Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Песням тех военных лет - поверьте!»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Познакомить с героическими страницами русской поэзии; песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны и песнями, посвящёнными войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturno-muzykalnoy_gostinoy_o_vov.doc | 90.5 КБ |
stsenariy_literaturno-hudozhestvennoy_gostinoy.doc | 95.5 КБ |
kraski_pobedy.rar | 2.79 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной гостиной
«Песням тех военных лет - поверьте!»
Цель: познакомить с героическими страницами русской поэзии; песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны и песнями, посвящёнными войне.
Задачи:
Обучающие:
- формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
- формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
Развивающие:
- совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
- развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
- развивать интерес к истории Великой Отечественной войны
Воспитывающие:
- познакомить учащихся с творчеством поэтов и композиторов в годы Великой Отечественной войны;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
- показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
- силой слова и музыки воздействовать на души детей.
Оборудование: Видеокадры о начале Великой Отечественной войны; фрагменты фильма «В бой идут одни старики»; мультимедийное сопровождение; аудиозапись фрагмента поэмы Твардовского «Василий Тёркин» ( «Гармонь»); музыкальное сопровождение: «Священная война», «До свиданья, города и хаты», «На безымянной высоте», «В землянке», «Дороги», «Казаки в Берлине», «День Победы», «Огонёк», «Смуглянка», «Тёмная ночь», «Майский вальс».
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В. Лебедев-Кумач (1943)
Вступление. (Слайд №1)
1. Дорогие ребята, сегодня, в канун замечательного майского праздника Дня Победы, мы с вами собрались все вместе, чтобы отдать дань памяти тем, кто отстоял Мир, всем солдатам Великой Отечественной Войны нашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам.
Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.
2. Демонстрируется кинофрагмент «Начало войны». Выходят ведущие.
1 ведущий: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной
памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки,
в мраморе и красках.
2 ведущий: 75 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины, войну, унесшую и искалечившую миллионы жизней, оставившую миллионы сирот и вдов.
1 ведущий: Но не только страшные события, испытания и несчастья принесла ВОВ.
Принесла она и много прекрасного - стихи и песни. Одна из поговорок гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но поэзия воюющего народа опровергла ее. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт».
2 ведущий: Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.
1 ведущий: Рождались Песни на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить, дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.
2 ведущий: Есть среди песен Великой Отечественной такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет. Но все они составляют своеобразную летопись Великой Отечественной войны.
И слова тех честных песен звали
За отчизну биться до конца,
И от песен слезы застывали,
Каплями смертельного свинца.
Песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. (Слайд №2)
1 ведущий: Для одних война стала далеким воспоминанием, для других - историей. Никто и сейчас не остается равнодушным, когда слышит «главную песню Великой Отечественной войны, ставшую ее своеобразным гимном, песню, написанную в первые дни войны поэтом В. Лебедевым-Кумачом и композитором А. Александровым.
Звучит начало песни «Священная война», затем музыка приглушается.
2 ведущий: «Священная война» - это «песня воин, песня-полководец, песня-пророк».
Ее слова были опубликованы через два дня после начала войны, а 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. …Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махрой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг!!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Ещё! Ещё! Ещё!
До сих пор эта песня заставляет нас вспомнить грозные, озаренные пламенем дни начала войны; она напоминает о небывалом мужестве советских людей, отстоявших нашу Родину, не позволивших врагу одержать победу.
Рассказ о песне «Священная война» (Слайд № 3)
24 июня 1941 г. «Священную войну», стихотворение Лебедева-Кумача, одновременно опубликовали 2 газеты: «Красная звезда» и «Известия». И в тот же день стихотворение прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. А уже через 3 дня – 27 июня в Музгизе была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи, музыку которой написал Матвей Блантер. Вслед за ним музыку к «Священной войне» написали и обнародовали композиторы Шехтер, Рукин и другие. Но все они отступили перед эпической мощью музыки Александра Васильевича Александрова – художественного руководителя Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски.
Но биография и судьба песни складывались не так гладко и споро, потому что в первые дни и недели войны в ходу и почете были стихи и песни иного содержания. Приведу хотя бы названия: «Мы фашистов разобьем», «Будет Гитлеру конец», «Трубите атаку, горнисты», «Победа будет за нами». Песни такого плана, проникнутые настроением неизбежной и скорой нашей победы, первыми записывались на грампластинки, передавались по радио, звучали с киноэкрана. Что касается «Священной войны», то радио своим вниманием эту песню не жаловало, и первая ее встреча с массовой слушательской аудиторией состоялась лишь в сентябре 1941 г., когда на экраны страны вышел короткометражный фильм-концерт режиссеров Ильи Трауберга и Александра Медведкина. «Мы ждем вас с победой». Песня в фильме прозвучала за кадром, на фоне фронтовой кинохроники. И только 15 октября, когда война подступила к Москве, «Священную войну» наконец-то включили в программу передач столичного и союзного радио. С этого дня и до начала ноября ежедневно в 6.40 утра она призывным набатом, как клятва, звучала в исполнении краснознаменцев.
1 ведущий: Своеобразным ответом на песню Лебедева-Кумача стала песня Михаила Исаковского «До свиданья, города и хаты», песня, которую пели сотни бойцов, уходящих на фронт.
Звучит песня «До свидания, города и хаты». (Слайд № 4)
2 ведущий: Почти в каждой части был гармонист. Именно гармонь сглаживала, позволяла хоть на миг забыть тяготы войны, суровую реальность.
Звучит аудиозапись фрагмента поэмы Твардовского «Василий Тёркин» ( «Гармонь») (Слайд № 5)
В минуты передышки между боями, когда части отходили на переформирование, нередко звучала фронтовая гармошка и пелась лирическая «Смуглянка» на стихи Якова Шведова. Эта песня была популярна не только в годы войны, но известна и сейчас, благодаря фильму «В бой идут одни старики».
Демонстрация фрагмента видеофильма «В бой идут одни старики»
1 ведущий:
Война... Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Все громче злобный вой ветров,
На взрывы дни похожи,
А сводки Совинформбюро
Тревожней все и строже.
2 ведущий: Песня «На безымянной высоте» была написана через 20 лет после победы. Впервые эту песню услышали в к/фильме “Тишина”. Режиссеру картины хотелось, чтобы в фильме звучала песня-воспоминание о минувших боевых днях. Слова и музыку написали Михаил Матусовский и Вениамин Баснер, которые являлись бывшими фронтовиками. Сюжет был взят из жизни.
ЧТЕЦ:
Стихотворение Михаила Львова «Высота»
Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопке пристреляться.
Он может умереть на высоте.
Но раньше должен на неё подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты:
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрём,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы всё-таки берём.
Рассказ о песне «На безымянной высоте» (слайд № 6 )
Было это в далеком сентябре 1943г. 139 стрелковая дивизия освобождая калужскую землю от фашистских захватчиков, после тяжелых боев вынуждена была остановиться под Рославлем. Немцы закрепились на высоте 224, 1 близ деревни Рубеженка. Не раз пытались наши воины взять эту высоту, но все было безуспешно. А взять эту высоту нужно было во что бы то ни стало, так как она преграждала путь к Рославлю. Выполнять эту боевую задачу добровольно взялась группа воинов из 718 стрелкового полка 139 стрелковой дивизии во главе с младшим лейтенантом Порошиным. Это были 18 сибиряков-коммунистов. Ночью, под покровом темноты, они подползли почти вплотную к немецким укреплениям. После ожесточенного боя, в котором было уничтожено около сотни фашистов – высоту удалось взять. Но в бою героической смертью погибли почти все солдаты. Из 18 бойцов в живых осталось только двое! Константин Власов и Герасим Лапин. На их долю выпали тяжелые испытания. Лапин чудом уцелел и полуживой пробился к своим, а тяжелораненый Власов попал в плен, откуда бежал к партизанам. Все герои были награждены орденами «Отечественной войны I степени» Подвиг героев увековечен не только в песне. В 1966г. около «незнакомого поселка» - рядом с деревней Рубеженка, на той самой высоте «Безымянная» - был открыт памятник 18-ти сибирякам, штурмовавшим эту высоту в 1943г. Памятник представляет собой трехметровые фигуры двух воинов, возлагающих венок на могилу. На постаменте надпись: «Здесь, на этой высоте, 13 сентября 1943г. геройски погибли воины-сибиряки 718 стрелкового полка, 139 стрелковой дивизии». Далее указаны фамилии погибших. А с обратной стороны постамента высечены слова из песни:
На фоне музыки-вступления
Мы не забудем, не забудем
Атаки яростные те,
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Исполняется песня «На безымянной высоте». (Слайд № 7)
ЧТЕЦ:
Когда на смерть идут – поют
А перед этим можно плакать
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв. И умирает друг.
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед.
За мной одним идёт пехота.
Будь проклят сорок первый год –
Ты, вмерзшая в снега пехота.
1 ведущий: Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью.
В суровых снегах Подмосковья родилась знаменитая песня композитора К. Листова на слова поэта А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь». (Слайд № 8)
Рассказ о песне «В Землянке»
Родилась случайно... Однажды поэт Алексей Сурков, выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. Это было действительно «До смерти четыре шага», даже меньше… После всех испытаний написал жене письмо и сочинил ей на память стихи, которые стали любимой народом песней «В землянке». «Это были 16 «домашних строк» из письма к жене, - говорил Алексей Сурков. - А написал я их в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте...».
Основанное на пережитом душевное состояние поэта, располагающее к полной доверительности, нашло верное воплощение в музыке композитора К. Листова.
Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь». (Слайд № 9)
2 ведущий: 1945 год. Уже виден свет грядущей победы. Советская Армия освободила народы Европы от фашистской оккупации. На лицах людей все чаще стали появляться улыбки.
1 ведущий: Именно в это время родилась одна из наиболее сильных и трагических военных песен - “Дороги”.
Звучит песня А. Новикова «Дороги».(Слайд № 10)
Рассказ о песне «Дороги» (Слайд № 11)
Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.
Они создали поэтический образ матери, годами ожидавшей сына, который бескрайними солдатскими дорогами шел к победе. В песне отразилась и тоска по родным местам, и неувядаемая вера в Победу, и клятва вечно помнить тех, кто отдал жизнь, идя по страшным дорогам войны. «Эх, дороги...» - запелось, словно со вздоха, так начинаются многие русские народные песни - раздумья. Прекрасная мелодия, глубоко народные поэтические образы сделали песню «Дороги» одной из самых любимых песен.
Вспоминает композитор Анатолий Новиков: «Нас с поэтом Ошаниным часто приглашали после войны в школы. Мы рассказывали о песнях, пели их, а ребята подтягивали. И вот я заметил, что поют они «Дороги», а глазенки блестят от слез. В чем же дело? Сочинили - то мы солдатскую песню, почему же плачут ребята? Потом я понял, что эти ребятишки ведь тоже пережили ужасы войны - бомбежки, эвакуацию, похоронки, пережили свои дороги. Война - глубокая человеческая трагедия, она ранила очень многих. И когда люди поют «Дороги», они поют о своем, а не только о том, о чем написали мы...»
1 ведущий: Успех этой песни и подобных ей Маршал Советского Союза К.Г. Жуков объяснил так: «Это - бессмертные песни. А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа».
2 ведущий: В 1945 году поэт Алексей Сурков написал стихотворение «Утро победы».
Учащийся читает стихотворение «Утро победы».
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые -
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
Рассказ о песне «Казаки в Берлине»
В январе-апреле 1942г. в Краснодарском крае сформировался 17-й Кубанский кавалерийский корпус. Основу корпуса составили дивизии казачьего народного ополчения. Он принимал участие в битве за Кавказ в Донбасской, Одесской, Белорусской, Будапештской, Пражской наступательных операциях. За боевые заслуги Кубанский казачий кавалерийский корпус награжден орденами Ленина, Красного знамени, Суворова, Кутузова. Несколько тысяч его воинов награждены орденами и медалями. Двадцати двум из них присвоено звание Героя Советского Союза.
И вот - тяжелые бои позади! Едут, едут по Берлину наши казаки!
Исполняется песня «Казаки в Берлине» (Слайд № 12 )
1 ведущий: Большинство песен о войне появилось в те тяжелые для нашей родины годы. Но и после 1945 года они не иссякли. Новые песни о войне написаны поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку.
2 ведущий: Главную мысль, которую несут послевоенные песни - об ответственности
сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира, за судьбы поколений грядущих, за судьбы, которые отстояли русские солдаты в жестокой и кровопролитной войне:
Ведя за годом год
Жестокую борьбу,
Он, в громе исполинских наступлений,
На сотни лет вперед
Устраивал судьбу
Рожденных и грядущих поколений. (Слайд №13)
1 ведущий: Так в своем стихотворении «Солдат» сказал Александр Сурков. И мы должны помнить о подвиге, совершенном нашими прадедами.
2 ведущий: Одной из послевоенных песен является песня «День Победы», написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым более чем через четыре десятилетия после победы. Она сразу стала близкой и необходимой, и кажется, что родилась она шестьдесят лет назад, в первые дни великой победы.
Звучит песня «День Победы». (Слайд № 14)
3. Заключительное слово учителя.
Наш урок завершён. Но, уходя, давайте будем помнить всегда о подвиге, совершённом ради нас, ради нашей жизни и свободы нашими прадедами. Помнить и песни наших дедов и прадедов. Это о них прекрасные строки ветерана Великой Отечественной войны Аркадьева. (Слайды № 15-17)
ЧТЕЦ:
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели
Как он был нелёгок и нескор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест,
Как на Запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
Звучит песня «Майский вальс»
Рассказ о песне «Священная война»
24 июня 1941 г. «Священную войну», стихотворение Лебедева-Кумача, одновременно опубликовали 2 газеты: «Красная звезда» и «Известия». И в тот же день стихотворение прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. А уже через 3 дня – 27 июня в Музгизе была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи, музыку которой написал Матвей Блантер. Вслед за ним музыку к «Священной войне» написали и обнародовали композиторы Шехтер, Рукин и другие. Но все они отступили перед эпической мощью музыки Александра Васильевича Александрова – художественного руководителя Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски.
Но биография и судьба песни складывались не так гладко и споро, потому что в первые дни и недели войны в ходу и почете были стихи и песни иного содержания. Приведу хотя бы названия: «Мы фашистов разобьем», «Будет Гитлеру конец», «Трубите атаку, горнисты», «Победа будет за нами». Песни такого плана, проникнутые настроением неизбежной и скорой нашей победы, первыми записывались на грампластинки, передавались по радио, звучали с киноэкрана. Что касается «Священной войны», то радио своим вниманием эту песню не жаловало, и первая ее встреча с массовой слушательской аудиторией состоялась лишь в сентябре 1941 г., когда на экраны страны вышел короткометражный фильм-концерт режиссеров Ильи Трауберга и Александра Медведкина. «Мы ждем вас с победой». Песня в фильме прозвучала за кадром, на фоне фронтовой кинохроники. И только 15 октября, когда война подступила к Москве, «Священную войну» наконец-то включили в программу передач столичного и союзного радио. С этого дня и до начала ноября ежедневно в 6.40 утра она призывным набатом, как клятва, звучала в исполнении краснознаменцев.
Рассказ о песне «В Землянке»
Родилась случайно... Однажды поэт Алексей Сурков, выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. Это было действительно «До смерти четыре шага», даже меньше… После всех испытаний написал жене письмо и сочинил ей на память стихи, которые стали любимой народом песней «В землянке». «Это были 16 «домашних строк» из письма к жене, - говорил Алексей Сурков. - А написал я их в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте...».
Основанное на пережитом душевное состояние поэта, располагающее к полной доверительности, нашло верное воплощение в музыке композитора К. Листова.
Рассказ о песне «На безымянной высоте»
Было это в далеком сентябре 1943г. 139 стрелковая дивизия освобождая калужскую землю от фашистских захватчиков, после тяжелых боев вынуждена была остановиться под Рославлем. Немцы закрепились на высоте 224, 1 близ деревни Рубеженка. Не раз пытались наши воины взять эту высоту, но все было безуспешно. А взять эту высоту нужно было во что бы то ни стало, так как она преграждала путь к Рославлю. Выполнять эту боевую задачу добровольно взялась группа воинов из 718 стрелкового полка 139 стрелковой дивизии во главе с младшим лейтенантом Порошиным. Это были 18 сибиряков-коммунистов. Ночью, под покровом темноты, они подползли почти вплотную к немецким укреплениям. После ожесточенного боя, в котором было уничтожено около сотни фашистов – высоту удалось взять. Но в бою героической смертью погибли почти все солдаты. Из 18 бойцов в живых осталось только двое! Константин Власов и Герасим Лапин. На их долю выпали тяжелые испытания. Лапин чудом уцелел и полуживой пробился к своим, а тяжелораненый Власов попал в плен, откуда бежал к партизанам. Все герои были награждены орденами «Отечественной войны I степени» Подвиг героев увековечен не только в песне. В 1966г. около «незнакомого поселка» - рядом с деревней Рубеженка, на той самой высоте «Безымянная» - был открыт памятник 18-ти сибирякам, штурмовавшим эту высоту в 1943г. Памятник представляет собой трехметровые фигуры двух воинов, возлагающих венок на могилу. На постаменте надпись: «Здесь, на этой высоте, 13 сентября 1943г. геройски погибли воины-сибиряки 718 стрелкового полка, 139 стрелковой дивизии». Далее указаны фамилии погибших. А с обратной стороны постамента высечены слова из песни:
На фоне музыки-вступления
Мы не забудем, не забудем
Атаки яростные те,
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Рассказ о песне «Дороги»
Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.
Они создали поэтический образ матери, годами ожидавшей сына, который бескрайними солдатскими дорогами шел к победе. В песне отразилась и тоска по родным местам, и неувядаемая вера в Победу, и клятва вечно помнить тех, кто отдал жизнь, идя по страшным дорогам войны. «Эх, дороги...» - запелось, словно со вздоха, так начинаются многие русские народные песни - раздумья. Прекрасная мелодия, глубоко народные поэтические образы сделали песню «Дороги» одной из самых любимых песен.
Вспоминает композитор Анатолий Новиков: «Нас с поэтом Ошаниным часто приглашали после войны в школы. Мы рассказывали о песнях, пели их, а ребята подтягивали. И вот я заметил, что поют они «Дороги», а глазенки блестят от слез. В чем же дело? Сочинили - то мы солдатскую песню, почему же плачут ребята? Потом я понял, что эти ребятишки ведь тоже пережили ужасы войны - бомбежки, эвакуацию, похоронки, пережили свои дороги. Война - глубокая человеческая трагедия, она ранила очень многих. И когда люди поют «Дороги», они поют о своем, а не только о том, о чем написали мы...»
Рассказ о песне «Казаки в Берлине»
В январе-апреле 1942г. в Краснодарском крае сформировался 17-й Кубанский кавалерийский корпус. Основу корпуса составили дивизии казачьего народного ополчения. Он принимал участие в битве за Кавказ в Донбасской, Одесской, Белорусской, Будапештской, Пражской наступательных операциях. За боевые заслуги Кубанский казачий кавалерийский корпус награжден орденами Ленина, Красного знамени, Суворова, Кутузова. Несколько тысяч его воинов награждены орденами и медалями. Двадцати двум из них присвоено звание Героя Советского Союза.
И вот - тяжелые бои позади! Едут, едут по Берлину наши казаки!
ЧТЕЦ:
Стихотворение Михаила Львова «Высота»
Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопке пристреляться.
Он может умереть на высоте.
Но раньше должен на неё подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты:
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрём,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы всё-таки берём.
ЧТЕЦ:
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели
Как он был нелёгок и нескор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест,
Как на Запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
ЧТЕЦ:
Когда на смерть идут – поют
А перед этим можно плакать
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв. И умирает друг.
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед.
За мной одним идёт пехота.
Будь проклят сорок первый год –
Ты, вмерзшая в снега пехота.
Предварительный просмотр:
Литературно-художественная гостиная, посвящённая Дню Победы
Тема: Краски Великой Победы
Цель: формирование в учебно-воспитательном процессе школы у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
Обучающие:
- формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
- формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
Развивающие:
- совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
- развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
- развивать интерес к истории Великой Отечественной войны
Воспитывающие:
- познакомить учащихся с творчеством художников, запечатлевших в живописи события Великой Отечественной войны;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
- показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
- силой слова, музыки и живописи воздействовать на души детей.
Оборудование: М/м диск «От Кремля до Рейхстага»; репродукции картин, посвященных Великой Отечественной войне; м/м сопровождение, слайды; аудиозаписи песен «Священная война», «День Победы», «Наш медсанбат», «С днём рождения, Победа!», «Майский вальс», парафраз на тему «Синий платочек».
Звучит запись песни «День Победы»
1 Ведущий: Мы пригласили вас сегодня на заседание литературно-художественной гостиной «Краски Победы». (Слайд № 1)
2 Ведущий: Завтра страна будет с гордостью отмечать 63-ю годовщину Великой Победы.
1 Ведущий: Миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны, посвящается.
2 Ведущий: Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается. (Слайд № 2)
1 Ведущий: Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.
2 Ведущий: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой Победы пройти.
ЧТЕЦ:
Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: «Победа».
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший полнеба?
Ты помнишь друзей?
К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: «Победа!» (Слайд № 3- 4)
1 Ведущий: Война. Смерть и кровь. Жестокость и страдание.
2 Ведущий: Черное от пожаров небо. Перепаханная взрывами земля. Горячий исковерканный металл.
1 Ведущий: А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.
Фрагменты м/м диска «Начало войны»
Чтение стихотворения Степана Щипачева 22 июня 1941 года.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной.
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Я о другом не пел бы ни о чем,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу. (1943 г.)
Музыка «Священная война» - 1-2 куплеты. (Слайд № 5)
1 Ведущий: Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи «Вставай, страна огромная», а 24 июня с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски.
2 Ведущий: …Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махрой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг!!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!
1 Ведущий: В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение: "Когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период одной из самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.
2 Ведущий: Всюду, на фронте, в тылу живописцы создавали художественную летопись Великой Отечественной войны, писали по горячим следам сражений. Эскизы, наброски, графические листы, сделанные на полях сражений, нередко воплощались в монументальные батальные полотна.
1 Ведущий: Советские художники почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Искусство закаляло дух народа, вдохновляла его на подвиги, поддерживала в нем уверенность в победе. Таким образом, беспримерный героизм советских людей, проявляемый на каждом шагу - на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской живописи этих лет.
2 Ведущий: Художники, участники героических событий великой эпопеи, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом. Картины о Великой Отечественной войне отражают героические битвы на фронтах нашей Родины, партизанское движение, злодеяния фашистских извергов, призывая народ к ощущению грандиозности и величественности событий, заставляя потомков уважать подвиг воинов, побуждая в них патриотизм и готовность повторить совершенные подвиги.
1 Ведущий: Одним из важнейшим видов изобразительного искусства в годы войны стал плакат. (Слайды № 6-15)
Рассказ об агитационных плакатах (на фоне музыки «Синий платочек»)
Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны.
В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти: Уже 24 июня был напечатан в газете «Правда» плакат «Так будет!» со следующим сюжетом: штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.
В числе плакатных листов Июня 1941-го — работа А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Найдено удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада в форме свастики, которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной. Другой известный плакат А. Кокорекина «Бей Фашистского Гада!» — варьирует описанный выше, но нарисован он более объемно, конкретно всего же за годы войны художник выполнил не менее 35 плакатных листов.
Среди первых военных плакатов — работа Н. Долгорукова «Врагу не будет пощады!».
Накануне Великой Отечественной войны художник-постановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину,
За Честь, За Свободу!».
Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет - «Родина Мать зовет». Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник Илья Тоидзе талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.
В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты: «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Не болтай!» московской художницы Н. Ватолиной.
Одним из самых популярных в годы войны стал плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, СПАСИ!», выполненный способом фотомонтажа. В центре плакатного листа изображена молодая женщина, прижимающая к груди ребёнка, защищая его от окровавленного фашистского штыка. На её лице нет страха: оно выражает гнев и презрение к врагу – чувства, которые владели всеми людьми и на фронтах, и в тылу. В тексте плаката большими буквами выделено слово «СПАСИ!». Что способствует повышению его эмоционального звучания.
2 Ведущий: Плакаты и картины военных лет отображали то, чем живёт народ в годы войны, звали на борьбу с врагом.
1 Ведущий: И чувствуется, что каждый раз автор старался вжиться в мир образов, искал идейно-художественный стержень того или иного произведения, стремился подчеркнуть превосходство героев-фронтовиков, ставших, в конце концов, победителями, перед коварными захватчиками, сеявшими смерть и разрушения на нашей земле.
2 Ведущий: Искусство не избегало страшной правды войны. Но главным в содержании живописных полотен были мужество советских людей, гордость за свою родину, ненависть к врагу. Произведения живописцев укрепляли в сердцах людей уверенность в победе над фашизмом.
Рассказ о картине Кривоногова «Защитники Брестской крепости» (Слайд № 16)
Героическим событиям Великой Отечественной войны посвятил свое творчество один из крупнейших мастеров советской батальной живописи Петр Александрович Кривоногов. В 1950 году художник Кривоногов написал картину "Советская конница в боях под Москвой", а в 1951 году - "Защитники Брестской крепости", посвящая эти картины начальному периоду войны. В то время о героях Бреста знали еще мало и их подвиг не получил освещения ни в литературе, ни в искусстве. Только позднее благодаря неутомимым поискам и книгам писателя С.С. Смирнова о защитниках Бреста узнала вся страна.
...На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. На уничтожение пограничного гарнизона в районе Брестской крепости ими было отведено тридцать минут. Но бойцы, окруженные со всех сторон, дрались не на жизнь, а на смерть. Более двадцати суток над крепостью реяло пробитое пулями красное знамя. Перед художником стояла трудная задача - воссоздать на полотне героический подвиг защитников Брестской крепости
Запечатлен самый напряженный, острый момент боя, когда оставшиеся в живых пограничники вновь идут в очередную контратаку на огромную темную массу фашистов. Впереди атакующих комиссар с суровым и сдержанным лицом. Собирается бросить гранату воин с раненой рукой. Приготовился к атаке солдат с забинтованной головой. Поразительно это боевое братство, единение этого маленького, но сплоченного, непобедимого коллектива советских людей.
Измученные, вконец обессиленные люди вновь и вновь идут в атаку, понимая, что за ними Родина. На стене красный стяг с начертанными на нем словами "Да здравствует коммунизм!"- так ответили защитники крепости на предложение сложить оружие и сдаться.
Ясность и убедительность композиционного решения, строгость и точность рисунка, продуманность колорита - все в картине создает возвышенную симфонию мужества, гимн героизму и стойкости советского человека.
Звучит песня «С днём рождения, Победа!»
Рассказ о картине К. Юона «Парад на Красной площади» (Слайд № 17)
В страшные ноябрьские дни сорок первого года, когда враг подходил к Москве, казалось, было не до парадов. Но традиционный парад в день годовщины Октября все-таки состоялся. И сам этот факт был свидетельством того, что страна не сломлена, что она готовит ответный удар, что у стен Москвы найдут свою гибель полчища фашистов. На следующий день, сразу же после парада, старейший советский художник К. Юон взялся за кисть. В 1942 году им была закончена картина "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года".
...Низко нависло над городом сумрачное небо. По заснеженной и необычно пустынной площади, чеканя шаг, проходят войска. Прямо с площади с парада пойдут они в бой. Художник создает торжественно приподнятое настроение картины, которое усиливается величием стоящих на Красной площади памятников архитектуры. Храм Василия Блаженного, Спасская башня Кремля - немые свидетели побед русского оружия прошлого - словно напутствуют и благословляют на борьбу защитников родной земли.
Рассказ о картине Марата Самсонова «Сестрица» (Слайд № 18)
Эта картина, названа коротко, с любовью - "Сестрица" (1953). Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой. В ее глазах - презрение и ненависть к врагу, вера в победу. Вокруг напряженный боевой пейзаж - горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника - важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается во многих его произведениях. "Сестрица" экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил.
В картине "Сестрица", написанной уже после Великой Отечественной войны, с особенной силой ощущается страстное желание художника-баталиста пережить, перечувствовать вновь то, что пришлось перенести участникам былых сражений. Художник, Марат Иванович Самсонов, восхищается мужеством и самоотверженностью фронтовой медицинской сестры - "сестрицы", как ласково называли её бойцы. Она всегда была рядом с ними: принимала участие в боях, перевязывала и выносила с поля боя раненых, отправляла их в тыл, ободряла и утешала. Вот и сейчас, под огнем противника, выбиваясь из сил, она помогает тяжело раненному командиру укрыться в окопе. Значителен её образ, созданный художником. Она воспринимается как подлинная героиня войны, исполненная скромного величия в своем каждодневном подвиге.
ЧТЕЦ:
Стихотворение Иосифа Уткина «Сестра» (Слайд № 19)
Когда, упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву,-
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,-
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мёртвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..
Звучит песня «Наш медсанбат»
Сообщение учащегося по картине А. А. Пластова «Фашист пролетел» (Слайд № 20)
Эта картина Пластова «Фашист прилетел», написанная в 1942 году, является одним из самых известных произведений о Великой Отечественной войне. В ней художник рассказал о бессмысленной жестокости фашистов, о том, как они убивали ни в чём не повинных людей.
Нападая на нашу страну, гитлеровцы хотели не просто победить русский народ, а уничтожить. Фашистские солдаты имели при себе инструкцию, в которой говорилось: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сострадание – убивая всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай». И фашисты убивали...
...Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых березах, порыжелая трава. На опушке леса пасется стадо, здесь же бегает крестьянский мальчонка-пастушок... Но вот пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, бессмысленно жестоко полоснул из пулемета... Упал мальчонка на землю, уткнулся головой в траву, сжавшись в беспомощный комочек. Лежит неловко. Рука подвёрнута. Далеко отлетели кнут и шапка. Алая кровь на его волосах. Крепко
прижался пастушок к родной земле, словно ища у нее защиты. Воет раненая собака над убитым другом, задрав лохматую морду к небу. Жалобно мычат уцелевшие коровы, испуганно всматриваясь в непривычно неподвижного пастушонка...
А над пробуждающимся к жизни полем озимых, постепенно скрываясь вдали, улетал самолет...
Страшно становится оттого, что взрослый человек, может чей-то отец, будто для забавы, полоснул из пулемета свинцовым огнем по деревенскому стаду и мальчишке-пастушонку...
Когда на выставке "Великая Отечественная война", организованной в самую тяжелую пору, в 1942 году, появилось полотно Пластова "Фашист пролетел", зрители застывали возле картины в глубоком молчании. Только слезы навертывались на глаза, да руки сжимались в кулаки. Жгучий гнев и ненависть к фашистским убийцам рождались в душе каждого советского человека и требовали действия, отмщения. Такой глубины чувства, такой эмоциональной взволнованности в своих произведениях Пластов еще не достигал.
В этой картине не было ничего случайного, лишнего. Предельно проста и вместе с тем необычайно выразительна каждая деталь.
Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый, чуть грустный, но такой близкий сердцу русский пейзаж, в эти тоненькие, кажется, колеблющиеся на ветру молоденькие березки, в это серое небо и далекие поля - и вы почувствуете щемящее чувство боли, возмущения, обиды и гнева за так рано оборвавшуюся жизнь мальчика, за поруганную землю.
На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление. Пластов не случайно обратился к осеннему мотиву, который своей печальной красотой образно оттеняет трагическую гибель пастушка. Склон косогора художник написал похожим на драгоценный, переливающийся теплыми тонами ковер. Золото молодых березок, тут и там вспыхивающие красные пятна осенней листвы, зеленый бархат озими - все это воспринимается как будто музыкальное сопровождение к печальной, нежной песне, полной глубокого внутреннего трагизма.
Продуманна и композиция картины с дальними планами и несколько приподнятым горизонтом. Удачно найдено место пастушка с его стадом. Они органически вписаны в пейзаж. Несколько приглушенный колорит, построенный на светло-коричневатых и желтоватых красках, гаснущий свет дня соответствуют драматизму сюжета, помогают передать настроение. Эту картину невозможно забыть; она, подобно набату, призывала к борьбе, к уничтожению врага.
В залах Третьяковской галереи перед ней и сейчас подолгу задерживаются посетители. Она достойно вошла в сокровищницу советского искусства.
Рассказ о картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (Слайд № 21)
Видным деятелям искусства во время Великой Отечественной войны давали бронь. Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник Александр Александрович Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени. Ушедших на фронт отцов на заводах заменили их сыновья-мальчишки, молодые и старые женщины рыли противотанковые рвы. На подступах к столице велись кровопролитные бои, но вопреки всем опасностям на Красной площади, как всегда, 7 ноября состоялся парад, с которого военные части отправлялись прямо на фронт.
В феврале 1942 года А. Дейнека вместе со своим другом художником Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевые роты, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений, глубокие траншеи, зияющие воронки от бомб и снарядов...
По старой привычке А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. С великой душевной болью заносил он в свой альбом пепелища сожженных деревень, фигуры оставшихся без крова беженцев, замерзшие тела погибших, взорванные железнодорожные составы и мосты... Некоторые наброски были сделаны художником на поле боя - во время или сразу после прорыва вражеских укреплений. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились в работе над эпическим полотном "Оборона Севастополя". Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАСС, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. "Шла тяжелая война, - говорил потом художник о замысле своей картины. - Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран, и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил... "Оборону Севастополя", потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада". А.Дейнека отошел от документального воспроизведения батальных сцен и изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил - жизни и смерти, светлых сынов народа и темных вражеских полчищ.
1 Ведущий: Это произведение, как справедливо пишут исследователи творчества Дейнеки, несет в себе "дух и стиль" Отечественной войны, в нем мы видим не только внешние черты эпохи, но и ее глубокую внутреннюю сущность. В картине, писал К. Симонов, "неувядаемая поэзия героического подвига одетых в военную форму простых советских людей, поэзия веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти...".
2 Ведущий: И вот долгожданный май 1945 года. Русские солдаты штурмовали здание рейхстага в Берлине. Разведчики Егоров и Кантария водрузили флаг победы над рейхстагом. Еще раздаются последние выстрелы, но наконец-то прозвучало драгоценное слово «Победа». Акт о капитуляции был подписан 8 мая 1945 года.
И вот пришел он, 1945 год. Год нашей победы.
ЧТЕЦ:
Мы шли и шли в атаки неустанно.
Берлин пылал. Дымился каждый дом.
А май свечами укрывал каштаны
В разрытом парке, где катился гром.
Шел жаркий бой за каждый дом и выступ,
Валились башни в сломанных крестах.
Как жаждали мы ринуться на приступ,
Пробиться к центру, где горит рейхстаг.
Пред арками обугленного свода
В какой-то первозданной тишине
Солдаты величайшего похода
Расписывались прямо на стене.
Открыто все писали свое имя,
Чтоб знали люди будущих времен,
Что подвиг сей, свершенный всеми ими,
Во имя человечества свершен.
Рассказ о картине П.А. Кривоногова «Победа» (Слайд № 22)
Кривоногов был одним из тех художников, которым довелось участвовать в последних боях за Берлин, штурмовать рейхстаг. Уже тогда задумал художник создать картину, в которой, как он говорил, "должен был звучать гимн победе над фашистской Германией". За картину "Победа" художник был удостоен Государственной премии.
...Горит рейхстаг. Час расплаты настал, но какой ценой? Ценой жизней миллионов людей досталась эта победа. Над площадью висят клубы дыма. Всюду видны следы только что закончившегося боя. Осколками, пулями выщерблены колонны. И всюду наши бойцы, русские люди на ступенях рейхстага, закопченные пороховым дымом, утомленные боями, радостные и взволнованные. Да, на лицах воинов мы видим радость, восторг и боль утраты.
Над куполом рейхстага реет красное Знамя Победы, и в воздух летят пилотки, взметнулись руки с винтовками, автоматами - звучит могучее русское "Ура!".
Художник долго работал над этой картиной, решая сложные композиционные и живописные задачи. Трудно было сочетать объем большого архитектурного сооружения и стоящих у его подножия воинов, но Кривоногов удачно справился с этим, противопоставив мрачному ритму колонн и огромному зданию бурную волну народного ликования и торжества победы.
Звучит песня «Майский вальс» (Слайд № 23)
1 Ведущий: Мы каждый год чтим память о тех, кто не вернулся с поля боя. Художник Б. Иогансон в картине «Праздник Победы» изобразил Красную площадь, на которой многотысячная толпа москвичей празднует этот день. Вечная память тем, кто остался на поле боя.
2 Ведущий: Прошли десятилетия, как отгремела война, а художники вновь и вновь возвращаются к тем событиям. Великая Отечественная война волнует современных художников. Они, продолжая традиции живописцев старшего поколения, по-новому рассказывают о военной эпохе, переосмысливая события того времени.
1 Ведущий: Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю.М. Непринцева «Отдых после боя» ("Василий Теркин" 1951 г.), А.И. Лактионова "Письмо с фронта" (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. (Слайды № 24-25)
2 Ведущий: Отгремели раскаты войны, но память о ней долго будет жить в сердцах людей. Многие поколения художников будут обращаться к ней, черпать свои сюжеты, искать своих героев.
ЧТЕЦ:
Стихотворение Юрия Воронова (Слайд № 26)
А может, нам о них забыть?
Опять война, опять блокада…
Я слышу иногда:
“Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде полистали стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
1-й чтец. (Слайд № 27)
Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звезды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат,
И слышалась поступь дивизий,
Точная поступь солдат.
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово
На наших знаменах начертано слово:
Победа! Победа!
Во имя Отчизны — победа!
Во имя живущих — победа!
Во имя грядущих — победа!
Войну мы должны сокрушить.
И не было радости выше —
Ведь кроме желания выжить,
Есть еще мужество жить!
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово
На наших знаменах начертано слово:
Победа! Победа!
2-й чтец.
Осенен полыханием победного стяга,
Сел усталый солдат
На ступеньки рейхстага,
Снял фуражку,
Как труженик после работы,
Вытирая со лба
Капли жаркого пота.
Поглядел еще раз,
Как над вражьей столицей
На весеннем ветру
Наше знамя лучится,
Папироску свернул,
Затянулся спокойно
И сказал:
— Так любые закончатся войны.
3-й чтец.
Игорь Крохин (Слайд № 28)
***
Рассыпалась в небе ракета,
Взлетела другая звездой,
Победа!
Победа!
Победа!
А хлеб на столе с лебедой…
Какое же всё-таки счастье,
Забыв о ржаном калаче,
Качаться,
Качаться,
Качаться
Верхом на отцовском плече.
На фоне музыки «Ноктюрн» слайды № 29-32 «Война в цифрах»
Звучит песня «День Победы» (Слайд № 33)
Подписи к слайдам:
Выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается… Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам О горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой Победы пройти.
К. Антонов «Победители» «День Победы» композитор Давид Тухманов Владимир Харитонов поэт
Слова В. Лебедева-Кумача Музыка Александра Александрова
Так будет! 24 июня 1941 Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий) – творческий коллектив графиков и живописцев: Ку приянов М.В., Кры лов П.Н., Ник олай С околов . Многократные лауреаты Государственных премий СССР, награждены высшими наградами страны.
А.Кокорекин Июнь 1941
А.Кокорекин Июнь 1941
Н. Долгоруков Врагу не будет пощады
В. Иванов
Илья Тоидзе
А. Полянский
Н. Ватолина Р. Гершаник
В . Корецкий
Петр Александрович Кривоногов «Защитники Брестской крепости»
К. Юон «Парад на Красной площади»
«Сестрица» Марат Иванович Самсонов
Н. Бут «Медсестра Наташа»
А. А. Пластов «Фашист пролетел»
«Оборона Севастополя» А. Дейнека
П.А. Кривоногов «Победа»
Б. Иогансон «Праздник Победы»
Ю.М. Непринцев «Отдых после боя»
А. Мыльников «Прощание»
«Письмо с фронта» А.И. Лактионов
Победа! О. Пономаренко Харламов
В. Конецкий «Возвращение»
Во имя Отчизны — победа! Во имя живущих — победа! Во имя грядущих — победа!
22 июня в 4 часа утра началась война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. В первый же день боев фашисты уничтожили 1200 советских самолетов, свыше 800 из них — на аэродромах. Вторая мировая война в цифрах Потери СССР С учетом новейших архивных данных сотрудники Генштаба Вооруженных сил России приводят сведения о погибших в течение четырех лет войны: безвозвратные потери Красной (Советской) Армии составили 11 944 100 человек, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести, пленено 4 559 000 . В общей сложности Советский Союз потерял 26 600 000 граждан . Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34 476 700 советских военнослужащих . В Армию и на Флот было призвано 490 тысяч женщин. Если по каждому объявить Минуту молчания – страна будет молчать 43 года . 13 человек погибало в минуту !
Потери Германии. За три года войны (июнь 1941 - июнь 1944 гг.) людские потери в Германии составили 6.5 миллиона убитых, раненых и пропавших без вести. Самые большие потери она понесла в ходе войны против СССР. Летом 1941 года погибло 742 тысячи немецких солдат, тогда как в войне против Польши, Франции, Англии, Норвегии, Бельгии, Голландии, Дании и балканских стран Германия потеряла 418 805 солдат . Разрушения в СССР В СССР разрушено 1710 городов , более 70 тысяч деревень , 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов и 2890 МТС . Стоимость расходов на ведение войны (в сопоставимых ценах). Прямые расходы на ведение войны всех участвовавших в ней стран составляют 1117 млрд. долларов (включая военные расходы на войну в Китае в 1937 г.). Стоимость разрушений составила 260 млрд. долларов, из которых в СССР - 128 млрд ., в Германии - 48 млрд ., во Франции - 21 млрд ., в Польше - 20 млрд ., в Англии - 6.8 млрд .
Известно, что каждый пятый воевавший в ВОВ отмечен наградой. Всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы. От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Всего – 2600 км 4 суток поездом; 4 часа самолётом. 4 года с боями. 1418 дней и ночей.
С праздником Победы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкальной композиции (военная тематика)
Был разработан для участия в завершающем этапе военно-патриотической игры "Орлёнок" для обучающихся 8 класса Ворошиловского района г. Волгограда. В сценарии использованы материалы из архивов учеников,...
Методическая разработка " Поэзия военных лет". Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8-11 классов.
Сценарий литературно-музыкальной композиции " Поэзия военных лет". Это меропрртиятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-11 классах....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Военный госпиталь"
Сценарий литературно-музыкальной композиции"Военный госпиталь"...