Методическая разработка " Поэзия военных лет". Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8-11 классов.
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кузнецова Юлия Анатольевна

Сценарий литературно-музыкальной композиции  " Поэзия военных лет". Это меропрртиятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-11 классах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

« Поэзия военных лет »

Великий город-герой Волгоград

                      Выполнила:

                                                       Кузнецова Юлия Анатольевна,

                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                             МОУ СШ № 71 Красноармейского

                                     района г. Волгограда

                                         Методический комментарий

       Данное мероприятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-11  классах. При подготовке к литературно-музыкальной композиции обучающиеся получили опережающие задания: подготовить материалы для сообщений, подобрать и выучить наизусть стихотворения поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны.

     Эти задания направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий, таких как находить достоверную информацию, владеть изучающим чтением, анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы, представлять информацию в различных видах.

    Система заданий, представленных на мероприятии, способствует формированию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий (целеполагание, оценивание обучающимися своей деятельности), познавательных (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, смысловое чтение как осмысление цели чтения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативных универсальных учебных действий (определение цели, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка действий).

    Учитель назначает помощников-ассистентов (3-х ведущих). Ведущие заранее подбирают материалы для сообщений.

     

      Цель мероприятия: сформировать интерес к чтению стихотворений военной поэзии, помочь обучающимся осознать истоки нашей Победы в Великой   Отечественной войне, помнить об ужасах войны и не дать им повториться,  любить и беречь Родину, как любили и защищали её  воины-поэты.

      Планируемые результаты:

предметный: осмысленное чтение и адекватное восприятие военной поэзии, уметь определять и формулировать тему, знать поэзию и биографию воинов - поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, формулировать собственное отношение к произведению.

      метапредметный: уметь адекватно воспринимать информацию устного и  письменного сообщения, владеть разными видами чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, обобщать и делать выводы, владеть речью (монологической, диалогической), понимать авторскую позицию и выражать собственное мнение, понимать связь литературного произведения со временем его написания.

      личностный: формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора.

Оборудование: плакаты, тексты стихотворений, записи песен военных лет,  музыкальное сопровождение.

Оснащение мероприятия: данное мероприятие потребовало специального оформления пространства: столы в классе расставлены полукругом. На доске –портреты воинов-поэтов, плакаты.

     

                                               Сценарий мероприятия

        Ход занятия:

        Организационный момент.

        Сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока.

        Создание проблемной ситуации.

        На доске написано (плакат):

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.

                                                                                                 А.Твардовский

                            И пусть не думают, что мёртвые не слышат,

                                       Когда о них потомки говорят.

                                                                                                        Н. Майоров

Обучающиеся сами формулируют цель и задачи данного мероприятия.                                                                                                        

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами вспомним поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны.                  

1-й ведущий: Вечный огонь не задуют ветра, не затушат дожди, не погасит время. Мы помним о тех, кто положил свою жизнь на алтарь Победы. Нет семьи, которой бы не коснулась война. Она забрала из каждого дома отца или брата, мать или сестру.

Вспомним о тех, на чью долю выпало бремя тяжелых испытаний. ( Минута молчания).

   Ученик читает стихотворение С. Щипачёва «2 июня 1941 года».

Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Звучит фонограмма песни «Священная война» (музыка А.Александрова, слова Лебедева-Кумача) 

2-й ведущий:

     На полях сражений погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен. В дни тягчайших испытаний для Родины писатели не щадили жизни во имя Победы.

3-й ведущий:

     Это было 22 июня 1941 года. Этот  день начался не тихой утренней  зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Война. В этот день писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступили А. Фадеев, А. Жаров, И. Уткин, В. Лебедев-Кумач. «Писатели нашей страны,- заявил Фадеев,- знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

1-й ведущий:

    Константин Кузьминский писал в 1-м томе «Голубой лагуны»: «Символом нашего времени стало поколение погибших. Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Николай Отрада – три выпуска Литинститута погибло в первые два месяца войны».

http://www.peremeny.ru/blog/wp-content/uploads/2011/05/poets.jpg

Слева направо: Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Николай Отрада, Михаил Кульчинский (называем поименно).

     Николай Майоров убит в бою на Смоленщине в 23 года. Павел Коган погиб в 23 года под Новороссийском, возглавляя разведгруппу. Всеволод Багрицкий  погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука. Михаил Кульчицкий  погиб в 23 года под Сталинградом.

Звучит песня «До свидания, мальчики…» (слова Б.Окуджава)

2-й  ведущий:

      Николай Майоров родился в Иванове в семье рабочего. Окончив школу, поступил на исторический факультет МГУ, а с 1939 года стал ещё посещать поэтический семинар в Литинституте. Писать начал рано, первые стихи напечатал в университетской многотиражке. Летом 1941 года вместе с другими студентами участвовал в сооружении противотанковых рвов под Ельней. В октябре 1941 года добился зачисления в действующую армию.

Николай Майоров до войны  посещал поэтический семинар, который вел Павел Антокольский в Литинституте. Он знал, что он поэт. И, готовясь стать историком, прежде всего, утверждал себя как поэт.

Ученик читает стихотворение:

Пусть помнят те, которых мы не знаем:

Нам страх и подлость были не к лицу.

Мы пили жизнь до дна и умирали

За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

3-й ведущий:

      До войны московский студент Павел Коган написал песню «Бригантина поднимает паруса». Павла Когана убили на войне, но песня его, нигде не записанная, никем не изданная, прочно поселилась в послевоенных институтах. Её пели все, уже не вспоминая фамилии автора. Старая «Бригантина», как разводящий, обходила свои костры.

Звучит песня на стихи Павла Когана.

Ученики читают отрывки из стихотворений «Из недописанной главы»,

« Письмо» П. Когана.

1-й ведущий:

     Всеволод Эдуардович Багрицкий - «сын поэта и сам поэт». В письме матери 18 июля 1941 года писал: «Война застала меня за мирной игрой в волейбол на берегу моря. И 27 июня я выехал в Москву…пошёл с двумя товарищами в райком комсомола, нас направили в автошколу».

Ученик читает стихотворение:

До свиданья, дорогая, уезжаю на войну,

Уж когда вернусь - не знаю-

                                           на родную сторону

Опадет листва сухая, будут вьюги и дожди.

Я вернусь к тебе, родная, не печалься,

                                                            подожди.

2-й ведущий:

     Он всё-таки добился, несмотря на плохое зрение, отправки на фронт. Вот что писал поэт в последнем письме матери: «Я пошёл работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу, и увидел то, что никогда больше не придётся пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния – войны».

   Ученик читает стихотворение В.Багрицкого «Ожидание».

                      Мы двое суток лежали в снегу.
                     Никто не сказал: “Замёрз, не могу”.
                     Видели мы — и вскипала кровь —
                     Немцы сидели у жарких костров.
                     Но, побеждая, надо уметь
                     Ждать, негодуя, ждать и терпеть.
                     По чёрным деревьям всходил рассвет,
                     По чёрным деревьям спускалась мгла.
                     Но тихо лежи, раз приказа нет,
                     Минута боя ещё не пришла.
                     Слушали (таял снег в кулаке)
                     Чужие слова на чужом языке.
                     Я знаю, что каждый в эти часы
                     Вспомнил все песни, которые знал,
                    Вспомнил о сыне, коль дома сын,
                    Звёзды февральские пересчитал.
                    Ракета всплывёт и сумрак рвёт.
                    Теперь не жди, товарищ! Вперёд!
                    Мы окружили их блиндажи,
                    Мы половину взяли живьём…
                    А ты, ефрейтор, куда бежишь?
                    Пуля догонит сердце твоё.
                    Кончился бой. Теперь отдохнуть,
                    Ответить на письма… И снова в путь!

3-й ведущий:

     Он похоронен на опушке леса, на перекрёстке двух дорог, рождённых войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой скульптор Е.Вучетич вырезал надпись: «Воин-поэт Всеволод Багрицкий убит 26 февраля 1942 года».

Ученик читает стихотворение:

Я вечности не приемлю,

Зачем меня погребли?

Мне так не хотелось в землю

С любимой моей земли -

эти строки Марины Цветаевой Всеволод очень любил и часто их читал.

1-й ведущий:

     Михаил Кульчицкий еще до войны, учась в Литературном институте, обратил на себя внимание масштабностью таланта, зрелостью, самостоятельностью мышления. Преподаватели и товарищи видели в Кульчицком сложившегося поэта, связывали с ним большие надежды.

Ученик читает отрывок из стихотворения « Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник …».

2-й ведущий:

    Семен Гудзенко, поэт, умер от ран. Он стал поэтом только на фронте, и там же написал  стихотворение «Перед атакой» (1942 г.).

…Сейчас наступит мой черед.
За мной одним идет охота.
       Будь проклят сорок первый год
И вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
   Разрыв. И лейтенант хрипит.
          И смерть опять проходит мимо…

Ученик читает стихотворение С. Гудзенко «Мое поколение»(1945 г.):

Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого

                                                              не  жалели,

Мы пред нашим комбатом, как пред господом

                                                           Богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Мы не знали любви, не увидели счастья ремесел,

Нам досталась на долю нелегкая участь солдат,

У погодков моих нет ни жен, ни стихов,

                                                                    ни покоя-

Только сила и юность. А когда возвратимся

                                                                  с войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.

3-й ведущий:

    Военная поэзия - это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем  жизни и училась у жизни. Она помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество добра и справедливости. Не  всем довелось дожить до Победы. Но о каждом из них можно сказать словами фронтовика-поэта лейтенанта Георгия Суворова: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей».

Ученик читает отрывок из стихотворения «Мы» Н. Майорова:

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете как миф,

О людях, что  ушли недолюбив,

Не докурив последней папиросы …

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горя, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

1-й ведущий:

    Эти стихи, павшего на поле боя, поэта Николая Майорова - исповедь людей его поколения, которые  ради жизни на земле шли в бой, не жалея себя…

     И мы, молодое поколение, не должны забывать об этом. Вспомним слова А.Т. Твардовского:

… Прошла война, прошла страда,

                                          Но боль взывает к людям:

                                          Давайте, люди, никогда

                                          Об этом не забудем!

Учитель:

   Победа досталась ценой самого дорогого, что есть у человека – жизнью.

         Тысячи и тысячи солдат полегли на поле боя.

  Давно заросли раны на полях былых сражений. Давно сняли гимнастерки поэты-фронтовики. Но сколько бы лет не прошло со дня нашей Победы, стихи той поры помнят и любят. И долго будут жить, не старея, их вдохновенные строки.

И к вам, ребята, обращает поэт Расул Гамзатов слова:

Все, что мы защищали, и вам защищать,

Все, что мы завещали, и вам завещать.

Звучит песня « Поклонимся великим тем годам».

Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.

Учитель:

    Ребята, какое впечатление осталось у вас после проведенного мероприятия?

Строки каких поэтов вам особенно запомнились?

Обучающиеся отвечают на вопросы и сами делают вывод.

        Таким образом, мы подведём итог той работе, которую мы проделали и пришли к выводу, что фронтовая поэзия – это поэзия высокой гражданственности. Пройдут годы, сменятся поколения людей, но навсегда останутся в нашей памяти знаменитые строки из стихотворений поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

             

                       

                            Список используемой литературы

1. Побединская Л. А. До тебя мне дойти нелегко / Л. А. Побединская // Ради жизни  на земле. - М., 2000. - с.43-54
2.Подвигу народа жить в веках // Досуг в школе. - 2001. - N 1. – с.17-19

3. Рязанцева Л. М. Строка, оборванная пулей.../ Л. М. Рязанцева // Читаем, учимся, играем. - 2000. - N 1. - с.42-45

4.Евстифеева Е. А. "Пусть память верную... хранят... и наших внуков внуки" / Е.А. Евстифеева // Литература в школе. - 2002. - N 8. - с.45-46

5. Стихи Великой Отечественной.- Мурманск, Кн. Изд-во. – 1974.- с.114-121

  6.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от    действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Методическая разработка урока по физической культуре по разделу гимнастика для учащихся 5-го класса

Тема урока: висы и упоры на перекладине                          равн...

Методическая разработка «Комплекс тренировочных упражнений для изучения китайского языка» для учащихся 8-10 классов.

Целью данной методической разработки является показать методику использования системы упражнений в процессе обучения китайскому языку, так как центральным вопросом методики обучения иностранным ...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Путешествие в мир древнерусского искусства для учащиеся 10-х классов

Методическая рзработка внеклассного мероприятия "Путешествие в мир древнерусского искусства" для учащихся 10-х классов....