Создание текста малого жанра (эссе, этюда) по иллюстрациям.
методическая разработка по литературе

Урок – творческая мастерская

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Урок – творческая мастерская

Тема урока. Создание текста малого жанра  (эссе, этюда) по иллюстрациям.

Цель урока:

     используя методику французских мастерских, развивать мыслительные навыки,

     воображение учеников;

     пробудить творческую активность;

     предоставить условия для осмысления материала;

     создать текст малого жанра (эссе, этюд) на основе иллюстрации.

Оборудование.

     Иллюстрации с кувшинами, раздаточный материал с памятками работы в творческой мастерской, средствами художественной изобразительности, листы бумаги, запись мелодий,  «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Ход урока.

1. Слово учителя.

- Сегодня мы снова в творческой мастерской.                                                                                  

 В творческом процессе примут участие и наши гости –

- Вспомните правила работы в творческой мастерской.

                                  Памятка работы в творческой мастерской.

1. В мастерской не задают вопросов.

2. Творю, как хочу, как могу.

3. Результат – процесс, в котором проживает человек.

4. Доброжелательность к мастеру.

2. Чтение с доски:

                     Урок – творческая мастерская.

 -Объясните лексическое значение слов мастерская? творческая?

 -Подберите родственные слова к ним.

    ( Мастерская – мастер, мастерить, мастеровой, мастерской,  мастерство, подмастерье;

      Творческий -  творить, творчество, творец;

      Мастер –  творец? )

                                                                                                                                         

- Назовите основное средство труда в нашей мастерской. (Слово)

 Обращаю внимание, что на уроке обратимся к средствам художественной изобразительности – эпитет,  метафора, сравнение, олицетворение.  Их определение есть в памятке. (Самостоятельно повторяют).

2. Определение цели урока.

3. – Что изображено  на фотографиях? (Кувшины)

    -Объясните лексическое значение данного слова.

                Кувшин, -а, м. Высокий округлый сосуд с горлышком и ручкой.

                             Глиняный к.

                     Уменьш. Кувшинчик   прилаг. Кувшинный

- Рассмотрите рисунки, фотографии с изображением кувшинов. (1 мин.)

  Выберите один из них.

- Закройте глаза.

  - Какие ассоциации возникли в вашем воображении (на тяжесть, ощущение, звуки)?

- Откройте глаза.

   Запишите к слову кувшин определения.

- Прочтите записанные слова в своей группе.

        ( Все учащиеся на протяжении творческого процесса  дописывают в свои записи понравившиеся слова, словосочетания.., используя  прием « двучастный  дневник »

-Подберите к слову кувшин метафоры. Запишите.

-Прочтите мастерам в своей группе, всем присутствующим.

  - Дополните  свои работы услышанными метафорами.

4. -  Запишите, что вы можете положить, насыпать, налить в кувшин?

    - Представьте, где он стоит. Запишите.

5. Погружение.

  - Напишите текст, используя собранный материал. Озаглавьте.

6. Чтение.

7. – Напишите эту же историю глазами кувшина.

8. Чтение.  Слушаем  читающих,  дополняем свои записи.

    Аплодируем.

9. Домашнее задание. Отредактировать собранный материал, написать этюд по теме.

10. Благодарим всех за участие в творческом процессе.

11. Подведение итогов урока. (Записано на доске.)

 -Чему учились? Что повторяли?

 -Как работал я? Как работал класс?

 -Когда было трудно? Интересно?

 -Пожелание себе и классу.

           Памятка работы в творческой мастерской.

1. В мастерской не задают вопросов.

2. Творю, как хочу, как могу.

3. Результат – процесс, в котором участвуют все.

4. Доброжелательность к мастеру.

Метафора – не только троп, это философия, расширение взгляда на мир.

Огненная дама

Шея кувшина  

Шея лебедей

Надломленная судьба

Жизнеутверждающее одиночество

Хранитель древности

Тайна веков

Носик кувшина ножка балерины

Балерина в танце

Корона невесты

Статная осанка

Жизнерадостная улыбка

Барыня – сударыня

Кипящий самовар

Пыхтящий самовар

Русские купчихи

Название кувшинов

1.Заветы предков.

2. Радости жизни.

3. Величие власти. Властелин.

4. Кувшин – повелитель.

5. Вечные ценности.

6. Истинная простота.

7. Лебединая верность.

8. Тайна веков. Хранитель тайн. Хранитель мудрости.

9. Русские купчихи.

10. Само изящество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе

Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!"  Основные цели и задачи ...

Сочинение в жанре эссе

Научить писать сочинение в жанре эссе....

Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.

Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;           формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

Сочинение в жанре эссе

Сочинение в жанре эссе...

Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе

Данная статья рассказывает о доступном способе написания сочинения в жанре эссе....

Жанр эссе на материале эссе В.Гамма "Письмо незанятого человека"

Статья посвящена филологическому анализу текста «Письмо незанятого человека» [1]; автор – наш современник, Валерий Гамм, писатель, публицист, родом из Челябинска. Нами предпринята по...