Литературная викторина « В мире художественной литературы»
методическая разработка по литературе (7 класс)
Литературная викторина « В мире художественной литературы»
( 7 класс, уч. под ред. В.Я. Коровиной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bunin2.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина « В мире художественной литературы»
( 7 класс, уч. под ред. В.Я. Коровиной)
Учитель Хренова Наталья Леонидовна
Цель: развитие мышления, укрепление памяти, привитие интереса к художественной литературе.
Слово учителя.
Ребята ,у нас начинается декада русского языка и литературы. В рамках этого события в школе проходят различные мероприятия, целью которых является повышение интереса к русскому языку и художественной литературе . Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам любимых книг , вспомним сюжеты многих произведений, вновь встретимся с героями повестей и рассказов т.е. окунемся в этот удивительный мир художественной литературы. Самым активным участникам будет присвоено почетное звание знатоков литературы. Итак, путешествие начинается!
- В каком произведении древнерусской литературы говорится о том, что жители города спаслись от плена врагов, угостив их кисельной болтушкой, которую, якобы, давала сама земля?
(« Сказание о Белгородском киселе», «Повесть временных лет»)
- Из какой басни это крылатое выражение : «Мы пахали..»
( Иван Иванович Дмитриев «Муха» )
- Из какой басни эти строки ?
Изрядно, говорит, сказать несложно.
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что не знаком
Ты с нашим петухом.
Еще бы боле навострился,
Когда бы у него немного поучился..
( И.А. Крылов « Осел и Соловей»)
- В каком лицее учился Александр Сергеевич Пушкин?
( В Царскосельском лицее )
-Откуда эти строки?
Мы вольные птицы, пора , брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер да я!
(А. С. Пушкин « Узник)
-Как звали учителя Саши ( из произведения А. С. Пушкина «Дубровский») ,которого Кирила Петрович Троекуров выписал для него из Москвы ?
( Дефорж)
- Чей это портрет : « От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые : таковых не оказалось».
( Владимир Дубровский)
- Откуда эти строки?
И ныне все дико и пусто кругом-
Не шепчутся листья с гремучим ключом.
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
(М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»)
- О каком великом строительстве идет речь в произведении. Назвать автора.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден –
Не по плечу одному!
В мире есть царь : этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он – то согнал сюда массы народные,
Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
( Н. А. Некрасов «Железная дорога»
- В каком произведении говорится о том, что наши тульские мастера искусные сумели подковать блоху аглицкую. Да не просто подковать, а даже имя свое на подкове выбить.
( Николай Семенович Лесков «Левша»)
- В каком произведении описывается эта встреча двух друзей детства ?
- Ну как живешь, друг ?- спросил он, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился?
- Служу, милый мой. Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье имею.. ну. Да Бог с ним! Жена уроки музыки дает. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?
- Нет , милый мой, поднимай повыше. Я уже до тайного дослужился, две звезды имею.
Друг вдруг окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой. Казалось, что то лица и глаз его посыпались искры.
- Я, ваше превосходительство, очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вышел в такие вельможи!
- Ну полно,для чего это так. Мы с тобой друзья детства – и к чему тут чинопочитание!
(А.П. Чехов «Толстый и тонкий»)
Откуда эти строки?
- Отчего ты такой?
-Не знаю,- ответил цветок.
- А отчего ты на других непохожий?
- Оттого, что мне трудно,- ответил цветок.
- А как тебя зовут?- спросила Даша.
- Меня никто не зовет,- сказал цветок. – Я один живу.
- Тут камень, тут глина. Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький цветок.
- Не знаю, - ответил цветок.
(А. Платонов « Неизвестный цветок»)
- Откуда эти строки?
- Не знаю, сколько лет пройдет, только в Каперне расцветет одна сказка. Ты будешь большой. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Ты увидишь храброго красивого принца, он будет протягивать к тебе руки.
( А. Грин «Алые паруса»)
- О чем идет речь в данном отрывке ? Назовите произведение и автора.
Злой ветер , устроив им такую жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда они так стонали и выли, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку.
( М. Пришвин. « Кладовая солнца». Ель и сосна)
- Как звали главных героев сказки – были «Кладовая солнца» односельчане ?
(Настю- «золотая курочка», Митрашу – «мужичок в мешочке»)
- Как звали собаку лесника Антипыча ?
( Травка)
- В каком произведении идет речь о том, как главный герой обманул свою бабушку, которая отправила его за земляникой ? Мальчик нарвал травы в корзинку, а сверху присыпал земляникой. Бабушка так и увезла корзинку утром в город, чтобы продать.
( В. Распутин «Конь с розовой гривой»)
- Какой подарок обещала бабушка и привезла все – таки герою ?
(Пряник в форме коня )
- Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Почему так назван рассказ? Герой древнегреческих мифов Геракл совершил ,как известно, двенадцать подвигов.
- Чей это портрет ?
Как и Пифагор, он был грек по происхождению. Появился он в нашем классе с нового учебного года. Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион.
( учитель математики Харлампий Диагенович)
- Кого Харлампий Диагенович называл принцем Уэльским?
(Опаздывающих на уроки детей)
- «Одиссей на острове циклопов». Каким именем представился Одиссей циклопу. Это имя в дальнейшем спасло ему жизнь.
( Никто)
- Из какого произведения эти строки? За что так жестоко отец расправился с сыном ?
- Что ты сделал? – воскликнула мать.
- Совершил правосудие.
- Где он?
- В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу ему панихиду.
( Проспер Мериме « Маттео Фальконе». Сын Фортунато)
- Откуда эти строки?
Я потерял терпение, я нарисовал прямоугольник с маленькими дырочками.
- Вот тебе ящик. А в нем сидит твой барашек.
Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:
- Вот так мне и надо ! Как ты думаешь, он много ест травы?
- А что?
- Ведь у меня дома всего очень мало.
_ Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.
- Не такой уж он маленький, - сказал он , разглядывая рисунок.
- Смотри, он уснул!
( А. Экзюпери « Маленький принц»)
Итак, ребята, наша викторина закончилась. Давайте подведем итоги. Кто получил самое большое количество жетонов, тот и является самым лучшим знатоком литературы. Поздравим победителя аплодисментами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...
Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.
Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...
Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.
Презентация доклада...
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного. Игра на музыкальном инструменте – это му
Цель урока: воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.Задача урока: развит...
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитыва
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....
Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства
В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...