Вот тебе! изучай!
- Это что значит? – спросил Аркадий.
- Как? Разве ты так плох в естественной истории или забыл, что галка самая почтенная, семейная птица? Тебе пример! ... Прощайте, синьор!
Телега задребезжала и покатилась.(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
1. В романе И.С.Тургенева развивается социально-политическое противостояние и открыто изображается противоборство характеров, идей. Каким термином обозначается эта движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению?
Ответ:
2.Как называется форма художественной речи, представляющая собой чередование реплик героев?
Ответ:
3. Определите вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по сходству или по аналогии («Наша пыль тебе глаза выест…»).
Ответ:
4. Установите соответствие между героями романа И. С. Тургенева и их прошлым: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Аркадий Кирсанов женится на Фенечке
Б) Евгений Базаров получает ранение на дуэ
В) Павел Петрович Кирсанов умирает от тяжёлой болезни
женится на сестре ОдинцовойВ
Ответ:
5.В словах Базарова, адресованных Аркадию, появляется лёгкая усмешка («Разве ты так плох в естественной истории или ты забыл, что галка самая почтенная, семейная птица? Тебе пример! … Прощайте, сеньор!»). Назовите пример иносказания, в основе которого лежит скрытая насмешка.
Ответ:
6. Назовите систему взглядов Евгения Базарова, в основе которой лежит отрицание общепринятых ценностей.
Ответ:
7.Как в литературоведении принято называть заключительную часть произведения, рассказывающую о дальнейшей судьбе героев после изображённых событий?
Ответ:
При выполнении заданий 8 и 9 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 10 предложений). Опираясь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, привлекая текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
8. Как Базаров иносказательно подчёркивает разницу между собой и Аркадием Кирсановым?
9. В каких произведениях русской литературы 19-го века герои противопоставлены друг другу? Какими человеческими качествами они отличаются друг от друга?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
(М. Ю. Лермонтов, 1837)
Ответом к заданию 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.
10.Из приведённого ниже перечня выберете три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гипербола, 2) ирония, 3) анафора, 4) олицетворение, 5) эпитет
Ответ:
11. Как называется созвучие концов стихотворных строк (душистой – серебристый; златой – головой и т. п.)?
Ответ:
12.Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых согласных звуков в строке (Когда студёный ключ играет по оврагу…).
Ответ:
13. В стихотворении воссозданы сменяющие картины русской природы. Как называется описание природы в художественном произведении?
Ответ:
14. Укажите размер, которым написано лермонтовское стихотворение (без указания количества стоп)
Ответ:
Для выполнения заданий 15 и 16 запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, обращаясь к тексту произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
15. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова?
16. В каких произведениях русских поэтов 19-го века отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе 6 класс, первое полугодие
Контроль знаний...
Дидактический материал "Итоговая контрольная работа по химии 8 класс"
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих задания.Часть 1 содержит 12 заданий. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из ко...
Материал к контрольной работе по "Технологии" 7 класс
Лексико-грамматический материал к контрольной работе по "технология" 7 класс...
Стартовая контрольная работа по литературе. 8 класс. 10 класс (коррекционной школы)
Контрольная работа рассчитана на проверку знаний учащихся 8 класса и 10 класса коррекционной школы в начале учебного года по программе В.Коровиной. Работа включает вопросы на знание авторов и произвед...
Контрольная работа по литературе 7 класс по теме "Древнерусская литература"
Тест по литературе,состоит из 17 заданий....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 7 КЛАССА по теме «Устное народное творчество. Древнерусская литература»...