Интегрированный проект "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Данный проект способствует формированию целостного представления о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, для этого учащиеся изучают историю Кавказской войны, анализируют произведения поэта, посвящённые Кавказу, прослеживают отношение Лермонтова к горцам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kavkaz_v_zhizni_i_tvorchestve_m.doc | 51.5 КБ |
illyustratsii_k_uroku.ppt | 839.5 КБ |
kavkazskaya_voyna.ppt | 149 КБ |
kak_sladkuyu_pesnyu_otchizny_moey_lyublyu_ya.ppt | 64.5 КБ |
lermontov_-_khudozhnik.ppt | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как сладкую песню Отчизны моей люблю я Кавказ!»
(Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова)
Цель: формирование целостного представления о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
Задачи: - изучить биографию и творчество М. Ю. Лермонтова
- проанализировать его творчество, выяснить отношение Лермонтова к горцам
- изучить историю Кавказской войны
- сопоставить ситуацию на Кавказе в XIX веке и современную
- развивать исследовательские умения учащихся
- воспитывать толерантность, уважение к другой культуре на примере творчества М.Ю. Лермонтова
Опережающие домашние задания:
- проект «Кавказская война»
- проект «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»
- проект «Лермонтов - художник»
- стихотворения наизусть: «Приветствую тебя Кавказ седой», «Воздух там чист как молитва ребенка», «Кавказ», «Часто во время зари…», «Прекрасен ты, суровый край свободы…», «Мцыри», «Белеет парус одинокий»
- комментарии к стихотворениям
- иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова
Оборудование: мультимедиапроектор, CD-проигрыватель, портрет М.Ю Лермонтова
На экране – панорама кавказских гор, фонограмма «Белеет парус одинокий»
Класс делится на группы, выбираются эксперты, которые контролирую активность и качество работы на уроке
Учитель: Перед вами – кавказские горы, для нас – красота необыкновенная, но далекая. Согласитесь, на эти горы – можно смотреть бесконечно!
«Как я любил твои бури, Кавказ!
Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!..
На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль, виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник: все, все. В этом крае прекрасно».
Высвечивается портрет М.Ю. Лермонтова
Эти строки написал М.Ю. Лермонтов. Но свое отношение к Кавказу Лермонтов выражал не только с помощью словесных образов, но и часто запечатлевал увиденное на холсте. Остались многочисленные рисунки, акварели и несколько картин, выполненные с большим профессиональным мастерством. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее, выразивший свою бесконечность. Репродукции картин Лермонтова тоже перед вами.
-Ученик читает стихотворение «Кавказ»
Учитель: Обратите внимание на отношение Лермонтова к Кавказу.
В этом стихотворении есть строчка «чтоб вечно их помнить, там надо быть раз!» Но М.Ю. Лермонтов был на Кавказе неоднократно: какой-то рок связал жизнь и творчество поэта с этим краем.
- Что вы знаете о судьбе Лермонтова?
- Назовите факты его жизни, связанные с Кавказом.
- Почему именно Кавказ был местом ссылки Лермонтова?
Сформулируйте тему урока; цель урока.
Учащиеся формулируют и записывают тему и цель урока
Учитель: Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей, Е.А. Арсеньева, бабушка поэта, привозила внука для лечения на Кавказские Минеральные воды. Увиденное, услышанное и пережитое в детские годы подсказало поэту тему и образы многих художественных произведений
Каким предстает Кавказ в стихотворении Лермонтова?
Ученик читает стихотворение «Приветствую тебя, Кавказ седой».
Ученик защищает иллюстрацию.
Ученик анализирует стихотворение.
Учитель: Дом, в котором поселились тарханцы стоял у подножия Горячей горы (изображение горы Машук). «Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов, они так сияли, и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый блеск их подобился цвету стыда». Но! Вокруг Пятигорска на скалистых отрогах гор стояли пикеты казаков, по ночам раздавались окрики часовых, время от времени гремели выстрелы. На Кавказе шла война.
Что вы знаете о Кавказской войне? Сейчас о ней расскажет Гавтадзе Иракли, в конце, вам предстоит ответить на несколько вопросов
Ученик защищает проект «Кавказская война»
- Назовите причины Кавказской войны
- Кто такие горцы?
- Какие черты присущи жителям Кавказа?
- Какие меры были предложены Алексеем Петровичем Ермоловым для усмирения горцев?
- Что такое «мюридизм»?
- Кто такой Шамиь?
- Когда завершилось покорение горских народов?
- Каковы итоги Кавказской войны?
На основании воспоминаний Ермолова и стихотворения М.Ю. Лермонтова составьте словесный портрет горцев.
Учащиеся дают характеристику.
Сравните, как отзывается о горцах Ермолов и какую характеристику дает им М.Ю. Лермонтов?
Почему такая разная оценка?
Учащиеся работают с документами: отрывок из «Записок» Ермолова и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Воздух там чист, как молитва ребенка»
Учащийся читает стихотворение «Воздух там чист, как молитва ребенка»
Учитель: Горцы – это общее название народов Северного Кавказа, которых насчитывалось более 70. Самыми многочисленными были черкесы, абхазцы, чеченцы, ингуши и другие, при этом каждая группа делилась внутри еще на несколько групп. Каждый народ имел свои особенности, свою уникальную и неповторимую культуру. Однако можно выделить общие черты: в этот период идет распад родоплеменного строя, начинается процесс формирования государственности, для которого характерно стремление завоевать, покорить своего соседа. Данный период прошли все государства: Россия, Франция, Англия, но в XIX веке Россия – это государство, которое имеет многовековую историю, систему государственного управления, законы. Единую экономическую систему. Действительно произошло столкновение двух непохожих культур.
Учитель: Лермонтов в своих произведениях утверждал, что горцы – это особые люди, любящие свободу: «как вольные птицы», «война – их стихия» - мятущиеся, ищущие.
Ученицы исполняют романс «Белеет парус одинокий»
Учащийся защищает иллюстрацию.
Учащийся комментирует стихотворение.
Эксперты подводят итоги первого урока.
Учитель: Белинский писал: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта. Странное дело! Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем их музы, поэтическою их родиною! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм «Кавказский пленник». Грибоедов создал свое «Горе от ума».
И вот является новый великий поэт – и Кавказ делается его поэтическою родиною, пламенно любимою им».
Учащийся защищает проект «Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова»
Учащийся читает стихотворение «Прекрасен ты, суровый край свободы».
Викторина по произведения М.Ю. Лермонтова
- Назовите произведения и прочтите строки, воспевающие необычайную красоту Кавказа.
- Строки, воспевающие гордость, свободолюбие горцев.
- Прочтите строки, посвященные красоте девушек.
Учитель: Поэту было горько от того, что «горские» племена, к которым он относился с уважением и любовью, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве. Во время своих странствий Лермонтов побывал на земле гребенских казаков. Это были люди, искавшие вольности. Они поселились на «гребнях» - на горах, рядом с чеченцами. Их сближала с горцами любовь к свободе и безудержная отвага. Несколько дней поэт провел в станице Червленой, где лучше всего в те годы сохранились старинный быт гребенских казаков и народные предания. Название станицы произошло от старинного русского слова «червленый» - багряный, ярко-малиновый, алый, излюбленный цвет старинных русских песен и былин. Эта встреча отразилась в удивительных произведениях: «Дары Терека» и «Казачья колыбельная песня»
Учащийся читает стихотворение «Дары Терека»
Учащийся делает анализ стихотворения.
Учащийся защищает иллюстрацию.
Учитель: В «Казачьей колыбельной песне» в образах ребенка, будущего воина – казака, и его матери – казачки поэтизируется народная жизнь. Существует предание, что стихотворение написано в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка. Казачью колыбельную песню в этой станице поют и в наши дни. Эта песня стала народной. Есть сведения, что музыку к ней написал сам Лермонтов.
Учащаяся читает стихотворение «Казачья колыбельная песня».
Учащаяся защищает иллюстрацию.
Учитель: В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Баранта Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному распоряжению Николая I переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью поставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель.
Осуждая войну, поэт вынужден был в ней участвовать., исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы.
Ученица читает наизусть отрывок из стихотворения «Валерик».
Ученица комментирует.
Ученица защищает иллюстрацию
Учитель: мы уже говорили о художественном таланте Лермонтова, сейчас вам предстоит послушать защиту проекта «Лермонтов - художник» и ответить на вопрос как изображен Кавказ в картинах поэта?
Защита проекта «Лермонтов - художник».
Учитель: И с грусть тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек»
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
Показ слайдов начинается с репродукций Лермонтова и затем появляются фотографии современной Чеченской войны
Учитель: А это Кавказ сегодня. К сожалению и спустя много лет со дня Старой Кавказской войны, ситуация по-прежнему остается нестабильной. Конфликт то затухает, то разгорается с новой силой, к старым прибавились и новые особенности времени. Ребята, как вы думаете, почему и сегодня ситуация на Кавказе не стабильна? Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы урегулировать ситуацию?
Учащиеся дают устные ответы
Учитель: Кавказская война в XIX веке унесла 77 тысяч жизней русских солдат, потери горцев никто не считал. Трагедию войны Лермонтов изобразил в картине «Бой при Валерике». И все-таки больше его вдохновляла красота Кавказских гор. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященные Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней.
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь,
Когда пещеры и холмы крутые
Как стражи откликаются ночные;
И вдруг проглянет солнце, и поток
Озолотится, и стенной цветок,
Душистую головку поднимая,
Блистает как цветы небес и рая….
Вывод: какое значение в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова играет Кавказ?
Учащиеся отвечают на вопрос
Эксперты подводят итоги урока, выставляют оценки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главной причиной Кавказской войны, продолжавшейся без малого 50 лет, стали попытки царского правительства внедрить на Кавказе российские законы и обычай. Это было столкновение двух непохожих культур, традиций, образов жизни. Больше всего горцы были возмущены запрещением совершать набеги, которые для многих из них служили средством к существованию. Непосредственным поводом к войне послужило прибытие на Кавказ генерала А.П. Ермолова-одного из легендарных русских полководцев 20 века. Причины войны.
Горцы - собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа. Главным средством к существованию для многих горцев являлись набеги, а также продажа людей в рабство (прежде традиционная для горских народов). Горцы.
Ермолов выдвинул свой план покорения Кавказа. Он предложил выселять местное население из равнин в горы. Его многочисленные походы для «усмирения» горцев вели к истреблению целых аулов. Генерал Ермолов основал на Кавказе ряд укреплённых пунктов. Одновременно велась раздача земель, чиновникам местной администрации и офицерам. Кавказцам не оставалось другого выбора кроме как потерять свой поля и пастбища либо начать сопротивление. Они выбрали второй путь. План покорения Кавказа.
На первом этапе войны, в 1817-1819 гг., преобладала партизанская борьба горцев. В 1819-1824 гг. произошло объединение сил всех правителей Дагестана. Горцы начали вести организованные боевые действия против царских войск. После восстания Таймазова в Чечне в 1824 г. война вступила в третий этап, связанный с появлением у жителей Кавказа религиозно-идеологической основы их борьбы- учения мюридизма. Четвёртый этап войны (1828-1833) связан с созданием горского мусульманского государства. Кульминацией боевых действий явился пятый период, охватывающий годы правления мусульманским государством Шамиля (1834-1859). Последний, шестой этап войны длился с 1859 по 1864 г., когда сопротивление горцев было постепенно подавлено. Первые этапы войны.
Имам Шамиль родился в семье аварского горца. Как вспоминал один из его друзей, «Шамиль был человек учёный, набожный, проницательный, храбрый, решительный… Он был способен на всё, что бы ни задумал предпринять».Шамиль начал свою деятельность имама с введением среди горских народов строгих порядков. Шамиль был талантливым полководцем, сам бесстрашно водил в бой сотни воинов. «Блистательной эпохой» Шамиля стали 40-е годы, когда он одерживал одну победу за другой. Имам Шамиль.
Русские войска, которыми с 1856 г. Командовал князь А.И.Барятинский, набирались опыта борьбы с противником в сложных условиях гористой местности. Шаг за шагом они стали теснить отряды Шамиля. В 1859 г. пал последний оплот власти имама – аул Гуниб. Шамиль сдался в плен и был сослан в Калугу. Однако покорение горских народов завершилось лишь в 1864 году. Окончание войны. Долгие годы казачьи войска являлись основной ударной силой при продвижении России на Юг.
Победа в кровавой войне утвердила власть России на Кавказе. Далась она дорогой ценой. Общая численность жертв войны только для самой России составила 77 тыс. человек. Потери горцев никто не считал. Их поражение привело к массовому исходу местного населения из родных краёв. Кавказские земли покинуло до 3 млн. человек. Началось интенсивное заселение Кавказа русскими, украинцами, белорусами. Только за 1860-1864 гг. сюда были направлены на постоянное жительство около 14,5 тыс. семей. Итоги войны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Цель урока: изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...
Тестовая работа по теме"Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"
Данная тестовая работа предназначена для проведения в 9 классе после изучения произведения "Герой нашего времени"....
презентация "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"
презентация содержит план к обощению знаний учащихся по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова...
Презентация Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
Презентация находится...
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
Урок-проект для учащихся 8 класса по теме :"Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова". Исследование творчества биографии, создание альманаха....
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...
Тестовый материал к интегрированному уроку по искусству и литературе "Высочайший юноша Вселенной: жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"
Тестовый материал "Искусство в жизни Лермонтова"....