Конспект интегрированного урока по литературе для 6 класса "Е.А. Баратынский "Весна, весна, как воздух чист!"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Петухова Елена Евгеньевна

Интегрированный урок по литературе для 6 класса. (Интегрирован литература, русский язык, марийский язык, музыка ИЗО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka_po_literature.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия кружка Петуховой Елены Евгеньевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Елембаевская ООШ»

Интегрированный урок по литературе в 6 классе

Тема: Е. А. Баратынский «Весна, весна, как воздух чист!» «Очарованье русского пейзажа».

Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникативной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения, развитие мышления, элементов творческой деятельности, что будет способствовать воспитанию любви к родной природе, вниманию к поэтическому слову

  • Формировать умение находить в тексте тропы, раскрывать их существенные признаки. Развивать грамотность написания слов.  
  • Показать разнообразие и выразительность образов родной природы, помочь понять настроение, чувства поэта, определить способы создания образов.
  • Воспитывать любовь к природе, уважение к мастерам слова, к художникам.

Задачи урока: научить определять тему и идею стихотворения, находить и интерпретировать средства художественной изобразительности, уметь выражать свои чувства устно и письменно.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь по литературе, карточки с заданиями, магниты, вырезной материал.

Методы: метод творческого чтения (беседа, творческие задания, выразительное  чтение), эвристический метод (система вопросов и заданий по тексту), репродуктивный метод (самостоятельный анализ).

Формы и приемы: выполнение творческих заданий, создание ситуации сотрудничества, смена видов деятельности.

Тип урока: УРОК ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Ход урока

I Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и друг друга.

1. Настрой, мотивация к уроку

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Урок сегодня необычный,

От всех других весьма отличный

Все улыбнулись друг другу

-Хорошо, надеюсь, что все будем работать старательно. А какой же девиз нашего сегодняшнего урока? Кто должен придумать:

Я девиз хочу вам на урок предложить,

Чтобы интереснее было литературу учить:

               Думаю сам, советуюсь и работаю с классом

 2. Подведение к теме урока.

- Сейчас я вам предлагаю послушать очень хорошую музыку. Когда вы её будете слушать, то подумайте и нарисуйте в воображении картину, о чем она вам расскажет.

Звучит музыка. Чайковский П.И. (Эту музыку написал Чайковский)

Задание: Составьте словесную картину, т.е. опишите музыку словами.

(Весна, бегут, ручьи, птицы поют)

-Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

Давайте вместе сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

3. Формулировка цели урока обучающимся вместе с учителем

- Как вы думаете, зачем мы будем изучать стихи о родной природе, о весне?

- Чему мы будем учиться на данном уроке?

1) познакомиться со стихотворением о весне

2) научиться анализировать стихотворение

3) на примере лирических произведений, музыки и  изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык

4) сравнить с каким-то марийским стихотворением

5) Чтобы урок прошел интересно

II Ход урока

Новая тема

  1. Слайд темы урока «Весна, весна, как воздух чист!»

Учитель: Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя- живописца – слово, у музыканта – звук, мелодия. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле.  При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

На уроке мы обратимся к стихотворению Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна. Как воздух чист». (Слайд)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ.

- На нашем уроке мы используем оценочные листы. С этими листами вы работать умеете. Будем оценивать самого себя, друга, командир команды может оценивать вас  и моя оценка.

- Кто же такой Евгений Абрамович Баратынский сейчас мы узнаем.

1. Биография Баратынского

 Групповая поисковая работа

Задание: Работают 2 группы. Подготовить сообщение о Баратынском. У каждой группы на столах лежат листы с биографией поэта, вы должны подчеркнуть самое основное и подготовить выступление. В группах работать вы уже умеете. Сразу  же назначьте выступающего. Один в группе выступает

  1. Выразительное чтение стихотворения

Учитель: А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем выразительно его стихотворение «Весна, весна, как воздух чист!»

Беседа с классом

(Слайд) Посмотрите на слайд

Учитель: -Понравилось вам стихотворение?

                 - О чем оно?

                 - Как вы думаете, что чувствует поэт? (радость, ликование, восторг)

                 - С помощью чего же поэту удалось не только передать свое настроение, но    и вызвать такой же отклик в нас?

     3. Ответы на вопросы

На все эти вопросы мы постараемся ответить в течение урока.

Задание: Парная работа. На листочках текст стихотворения и даны задания, вопросы. Вы должны найти на них ответы. Можете в тексте подчеркивать

- Какова тема стихотворения? (наступление весны, пробуждение природы)

- В каких строчках выражена основная мысль стихотворения? Подчеркните и обоснуйте ответ. (Основная мысль стихотворения выражена в последних строчках. Обновление и возрождение природы весной  вызывают у лирического героя и у читателя желание слиться с природой.  Весной душа человека и журчит, как ручей, и поет, как птица.)

- Какие приметы весны видит автор, что наступает весна? Выписать приметы. (чистый воздух, ясный небосвод, бегущие ручьи)

- Какие чувства испытывает автор и мы? (ослепительная лазурь неба, картина весны яркая радостная, много света и свежего воздуха. Радость, восторг, ликование, поет душа)

Все выступят и сделать вывод: Какая же природа в стихотворении? Давайте подумаем и сделаем вывод: Природа в стихотворении живая. Потому что вместе с природой оживает, просыпается душа поэта и наша тоже. Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние. Душа может подняться ввысь к облакам, может спуститься и журчать вместе с ручьем, она растворена в природе).

4.Слова, которые передают движение, жизнь

Индивидуальная работа, работа в тетрадях. (самооценка)

Задание: Выпишите слова, которые передают движение, жизнь.

Читаем по цепочке (слепит, летают, шумят, блестят, несет, взвился, поёт). (Слайд)

Вопрос: Чем являются эти слова в предложении? (глаголами-сказуемыми)               

Вывод: Что помогают передать выписанные слова? (быстроту движения,                                               кипучую деятельность весны).

Учитель: Ребята, стихи о весне писали не только русские поэты, но также много стихов о весне и у марийских поэтов. Давайте посмотрим стихотворение Ивана Осмина «Шошо»

Шошо.

Той шулдыржым шаралталын,

Мландываке шып волен,

Сылне шошо муралтале,

Ший сескемжым йыр велен.

Тидым шижын пудештальыч

Шертне-влакын кичкыштат,

Кайык-влакше куанальыч,

Шергылт кайыш йукыштат.

Канде-канде кукшо каваште

Турий шувыр раш шокта,

Озым дене ужаргалше

Пасунажым шергылта.

Йоратат вет шошо толмым,

Йоратат вет чыланат,

Сылне шушпык йукым колын,

Пашам ыштат, чот тыршат.

Сылне шошо, шыргыжалын,

Удыр семын ончалеш,

Путынь илыш пеледалтын,

У пиал дене нолтеш.

                                             Иван Осмин

Читаем про себя и друг другу. Аня Абакумова читает вслух выразительно.

-Найти похожие строчки:

Вопрос: А у Ивана Осмина весна какая?

Вывод: у Ивана Осмина весна тоже долгожданная, светлая, веселая, кипучая. Просыпается жизнь и работа. Хочется жить (Оценка друга)

6. Средства художественной выразительности

Задание: (групповая работа) Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать свое настроение, но вызвать такой же отклик в нас? А какие же художественные приемы использовали авторы. Одна группа анализирует стихотворение Ивана Осмина «Шошо», а другая Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна»

1 группа:

Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет. / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

Метафоры: «С ручьем она ручей. / И с птичкой птичка!»

2 группа:

Олицетворения: Шулдыржым шаралталын, сылне шошо муралтале, ший сескемжым йыр велен, сылне шошо шыргыжалын.

Эпитеты: сылне шошо, ший сескем, канде-канде кукшо кава, сылне шушпык, у пиал

Метафоры: турий шувыр раш шокта, озым дене ужаргалше

Сравнение: Сылне шошо удыр семын ончалеш

              1 группа читает Баратынского

              2 группа читает Осмина

Вывод:

Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.

- А как вы думаете, какие строчки главные в стихотворении Ивана Осмина? (последние: Сылне шошо, шыргыжалын,

         Удыр семын ончалеш,

                 Путынь илыш пеледалтын,

       У пиал дене нолтеш.)

Мы это стихотворение разбирали на уроке марийского языка, а теперь вспомним и попробуем перевести устно: Улыбаясь как девица,

                                                     Идет прекрасная весна.

                                                     Вся жизнь весной оживает, расцветает

                                                     Наполняясь новым счастьем.

7. Физкультминутка: достань звезду. Ребята, встали за спинки стульев, представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните ручки вверх медленно, глаза открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно кладите ее па парту. Открыли глаза. (Улыбки, удивление).

8. Работа с картинами (звучит музыка) ( детей можно пригласить к доске) Показать и озвучить художников и их картины.

- Ребята, предлагаю вашему вниманию картинную галерею. Посмотрите внимательно. («Ранняя весна» Архип Иванович Куинджи, «Весна. Большая вода» Исаак Ильич Левитан, «Журчат ручьи весенние» Борис Валентинович Щербаков, «Ранняя весна. Оттепель» Алексей Кондратьевич Саврасов)

Задание: Ребята, мы уже сказали, что музыка, поэзия и живопись взаимно дополняют друг друга. Сейчас мы послушаем музыку П. И. Чайковского «Весна». Одновременно посмотрим на полотна известных художников и выберем произведение, которое больше других соответствует  стихотворению «Весна, весна…»

Вопрос: - Почему вы выбрали эту картину, объясните.

- понравилась ли вам музыка Чайковского? Какое она передает настроение?

- Можем ли мы сказать, что художник испытывал такие же чувства, что и автор стиха, когда писал картину?

-Какие цвета использует художник?

Вывод. ( А. Куинджи  показал весну, теплый день, много света, воздуха. Картина созвучна стихотворению)

III Закрепление

-Природа вдохновляла не только поэтов, композиторов, художников, но я думаю и нас с вами.

Для  подведения  итогов  урока класс превращается в творческую мастерскую. Задания у вас в тетрадях.

1 группа создает обложку книги, рисунок  весны – оформители

2 группа сочиняет стихотворение  – это поэты (сочинить четверостишие с этими рифмами)

Ручей – лучей

Нежный – подснежник

3 группа рисуют картинку весны  – это художники

-Проверка заданий творческой мастерской.

IV. Подведение итогов урока

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её? (Слайд)

– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?

- С какими стихотворениями, музыкальными произведениями, художниками мы знакомились на уроке?

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая! Посмотрите на эпиграф. (Слайд)

- Чтение эпиграфа

“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”

                          Ф.И.Тютчев

А теперь давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели ни березки, ни заснеженного кустика,  ни травинки.

- Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)

- Как же нужно относиться к нашей природе?

- Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы? (Не мусорить, не ломать деревья)

Работа со слайдом «Продолжи предложение…»

V. Выставление оценок

VI. Домашнее задание

Прочитать выразительно ещё одно стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольётся…» на стр. 284 учебника. Попробовать проанализировать его также.  

Н.З.Работа с пословицами

- Назовите  половицы и поговорки  о весне. Одну из них запишите. (Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.  Весна красна цветами, а осень пирогами. Увидел грача – весну встречай).

- Как вы их понимаете? Объясните.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Конспект интегрированного урока по литературе и английскому языку

Данный урок является инновационным, интегрированным, разработан совместно с учителем английского языка....

конспект интегрированного урока музыка-литература "Час мужества"

конспекты открытых уроков, материалы и презентации к проведению уроков по искуссвту, рабочие программы...

Конспект интегрированного урока по литературе и математике с применением компьютерных технологий в 11 классе. Тема: О главном…

Урок позволяет оценить результаты усвоения тем учащимися: роман «Мастер и Маргарита», проценты, теория вероятности, площадь поверхности объемных тел, развивать у учащихся умение работать в...