Адаптированная рабочая программа по литературе для 9 класса (Зинин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
рабочая программа по литературе (9 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературе для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_literatura_9_-_7_vid.docx | 60.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская основная общеобразовательная школа»»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ | «Утверждаю» Директор МБОУ «Дубровская ООШ» ____________ Н.И. Алексеева Приказ от ______ от «___» _______ 20__г |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ________________литературе___________________
учебный предмет
для обучающихся с ОВЗ (7.1)
______________2019– 2020 уч. год______________
учебный год
Учитель Алексеева Нина Ивановна, первая квалификационная категория
Класс 9
Всего часов в год 102
Всего часов в неделю 3
с. Дубровка 2019
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897.
Адаптированная рабочая программа разработана на основе Примерной программы по литературе. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения), Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), авторской программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин,– 2-е изд. М., «Русское слово» - РС», 2013).
Рабочая программа ориентирована на учебник Зинина С.А. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 и 2 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
Целью изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.
На основании требований ФГОС в содержании тематического планирования предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Также системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- анализ и интерпретацию произведения;
- составление планов по произведениям;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные :
Ученик научится:
- осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
- определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира через творческую деятельность эстетического характера.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- Работать в группе.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты изучения литературы в 9 классе как учебного предмета
Выпускник научится:
(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России)
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
- выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат)
Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, учебно-исследовательский, наблюдение, элементы проектного метода обучения.
Формы организации образовательного процесса
|
|
Технологии обучения: информационно-коммуникативные (ИКТ), здоровьесьерегающие технологии; системно - деятельностный подход, технология групповой работы, обучение в сотрудничестве, технология проблемного и проектного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления.
Виды деятельности: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики, викторины, выразительное комментированное чтение, словарно-лексическая работа, составление рассказа на основе вопросов учебника, различные виды пересказов (художественный, сжатый, выборочный, краткий, пересказ от другого лица), словесное рисование, составление плана, чтение по ролям, размышление о названии произведений, работа с ключевыми словами и словосочетаниями: нравственная позиция автора, проведение конкурса рисунков, творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных турниров, литературных гостиных, сочинение собственных произведений, аналитическая беседа, анализ эпизодов, устное и письменное сочинение-рассуждение, учебно-исследовательская работа с текстом, анализ стихотворений, составление словаря для характеристики предметов и явлений, наблюдение над особенностями речи персонажей, сообщения-монологи, доклады, беседа по вопросам, составление и заполнение таблиц, построение опорных схем, письменный ответ на вопросы, различные виды чтения, инсценировка, работа с иллюстрациями, рассказ по плану, дискуссия, отзыв об эпизоде, письменная и устная характеристика героя, разработка и защита коллективных литературных проектов, осознанное, творческое чтение художественных произведений, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть; развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, лирического стихотворения сравнительная характеристика по заданным критериям, комментированное чтение, составление простого или сложного плана по произведению, сочинение синквейнов;
- итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, лирического стихотворения, тест с выбором ответа и с кратким ответом на знание текста художественного произведения, знание теоретико-литературных понятий, творческий зачёт, защита проектов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ | Название темы | Общее количество часов |
Введение. Ведущие темы и мотивы русской литературы | 1 | |
Из древнерусской литературы | 6 (5+1) | |
Из литературы XVIII века | 16 (15+1) | |
Литература первой половины XIX века | 7 (6+1) | |
Творчество А.С. Грибоедова | 11 (9+2) | |
Творчество А.С. Пушкина | 20 (18+2) | |
Творчество М.Ю. Лермонтова | 16 (14+2) | |
Творчество Н.В. Гоголя | 10 (8+2) | |
Литература второй половины XIX века | 6 | |
Из литературы ХХ века | 6 | |
Новейшая русская проза | 1 | |
Заключительные уроки | 2 | |
Резервные уроки | 3 |
VII. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
№ | Тема | Дата |
1 | Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. | |
Из древнерусской литературы (5+1) | ||
2 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | |
3 | «Печальная повесть о походе Игореве». | |
4 | Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…». Человек и природа в художественном мире поэмы. | |
5 | Образ автора в «Слове…». | |
6 | Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…». Подготовка к сочинению. | |
7 | Р/Р Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве». | |
Из русской литературы XVIII века (9+1) | ||
8 | Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм. | |
9 | М. В. Ломоносов – реформатор русского языка. «Ода на день восшествия…», «Разговор с Анакреоном». | |
10 | Г.Р. Державин – поэт-философ. Анализ стихотворения «Властителям и судиям». | |
11 | Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения. | |
12 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Герои и идейное содержание комедии. | |
13 | Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки». | |
14 | А.Н. Радищев. Основные вехи биографии. Книга «Путешествие из Петербурга в Москву». | |
15 | Основная проблематика книги «Путешествие из Петербурга в Москву». | |
16 | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». | |
17 | Р/Р Сочинение по произведениям литературы XVIII века. | |
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века (5 ч.) | ||
18 | Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века. | |
19 | К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности». «Мой гений», «К Дашкову», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». | |
20 | В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики. «Невыразимое»(отрывок), «Жизнь», «Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа». | |
21 | Е.А. Баратынский. «Когда исчезнет омраченье…». К.Ф. Рылеев. «А.А. Бестужеву». Жанр исторической песни в творчестве поэта. | |
22 | «Гражданский романтизм» в русской литературе первой четверти XIX века. | |
Русская литература первой половины XIX века (48+9) | ||
23 | А.С. Грибоедов. Основные вехи биографии писателя. | |
24 | Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. | |
25 | Сюжет, композиция, система образов. | |
26 | «Век нынешний и век минувший». | |
27 | Любовная интрига в комедии. | |
28 | Фамусовское общество. | |
29 | Смысл заглавия и проблема ума в комедии. | |
30 | Чацкий и Молчалин. | |
31 | И.А. Гончаров «Мильон терзаний». | |
32-33 | Р/Р Сочинение по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ работ. | |
34 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. | |
35 | Тема дружбы в лирике поэта. | |
36 | Свободолюбивая лирика Пушкина. | |
37 | Тема природы в лирике поэта. | |
38 | Любовная лирика Пушкина. Анализ лирического стихотворения. | |
39 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | |
40 | Романтические поэмы Пушкина. | |
41 | «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия. | |
42 | Нравственно-философское значение «Маленьких трагедий» Пушкина. | |
43 | Урок вн. чтения. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». | |
44 | «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей. | |
45 | «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. | |
46 | Автор и его герой в образной системе романа. | |
47 | Тема онегинской хандры и ее преломленье в «собранье пестрых глав». | |
48 | Онегин и Ленский. | |
49 | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. | |
50 | Картины жизни русского дворянства в романе. | |
51 | Сон и именины Татьяны. | |
52 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | |
53 | Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». | |
54 | Пушкинский роман в зеркале критики. В.Г. Белинский. | |
55-56 | Р/Р Сочинение по творчеству Пушкина. Анализ работ. | |
57 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. | |
58 | Мотивы вольности и одиночества в творчестве поэта. «Нет, я не Байрон», «Молитва». | |
59 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «И скучно и грустно…». | |
60 | Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нищий». | |
61 | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Родина». | |
62 | Р/Р. Анализ лирического стихотворения. | |
63 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | |
64 | Печорин как «портрет поколения». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. | |
65 | Дружба и любовь в жизни Печорина. | |
66 | Роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | |
67-68 | Р/Р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. Анализ работ. | |
69 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. | |
70 | Губернский город и его обитатели. | |
71 | Русь «с одного боку». Образы помещиков: Манилов, Коробочка. | |
72 | Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме: Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. | |
73 | «Повесть о капитане Копейкине». | |
74 | Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. | |
75 | Фигура автора и роль лирических отступ-лений. | |
76 | Поэма в оценке В.Г. Белинского. | |
77 | Урок вн. чтения. Н.В. Гоголь. Петербургские повести. | |
78-79 | Р/Р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ работ. | |
Русская литература второй половины XIX века (8 ч.) | ||
80 | Литература второй половины XIX века (обзор). | |
81 | Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). | |
82 | Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». | |
83 | Л.Н. Толстой. Автобиографическая повесть «Юность». | |
84 | Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»). | |
85 | Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого). | |
86 | Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. | |
87 | Творчество А.П. Чехова в контексте рубежа веков. | |
Из русской литературы XX века (13 ч.) | ||
88 | И.А. Бунин – поэт и прозаик. | |
89 | Своеобразие ранней прозы М. Горького. | |
90 | Многообразие поэтических голосов Серебряного века. А.А. Блок – поэт общенационального значения. Поэма «Двенадцать». | |
91 | С.А. Есенин – великий народный поэт. | |
92 | В.В. Маяковский – поэт-государственник. | |
93 | А.А. Ахматова. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний. | |
94 | Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой. | |
95 | Основные темы и мотивы лирики Б. Пастернака. | |
96 | М. Булгаков – художник мирового значения. «Собачье сердце». | |
97 | Рассказы М.А. Шолохова. | |
98 | Романы М.А. Шолохова. | |
99 | Литературный процесс 50-80-х годов. А.И. Солженицын. «Матренин двор». | |
100-101 | Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. | |
102 | Подведение итогов. Обзор чтения на лето. |
Приложение 1. Коррекционная работа
В 6 классе обучаются четверо детей, для которых согласно заключениям ПМПК рекомендовано обучение по программе 7 вида (7.1.: для детей с задержкой психического развития). Учитывая индивидуальные особенности данных обучающихся, изучение тем даётся на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной образовательной школы. Дети с программой обучения 7.1. обучаются по общему учебному плану с детьми без ОВЗ, их особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Изучение литературы ведётся с использованием учебника «Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. Это учебное пособие выбрано с учётом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений небольшого объёма. Вопросы, предлагаемые после изученного раздела, сформулированы чётко и доступно для понимания учащимися с ЗПР.
Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;
- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;
- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;
- трудности в воспроизведении усвоенного материала;
- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);
- восполнение пробелов предшествующего обучения.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приёмов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учётом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:
- чёткое планирование коррекционных задач урока;
- медленный темп урока с последующим его наращиванием;
- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;
- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;
- снижение объема и скорости выполнения заданий;
- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;
- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;
- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;
- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;
- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;
- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
- преимущественная опора на зрительный анализатор;
- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;
- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;
- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;
- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;
- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчёта обучающегося по итогам выполнения задания;
- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.
Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по литературе (6 класс)
Настоящая программа по литературе для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственного ...
Рабочая программа по литературе 10 класс (Зинин, Чалмаев)
Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования на основе авторской программы по литературе, авторы-с...
Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ
Данная Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся....
Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс
программа для обучающихся с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс
Адаптированная рабочая программа по литературе составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ (инклюзивное обучение) УМК Т.Ф. Курдюмовой...
Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс
Адаптированная программа по литературе 8 класс....
Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (8 класс). Проектирование АООП основано на необходимости исполнения закона "Об образовании" Р...