Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт и система образов
1-ая часть поэмы Причитывать Тешиться Гнушатися Запотчесвать Молодушки Опостылили Копьё бусурманское Как эти слова связаны с фольклором? В каких из них звучит авторская оценка событий? Как в ней отражаются законы народной нравственности?
1-ая часть поэмы Какие детали царского быта воссоздаёт Лермонтов? Каким изображён Иван Грозный? Докажите, что портреты Киребеевича и Алёны Дмитриевны даны в фольклорном ключе. Как во фрагменте намечен основной конфликт поэмы?
2-ая часть поэмы Какие черты купеческого быта и законов семейной жизни Древней Руси воссоздаёт Лермонтов? Докажите, что детали жизни и быта достоверны. Почему для Калашникова главной бедой было то, что его семью опозорил Кирибеевич ? Почему он не испугался опричника? Как в семейных отношениях купца отразились законы народной нравственности?
3-я часть поэмы Докажите, что слова Калашникова перед боем помогли ему одержать моральную победу над Кирибеевичем . Почему Калашников не сказал царю, за что он убил опричника?
Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича Происхождение и социальное происхождение. Прошлое. * Значение имени и фамилии. Место первого появления. Портрет героя и динамика портрета. Мио вещей, характеризующий героя. Поступки, отражающие внутреннюю сущность героя. Оценки другими персонажами: Иваном Грозным, Алёной Дмитриевной, гуслярами. Авторское отношение к герою. * Оценка образа в критике. Выводы.
Проблематика и поэтика
Особенности сюжета поэмы. Образы гусляров Определите элементы сюжета поэмы: зачин, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку. Какова роль образов гусляров? Почему каждая часть поэмы заканчивается их словами?
Особенности сюжета поэмы. Образы гусляров Романтический характер поэмы Черты реалистического произведения Идеи свободы Интерес к истории и сильным личностям Напряжённость чувств героев Субъективность и эмоциональность авторского языка Показ реалистических деталей жизни и быта героев Изображение жизни в её причинно-следственных связях Критика общественных отношений
Авторское изображение к событиям, героям, их поступкам Иван Грозный Кирибеевич Калашников Алёна Дмитриевна Рассказ Кирибеевича о своей любви Рассказ Алёны Дмитриевны Кулачный Смерть Калашникова Докажите, что авторская оценка героев и событий совпадает с оценкой гусляров и нравственной позицией народа
Определите художественную функцию пейзажа в поэме Пейзажные зарисовки цитаты Часть1: описание солнца и тучек как отрицательный параллелизм к образу царя и его окружения; описание месяца и звёзд как аллегория к отношениям царя и его соратников Часть2: описание зари, тучек и метелицы как предшественников недоброго; описание ночи и снега как средство передачи волнения в душе героя Часть3: описание рассвета в Москве как символ красоты и гармонии в природе в отличие от страстей в человеческих душах
Язык поэмы Изобразительно-выразительные средства языка Примеры Художественная функция Эпитеты Метафоры Сравнения Олицетворения Гиперболы Анафоры Параллелизмы Антитезы
Итоговые вопросы Почему М.Ю. Лермонтов в поисках идеального героя обращается к истории? Какие вечные нравственные ценности он провозглашает в поэме?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)
Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...

Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.
Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.
Урок литературы в 7 классе...

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл уроков литературы в 7 классе
М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл состоит из двух уроков с презентацией, опирающихся на УМК В. Я. Коровиной....

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....
Тест по литературе М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7 класс)
Данный тест поможет понять, насколько хорошо была прочитана поэма, понята ли основная идея произведения, также учащиеся поработают с художественно- изобразительными средствами....