Проект по литературе "Перелистывая страницы произведений писателей-земляков"
проект по литературе (7 класс)

Емелева Ольга Константиновна

Цель проекта: повышение уровня качества чтения и формирование устойчивого интереса обучающихся 5-7 классов к литературным произведениям сибирских писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_po_chteniyu.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Кемеровская область

Новокузнецкий район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атамановская средняя общеобразовательная школа»

Проект

по литературе

«Перелистывая страницы произведений

писателей-земляков»

                        Руководитель:

                                                      Емелева Ольга Константиновна,

учитель русского языка и литературы,

                                                               первая квалификационная категория.

с. Атаманово, 2016

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………
  2. Паспорт проекта………………………………………………………
  3. Заключение……………………………………………………………
  4. Литература……………………………………………………………
  5. Приложения…………………………………………………………....


Введение

Чтение как труд и как творчество.

Известный философ Асмус

Сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Развитие осознанности чтения становится одной из  наиболее актуальных задач современной школы в условиях реализации ФГОС общего образования. В свете новых стандартов возрастает роль информации, знаний, а следовательно, и значимость чтения. Важно подчеркнуть, что умение читать – это  не только овладение технической стороной чтения, но и осмысленное восприятие читаемого. И все это не мыслится без привития интереса к чтению.

Участие детей в проекте позволит сформировать и развить у них все виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Участвуя в проекте учащиеся:

-  оценивают свою читательскую деятельность, свои достижения в этой области (личностные УУД);

-  организуют свою читательскую деятельность: каждый участник проекта ставит перед собой задачу – прочитать произведения из предложенного списка; планирует, какие книги он прочитает в первую очередь; оценивает свой вклад в работу группы (регулятивные УУД);

 - учатся работать с информацией: находить необходимую для решения задач проекта информацию, заполняют дневник читателя, составляют, схемы, графики, модели, готовят презентации, рекламы, викторины, кроссворды  по прочитанным книгам (познавательные УУД);

- работают в сотрудничестве со сверстниками, с учителем, обсуждают в группах прочитанные произведения, высказывают свои мысли, впечатления о прочитанном.

Паспорт проектной работы

Название работы: «Перелистывая страницы произведений писателей-земляков»

Разработчики проекта: учащиеся  5-7-ых классов.

Консультант проекта: Емелева Ольга Константиновна, учитель русского языка и литературы.

Сфера образовательной деятельности,  в рамках которой проводилась работа по проекту: учебная деятельность по учебному предмету «Литература».

Характеристика участников, на которых рассчитан проект:

  • дети –учащиеся среднего звена,
  • педагоги –  учителя русского языка и литературы, учителя географии, учителя изобразительного искусства, учителя истории.  

Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный.

Заказчик проекта: МБОУ «Атамановская СОШ».

Проблема, которую решает проект:

Проектная деятельность способствует развитию у обучающихся активности, организационных навыков и нравственных качеств. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать у школьника, в первую очередь, умение работать с различными источниками информации, главным образом с книгой. Тематика проектов даёт возможность воспитания таких нравственных качеств, как знание своей истории, чувство патриотизма, почитание старших, любовь к людям, к родному городу, краю; уважение к деятелям культуры и искусства. 

Цель проекта: повышение уровня качества чтения и формирование устойчивого интереса обучающихся 5-7 классов к литературным произведениям сибирских писателей.

Задачи проекта:

- познакомить учащихся 5-7 классов с литературным наследием Сибири;

- способствовать формированию и совершенствованию умений учащихся работать с книгой, в т.ч. и во взаимодействии со всеми участниками проекта: педагогами, сверстниками, родителями.

 

Актуальность проекта

Искусство – самое тонкое и в то же время сильнейшее средство в воспитании чувств подростка. Необходимо научиться понимать влияние произведений литературы в жизни людей. Научиться понимать влияние художественных средств изобразительного искусства на создание литературного образа.

Многие писатели и поэты России и других стран пишут для детей разных возрастов, будь то Николай Васильевич Гоголь с его мистическими и сказочными историями «Вечера на хуторе близ Диканьки» или Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» и многие другие. Все писатели, кто хотя бы раз дотронулся до детской чуткой души, сделали её мир удивительнее и необыкновеннее. Не стоит перечислять всех замечательных писателей и поэтов Сибири, кто писал и пишет для подростков, просто на это необходимо слишком много времени. Но неизменно хочется отметить самых ярких представителей в создании таких образов для детей. Ими являются Виктор Петрович Астафьев, Валентин Григорьевич Распутин,  Владимир Михайлович Мазаев, Владимир Федорович Куропатов. Лаконичность, выразительность и народность их произведений всегда находят отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка. Ученикам просто необходимо как можно раньше познакомиться с творчеством писателей-сибиряков, попробовать откликнуться на них и выразить свои чувства в своем творчестве.

Значимость на уровне образовательного учреждения  и социума

Слабая осведомлённость учащихся о жизни и творчестве сибирских писателей, плохое знание истории, в т. ч. истории своего родного края, не может не вызывать тревогу. Об этом свидетельствуют результаты опросов, которые наглядно демонстрируют слабое знание истории литературы родного края школьниками. Современные школьники всё меньше читают и, как следствие, мало знают о литературном наследии сибирских писателей.

 В XXI веке актуальным является патриотическое воспитание подрастающего поколения,  и именно использование проектной деятельности на уроках литературы могут стать его основой.

Описание продукта проекта

Литературные атласы посвящены писателям Сибири: Виктор Петрович Астафьев, Валентин Григорьевич Распутин, Владимир Федорович Куропатов,

Владимир Михайлович  Мазаев. В них представлены фотографии писателей, краткая биография, текст исследуемого произведения, карта - маршрут путешествия литературного героя данного произведения. А также для мотивации чтения и развития литературного воображения обучающихся среднего звена в атласе помещены контурные карты.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Формирование желания читать и слушать произведения писателей Сибири.
  • Проявление умений создавать свои карты, анализировать, делать выводы.
  • Знание названий произведений писателей Сибири, их героев,  обоснование своего мнения.
  • Сознательное положительное и бережное отношение к книгам, развитие мышления, памяти, внимания.

Этапы работы над проектом

Этапы работы

Продолжительность

Содержание работы

учителя

Содержание работы учащихся

Выход этапа

1. Разработка проектного задания

1 - 2 неделя сентября

2016 г.

Учитель формулирует тему проекта, формирует группы, готовит задания

1 группа: фотографы

2 группа: биографы

3 группа: картографы

1.1. Выбор темы проекта

3 неделя сентября

2016

Учитель предлагает учащимся тему проекта

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Тема «Перелистывая страницы произведений писателей-земляков».

1.2. Выделение подтем в теме проекта

1 неделя октября

2016

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Координатор группы выбирает задание

1 Творчество В. П. Астафьева;

2. Творчество В.Г. Распутина;

3. Творчество В.Ф. Куропатова;

4. Творчество В.М. Мазаева.

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися вопросов о выполнении подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты поиска и сбора информации, также возможные формы представления. Каждый ученик выбирает одну из подтем для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

2 неделя октября

2016

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников

К началу проекта учащиеся уже сгруппировались, а на первом этапе определили свои роли

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе

3 неделя октября 2016г.

Учитель  формулирует вопросы, на которые нужно ответить, задания для групп

Вопросы для поиска ответа вырабатываются в командах, определяются основные источники, записывают план деятельности

1 группа: фотографы (фотопортрет писателей)

2 группа: биографы (биография и творчество писателей, текст исследуемого произведения)

3 группа: картографы

(составление карты – маршрута главного персонажа по исследуемым произведениям)

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

4 неделя октября 2016 г.

Учитель заранее предлагает формы представления материала: инсценировка, презентация, сочинение-миниатюра

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности, выявляют недостающие знания для представления результата.

Презентация

проекта

2. Разработка проекта

1 неделя ноября 2016 г.

Учитель консультирует по вопросам работы в Microsoft Publisher, Microsoft PowerPoint координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

Паспорт проекта

3. Оформление результатов

2 неделя ноября 2016 г.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся по группам оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

Дизайнерское оформление литературного атласа «Перелистывая страницы произведений писателей-земляков»

4. Презентация

3 неделя ноября 2016 г.

Учитель приглашает в качестве экспертов администрацию школы, а также учащихся других классов

Докладывают о результатах своей работы: показ презентаций, атласов и т.д.

Презентация литературных атласов

5. Рефлексия

4 неделя ноября 2016 года

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Для осуществления рефлексии каждая группа заполняет предложенные листы для групповой и индивидуальной рефлексии

Заключение

Обучающиеся часто увлечены новыми достижениями в интернете, новыми течениями в области получения информации из более легких для усвоения источников, не обращая внимания на подачу ими содержания того или иного литературного произведения. С экранов телевизоров нам подают образы такими, какими их кто-то увидел. И ты вынужден принимать эти образы за эталон. Но ты другой. Ты – единственный со своим внутренним «Я». Мы должны найти способ видеть все своими глазами и чувствовать так, как это можем только мы. И этот способ есть. Он очень старый. Просто мы о нем часто забываем и не придаем ему большого значения. Это – чтение. Самое обыкновенное чтение литературы.

Чтение литературных произведений дает возможность полета  фантазии школьников. Простые строчки из ряда слов позволяют на несколько мгновений занять место любимого ими героя, создать их образный мир, а может целое путешествие.

Как это здорово и просто! А если ещё они смогут выразить свои эмоции на листе бумаги и это будет именно их видением полученного от чтения образа, а друзья (может даже учителя или родители) скажут: «Вот это да!». Значит, у школьников свой большой внутренний мир, они способны переживать, любить, прощать и мечтать о будущем, творить. Творить – значит жить.


Список использованной литературы

  1. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96с.
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – № 7.
  3. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. –  2004. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы изучения творчества писателей- земляков на уроках чувашской литературы в русскоязычной школе

В курсе чувашской литературы 10-11классов  изучается творчество писателей, оказавших неоценимое влияние на формирование чувашской современной литературы. С учащимися выяснили, что в курсе програм...

Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"

Тема: Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"...

Презентация"С.А. Самошкин-писательсь-земляксь""

1. С.А.Самошкинонь идькс пингоц.2. Сай пингонь писательть тонафнемац.3. Сонь тяштьфоц....

Обожженного сердца свет….. СЦЕНАРИЙ литературного вечера памяти писателя-земляка Николая Федоровича Терехова.

Сценарий разработан для учащихся 7-11 классов. Цель данного мероприятия - привлечь внимание учащихся к изучению литературы родного края, познакомить с выдающимся писателем-земляком Николаем Федоровиче...

Учебный проект "Мой ровесник на страницах произведений русских писателей XX и XXI в.

Представлены результаты работы обучающихся 5-х классов в рамках проекта по уроку литературы.  Обучающиеся сравнили литературыне образы своих ровесников на страницах произведений русских писателей...

Проблемы экологии в творчестве писателя-земляка Н.Н. Старченко

В докладе рассматриваются проблемы экологии в творчестве писателя-земляка Н.Н. Старченко....