Конспект урока литературы «Правда в пьесе М. Горького "На дне"».
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Цели:
Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова. продолжить работу по формированию навыков анализа литературного произведения; умений связной речи.
Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход; воспитывать "культуру спора".
Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся, развитие устной речи учащихся, закрепить правила устного выступления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_dne.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правда в пьесе М. Горького "На дне"».
Цели:
Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова. продолжить работу по формированию навыков анализа литературного произведения; умений связной речи.
Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход; воспитывать "культуру спора".
Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся, развитие устной речи учащихся, закрепить правила устного выступления.
Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы, портрет М. Горького, карточки для голосования, листы формата А 3.
Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.
Ход урока
Каждый, кто любит правду,
приходит к свету;
он не боится обнаружить дела свои.
Леви Х. Доулинг
I. Вводно-мотивационный этап.
Объявление темы урока, постановка целей и задач урока
II. Вступительное слово учителя
После серии романтических произведений, полных бунтарских идей, Горький создает пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско – художественной системе писателя – драму «На дне» (1902 г.).
Посмотрим, какие герои населяют «дно» и как они живут.
– Сегодняшний наш урок я предлагаю посвятить вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Я надеюсь, что произведение, которое было создано почти сто лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.
Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока, и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек
(Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)
3.Беседа по содержанию пьесы “На дне”.
В своих произведениях Горький показал, что носителями новой “свободной морали” являются босяки. Написав пьесу “На дне”, писатель выявил разные темы жизненного поведения обитателей ночлежки, а также поставил вопрос о свободе и назначении человека.
Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.
Проблемные вопросы:
1)Какова была основная тема творчества М.Горького конца XIX – начала XX века?
2)На чём построена сюжетная линия произведения?
3)Дать характеристику героям пьесы?
4)Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?
5)Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?
6)В чём спасение людей, упавших “на дно” жизни?
7)Какие две проблемы отразились в спорах героев о человеке, жизни, которые подняли проблему гуманизма?
-В начале XX века основной темой своего творчества М. Горький выбирает тему разоблачения пороков капиталистической деятельности. Пьеса “На дне” является протестом против социальных порядков и неукротимым призывом к другой справедливой и свободной жизни.
Сюжетная линия пьесы.
-В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.
4.Характеристика героев.
Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения.
Лука
Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
Сатин
Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово — человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен”. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!
Костылёв и Василиса
Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.
Васька Пепел
Молодой человек (28лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.
Наташа
Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.
Барон и Настя
Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.
Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”
Клещ и Анна
Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!
Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.
Актёр
В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.
-Кто же действительно спорит с Лукой?
-По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное - что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью.
-Пьеса “На дне” - новаторское произведение?
-Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.
-В чём же спасение людей, упавших на “дно”?
-М.Горький предлагает читателям два возможных ответа на этот вопрос:
1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей)
или
2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов “на дне” нет. Самое большое на что они способны, это вырезать правду – правду о человеке!)
-Две основные проблемы в пьесе:
философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:
проблема человека;
проблема правды
Вывод.
-Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”.
Нет, и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу.
Литература
– Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней. На предыдущем уроке вы получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:
Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.
Как оказался в ночлежке?
Как относится к окружающим?
Отношение к «правде».
– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.
II. Актуализация опорных знаний
1) Обратите, пожалуйста, внимание на данные изображения. Я предлагаю их использовать в качестве эмблем для ваших творческих групп. Вы должны выбрать свое изображение и, конечно, объяснить свой выбор (Приложение 1, Презентация, слайд № 3).
Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова. Но это не значит, что вы на самом деле придерживаетесь точки зрения ваших героев. В течение урока вы можете передумать. У каждого из вас есть карточка для голосования, которую вы можете отдать тому герою, чьи жизненные принципы вы поддерживаете. Можете не голосовать ни за кого, но при этом вы должны объяснить свою позицию.
А сейчас прошу подойти по одному представителю из группы, кто хорошо рисует.
(Учащиеся получают задание: создайте схематичный рисунок под названием «Возможный выход для нашего героя»)
2) Главное правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит. Руководители групп отмечают на «Оценочном листе» правильные ответы (Приложение 2).
«На что совесть? Я не богатый». (Бубнов)
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука)
«Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
«Мало знать, ты понимай…» (Наташа)
«Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
«Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев)
«Любить живых надо, живых». (Лука)
«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин)
(Учитель комментирует уровень знания текста)
– Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта», выступления должны быть лаконичными и по существу.
III. Выступление учащихся
Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученика. Первый представляет героя, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста. Далее следует по одному вопросу от групп-оппонентов.
Выступление первой группы. «Правда Сатина»
«Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
«Что такое правда? Человек – вот правда!»
«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (Презентация, слайд № 4).
Выступление второй группы. «Правда Бубнова»
«На что мне совесть? Я – не богатый!»
«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
«Все люди на земле лишние…»
«Все сказки» (Презентация, слайд № 5).
Выступление третьей группы. «Правда Луки»
«Христос всех жалел и нам велел».
«Во что веришь, то и есть…»
«Человек – все может… Лишь бы захотел…»
«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
«Любить – живых надо…живых…»
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…» (Презентация, слайд № 6, Приложение 3).
(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор, руководители групп оценивают выступавших)
IV. Ролевая игра
– Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из вашего образа, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.
(Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца).
V. Представление рисунков
– А сейчас самый ожидаемый момент урока. Мы, как люди молодые, динамичные, уверенные в завтрашнем дне, представим возможный выход для наших героев из того тупика, в котором они волею судьбы оказались.
(Художники из каждой творческой группы представляют результаты задания, которое они получили в начале урока)
VI. Подведение итогов
– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя (Презентация, слайд № 7). Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем отойти от общепризнанного взгляда на образ одного из главных героев пьесы.
Лука, конечно, может вызывать самые различные чувства. А ведь известно, что только "заметные" люди заставляют говорить о себе. Лука:Какой он на самом деле? Вопрос о правде и лжи , бесспорно, очень сложный. Часто непросто увидеть границу между этими нравственными категориями. Вот поэтому он до сих пор остаётся открытым. Прежде чем оправдывать или осуждать этого героя, давайте вспомним, что говорил сам автор о своём персонаже. (Ученик зачитывает слова А.М. Горького о пьесе: "В наши дни утешитель может быть показан на сцене театра только как фигура отрицательная и комическая")
Ребята, такую оценку Луке писатель дал спустя много лет после написания произведения. Считают ли так те люди, с которыми познакомился Лука?
Итак, обратимся к тексту.
1. В какой обстановке живут герои, к которым скоро придёт Лука? ("Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой:Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь; в левой - каменной стене дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.
Везде по стенам - нары:Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, всё - некрашеное и грязное").
2. Обратите внимание на экран. Перед вами этот подвал. Что поражает особенно?О чём может думать человек, находясь в таких условиях и понимая, что идти ему некуда?(Учащиеся высказывают своё мнение).
3. Какой вывод можно сделать из сказанного вами? Да, в подвале, похожем на пещеру, под тяжкими каменистыми сводами в тюремном полумраке костылёвской ночлежки влачат жалкое существование убогие личности - обитатели дна, социальной помойной ямы, куда общество безжалостно сбрасывает отработанный человеческий материал.
4. Как вы думаете, насколько обосновано появление Луки в ночлежке?Можно ли утверждать, что к этому моменту у этих людей сформировалась система взглядов?
5. В чём уверен Пепел? (акт 1: "А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести: Честь, совесть тем нужна, у кого власть да сила есть:").
6. Что говорит Бубнов о совести? (акт 1: "Чего-о? Совесть? На что совесть? Я - не богатый:Ну, здесь этого (совести) никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил:).
7. Найдите эпизод, когда Лука появляется впервые? (акт 1: "Доброго здоровья, народ честной!. . . Мне - всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха :все - чёрненькие, все прыгают:так-то. )
8. Что можно сказать об этом человеке?(Неприхотлив, способен быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми, добрый, уважает всех людей: "Старику - где тепло, там и родина").
9. Можно ли по отдельным репликам героя понять его жизненную позицию? (Учащиеся находят высказывания Луки и приходят к определённым выводам: он очень быстро приспосабливается к ситуации, "прогибается"под обстановку).
10. Что именно располагает к нему собеседников? (Умение подобрать нужные слова;использование пословиц, поговорок, слов, которые несут позитивный заряд).
11. . Помогло ли это Луке заставить обитателей дна быть услышанным? (Старшеклассники приводят отрывки разговора Луки с обитателями ночлежки:диалог с Наташей (акт 3); с Анной (акт 2); с Актёром (акт 3).
12. Как Лука объясняет свою доброту? ("Мяли много, оттого и мягок"(смеётся дребезжащим голосом).
13. . Верите ли вы в искренность слов старика? (Учащиеся обосновывают своё мнение примерами из текста: одни убеждены в том, что старик не мог быть откровенным , так как его речь практически не имеет логического завершения, он как бы не договаривает, обрывает фразу. Другие же , наоборот, уверены в искренности Луки: нечестные люди не могут проникнуться уважением к тем. кому необходима помощь).
14. Правильно ли , на ваш взгляд, вёл себя Лука в разговоре с умирающей Анной? Помог ли он ей? (акт 2)
15. Что вы думаете по поводу разговора Луки и Актёра о лечении алкоголизма? Случайно ли старик не называет город?
Каков итог разговора? (акт 3) Виноват ли Лука в смерти Актёра? (Мнения учеников разделились).
16. Ребята, а верит ли сам Лука в то, во что призывает поверить других?
17. А зачем ему это надо? Как он сам это объясняет? ("Надо:кому-нибудь и добрым быть:жалеть людей надо. Христос всех жалел и нам так велел").
18. Как вы считаете. нужен ли человеку Лука (не персонаж), а человек, который хотя бы на короткое время может подарить надежду?
19. Помог ли Лука реально кому- либо из обитателей ночлежки? (Никому, кроме Анны. Актёр кончает жизнь самоубийством, Пепел оказывается в тюрьме, Наташа пропала).
20. Но хоть что-нибудь изменилось в ночлежке? (Именно после ухода Луки Сатин произносит монолог о том, что такое Правда и кто такой Человек). Ребята смотрят видеоролик (монолог Сатина). Сатин понял, положительную роль Луки:
"Он:подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету:).
21. Ребята, так почему же всё-таки Лука не остался с теми, кого смог пожалеть? Можно его поступок назвать бегством?
(Видимо, понимал, что помочь этим людям нельзя;был слишком мягким человеком или пошёл туда . где его ждали такие же обитатели дна, не умел решать проблемы, учил только сглаживать их, был проповедником утешительной лжи. Да, это бегство:нельзя бросать людей в самый трудный момент. Раз взялся им помочь-помогай до конца. Не хотелось, чтобы на моём пути встречались такие добренькие, миленькие и подающие очень радужные надежды).
Учитель: Лука утверждал, что он любит всех. А возможно ли любить всех?Я думаю, вопрос остаётся открытым. Сегодня на уроке мы услышали самые различные мнения о Луке, его жизненной позиции, мировоззрении и почувствовали, что Лука -далеко не простой персонаж. И в критической литературе мнения о Луке также расходятся. Обратите внимание на экран.
Перед вами 3 мнения о герое нашего урока:
1) Лука - вечный, неуёмный странник, искатель истины (трактовка МХАТа);
2) Лука - беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука - приспособленец. (И. Анненский);
3) Лука - апостол (Мережковский).
Вы можете быть сторонником любой точки зрения. Существовать может любое мнение: каждый думает по-своему.
Надо только уметь отстоять свою позицию.
Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно. соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по теме "Какая точка зрения мне близка и почему?"
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ
1 стадия ВЫЗОВ | роль учителя |
- актуализация знаний; | 1. направляющая; |
- актуализация учащихся; | 2. организующая; |
- пробуждение интереса; | 3. координирующая; |
- создание интеллигентной опоры. |
2 стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
- умение формулировать свои мысли; | 4. мотивирующая; |
- эмоциональное включение. | 5. катализатор; |
3 стадия РЕФЛЕКСИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ)
- корректировка и систематизация знаний. 6. фиксирующая.
МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительное слово ведущего. Звучит называние темы и целей мероприятия, напоминание о правилах проведения дискуссии, знакомство с главными героями.
Оппонентами являются учащиеся, которые представляют главных героев пьесы М.Горького “На дне” Луку и Сатина (желательно, чтобы учащиеся были в театральных костюмах)
Мероприятие делится на три этапа.
этап. Свою точку зрения высказывают главные герои, сначала литературную, затем личную.
этап. Свои вопросы главным героям задают участники дискуссии, находящиеся в аудитории.
этап. Все участники высказывают свою точку зрения.
ХОД ДИСКУССИИ
1 вступительное слово ведущего
Человек – это существо чувствительное, требующее понимания. Что же нужно человеку? Венец и величие или келья и вера? Возвышая себя над другими, он может превратиться в ничтожное создание, потерявшее духовное начало. Такого человека можно сравнить с червем, …точащим яблоко и высасывающим из него все лучшие соки. Это уже не Человек, а “человечишка”. И наоборот: маленький, ничем особенным от остальных не отличающийся человек может иметь в своей душе все лучшие человеческие качества. Ему помогают вера, честь, самоотверженность, умение любить… Тогда имя такого человека (а не “человечишки”!) “звучит гордо”, в таком имени есть правда. И не важно, как выглядит такой человек; главное, что его душа наполнена правдой.
Так вот, о правде и мечте пойдет сегодня наш спор. На уроках литературы мы неоднократно пытались найти истину, что же это такое правда, и нужна ли она. Какой бывает правда? На эти вопросы нам сегодня помогут ответить герои пьесы М.Горького “На дне”.
Перед тем как представить вам главных героев я бы хотела напомнить правила дискуссии.
Во-первых, не забывайте: краткость – сестра таланта, вопросы и высказывания должны быть лаконичными и строго по теме.
Второе правило: высказался сам, дай высказаться другому. Будьте тактичными и не перебивайте говорящего.
Итак, позволю себе представить тех, с которых и начался весь этот спор.
(на сцене находятся главные герои)
2 дискуссия
Перед нами главные герои пьесы М.Горького “На дне” - Лука и Сатин.
(Учащиеся разыгрывают сцену из третьего акта пьесы. Они напоминают аудитории образы главных героев)
1 этап.
Ведущий. Все, я думаю, узнали сцену, где Лука уже повлиял на Актера и пытается поближе узнать Сатина. Неслучайно, мы нарушили последовательность сцен, давайте вместе сначала познакомимся ближе не только с героями пьесы и их взглядами, а также с точкой зрения тех, кто их играет.
(учащиеся, которые играют героев пьесы, высказывают свою точку зрения)
Вопросы участникам
- Какой вопрос становится главным во всех диалогах и монологах пьесы? (вопрос о правде становится основным среди жильцов ночлежки)
- Каким содержанием наполняют разные участники конфликта слово “правда”? Если возможно процитируйте.
2 этап.
Ведущий. Впервые тема “правды” и “праведной земли” возникает в разговоре Луки и Пепла. Лука объясняет, что не всякому человеку правда нужна и не каждый может выдержать ее тяжесть.
Инсценировка сцены, в которой Лука повествует о “праведной Земле”.
После этого учащиеся из аудитории начинают задавать вопросы главным героям.
(задавалось очень много вопросов, которые вышли за рамки пьесы; ребята задавали вопросы о “правде” современной жизни)
Итог диспута на этом этапе подводит ведущий.
Ведущий. Лука рассказывает притчу о праведней земле, чтобы оправдать перед обитателями ночлежного дома свою “утешительную позицию”. Лука верит, что не каждый человек может выдержать “правду жизни” и что всем людям необходима мечта, чтобы жить. Человек, имеющий цель, какую-нибудь надежду на освобождение от мучений, пусть очень призрачную, может все вынести и “перетерпеть”. Лишенные своего идеала, люди умирают, не выдержав столкновения с нищетой, отсутствием работы, пьянством.
Вопрос ведущего главным героям: В чем смысл цитирования Актером стихотворение Беранже?
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
(Стихотворение Беранже оправдывает “ложь во спасенье”. Одним из таких “безумцев”, напевающих человечеству “сон золотой”, оказывается Лука.)
3 этап.
Учащиеся инсценируют сцену из четвертого акта пьесы.
Ведущий. “В споре рождается истина” - известное высказывание, которое не требует доказательства, а может наоборот? Я хочу предложить высказаться о правде и мечте всем желающим, может быть именно в ваших монологах, мы услышим истину. Спешу напомнить о правилах поведения и регламенте (не более 2 мин.).
- Вспомните персонажей, которые поддались утешениям Луки и поставили мечту выше правды, а также тех, кто является “правдолюбцами”.
Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Заключительное слово ведущего
Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам “сон золотой”. Сатин же разоблачает его “рабское” миропонимание и утверждает идеал свободного человека.
Для Сатина, и для Луки единственной целью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам “преодолеть” жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога (“Во что веришь – то и есть”)
По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.
Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам.
Лука и Сатин – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором со всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым. Поэтому быть может, и мы с вами в этом споре не поставим точку. И будем всю свою жизнь искать ответ на этот вечный вопрос.
Проектная деятельность на уроках литературы. Организация работы над проектом по теме: "А.М. Горький. "На дне"
Тип урока: защита проектов.
Цели проекта:
расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;
приобщение к культуре исследования;
воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности.
Оборудование: текст пьесы М.Горького “На дне”, воспоминания современников, критические статьи, видеоаппаратура для просмотра видеосюжетов, маркеры на каждого учащегося и большой лист бумаги или два – три ватмана; критерии оценки выступлений других групп (кладётся один на группу).
Экран. Проектор. Компьютер.
Работа велась в пяти группах, сформированных по принципу психологической совместимости.
Характеристика проекта, подготовленного к защите.
По характеру доминирующей в группе деятельности:
исследовательский;
творческо-исследовательский;
творческо-информационный;
практико-ориентированный.
По количеству участников: коллективно-групповой.
По характеру контактов: внутриклассный.
Этапы работы над проектом.
1. Замысел проекта:
разрабатывался по совместной инициативе учащихся и учителя;
проект стал значимым для учащихся старшей школы.
2. Постановка проблемы:
когнитивный метод – ведущий;
выяснение актуальности поставленной проблемы.
3. Этап выдвижения гипотез:
коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;
разделение на группы;
постановка частных задач внутри каждой группы;
определение основных методологических понятий исследования.
4. Планирование:
составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;
распределение заданий между членами группы.
5. Выполнение:
сбор информации, создание “информационного багажа”.
6. Пошаговый анализ материала:
синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;
обоснование практического применения результатов;
оформление проектных частей.
7. Социализация – защита выполненной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
1. Деятельность учащихся: запись темы, эпиграфа, внимательное прослушивание инструкции по защите и выполнению работы во время урока.
Пьеса “На дне” - наиболее важное звено во всей философско-художественной системе писателя. Конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Каждый из ночлежников пережил трагедию, в результате которой оказался в унизительном положении. Почему герои пьесы оказались на дне жизни? В чем пытается убедить своего читателя автор драматического произведения?
Инструкции.
Знакомясь с произведениями М.Горького, каждый из вас попытается проявить себя как литературовед-исследователь, и результат деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования должны вами оформляться в виде доклада. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям:
1.
а) глубина знаний произведения;
б) умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства;
в) умение выделять главное;
г) умение аргументировать и доказывать свое мнение;
д) умение самостоятельно делать выводы;
е) умение уместно цитировать.
2.
а) Оценка уровня творчества при защите;
б) умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием;
в) оригинальность защиты.
3.
Оценка наглядности:
а) полнота доказательств;
б) уместность отраженного;
в) грамотность;
г) эстетика.
4.
а) Оценка ораторского искусства;
б) умение вести дискуссию (грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников).
В итоге мы должны показать новаторство М.Горького, определить составляющие жанра и конфликта в пьесе, выявить позиции героев и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде, уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения.
Создание проблемной ситуации.
В ранних романтических произведениях Максима Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше: разумно преобразовав жизнь, человек найдет общие точки соприкосновения в различных вопросах бытия и только тогда определит, что есть правда. Пытаясь донести эту мысль до читателя, М. Горький в своей пьесе “На дне” изображает сознание людей “дна”. По мнению критиков, герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Можно ли согласиться с этим утверждением?
Этапы работы над проектом.
1 этап: “Разработка проектного задания” /один урок/.
Задачи: определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Ученики: организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают критерии успеха.
Первая группа.
Гипотеза: Предмет изображения в драме “На дне” - сознание людей, выброшенных на “дно” жизни.
Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.
Вторая группа.
Гипотеза: Пьеса “На дне” - социально-философская драма.
Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.
Третья группа.
Гипотеза. Лука - благородный утешитель, спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.
Разделение на подгруппы: работа с текстом, анализ информации, выполняют исследование по подгруппам, обобщают.
Четвертая группа.
Гипотеза. Правда – это “во что веришь-то и есть”.
Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, обобщают, выполняют исследование по подгруппам.
Пятая группа.
Гипотеза. “Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека”
Разделение на подгруппы: работают с информацией, анализируют, обобщают, выполняют исследование по подгруппам.
Учитель: мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает, консультирует, советует.
2 этап: “Разработка проекта” /один урок/
Задачи: сбор и уточнение информации, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.
Ученики: самостоятельная работа с информацией /индивидуальная, групповая, парная/, анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работа над проектом и его оформление.
Первая группа: обсуждение результатов исследования; обобщение собранного материала, консультация с учителем.
Вторая группа: обсуждение результатов исследования; обобщение собранного материала, консультация с учителем.
Третья группа: обсуждение результатов исследования; обобщение собранного материала, консультация с учителем.
Четвертая группа: обсуждение результатов исследования; обобщение собранного материала, консультация с учителем.
Пятая группа: обсуждение результатов исследования; обобщение собранного материала, консультация с учителем.
Учитель: наблюдает, консультирует, советует.
3 этап: “Оценка результатов” /один урок/
Задача: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.
Ученики: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
Первая группа.
Обсуждение результатов исследования, представление материалов.
Создание презентации.
Вторая группа.
Представление результатов исследования, их обсуждение. Создание презентации.
Третья группа.
Обсуждение результатов исследования, представление материалов. Создание презентации.
Четвертая группа.
Обсуждение результатов исследования, представление материалов. Создание презентации.
Пятая группа.
Обсуждение результатов исследования, представление материалов.
Создание презентации.
Учитель: наблюдает, направляет процесс анализа.
4 этап: “Защита проекта”/один урок/
Задачи: подготовка доклада, обоснование процесса проектирование, объяснение полученных результатов; коллективная защита проекта.
Ученики: защищают проект, участвуют в коллективной оценке проекта, заполняют анкету рейтинговой оценки.
Первая группа.
Доклад. Пьеса “На дне” - социально-философская драма.
Примерное содержание доклада.
М.Горький создает пьесу “На дне” (1902), ставшую наиболее важным звеном во всей его философско-художественной системе. Писатель изображает людей “дна”. Ясно обозначен конфликт, социальные полюса: на одном - содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом - по существу бесправные ночлежники. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.
Вторая группа.
Доклад. Предмет изображения в драме “На дне” - сознание людей, выброшенных на “дно” жизни.
Примерное содержание доклада.
Предметом изображения в драме "На дне" становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на "дно" жизни. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Ясно обозначены социальные полюса: на одном - содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом - по существу бесправные ночлежники. Очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, так как Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.
Третья группа.
Доклад. Лука - благородный утешитель, спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.
Примерное содержание доклада.
После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.
Сам Горький писал о своем замысле: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский".
Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих. Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет. Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью, что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность. Лука же объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.
Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить.
Четвертая группа.
Доклад. Правда – это “во что веришь – то и есть”.
Примерное содержание доклада.
М.Горький выделяет два уровня правды: “частная" правда, которую отстаивают герои "для себя". Настя уверяет всех, и прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви, Барон - в существовании своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены: "Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда!" Для Василисы "правда" в том, что она "надоела" Ваське Пеплу, в том, что она издевается над сестрой: "Не хвастаюсь - правду говорю". Другой уровень “правды”, мировоззренческий – в репликах Луки. “Правда” Луки и его “ложь” выражаются формулой: “Во что веришь – то и есть”.
Пятая группа.
Доклад. “Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!”
Примерное содержание доклада.
Ложь Луки не устраивает Сатина: "Ложь - религия рабов и хозяев! Правда - бог свободного человека!" "Правда" Сатина - в человеке: "Человек - свободен... Он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда!" Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира. Вспомним ранние романтические рассказы, "Сказки об Италии" ("Превосходная должность - быть на земле человеком!"), философскую поэму "Человек", где превозносится разум Человека и его деяния.
Горький выделяет две правды: "правду-истину" и "правду-мечту". Эти "правды" не совпадают, даже враждебны друг другу. Грандиозен миф Сатина о Человеке: "Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека) ... Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга!" Здесь важно обратить внимание на ремарку. Абстрактный "человек вообще" возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем - в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо "любви: ближнему" Сатин предлагает "любовь к дальнему", к абстрактному Человеку, человеку-мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.
Учитель: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта; заполняет результаты рейтинговой оценки. На основании выставленных оценок учащимися учитель на следующем занятии выводит на экран через проектор свои оценки в виде смайликов. Данный мониторинг стимулирует ребят к учебной деятельности.
Подведение итогов урока.
Я готов поссориться с действительностью во имя человека, который мне дороже всего, выше всего.
М. Горький
Вопросы к уроку:
Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький вновь обращается к теме босяков?
Какую связь видит писатель между временем и человеком?
Какова горьковская концепция жизни?
Можно ли считать пьесу “На дне” продолжением горьковской темы гуманизма?
Какой конфликт движет развитием пьесы “На дне”?
Словарь:
Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности.
Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая.
Мизансцена – расположение актёров на сцене в отдельные моменты спектакля.
Альтернатива – выбор между двумя взаимоисключающими возможностями.
Домашнее задание к уроку:
Хорошо знать текст 1-го действия, читать выразительно всё действие.
Групповые задания по материалу всей пьесы: как и почему попали в ночлежку герои Горького? (1 группа – В.Пепел, 2 группа - Клещ, 3 группа – Настя, 4 группа – Бубнов, 5 группа – Барон, 6 группа – Сатин, 7 группа – Актёр)
Индивидуальное задание: продумать мизансцену начала 1-го действия.
Ход урока
1. Слово учителя.
Вступление:
1.Сегодня мы начинаем читать пьесу М. Горького “На дне”, созданную в 1902г. –году переломном ( преддверие 1 русской революции), когда происходило гигантское расслоение общественных сил, вызвавшее появление различных политических партий, теорий, философских споров, в основе которых – народ.
Именно люди, человек становится главным героем его пьесы. Люди, изображённые в ней – босяки. Тема босячества (“Коновалов”, “Челкаш”) уже освещалась Горьким, но в преддверии революции он считает необходимым вернуться к ней снова.
Свою пьесу Горький писал по “заказу” МХТ; “ Всем нам хотелось, чтобы Горький написал пьесу из жизни босяков, и актеры, чтобы их игра была достоверна, совершали специальную экскурсию на так называемый Хитров рынок, где во множестве обитали босяки, и изумление их было беспредельно.
Историческая справка: Что представлял собой Хитров рынок и почему Горький изобразил именно ночлежку?
Потому возникает закономерный вопрос №1. В условиях революции проблема: человек и время – характеризуют Горького не только как писателя, но и философа. Так как вопрос о соотношении человека и времени ведёт к вопросу о предназначении человека.
2. Всё, что мы уже знаем о Горьком, как о человеке, писателе, общественном деятеле, позволяет говорить о нём, как о величайшем гуманисте.
3. Так как мы будем говорить о драматическом произведении, давайте вспомним особенности драмы как рода литературы: произведение, предназначенное для постановки на сцене, т.е. речь идёт о прямом развитии действия перед глазами зрителя, а такое прямое развитие возможно только при наличии ярко выраженного конфликта, на основе которого развивается действие пьесы вообще ( вопрос урока №3)
Все три вопроса ( на которые мы будем отвечать, внимательно читая пьесу на всех уроках) позволяет ответить на самый важный, связанный с пониманием личности писателя: какова горьковская концепция жизни?
Вопросы сложные, но начнём с простого: будем учиться читать пьесу, попытаемся понять её героев, а через них – самого автора; пойдём вслед за автором по страницам его произведения, выявляя суть авторской позиции по отношению к каждому, о ком он говорит.
2. РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ.
Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях?
Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского “Гроза”, Чехова ”Вишнёвый сад”, Горького ”На дне”.
ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ (3)
Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника.
Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех?
Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему?
Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта), разного социального положения, разных взглядов, разного осмысления окружающей действительности.
Вывод: итак, из афиши пьесы перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.
3 ВОПРОСЫ. В чём выявляется разное отношение героев к окружающему миру? Какую единственную возможность имеют ночлежники, чтобы сказать о себе?
Задание
1. Чтение начала пьесы, ответы на вопросы (Как относятся герои друг к другу?)
2. Продумать мизансцену 1 действия, изобразить схематично (представить, как герои размещены на сцене), вычертить другие обобщения.
Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь.
Реплики разбросаны, действующие лица обмениваются репликами далеко не мирного характера. Единого разговора не ведётся, поскольку они не интересуются друг другом, каждый интересуется только собой.
3. Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения).
Задание по группам:
1. Детали “внешности” ночлежки.
2. Описание света.
3. Описание звуков.
Вопрос: что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни?
Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы; выстраивается цепочка: быт – общество – социальные проблемы – философия жизни отдельного человека, помещённого в определённые социальные условия. Философский вопрос: как и зачем жить?
4. Анализ системы образов.
Кто они, эти люди “дна”.
Работа с картиной Маяковского “Ночлежный дом”
В процессе работы над пьесой Горький сменил несколько названий: “Без солнца”, “Ночлежка”, “На дне жизни”, “На дне”. Почему? “На дне” – сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское – философское осмысление окружающего мира.
Задание по группам: как и почему герои Горького оказались в ночлежке?
1 группа: Сатин, Бубнов.
2. группа: Актёр, Барон.
3. группа: Клещ, В. Пепел, Настя.
Автор указывает причины объективные (ряд обстоятельств) и субъективные: поведение человека в предложенных обстоятельствах.
Что сделали герои, чтобы не оказаться “на дне”?
Перед каким выбором ставил автор своих героев?
Выбор жизненной позиции: активная или пассивная.
Вывод: 1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь концепцию жизни.
2. Если человек осуществляет, свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни.
Вопросы:
Чего хотят от жизни герои Горького?
Почему они не разбегаются из ночлежки? Что заставляет героев быть вместе?
Это причины внешнего характера (негде жить) или внутреннего?
О чём мечтают герои? (Внутренний мир героев)
Задание по группам.
Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность.
Вопросы:
Насколько ясно осознают герои свою потребность быть личностью?
Как показывает автор рождение личностного начала?
О чём мечтают герои?
Чтение отрывка (речь о чести, совести, правде).
Вывод. Герои ведут разговор о важнейших категориях, с точки зрения которых оценивается человеческие личности вообще, и у Горького в частности.
Герои, сами того не замечая, говорят о важных философских проблемах, оценивая окружающую действительность.
Обобщение материалов анализа.
Ответы на вопросы урока.
Здание по группам:
1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действительности, смысл которой – подвести читателя к мысли неблагополучии духовном: социальная действительность такова, что отнимает у человека саму возможность духовного развития, делает его пассивным потребителем того, что ему предоставляет общество.
2. Горький отвергает мысль о возможном насилии над духовной природой человека, показывал мир стремлений и мечтаний героев. Он выносит приговор обществу, низводящих своих членов до уровня животного существования и в тоже время приговор каждому члену такого общества; автор призывает человека освободится от уничижающего его состояние угнетения.
3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых.
III. Беседа по содержанию пьесы «На дне»
Как изображается место действия пьесы?
Место действия описывается в авторских ремарках.
В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам - нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все вдруг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже отделена от жизни).
Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре.
В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре - там удавился Актёр.
Какие люди являются обитателями ночлежки?
Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, «бывших людей».
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова
БОСЯК - представитель деклассированных слоев города; оборванец.
ДЕКЛАССИРОВАННЫЙ - потерявший связь со своим классом, утративший классовые признаки.
Не принимающий участия в общественно-полезной деятельности (обычно связанный с преступным миром; о группах населения). К деклассированным группам населения принадлежат воры, проститутки и т. п.
Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка пельменями Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел.
Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алёшка 20 лет) и нестарые еще люди. Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, оказывается, 30 лет. У многих ночлежников даже нет имен, остались одни прозвища.
Каков конфликт драмы?
Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.
Что привело в ночлежку ее обитателей? Какова предыстория этих персонажей?
Сатин попал на «дно» после того как отсидел за убийство подлеца из-за родной сестры.
Барон разорился. Клещ потерял работу. Бубнов ушел из дома, чтобы сгоряча не убить жену.
Судьба Пепла предопределена с рождения – вор.
Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?
В пьесе есть традиционный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения Васьки Пеплы, Василисы Карповны и Наташи. В ходе развития конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта.
В чем своеобразие любовного конфликта?
Любовный конфликт становится гранью социального. В результате одна Василиса достигает своей цели: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре – сопернице (обварив ноги кипятком), избавляется от мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев.
4. Слово учителя.
Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.
Итак, жанр пьесы можно определить как СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКУЮ ДРАМУ.
5. Аналитическая беседа.
Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
Найдите в тексте разговор Сатина и Актёра (с. 893)
Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актёр говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «…А ты болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актёр. «Потому что дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже духовно мертвы. Но интересна ответная реплика Актёра: «Не понимаю, … почему нельзя?»
Именно Актёр, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы: «Актёр… удавился».
Кто из персонажей противопоставляет себя остальным?
Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от ночлежников:
Найдите в тексте разговор Клеща с Васькой Пеплом (с. 899)
«Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я - рабочий человек…мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю,…Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена… Я здесь полгода прожил,…а все равно как шесть лет…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и его мечта окажется мнимой.
Вашим домашним заданием было: выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о правде, о вере. Теперь, пользуясь записями в тетрадях, ответьте на вопросы.
Какая сцена является завязкой конфликта в драме «На дне»?
Завязкой конфликта является появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по – моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все прыгают…так – то…Старику – где тепло, там и родина…» - и все развитие сюжета концентрируется на нём.
Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?
Лука быстро находит контакт с ночлежниками.
С Пеплом – разговор о песне, которую напевал Лука (с.901)
С Алёшкой – сапожником - «…Эх, парень, запутался ты…» (с.903)
С Василисой и Бубновым (Василиса приказывает навести порядок)– вмешивается в разговор Лука: «…обидно, значит, стало. Охо-хо! Сколько это разного народа на земле распоряжается….и всякими страхами друг дружку стращает, а все порядка нет в жизни… и чистоты нет…» (с.905)
С Настей – «…С чего же это ты, девица, пить хочешь? Давеча ты плакала, теперь вот говоришь – напьюсь!...Да от какой причины, скажи? Ведь так, без причины, и прыщ не вскочит…» (с. 906)
С Анной – жалеет ее, «… а разве можно человека эдак бросать?...» (с.908)
«ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще! Все, милая, терпят…всяк по – своему жизнь терпит…» (с.911)
С Медведевым – умело льстит: «…Верно господин ундер… М-да…хоть я …еще не совсем ундер…» (с.908) УНДЕР - Унтер или унтер-офицер, первый военный чин, после звания рядового или ефрейтора. (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля)
Что мы знаем о Луке?
О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок…»
Каким образом Лука действует на ночлежников?
В каждом из ночлежников Лука видит Человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.
1) Оказывается проститутка, Настя мечтает о чистой любви и плачет над бульварными романами.
2) Спившийся Актёр получает надежду на излечение от алкоголизма. Лука: «…Ну, чего? Ты…лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…Иди….А чего? Человек – все может…лишь бы захотел…» (с. 913)
3) Вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Наташей, стать крепким хозяином: «Я сказал - брошу воровство! Ей – богу - брошу! Коли сказал - сделаю! Я - грамотный…буду работать… Вот он говорит – в Сибирь – то по своей воле надо идти…Едем туда, ну?... Надо так жить,…чтобы самому себя можно мне было уважать…» (с.931)
4) Анне Лука дает утешение: «…Ничего, милая! Ты - надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно…ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой…лежи себе! Смерть – она все успокаивает…Помрешь - отдохнешь, говорится…верно это, милая! Потому - где здесь отдохнуть человеку?...»
Лука открывает в каждом Человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.
Врал ли ночлежникам Лука?
На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. (ведь действительно существовали лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь - «золотая сторона», а не только место ссылки и каторги.) Насчет загробной жизни, которой он манит Анн, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли веришь, была у тебя любовь настоящая…значит - была она! Была!» - он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.
Давайте разберемся с тайным смыслом имени Лука?
У имени «Лука» двойственный смысл: это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый».
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
ЛУКА - Церк. лукавство, кривизна души. Он слукавил, сделал лукавое дело. Лукавый, хитрый и умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый и опасный, криводушный, притворчивый, двуличный и злонамеренный. В виде сущ. бес, дьявол, сатана, нечистый, злой дух. Вся неправда от лукавого. Ворочает, как лукавый в болоте.
ЛУКАВСТВО - коварство, ухищренья, злонамеренное двуличие, обман.
ЛУКАВОМУДРЫЙ - лжемудрый, употребляющий ум свой во зло, на лукавые дела. Лукавоухищрение ср. коварные происки.
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова
ЛУКА, ЛУКАВЕЦ - коварный, лукавый человек, хитрец.
ЛУКАВИТЬ - хитрить, притворяться с каким-н. умыслом. Лукавость поступка.
ЛУКАВСТВО - хитрость, коварство.
ЛУКАВЫЙ – бес, дьявол, сатана, нечистый (церк. и простореч.). Лукавый попутал.
Энциклопедический словарь
ЛУКА - автор 3-го Евангелия и Деяний апостолов, сотрудник и спутник апостола Павла, в частности во время его морского путешествия в Рим.
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова
ЛУКА - кривизна
ЛУКАВЕЦ - хитрец
ЛУКАВИТЬ - притворяться, хитрить
ЛУКАВО | не мудрствуя лукаво
ЛУКАВСТВО - козни, обман, отговорка, уловка, хитрость
ЛУКАВЫЙ - бес, лицемерный, хитрый
Ребята, нам следует определить авторскую позицию к Луке?
Авторская позиция к Луке выражается в самом сюжете драмы. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои.
Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец.
Актёр повторяет судьбу героя притчи, которую рассказывал Лука (о праведной земле) – удавился.
Горький, показывая судьбу Актёра, уверяет нас читателей в том, что именно ЛОЖНАЯ НАДЕЖДА может привести человека к самоубийству.
Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, ИСТИНА или СОСТРАДАНИЕ?»
Горький противопоставляет не истину и ложь, а ИСТИНУ и СОСТРАДАНИЕ.
Давайте обсудим данное противопоставление. Действительно, что нужно человеку ИСТИНА или СОСТРАДАНИЕ?
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
СОСТРАДАТЬ - сочувствовать горю, сокрушаться за кого, соболезновать. Сострадание, жалость к другому, сочувствие,
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова
СОСТРАДАНИЕ - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.
слезам. СОСТРАДАНИЕ || выражать сострадание, чувствовать сострадание
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова
СОСТРАДАТЬ - сочувствовать
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова
ЛОЖЬ - неправда, намеренное искажение ИСТИНЫ.
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова
ЛОЖЬ, неправда, неточность.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
ИСТИНА - противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда.
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова
ИСТИНА
1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий.
2. То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда.
Энциклопедический словарь
В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности.
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова
ИСТИНА, правда, аксиома.
Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. Некоторые критики увидели в Луке «Данко, которому приданы лишь реальные черты».
К.С. Станиславский (играл Сатина в спектакле «На дне»), один из постановщиков спектакля, намечал путь «снижения» героя: «Лука хитрый», «хитро поглядывая», «коварно улыбаясь».
Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.
Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше – истина или сострадание? Вопрос о правде многогранен.
Давайте постараемся выяснить, как соотносятся, правда и ложь в драме «На дне».
Что понимает под «правдой» Лука?
Давайте найдем четверостишие, которое читает Актёр (с.921):
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
6. Работа со словарем.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
ПРАВДА истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость.
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова
ПРАВДА - соответствует действительности, истине.
Лука: «Вот…ты говоришь – ПРАВДА…Она, правда – то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь,…Во что веришь - то и есть…»
7. Беседа.
Теперь, для целостного восприятия нам потребуется определить позицию Сатина в пьесе?
(с.899); (с.942) – монолог Сатина о человеке – утверждает его жизненную позицию.
Сатин выражает позицию автора, для которого Человек находился в центре модели мира.
Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежную натуру самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастает в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом»
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
8. Подведение итогов.
Д/З выучить монолог Сатина «Молчать!......Правда – бог свободного человека!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс
Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс. Материалы содержат : конспект-сценарий урока, мультимедийную презентацию, фотографии эпизодов открытого урока по теме....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 6 классе "Семь чудесных истин" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица"
Обобщающий урок...
Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»
Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического» ...
Конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А. Н. Островского "Гроза"
Данная разработка представляет собой конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Основная цель ...
Конспект урока "Образ Катерины " (по пьесе "Гроза")
Конспект урока "Образ Катерины" (по произведению "Гроза")...