Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)

Рабочая программа по литературе для 6 класса по программе Коровиной В.Я.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Сэсэг\Desktop\Image (2).jpg

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Пояснительная записка

     Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);  

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);

  - Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год» (в ред.Приказа Минобрнауки РФ №38 от 26.01.2016).

    Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2012).

     Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

      Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

•  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

•  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

•  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

•  использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

•  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

•  обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

•  обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

•  установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий  для ее самореализации;

•  обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

•  взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;

•  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

•  организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•  участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

•  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

•  социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

•  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

•  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального  состава;

•  формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

•  ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

•  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

•  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

•  осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

•  выразительное чтение художественного текста;

•  различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

•  ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

•  заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

•  анализ и интерпретация произведения;

•  составление планов и написание отзывов о произведениях;

•  написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

•  целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

•  индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Содержание деятельности по предмету

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее — к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе — художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность — курс 6 класса представлен разделами:

1.  Устное народное творчество.

2.  Древнерусская литература.

3.  Русская литература XVIII.

4.  Русская литература XIX века.

5.  Русская литература XX века.

6.  Литература народов России.

7.  Зарубежная литература.

8.  Обзоры.

9.  Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета „Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы                               по литературе

Личностные результаты:

•  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

•  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•  формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

•  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

•  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

•  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей  XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

•  умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•  понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год

Содержание тем учебного курса

Введение. 1 час

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 4 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».

Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. (1 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 ч)

Иван Андреевич Крылов. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня».

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин. (18 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное  чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи».  Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов (6 ч)

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов.

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков (6 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 ч)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;  А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века

РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА (28 часов)

Александр Иванович Куприн (3 ч)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь  с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин. (3 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века (4 ч)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов.  (1 ч)

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия) 

К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются (5 ч)

Василий Макарович Шукшин (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер.(3 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (2 ч)

Габдулла Тукай (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье,  традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (2 ч)

«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. 

Гомер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель  де Сервантес Сааведра (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Подведение итогов за год (1 ч)

Итоговый тест.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемые результаты обучения

Метапредметные универсальные учебные действия

план

факт

Предметные

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

1

В дорогу зовущие, или Литература открывает мир

2.09

Формирование

стартовой

мотивации к

обучению.

Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.

Осознают качество и уровень

усвоения. Самостоятельно формулируют познава-тельную цель и

строят свои действия.

Используют

адекватные

языковые средства

для отображения

своих чувств,

мыслей и

побуждений.

Освоение

личностного

смысла

учения,

желания

учиться.

2

Календарно-обрядовые песни

3.09

Устное

народное

творчество.

Виды и жанры

УНТ

Извлекают

необходимую

информацию,

знают

теоретический

материал по теме.

Вносят коррективы

и дополнения в

составленные

планы.

Устанавливают

рабочие

отношения, учатся

эффективно

сотрудничать

Признание

высокой

ценности

жизни во всех

ее

проявлениях

3

Пословицы и поговорки

4.09

4

Вн. чтение. В чем красота русского фольклора?

9.09

Структура,

особенность,

отличие

малых жанров, их народная

мудрость.

План устного высказывания

Умеют заменять

термины

определениями

Осознают качество

и уровень

усвоения,

корректируют

свою работу.

Умеют

представлять

конкретное

содержание в

форме устного

высказывания

Знание

основных

принципов и

правил

отношения к

природе.

5

Повесть временных лет

10.09

6

Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»

11.09

Формирование

разных способов и

форм действия

Осознанно

строят

речевые

высказывания

Корректируют

свою работу.

Используют

языковые средства для отображ. мыслей

Уважение

истории,

культурных

памятников.

7

Произведения 18 века. Русская басня

16.09

Исторические

события и

вымысел.

Отражение

народных

идеалов.

Осознанно и

произвольно строят

речевые

высказывания в

устной и

письменной форме.

Осознают качество

и уровень

усвоения,

корректируют

свою работу.

Используют

адекватные

языковые средства

для отображения

своих мыслей

Уважение

истории,

культурных и

исторических

памятников

8

И .А. Крылов  «Осёл и Соловей»

17.09

Осуждение

безделья, лени,

хвастовства.

Аллегория и

мораль в басне.

Особенности

языка 18 века.

Выбирают

наиболее

эффективные

способы решения

задачи в

зависимости от

конкретных

условий.

Определяют

последовательность промежуточных

целей с учетом

конечного

результата.

Умеют работать в

парах, эффективно

сотрудничать

Ориентация в

особенностях

социальных

отношений и

взаимодействий.

9

Басни А.И. Крылова «Листы и Корни», «Ларчик»

18.09

Комическое

изображение

«знатока», не

понимающего

истинного

искусства.

Анализируют

объект, выделяя

существенные и

несущественные

признаки.

Предвосхищают

временные

характеристики

достижения

результата (когда

будет результат?).

Используют

языковые средства

для отображения

своих чувств,

мыслей и

побуждений.

Ориентация в системе

моральных

норм и

ценностей

10

Вн. чт. И.А. Крылов «Баснописец, каких не было».

23.09

11

А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»

24.09

«Чувства

добрые» в

лирике

А. С. Пушкина.

Жанр послания

Осознанно и

произвольно строят речевые

высказывания в

устной и

письменной форме.

Осознают

качество и

уровень усвоения,

корректируют

свою работу.

Умеют применять

конкретные

правила на письме

и в устной речи.

Гражданский

патриотизм.

12

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»

25.09

Слово о поэте.

«Узник» как

выражение

вольнолюбивы

х устремлений

поэта.

Извлекают

необходимую

информацию из

прослушанных

текстов различных

жанров.

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия в

соответствии с

ней.

Умеют

представлять

конкретное

содержание в

устной форме

Уважение

личности и ее

достоинства.

13,14

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»

30.09

Роль

композиции в

понимании

смысла

стихотворения.

Обучение

анализу одного

стихотворения

Осуществляют

поиск и выделение

необходимой

информации.

 

Сличают способ и

результат своих

действий с

заданным

эталоном,

обнаруживают

отклонения от

эталона.

Описывают

содержание

совершаемых

действий с целью

ориентировки

предметно-практической деятельности.

Любовь к

природе,

бережное

отношение к

природному

богатству

страны.

15

Поэты пушкинской поры

1.10

Научится слушать стихотворения в исполнении мастеров слова

Извлекают

необходимую

информацию из

прослушанных

текстов различных

жанров.

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия в

соответствии с

ней.

Умеют

представлять

конкретное

содержание в

устной форме

Картины природы и душевное состояние лирического героя

16

Вн.чт. Двусложные размеры стиха

2.10

Научится определять размер стиха

Осуществляют

поиск и выделение

необходимой

информации.

 

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия в

соответствии с

ней.

Умеют формулировать связный ответ

17

Роман А.С. Пушкина «Дубровский»

7.10

Анализ эпизода

«Ссора двух

помещиков»,

роль эпизода в

повести

Выделяют и

формулируют

познавательную

цель

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия в

соответствии

с ней

Умеют

представлять

конкретное

содержание и

сообщать его в

письменной и

устной форме

Уважение

ценностей

семьи.

18

Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

8.10

Авторское

отношение к

героям.

 

Извлекают

необходимую

информацию из

прослушанного

текста

Определять цель

выполнения

заданий на уроке

Учатся разрешать

конфликтную

ситуацию через

анализ условий.

Готовность к

равноправному

сотрудничеству

19

Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

9.10

Роль эпизода

«Пожар в

Кистеневке» в

повести

«Дубровский»

Извлекают

необходимую

информацию из

прослушанных

текстов различных

жанров.

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия в

соответствии с

ней.

Развивают умение

интегрироваться в

группу

сверстников и

строить

продуктивное

взаимодействие

Признание

ценности

здоровья,

своего и

других людей.

20

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

14.10

Образ

Владимира

Дубровского.

Выдвигают

гипотезы,

предлагают

способы их

проверки.

Выделяют и

осознают то, что

уже усвоено и что

еще подлежит

усвоению

Планируют общие

способы работы.

Чувство

гордости при

следовании

моральным

нормам.

21

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

15.10

Анализ эпизода

«Последняя

встреча Маши

и Дубровского»

Умеют

выразительно

читать текст,

определять его

тему, основную

мысль, составля ть план

Осознают

качество и

уровень усвоения,

корректируют

свою работу.

Умеют

представлять

конкретное

содержание

22

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

16.10

Роль композиции в понимании основной идеи произведения

Выдвигают

гипотезы,

предлагают

способы их

проверки.

Осознают

качество и

уровень усвоения,

корректируют

свою работу.

Составляют связный ответ по теме

23

Р.Р. Характеристика главных героев

21.10

Научатся строить письменное высказывание по произведению

Определяют

основную и

второстепенную

информацию.

Строят логические

цепи рассуждений.

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия в

соответствии с

ней. Оценивают

достигнутый

результат.

Определяют цели

и функции

участников,

способы

взаимодействия.

Обмениваются

знаниями между

членами группы

Оптимизм в

восприятии

мира. Позитивная

моральная

самооценка.

24

Сюжет и композиция романа.

22.10

25

Контрольная работа за 1 четверть. Сочинение. Сравнительная характеристика

23.10

Творческая работа

Структурируют

знания, составляют план

Оценивают

достигнутый

результат.

Умеют создавать

связный текст

Освоение

личностного

смысла

учиться.

26

Вн.чт «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка», «Выстрел»

28.10

Цикл «Повести

покойного

Ивана

Петровича

Белкина».

Особенности

цикла.

Выделяют и

формулируют

проблему.

Вносят

коррективы и

дополнения в

способ своих

действий в случае

расхождения

эталона

Проявляют

готовность

оказывать помощь

и эмоциональную

поддержку

партнерам

Уважение

личности и ее

достоинства

27

М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника

29.10

Слово о поэте.

Основное

настроение и

композиция

стихотворения

Извлекают

необходимую

информацию из

прослушанных

текстов различных

жанров.

Определяют

последовательнос

ть промежуточных

целей с учетом

конечного

результата.

Обмениваются

знаниями между

членами группы

Стремятся

устанавливать

доверительные отношения

28

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты

30.10

Двусложные и

трехсложные

размеры стиха.

Формулируют

познавательную

цель.

Ставят учебную

задачу

Учатся управлять

поведением

партнера

Уважение

общечеловеч

ценностей

29

Мотивы одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок»

11.11

Антитеза как

основной

композиционный прием в

данных

стихотворениях. Поэтическая

интонация.

Выделяют и

формулируют

проблему.

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия в

соответствии с

ней.

Учатся выявлять,

идентифицировать

проблемы, искать

и оценивать

альтернативные

способы его

разрешения.

Любовь к

природе.

30

Мотивы одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес»

12.11

Художественн

ый анализ

стихотворения

Структурируют

знания.

Оценивают

достигнутый

результат.

Умеют создавать

связный текст

Освоение

личностного

смысла

учиться.

31

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

13.11

Слово о

писателе. Цикл

рассказов

«Записки

охотника» и их

гуманистический пафос

Осуществляют

поиск и выделение

необходимой

информации.

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия в

соответствии с

ней.

Учатся

устанавливать и

сравнивать разные

точки зрения и

делать выбор.

Позитивная

моральная

самооценка

32

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

18.11

Духовный мир

крестьянских

детей.

Народные

верования и

предания.

Умеют выбирать

обобщенные

стратегии решения

задачи.

Предвосхищают

результат и

уровень усвоения

(какой будет

результат?).

Понимают

возможность

различных точек

зрения.

Нетерпимость к любым

видам насилия

33

Р\Р Устное выступление учащихся

19.11

Портреты

героев как

средство

изображения их характеров.

Устанавливают

причинно-следственные связи.

Ставят учебную

задачу на основе

соотнесения того,

что уже известно

и усвоено

Проявляют

готовность к

обсуждению

разных точек

зрения

Уважение

ценностей

семьи

34

Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг»

20.11

Тургенев –

мастер

портрета и

пейзажа

Строят логические

цепи рассуждений.

Определяют

последовательнос

ть промежуточных

целей с учетом

конечного

результата.

Учатся

аргументировать

свою точку

зрения, спорить и

отстаивать свою

позицию.

Любовь к

природе

35

Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг»

25.11

Обобщение и

систематизация

изученного.

Осуществляют

поиск и выделение

необходимой

информации.

Ставят учебную

задачу на основе

соотнесения того,

что уже известно

и усвоено, и того,

что еще

неизвестно.

С достаточной

полнотой и

точностью

выражают свои

мысли в

соответствии с

задачами и

условиями

коммуникации.

Умение вести

диалог на

основе

равноправных

отношений и

взаимного

уважения.

36

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

26.11

Особенности

изображения

природы. Роль

антитезы в

стихотворении

Определяют

основную и

второстепенную

информацию.

 

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия в

соответствии с

ней.

Умеют слушать и

слышать друг

друга.

Готовность к

выполнению

прав и

обязанностей

ученика.

37

А.А.Фет. Стихотворения«Еще майская

ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

27.11

Обучение

выразительном

у чтению и

анализу

стихотворения

Анализируют

объект, выделяя

существенные и

несущественные

признаки.

Составляют план

и

последовательнос

ть действий.

Адекватно

используют

речевые средства

для дискуссии и

аргументации

Любовь к

Родине.

38

р\р Анализ стихотворений по схеме

2.12

Природа как

мир истины и

красоты, как

мерило

человеческой

нравственности

Умеют

выразительно

читать текст,

определять его

тему, основную

мысль, стиль и тип речи

Вносят

коррективы и

дополнения в

составленные

планы.

Умеют

представлять

конкретное

содержание и

сообщать его в

письменной и

устной форме.

Любовь к

родной

природе.

Чувство

гордости за

свою страну.

39

Р/р Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета

3.12

Решение учебной

задачи - поиск и

открытие нового

способа действия.

Применяют методы

информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных

средств.

Выделяют и

осознают то, что

уже усвоено и что

еще подлежит

усвоению,

осознают

уровень

усвоения.

Интересуются

чужим мнением и

высказывают свое.

Чувство

гордости за

свою страну.

40

Н. А. Некрасов.

Стихотворение

«Железная

дорога». Своеобразие композиции

4.12

Своеобразие

композиции

стихотворения:

эпиграф,

диалог-спор,

роль пейзажа.

Осознанно и

произвольно строят

речевые

высказывания

Оценивают

достигнутый

результат.

Умеют слушать и

слышать друг

друга.

Доброжелательное

отношение к

окружающим.

41

Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога»

9.12

Величие

народа-созидателя.

Тема, идея,

сюжет

Определяют

основную и

второстепенную

информацию.

 

Вносят

коррективы и

дополнения в

составленные

планы.

Адекватно

используют

речевые средства

для дискуссии и

аргументации

Уважение

русского

народа как

творца и

созидателя

42

Композиция стихотворения «Железная дорога»

10.12

Особенности

поэтических

интонаций

Самостоятельно

создают алгоритмы

деятельности при решении проблем

творческого характера.

Осознают

качество и

уровень усвоения.

Вступают в

диалог, участвуют

в коллективном

обсуждении

проблем, учатся

владеть

различными

формами речи.

Оптимизм в

восприятии

мира.

43

Вн/чт Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»

11.12

Выразительно читать поэму

44

Р/р Трёхсложные размеры стиха

Особенности

поэтического

языка, разные

ритмы в

произведении

Выбирают

основания и

критерии для

сравнения и

классификации

объектов.

 

Вносят

коррективы и

дополнения в

способ своих

действий в случае

расхождения

эталона

Интересуются

чужим мнением и

высказывают свое

Позитивная

моральная

самооценка

45

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

16.12

Знакомство с

творчеством

писателя.

Понятие о сказе

Анализируют

объект, выделяя

существенные и

несущественные

признаки.

Выделяют и

осознают то, что

уже усвоено и что

еще подлежит

усвоению

 

Понимают

возможность

различных точек

зрения, не

совпадающих с

собственной.

Чувство

гордости при

следовании

моральным

нормам.

46

Народ и власть в сказе о Левше.

17.12

Трудолюбие,

талант,

патриотизм

русского

человека

Устанавливают

причинно-следственные связи.

Составляют план

и

последовательнос

ть действий.

Проявляют

готовность к

обсуждению

разных точек

зрения

Любовь к

Родине.

47

Особенности

языка сказа

«Левша».

18.12

Лексическая

работа с

текстом.

Понимают и

адекватно

оценивают язык

средств массовой

информации.

Предвосхищают

результат и

уровень усвоения

(какой будет

результат?).

Учатся

устанавливать и

сравнивать разные

точки зрения

 

Чувство

гордости за

свою страну.

48

Анализ эптзодов по группам

23.12

49

Р/р Контрольное

Работа за 2 четверть по

творчеству

Н.А.Некрасова

и Н.С.Лескова.

24.12

Выполнение заданий

Структурируют

знания.

Оценивают

достигнутый

результат.

Умеют создавать

связный текст

Освоение

личностного

смысла

учиться.

50

Вн/чт. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

25.12

Выразительно читать текст, оценивать поступок героя

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Принимают

познавательную

цель, сохраняют

ее при

выполнении

учебных действий.

Уметь высказывать свое мнение, приводить доводы

Чувство ответственности, долга

51

А.П. Чехов.

Рассказ «Толстый и тонкий»

Рассказ о

писателе на

основе

презентации

Выделяют

обобщенный смысл

и формальную

структуру задачи.

Принимают

познавательную

цель, сохраняют

ее при

выполнении

учебных действий.

Обмениваются

знаниями между

членами группы

для принятия

эффективных

совместных

решений.

Уважение

истории,

культурных и

исторических

памятников.

52

Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий»

Речь героев и

художественная

деталь как

источник

юмора

Умеют выводить

следствия из

имеющихся в

условии задачи

данных.

 

Определяют

последовательнос

ть промежуточных

целей с учетом

конечного

результата.

Умеют (или

развивают

способность)

брать на себя

инициативу в

организации

совместного

действия.

Любовь к

Родине.

53

В/чт Юмористические рассказы Чехова

54-55

Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого

Выражение

переживаний и

мироощущения

в

стихотворениях о родной

природе

Выделяют объекты

и процессы с точки

зрения целого и

частей.

Определяют

последовательнос

ть промежуточных

целей с учетом

конечного

результата.

Учатся принимать

решение и

реализовывать его.

Экологическое

сознание

56

Р/р Анализ стихотворения

57

Контрольная

работа по литературе XIX века

Тестирование

+ творческое

задание

Структурируют

знания.

Оценивают

достигнутый

результат.

Умеют создавать

связный текст

Освоение

личностного

смысла

учиться.

58

А.И.Куприн

«Чудесный

доктор».

Реальная

основа и

содержание

рассказа.

Анализируют

условия и

требования задачи.

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия

Учатся принимать

решение и

реализовывать его.

Признание

ценности

здоровья

59

Тема служения

людям в

рассказе

«Чудесный

доктор»

Образ главного

героя в рассказе

«Чудесный

доктор»

Умеют выбирать

обобщенные

стратегии решения

задачи.

Осознают

качество и

уровень усвоения.

Проявляют

внимание к

личности другого.

Уважение

ценностей

семьи.

60

А.С.Грин

«Алые паруса». Автор и его герои

Душевная

чистота

главных героев

Умеют выбирать

смысловые

единицы текста

Сличают свой

способ действия с

эталоном.

Проявляют

уважительное

отношение к

партнерам,

внимание к

личности другого

Признание

ценности

здоровья,

своего и

других людей

61

Победа

романтической

мечты над

реальностью

жизни.

ТЛ: понятие

феерии

Выражают

структуру задачи

разными

средствами.

 

Вносят

коррективы и

дополнения в

способ своих

действий в случае

расхождения

эталона

Проявляют

внимание к

личности другого,

адекватное

межличностное

восприятие.

Нетерпимость к любым

видам насилия

и готовность

противостоять им.

62

«Алые паруса» как символ воплощения мечты

Обобщение и

систематизация

изученного

Выделяют и

формулируют

познавательную

цель.

Оценивают

достигнутый

результат.

Проявляют

готовность

оказывать помощь

партнерам.

Доброжелательное

отношение к

людям

63

А.П.Платонов.

Литературный

портрет

писателя. «Неизвестный

цветок»

Знакомство с

творчеством

писателя.

Выделяют и

формулируют

познавательную

цель.

Оценивают

достигнутый

результат.

Стремление

устанавливать

доверительные

отношения.

Оптимизм в

восприятии

мира

64

А.П.Платонов.

«Неизвестный

цветок»

Прекрасное

вокруг нас.

Создают структуру

взаимосвязей

смысловых единиц

текста.

Готовность

оказывать помощь

партнерам.

Умеют

заменять термины

определениями.

Вносят

коррективы и

дополнения в

способ своих

действий в случае

расхождения

эталона,

реального

действия и его

продукта.

Оптимизм в

восприятии

мира.

65

В/чт «Ни на кого не

похожие» герои

А. П.Платонова

66-67

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

Патриотически

е чувства

авторов и их

мысли о Родине

и о войне

Выбирают,

сопоставляют и

обосновывают

способы решения

задачи.

Составляют план

и

последовательнос

ть действий.

Описывают

содержание

совершаемых

действий .

Уважение

ценностей

семьи.

68

В. П. Астафьев

«Конь с розовой

гривой»

Картины жизни

и быта

сибирской

деревни в

послевоенные

годы

Умеют выводить

следствия из

имеющихся в

условии задачи

данных.

Предвосхищают

результат и

уровень усвоения

(какой будет

результат?).

С достаточной

полнотой и

точностью

выражают свои

мысли

Чувство

гордости за

свою страну.

69

Нравственные

проблемы

рассказа

Самобытность

героев рассказа

Выделяют и

формулируют

познавательную

цель.

Оценивают

достигнутый

результат.

Интересуются

чужим мнением и

высказывают свое.

Любовь к

природе.

70

Р/р Творческая работа по рассказу Астафьева

Письменный

ответ на

вопрос.

Структурируют

знания.

Оценивают

достигнутый

результат.

Умеют создавать

связный текст

Освоение

личностного

смысла

учиться.

71

В.Г.Распутин

«Уроки

французского»

Слово о

писателе.

Чтение и

анализ

произведения.

Определяют

основную и

второстепенную

информацию.

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят

действия в

соответствии с

ней.

Интересуются

чужим мнением и

высказывают свое.

Освоение

общекультурного наследия

России

72

Нравственные

проблемы

рассказа

Обобщение и

систематизация

изученного.

Выбирают

основания и

критерии для

сравнения,

классификации

объектов.

Составляют план

и

последовательнос

ть действий.

Вступают в

диалог, участвуют

в коллективном

обсуждении

проблем.

Понимание

конвенционального

характера

морали.

73

Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

74

В. М. Шукшин

 «Критики»

Слово о

писателе.

Чтение и

анализ

произведений

Выдвигают и

обосновывают

гипотезы,

предлагают

способы их

проверки.

Оценивают

достигнутый

результат .

Проявляют

уважительное

отношение к

партнерам,

внимание к

личности другого

Ориентация в системе

моральных

норм и

ценностей

75

Образ «странного» героя в рассказе Шукшина

Роль речевых

характеристик

в создании

образов героев

Осознанно и

произвольно строят

речевые

высказывания

Самостоятельно

формулируют

познавательную

цель и строят свои

действия

Проявляют

готовность

адекватно

реагировать на

нужды других,

оказывать помощь

Ориентация в

особенностях

социальных

отношений

76

Ф. Искандер

«Тринадцатый

подвиг

Геракла».

Влияние

учителя на

формирование

детского

характера

Выдвигают и

обосновывают

гипотезы,

способы их

проверки.

Оценивают

достигнутый

результат.

Проявляют

уважительное

отношение к

партнерам.

Ориентация в системе

моральных

норм и

ценностей

77

Смысл названия рассказа

Характеристика образа.

Обобщение и

систематизация

изученного.

Информационный поиск, в том числе с помощью

компьютерных

средств.

Определяют

последовательнос

ть промежуточных

целей с учетом

конечного

результата.

С достаточной

полнотой

выражают свои

мысли в

соответствии с

задачами

коммуникации.

Переживание стыда и вины при

нарушении

моральных

норм.

78

Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой

Средства

создания

поэтических

образов.

Анализируют

объект, выделяя

существенные и

несущественные

признаки.

Признание

высокой ценности

жизни

Ставят учебную

задачу на основе

соотнесения того,

что уже известно

и усвоено, и того,

что еще

неизвестно.

Вступают в

диалог, участвуют

в коллективном

обсуждении

проблем, учатся

владеть

монологической и

диалогической

речью.

Экологическое сознание.

79

Человек и

природа в

«тихой» лирике

Н. М. Рубцова.

Тема Родины в

поэзии

Рубцова.

Человек и

природа в его

«тихой» лирике

Самостоятельно

создают алгоритмы

деятельности при

решении проблем

Составляют план

и

последовательнос

ть действий.

Проявляют

готовность

адекватно

реагировать на

нужды других,

оказывать помощь

и поддержку

Освоение

общекультурного наследия

России

80-81

Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева

Чтение и

анализ

произведений

Устанавливают

причинно-следственные связи.

Оценивают

достигнутый

результат.

Адекватно

используют

речевые средства

для аргументации

Любовь к

малой Родине,

природе.

82-83

Мифы Древней

Греции.

Подвиги

Геракла

Понятие о

мифе.

Фантастика и

реальность в

мифе

Анализируют

объект, выделяя

существенные и

несущественные

признаки.

Сличают способ и

результат своих

действий с

заданным

эталоном

Интересуются

чужим мнением и

высказывают свое.

Знание основ

здорового

образа жизни

84

«Легенда об

Арионе»

Сопоставитель

ный анализ

Выбирают наиболее

эффективные

способы решения

задачи в

зависимости от

конкретных

условий.

Оценивают

достигнутый

результат.

С достаточной

полнотой и

точностью

выражают свои

мысли в

соответствии с

задачами и

условиями

коммуникации.

Ориентация в системе

моральных

норм и

ценностей.

85-86-87

Гомеровский эпос

Хитроумный

Одиссей:

характер и

поступки.

Понятие о

героическом

эпосе

Строят логические

цепи рассуждений.

Сличают свой

способ действия с

эталоном.

Умеют

представлять

конкретное

содержание и

сообщать его в

письменной и

устной форме.

Освоение

общемирового

культурного

наследия

88

Контрольная

работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера

Тестирование

+ творческое

задание

Структурируют

знания.

Оценивают

достигнутый

результат.

Умеют создавать

связный текст

Освоение

личностного

смысла

учиться.

89-90

В/чт М. Сервантес

Сааведра «Дон

Кихот»

«Дон Кихот»

как пародия на

рыцарские

романы

Выделяют и

формулируют

проблему.

 

Вносят

коррективы и

дополнения в

способ своих

действий

Вступают в

диалог, участвуют

в коллективном

обсуждении

проблем, учатся

владеть речью

Ориентация в

системе

моральных

норм и

ценностей.

91

Ф. Шиллер.

Баллада

«Перчатка».

Проблемы

благородства,

достоинства и

чести

Нравственные

проблемы

Выдвигают и

обосновывают

гипотезы,

предлагают

способы их

проверки.

Оценивают

достигнутый

результат.

Умеют слушать и

слышать друг

друга.

Освоение

общемирового

культурного

наследия.

92-93

П. Мериме.

Новелла

«Маттео

Фальконе»

Конфликт

естественной

жизни и

цивилизованно

го общества.

94-95

А. де Сент-Экзюпери.

«Маленький

принц» как

философская

сказка-притча

Вечные истины

в сказке.

Понятие о

притче. Мечта

о естественных

отношениях

между людьми

Структурируют

знания.

Выделяют и

осознают то, что

уже усвоено и что

еще подлежит

усвоению,

осознают качество

усвоения.

Адекватно

используют

речевые средства

для дискуссии и

аргументации

своей позиции.

Освоение

общемирового

культурного

наследия.

96-97

Реализация заданий рубрики «Проект»

Чтение и

анализ

произведений

Устанавливают

причинно-следственные связи.

Оценивают

достигнутый

результат.

Адекватно

используют

речевые средства

для аргументации

Освоение

личностного

смысла

учиться.

98-99

Итоговая контрольная работа

Тестирование

+ творческое

задание

Структурируют

знания.

Оценивают

достигнутый

результат.

Умеют создавать

связный текст

Освоение

личностного

смысла

учиться.

100

Задания для

летнего чтения

Обобщение и

систематизация

знаний

Устанавливают

причинно-следственные связи.

Оценивают

достигнутый

результат.

Адекватно

используют

речевые средства

для аргументации

Освоение

личностного

смысла

учиться.

101-102

Резервные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...