Методическая разработка учебного занятия по теме "Румба и Вальс. Совершенствование исполнительского мастерства
методическая разработка по теме
На занятии используются приемы технологии ТРИЗ, направленные на развитие интеллектуальных способностей учащихся: мышления, памяти, воображения, а также получение и закрепление знаний в области музыкального искусства, развитие коммуникативных качеств. Использование данных приемов способствуют созданию комфортной творческой атмосферы, что положительно сказывается на продуктивность образовательной деятельности коллектива и повышает мотивацию.
Кроме этого, делается акцент на организацию контроля на учебном занятии также с использованием приемов ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи
Колпинского района Санкт-Петербурга
Методический проект
«Новое педагогическое образование»
Направление «Новое качество»
и методическая составляющая проекта «Траектория будущего»
(в контексте второго года реализации
Программы развития учреждения «Пространство свободного выбора»)
«Румба» и «Вальс».
Совершенствование исполнительского мастерства
Конспект открытого занятия
с использованием элементов технологии ТРИЗ
по программе «Оркестр»,
тема: «Работа над музыкальными произведениями»,
для учащихся сводной группы оркестра
3-7 годов обучения
Возраст детей: 9-14 лет
Авторы-составители:
педагог дополнительного образования
Щербакова А.В.
методист отдела художественного воспитания
Абикова Т.А.
Санкт-Петербург
2012
Пояснительная записка
Подведение итогов занятия и организация контроля описаны в конспекте (см. таблицу) во время основного, контрольно-диагностирующего и рефлексивного этапах занятия.
Контроль образовательного содержания занятия проводится с использованием игры «Четвертый лишний» по технологии ТРИЗ, проводимой во время основного этапа. Учащимся предлагается актуализировать имеющиеся теоретические знания в сфере классической инструментальной музыки, необходимые для освоения нового учебного материала, и аргументировать свой выбор (см. материалы учебно-методического комплекса, скриншоты слайдов презентации)
Контроль образовательного содержания также осуществляется с помощью игрового приема «Кто больше знает…». Детям предлагается разделиться на команды «Румба» и «Вальс», каждая из которых вспоминает и обобщает теоретические знания о заданном музыкальном произведении, делая акцент на новую информацию, полученную на занятии. Команды имеют возможность при необходимости поправлять и дополнять друг друга.
Оценка эмоциональной удовлетворенности воспитанников определяется с помощью приема «Ассоциации» на рефлексивном этапе занятия. Детям дается задание - выразить свое впечатление от занятия одним ассоциативным словом - музыкальным термином (например, минор, мажор, крещендо, анимато, фортиссимо, аллегретто и тп.).
Методический проект
«Новое педагогическое образования»
Направление «Новое качество»
и методическая составляющая проекта «Траектория будущего»
(в контексте второго года реализации
Программы развития учреждения «Пространство свободного выбора»)
Пояснительная записка
Методическая тема занятия: приемы технологии ТРИЗ как средство развития творческого потенциала юных музыкантов.
Методическая цель занятия: демонстрация приемов ТРИЗ в процессе работы над музыкальными произведениями.
Описание приемов технологии ТРИЗ, используемых на занятии.
Используемые на занятии приемы технологии ТРИЗ направлены на создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся – мышления, памяти, воображения; получение и закрепление знаний в области музыкального искусства; развитие коммуникативных качеств. Кроме того, данные приемы способствуют созданию благоприятных условий обучения, поддержанию интереса к занятиям; помогают создать комфортную творческую атмосферу, что положительно сказывается на организацию продуктивной творческой деятельности коллектива и повышает мотивацию.
- Творческое задание «Угадай понятие»
Цель:
- повышение мотивации к занятиям;
- активизация процессов мышления, внимания;
- настрой на творческую продуктивную деятельность.
- Игра «Составь рассказ» (метод случайных объектов)
Цель:
- развитие логического мышления;
- развитие творческих способностей: воображения, фантазии;
- развитие коммуникативных навыков;
- создание атмосферы психологического комфорта.
- Игра «Четвертый лишний» (метод морфологического анализа и синтеза)
Цель:
- развитие мышления, внимания, наблюдательности;
- формирование представлений о многомерности взаимосвязей окружающего мира.
- Прием ТРИЗ «Ассоциации»
- развитие навыков самоанализа с помощью ассоциативного мышления
Тема занятия: «Румба и Вальс. Совершенствование исполнительского мастерства».
Цель занятия: совершенствование навыков и приемов исполнительского мастерства в работе над музыкальными произведениями «Румба», «Вальс».
Задачи:
Обучающие:
- совершенствование и отработка навыков точного исполнения разнообразных музыкальных штрихов, динамических оттенков;
- формирование навыка техники ведения и смены меха на инструменте;
- закрепление умения воспроизведения точных ритмических рисунков;
- закрепление знаний о правилах сохранения правильной посадки и положении инструмента при игре;
- расширение представлений о разных видах одного танца (Румба).
Развивающие:
- развитие музыкального слуха и слухового контроля;
- развития чувства темпоритма;
- развитие мышления, внимания, памяти, воображения посредством игры-здания;
- развитие умений анализировать, выстраивать логические взаимосвязи, излагать свои выводы;
- развитие музыкального кругозора воспитанников.
Воспитательные:
- создание атмосферы единства творческого коллектива;
- развитие коммуникативных навыков и готовности работы в команде;
- повышение мотивации к занятиям в оркестре;
- воспитания чувства ответственности, дисциплины.
Вид занятия: комбинированное – освоение нового материала и закрепление полученных навыков.
Форма организации детей: групповая, подгруппы.
Методы обучения: диалог с группой, практическая работа (репетиция), игра.
Организация контроля на занятии:
Контроль на учебном занятии осуществляется с целью проверки и оценки достижений обучающихся путем сравнения того, что есть, с тем, что должно быть.
Используются следующие виды, формы и методы контроля.
- Текущий контроль
Цель: анализ хода освоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. Дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить причины и принять меры к их установлению; сопутствует процессу становления умения и навыка от начального до конечного этапа занятия.
Метод: педагогическое наблюдение.
- Тематический контроль
Цель: проверка уровня усвоения программного материала по теме занятия, определение уровня эмоционального фона.
Методы: беседа, игра «Четвертый лишний», прием «Ассоциации» (по технологии ТРИЗ), самоконтроль.
Характеристика группы: сводная группа оркестра 3-7 годов обучения, возраст детей 9-14 лет, количество 10 человек.
Время занятия: 45 минут
Технические средства обучения:
- проектор, экран, ноутбук;
- CD проигрыватель;
Материалы УМК: программа; средства обучения: аккордеоны, баяны, бас-гитара, фортепиано; пульты для нот; подборка оркестровых партий;
представлены в приложении: аудиозапись музыкальных произведений «Румба», компьютерная презентация творческого задания и игры, распечатка игры-задания.
План занятия:
I. Организационный момент: приветствие, целеполагание.
II. Подготовительный этап: игра «Угадай понятие».
III. Основной этап:
- работа над музыкальными произведениями «Вальс», «Румба»;
- выполнение творческих заданий - игра «Составь рассказ», игра «Четвертый лишний»; прослушивание аудиозаписи.
IV. Контрольно-диагностический этап.
V. Рефлексивный этап.
VI. Итоговый этап.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы | Содержание | Время | Примечания | Сопроводительный текст |
Организационный | Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую, плодотворную деятельность. | 2 мин. | Учащиеся сидят на стульях с инструментами. | Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости и мы в полной мере постараемся показать нашу работу. |
Подготовительный | Сообщение темы, цели учебного занятия, мотивация учебной деятельности. Выполнение задания «Угадай понятие». | 5 мин. | Задание представляется на большом экране в виде слайда с эффектом анимации Учащиеся выполняют задание и находят ответ: загаданное слово - «Танец». | Цель сегодняшнего занятия – показать работу над совершенствованием исполнительских навыков в разнохарактерных произведениях. А раз произведения разные по характеру, то и средства музыкальной выразительности, с помощью которых мы достигаем того или иного характера, будут различаться. А именно: темпоритм, штрихи, динамические оттенки, ведение меха. Итак, для начала, чтобы настроиться на хорошую плодотворную работу, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Оно называется «Угадай понятие». Я загадала слово. Это существительное. На экране будут появляться определения, подходящие к нему. Ваша задача – отгадать загаданное слово.
Вы молодцы, отлично справились с заданием! Вопрос: а теперь подумайте и ответьте мне, а почему же я загадала именно «танец»? Ведь вы занимаетесь не в танцевальном, а в музыкальном коллективе, где учатся играть на музыкальных инструментах… Ответы детей. Совершенно верно. Ведь танцевальная музыка используется не только при постановке танцев, но и в инструментальном исполнении, и те произведения, над которыми мы сегодня будем работать, оба написаны в жанре «Танец». |
Основной | Практическая работа над музыкальными произведениями «Вальс» и «Румба». Выполнение творческих заданий: «Составь рассказ» и «Четвертый лишний». Прослушивание аудиозаписей. | 30мин. | Дети открывают ноты первого произведения «Вальс» Д.Шостаковича и по жесту дирижера (педагога) начинают играть. Во время репетиции педагог контролирует игру и в паузах-остановках говорит о недостатках, которые нужно исправить в последующем проигрывании и о том, что получилось хорошо. Дети встают, ставят инструменты на стулья и (с помощью педагога или самостоятельно) | Итак, мы подошли к основной части нашего занятия – работа над произведением. Первое произведение - «Вальс» Дмитрия Шостаковича. Эту пьесу мы начали разбирать совсем недавно, поэтому мы должны определить, прежде всего, ее характер, найти средства музыкальной выразительности, которые помогут его достичь (темп, штрихи, ведение меха, динамика) и поработать над ними. Спасибо, молодцы, вы очень сосредоточенно и хорошо работали. А теперь, чтобы немного отвлечься, отдохнуть от игры на тяжелых инструментах я предлагаю вам немного поиграть. Но это будет не просто игра, а творческое задание, которое называется «Составь рассказ». Я попрошу вас встать, поставить инструменты и разделиться на две команды. Каждой команде я дам лист бумаги, на котором будет написано четыре слова из разных областей. Одно из них связано с музыкой. Ваша |
делятся на две команды. Педагог объясняет правила выполнения задания.
Дети и гости выполняют задание. Фоном звучит музыкальное сопровождение. Команды детей и гостей зачитывают свои рассказы. Звучат аплодисменты в адрес каждой команды. Педагог объясняет правила выполнения следующего задания. На экране появляются слайды с заданиями. Дети отвечают на вопросы. Если возникает необходимость, по ходу игры педагог дает подсказки, наводящие вопросы. Дети садятся на свои места, берут инструменты. Педагог включает аудиозапись. Дети слушают и отвечают на поставленный вопрос. Педагог кратко предоставляет информацию о происхождении и разновидностях танца «Румба». Дети открывают ноты и по жесту дирижера начинают исполнять пьесу. | задача – составить небольшой рассказ (два-три предложения), используя все эти слова. Падежи можно менять. А чтобы наши гости были не просто наблюдателями, я предлагаю им выполнить то же задание. А затем каждая команда зачитает свой рассказ. Время выполнения – три минуты. Желаю удачи, время пошло! Ну что ж, теперь по очереди прочтем, что у нас получилось. Спасибо, вы хорошо потрудились, в полной мере проявили свои творческие способности – фантазию, воображение, слаженно работали в команде и в результате получились очень интересные рассказы, я думаю, они достойны аплодисментов! Давайте поаплодируем себе и нашим гостям! Сейчас я предлагаю вам еще одно небольшое творческое задание. Называется оно «Четвертый лишний». Перед вами на экране будут появляться слайды, на каждом будет изображено или написано четыре понятия. Все они относятся к одной области, но по каким-либо признакам одно из них будет все-таки лишним. Ваша задача – найти его и объяснить, почему именно оно является лишним. Подсказка педагога: если вы будете внимательными, то можете увидеть, что в некоторых блоках может быть, например, два варианта ответа, то есть по одним признакам можно исключить одно понятие, а по другим – другое. Хорошо, спасибо за работу, надеюсь, это, пусть небольшое, задание было для вас не только интересным, но и познавательным. Теперь прошу вас сесть на свои места, взять инструменты. Мы продолжаем, и следующее произведение, над которым мы будем работать – «Румба». Но прежде я хотела бы вам предложить послушать аудиозаписи отрывков из нескольких произведений, и сказать, какое из них написано в стиле румбы. Ответы детей. Спасибо за ответы. На самом деле, все эти произведения написаны в стиле румбы, потому что румба может быть как медленной (используется в современных бальных танцах), так и быстрой, зажигательной, как те, что вы сейчас услышали. А Румба, которую мы исполняем, какая по характеру? Ответы детей. Итак, приступим к работе. | |||
Контрольно-диагностический | Контроль усвоения материала занятия. | 5 мин. | В процессе рассказа команды слушают и, при необходимости, дополняют друг друга. | Ребята, наше сегодняшнее занятие подходит к концу. Я предлагаю вспомнить, над чем мы сегодня работали и что узнали нового о музыкальных произведениях «Румба» и «Вальс». Прошу вас разделиться на две команды. Одна – рассказывает о том, что знает и узнала сегодня о Румбе, вторая – о Вальсе. |
Рефлексивный | Впечатление детей о занятии. | 2 мин. | Возможно использовать такие музыкальные термины, как: минор, мажор, крещендо, анимато, фортиссимо, аллегретто и тп. | Теперь я попрошу вас мысленно проанализировать наше занятие и выразить свое мнение, впечатление о нем одним словом - музыкальным термином. Ответы детей. |
Итоговый | Подведение итогов и анализ занятия педагогом. | 1 мин. | Спасибо за ответы. Я считаю, что сегодняшнее занятие было очень плодотворным: мы хорошо поработали над пьесами, с удовольствием и интересом выполняли творческие задания, которые были еще и познавательными. В дальнейшем мы будем продолжать работу над совершенствованием исполнительского мастерства и стремиться к достижению наилучших результатов. Большое спасибо всем за работу, до свидания! |
Аннотация к материалам УМК занятия
«Румба» и «Вальс». Совершенствование исполнительского мастерства»
по программе «Оркестр»
Название методического материала | «Угадай понятие» |
Форма методического материала | Электронное учебное пособие, содержащее творческое задание. |
Раздел и тема программы | Раздел программы: «Работа над музыкальными произведениями» Тема занятия: «Румба» и «Вальс». Совершенствование исполнительского мастерства». |
Содержательная структура методического материала | Творческое задание является приемом технологии ТРИЗ. Содержит набор определений, относящихся к одному понятию, которое дети должны угадать. Определения демонстрируются на экране последовательно.
|
Содержательная нагрузка методического материала | Задание направлено на повышение мотивации к занятиям; активизацию процессов мышления, внимания; настраивает на творческую продуктивную деятельность. |
Методика применения методического материала | Используется как электронное практическое средство при подготовке к основному этапу занятия, а также как прием, направленный на развитие способности выстраивать логические связи по теме занятия. |
Результативность применения методического материала | Системное использование подобных заданий способствует развитию и активизации мыслительных процессов, воздействует на эмоциональный настрой учащихся, создает позитивное настроение, повышает мотивацию к занятиям в оркестре. |
Творческое задание
«Угадай понятие»
Данное задание используется на подготовительном этапе занятия в целях активизации процессов мышления, повышения мотивации и настраивает на плодотворную творческую деятельность. Задание «Угадай понятие» заключается в следующем: педагог загадывает понятие, в данном случае загаданное слово – ТАНЕЦ. На большом экране последовательно появляются определения, подходящие к этому слову. Задача детей – угадать загаданное слово. После нахождения правильного ответа педагог предлагает детям найти связь между отгаданным словом и сегодняшним занятием (темой сегодняшнего занятия)
Аннотация к материалам УМК занятия
«Румба» и «Вальс». Совершенствование исполнительского мастерства»
по программе «Оркестр»
Название методического материала | «Составь рассказ» |
Форма методического материала | Игра на составление связного рассказа, используя группу ключевых слов, относящихся к разным системам (по технологии ТРИЗ) |
Раздел и тема программы | Раздел программы: «Работа над музыкальными произведениями» Тема занятия: «Румба» и «Вальс». Совершенствование исполнительского мастерства» |
Содержательная структура методического материала | Прием технологии ТРИЗ представляет собой подборку групп разных ключевых слов, одно из которых относится к музыке. Используя слова, необходимо составить связный рассказ. |
Содержательная нагрузка методического материала | Игра помогает с одной стороны развитию воображения, фантазии, коммуникативных навыков, с другой - развиваются творческие способности учащихся. Способствует созданию эмоционально-комфортной среды, направленной на укрепление психологического здоровья детей. |
Методика применения методического материала | Используется для активизации мыслительных процессов; является элементом здоровьесберегающей среды, позволяющим рационально и эффективно организовать процесс обучения, чередовать различные виды деятельности и активности. Является универсальным средством: может использоваться на занятиях в коллективах разных направленностей при условии наполнения конкретным содержанием. |
Результативность применения методического материала | Игра направлена на сохранение познавательного интереса, внимания на протяжении занятия; позволяет создать атмосферу творческой сплоченности, установлению дружеских взаимоотношений. |
Творческое задание
«Составь рассказ»
Данное творческое задание используется в середине основного этапа занятия и позволяет чередовать различные виды деятельности на занятии, помогая тем самым сохранить познавательный интерес и концентрацию внимания на протяжении занятия, а также позволяет создать атмосферу творческой сплоченности в коллективе.
Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда получает ручку и лист бумаги, на котором написано четыре слова, относящиеся к абсолютно разным системам. Одно из них имеет отношение к музыке. Слова (набор слов) для каждой команды могут быть одинаковыми, а могут быть и разными. Задача – составить и записать связный рассказ, используя все эти слова. Падежи слов можно изменять. На выполнение задания дается 3-5 минут. Затем каждая команда зачитывает свой рассказ.
Группы слов:
I. ОРКЕСТР, ЁЛКА, ПОЕЗД, ТЕЛЕФОН;
II. КОМПОЗИТОР, ПРОГУЛКА, СКАЗКА, ТЕТРАДЬ;
III. МУЗЫКА, СНЕГ, ЧАСЫ, ПОДАРОК.
Аннотация к материалам УМК занятия
«Румба» и «Вальс». Совершенствование исполнительского мастерства»
по программе «Оркестр»
Название методического материала | «Четвертый лишний» |
Форма методического материала | Игра, использующаяся как контролирующее средство на знание понятий из области музыки (по технологии ТРИЗ). |
Раздел и тема программы | Раздел программы: «Работа над музыкальными произведениями» Тема занятия: «Румба» и «Вальс». Совершенствование исполнительского мастерства» |
Содержательная структура методического материала | Игра состоит из подборки слайдов с наглядным изображением четырех понятий, которые относятся к одной области. Необходимо определить слово, являющееся лишним по определенным признакам. |
Содержательная нагрузка методического материала | Игра способствует развитию мышления, внимания, наблюдательности; направлена на формирование представлений о многомерности взаимосвязей окружающего мира. |
Методика применения методического материала | Игра используется как контролирующее средство на знание теоретического программного материала, отвечает современным требованиям организации учебного процесса. Может использоваться в качестве способа снятия напряжения, повышения мотивации путем чередования различных видов деятельности. Может быть адаптирована к занятиям в коллективах любой направленности. |
Результативность применения методического материала | Использование игры способствует развитию и активизации мыслительных процессов, воздействует на эмоциональный настрой учащихся, создает позитивное настроение, повышает уровень усвоения программного материала и мотивацию к занятиям в оркестре. |
Игра «Четвертый лишний»
Игра проводится в середине основного этапа занятия. На большом экране последовательно появляются слайды, на каждом их которых изображено четыре понятия. Все они связаны с музыкой и каждая «четверка» принадлежит к одной системе (например – композиторы, музыкальные инструменты и т.д.). Но одно из четырех понятий все-таки отличается от остальных по каким-либо признакам. Задача – определить, какое именно будет в четверке лишним и аргументировать свой выбор. В некоторых блоках возможно не одно решение, а два или более.
Аннотация к материалам УМК занятия
«Румба» и «Вальс». Совершенствование исполнительского мастерства»
по программе «Оркестр»
Название методического материала | «Румба» |
Форма методического материала | Подборка аудиозаписей музыкальных произведений в стиле «румба». |
Раздел и тема программы | Раздел программы: «Работа над музыкальными произведениями» Тема занятия: «Румба» и «Вальс». Совершенствование исполнительского мастерства» |
Содержательная структура методического материала | Подборка аудиозаписей музыкальных произведений в стиле «румба»: Д.Крайдлер «Румба», Е. Дербенко «Карнавал», быстрая румба, медленная румба. |
Содержательная нагрузка методического материала | Способствуют развитию навыков аналитического слушания музыки, умения аргументировано обосновать выбор и логически изложить выводы. |
Методика применения методического материала | Прослушивание осуществляется при актуализации знаний о стиле «румба». Может проводиться с целью повторения на этапе подготовки к практической работе над произведением. Учащимся предлагается прослушать музыкальные фрагменты и определить, какой из них звучал в стиле «румба». Может использоваться как контрольно-диагностирующее средство за полнотой решения обучающих задач. |
Результативность применения методического материала | Помогает развить аналитические способности учащихся, закрепить полученные знания. Как контрольно-диагностирующее средство помогает определить уровень освоения учащимися программного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»
Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Спуски и подъемы в танце "Медленный вальс".
Цель данного заняти перейти от схематичного исполнения медленного вальса к танцеванию в соответствии со спортивными требованиями исполнения танца....

Методическая разработка учебного занятия «Совершенствование техники согласования работы рук и дыхания в кроле на груди и кроле на спине. Применение МФР на уроке в бассейне. Игры в воде»
Сюжетный урок по плаванию на освоение с водой в 1-х классах. Совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине. Применение сложнокоординациооных упражнений для развития координации в воде....