Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Русских Ирина Сергеевна

Адаптированная рабочая программа по литературе составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ (инклюзивное обучение) УМК Т.Ф. Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_literature.doc313.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                            

  «Средняя общеобразовательная школа № 1»                  

 города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

               Предметной комиссией  

          протокол от _________ №__

          __________   Русских И.С.

            Подпись              ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

   _____________

          дата

 _________   _____________

 Подпись                    ФИО

                     

Утверждено

Приказ от ____ № ___

Директор МАОУ СОШ №1

______      Квасова Н.А.

Подпись      ФИО

         

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с задержкой психического развития

учебного предмета  «Литература»

для        6      «Б » класса

105  часов   (3  часа  в неделю)

(инклюзивное обучение)

                                                                                                                                                                 

                                                                                                  Составитель рабочей программы:

                                                                                                  Русских Ирина Сергеевна

                                                                                                   Квалификационная категория:  

                                                                                                    первая                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                      

                                                                               

                                                                                             

                                                       

                                               2018- 2019 учебный год

Раздел 1. «Вступительная часть/введение»

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая  программа по предмету «Литература» 6 класс.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.  № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004  №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

-     Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования";

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Устав МАОУ СОШ №1;
  • Приказ МАОУ СОШ № 1 от 12.05.2016г. №  276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы). Авторы: Т.Ф.Курдюмова. Москва: Дрофа, 2014.

  1. Особенности рабочей программы по литературе  

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литература» для  6 «Б» класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией Т.Ф. Курдюмовой - М.: Мнемозина, 2009г и на основании адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 1 и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 6 класса - «Герой-подросток на страницах литературных произведений». В программе соблюдена системная направленность - курс 6 класса представлен разделами:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII.

Русская литература XIX века.

Русская литература ХХ века.

Литература народов России.

Зарубежная литература.

Обзоры.

Сведения по теории и истории литературы.

Помимо вопросов к каждому изучаемому произведению, в конце учебников даны итоговые вопросы и задания по темам и по всему курсу, что способствует закреплению материала, обобщению изученного, готовит ребят к следующей ступени вхождения в мир литературы. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

  1. Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

-взаимопроверка;

-самоконтроль (по   изученному материалу);

-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

-составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

 -наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-сочинения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-написание сочинений типа повествования

  1. Приоритетные формы и виды контроля.
  •  беседа;
  • тестирование;
  • выразительное чтение;
  • подробный и сжатый пересказ;
  • анализ поэтического   текста;
  • анализ эпизода;
  • сочинение-рассуждение; сочинение-характеристика литературного персонажа, отзыв о прочитанном произведении;
  • исследовательские работы; создание проектов; создание презентации.

  1. Сроки реализации программы.

Рабочая программа разработана на 2018-2019 учебный год.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Литература» входит в обязательную часть учебного плана  образовательной области «Филология». В учебном плане на изучение предмета отводится в 6 классе — 105 ч, 3 ч в неделю.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  1. Курдюмова Т.Ф... Учебник - хрестоматия  «Литература в  6 классе в 2-х частях» Просвещение, 2016г.
  2. Г. Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе 6класс» Москва  «Вако», 2007год
  3. Н.С.Королева «Контрольно- измерительные материалы по литературе 6класс»,Москва «Вако»2011
  4. Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) Курдюмова, Т. Ф. - М. : Дрофа, 2014.

Электронные образовательные ресурсы

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • документкамера

Интернет-ресурсы:

1. http://school-collection.edu.ru  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2. http://litera.edu.ru  Российский общеобразовательный портал

3. http://www.gramota.ru/slovari ГРАМОТА.РУ. Словари

4.Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы

5.В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.

6..http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
7..
http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино

Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»

2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.

В результате освоения программы  в  6 классе планируется достижение школьниками следующих

  1. личностных результатов:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

— осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

  1. Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

— знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

  1. Метапредметные результаты:

— овладение техникой составления разных типов плана;

— овладение различными способами пересказа;

— обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;

— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

2.2. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Внутри раздела по предмету  помещены промежуточные творческие работы, помогающие читателю развивать в своем внутреннем мире авторское творческое начало. Ученик  становится полноправным участником диалога с автором произведения в любом жанре, что позволяет  вникнуть в содержание произведения, понять авторскую задачу (замысел), а затем, создав свой, индивидуальный замысел, «попробовать перо», т. е. выступить в роли автора-сочинителя.

Рабочей программой предусмотрено составление презентаций по литературным произведениям, «Мир вещей 19 века», создание оригинального произведения (поучения, наставления, рассказа, стихотворения), инсценирование отрывок из произведений

2.3. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, актерское чтение, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

2.4. Оценочные средства (методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы)

тест; проверочная работа с выборочным ответом; комплексный анализ текста; подробное, сжатое изложение; сочинение повествовательного характера на заданную тему; письменный ответ на вопрос проблемного характера.

Раздел 3 «Содержание учебного предмета»

3.1. Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС  (с указанием регионального компонента).

Читатель и герой прочитанных книг.(1 час)

Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.

Далекое  прошлое человечества(6 часа)

Былины. Богатырский эпос русского народа. Герои сказок и былин. Авторские сказки. А. Островский и его весенняя сказка « Снегурочка».

Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство сказок. Рассказчики и слушатели сказок.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (53 часа)

Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики.

И.А. Крылов «Два мальчика», «Волк и ягненок».

В.А. Жуковский. «Дружба», «Лесной царь».

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»

В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши»

Мир природы в поэтических строках.

М.Ю. Лермонтов «когда волнуется желтеющая нива…»

И.А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»

Тема товарищества и тема одиночества в стихах поэтов 19 века.

А.С. Пушкин. « К сестре», «К Пущину», «Послание к Юдину», «Товарищи».

М.Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком»

Картины жизни детей.

И.С.Тургенев. «Бежин луг»

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Л.Н. Толстой. «Отрочество».

Ф.М. Достоевский. «Мальчики».

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (24 ч)

Век 19 и век 20. Связь веков.

 А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника».

М. Горький. «Детство»

А.С .Грин. «Гнев отца».

К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни».

Ф.А. Искандер. «Детство Чика».

Картины природы в поэзии 20 века.

И.А. Бунин, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, Б.П. Пастернак.

Великая Отечественная война.

Песни о войне. К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

Мир приключений и путешествий.  (21 ч)

Т. Уайт. «Свеча на ветру», «Рыцарь, совершивший проступок».

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Ж. Верн. «Таинственный остров».

О. Уайльд. «Кентервильское привидение».

Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой. Предания народов ханты и манси. Литература на лето.

3.2. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета.

- воспитание любови к книге как культурной ценности;

- способствование воспитанию нравственных качеств личности школьника;

- развитие эмоциональное восприятие текста;

- развитие образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;

- развитие потенциальных творческих способностей школьников.

- обучение школьников анализу художественных произведений;

3.3. Межпредметные связи

Литература и русский язык.

Литература и русский язык изначально связаны общим «материалом» - словом и, по сути, с разных сторон освещают один и тот же предмет: родной язык в его художественном и бытовом функционировании. Можно наметить следующие естественные точки пересечения данных предметов:

- развитие лексического богатства учащихся через чтение (в т.ч. понятия "архаизм", "неологизм", "окказионализм" и т. п., воспринимаемые непосредственно через художественный текст);

- сведения об историческом развитии языка (допустим, сравнение значения и употребления слов в пушкинскую эпоху и сейчас);

-понятие о языковых стилях (стилистика);

- понятие об индивидуальном стиле автора (чистота пушкинского языка и сложные гоголевские периоды);

- сочинение, изложение, пересказ как риторические упражнения.

Литература и история.

Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются общими объектами - «общество» и «человек» и методами их изучения. Изучение литературы идет в единстве с лингвистическим развитием учащихся. Взаимосвязь литературы и истории раскрывают социально-историческую обусловленность творчества того или иного писателя и способствуют образной характеристике исторических этапов в развитии общества. Слияние истории и литературы особенно наглядно проявляется на уроках изучения биографии писателя. На этих уроках следует строго придерживаться исторических фактов. У истории и литературы общий объект изучения - общество и человек.

Литература как вид искусства связана с живописью, музыкой, театральным искусством, кинематографией, радио и телевидением.

 Литература и  изобразительное искусство.

На уроках изобразительного искусства учащиеся  получают представление о портретной живописи, знакомятся с лучшими образцами этого жанра. Обращение к портрету на уроках литературы носит систематический характер, и ученики расширяют свои представления о портретном жанре.

Литература и  музыка

Музыка создаёт на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания  литературных произведений. Способность музыки глубоко и взволнованно выразить жизнь души, её сходство с интонациями человеческой речи роднят литературу и музыку как виды искусства и создают предпосылки для использования музыкальных произведений на уроках литературы.        

3.4. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору,

от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX

веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение

различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение

писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений,

отдельных фактов биографии писателя. В 7-9 классах существует система ознакомления с

литературой разных веков в каждом из классов.
        Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Поскольку учеников более всего интересует событие, сюжет, то в 5 классе особое внимание уделяется сюжету. В 6 же классе учеников интересует личность, герой, причём герой-ровесник, потому основное внимание в 6 классе уделяется системе образов и характеристике персонажа. Возможности творческой работы с героем, мотивировкой его поведения уже на первых уроках дают былины, баллады. Ученики наблюдают за судьбой героев, сопоставляют представление мира в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке. Уже в 6 классе нужно выстраивать цепочку базовых понятий (сюжет-герой-жанр - автор) во взаимосвязи.

Тематический план

№ п/п

Основные разделы

Количество часов

Развитие речи

Контрольная работа

Введение

1

2

 Далёкое прошлое человечества.

6

3

 Русская классическая литература  ХIХ  века.

49

4+(3)

4

Литература ХХ века.

22

1

1

5

Мир путешествий и приключений.

20

1

Итого

98

6 +(3)

1

I четверть

24

IIчетверть

20

IIIчетверть

31

IVчетверть

30

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол

часов

Дата

Введение (1ч)

1

         1

Читатель и герой прочитанных книг

1

ДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (6 ч)

2

  1.  

История человечества в произведениях литературы. «На заставе богатырской»,

1

3

«Три поездки Ильи Муромца». Былины - богатырский эпос русского народа

1

4

Пьеса «Снегурочка» - весенняя сказка. А. Н. Островского

1

5

Снегурочка в пьесе-сказке Островского. Герои сказки

1

6

Роль ремарок в пьесе-сказке «Снегурочка»

1

7

Герои сказок и былин

1

ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА ( 51 ч)

8

  1. 1

И.А. Крылов. Басня «Два мальчика». Жадность и неблагодарность  героя басни

1

9

  1. 2

Историческая подоплека басни «Волк и Ягненок». Р.Р. Чтение басни наизусть

1

10

  1. 3

В.А. Жуковский. «Дружба» — притча в стихотворной форме

1

11

В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Исторический и бытовой характер баллады

1

12

Автобиографическая повесть «Детские годы Багрова-внука». Особенности повествования С.Т. Аксакова

1

13

С.Т. Аксаков. Очерк «Буран». Зимний день в оренбургской степи

1

14

Герой литературного произведения.

1

15

Тестирование  по теме «Все начинается с детства...»

1

16

Пейзаж.  Мир природы в поэтических строках XIX в.

1

17

Р/Р  «Мир природы в произведениях поэтов 19 века». Анализ стихотворения.

1

18

В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Особенности сюжета, композиции и языка произведения

1

19

Эпистолярный жанр в литературе 19 в.

1

20

Герой-повествователь в произведении «Отрывки из журнала Маши»

1

21

Портрет героя художественного произведения.

1

22

А.С. Пушкин.  « К сестре», «К Пущину». Р.Р. Чтение стихотворения "К Пущину наизусть"

1

23

А.С. Пушкин. «Послание к П. Юдину»

1

24

А.С. Пушкин. «Товарищам».

1

25

М.Ю. Лермонтов. «Утес»

1

26

 М.Ю. Лермонтов. «На севере диком стоит одиноко...» Р.Р.Чтение стихотворений наизусть

1

27

Жанр баллады в лирике М.Ю. Лермонтова. «Три пальмы»

1

28

«Панорама Москвы» М.Ю. Лермонтова.

1

29

Смысл названия  рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

30

Картины жизни крестьянских детей в изображении И.С. Тургенева

1

31

Сюжетные и жанрово- композиционные особенности повествования И.С. Тургенева

1

32

Р/Р « Герой, который мне понравился». Устное сочинение.

1

33

Р/Р Речевая характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

34

Р/ Р Речевая характеристика литературных героев. 

1

35

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни крестьянской детворы правдивыми красками времени

1

36

Мир детства в изображении Н.А. Некрасова

1

37

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник». Тема трудного пути к учению.  Р.Р.Чтение стихотворения наизусть

1

38

Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество» (гл «Гроза»). Приближение грозы в изображении Л.Н. Толстого

1

39

Л.Н. Толстой. глава «Ключик», «Чему быть, того не миновать…»

1

40

Л.Н. Толстой. Повесть «Отрочество» (глава «Затмение»)

1

41

Л.Н. Толстой.  Глава «Мечты». «И мы все летим выше и выше»

1

42

Л.Н. Толстой. гл «Перемелется, мука будет» «Жалкая... пружина моральной деятельности - ум человека!»

1

43

Ф.М. Достоевский. «Мальчики» «Связался со школьниками»: злая перестрелка

1

44

Ф.М. Достоевский. «Надрыв в избе». «Это я теперь понимаю...» «Коля Красоткин»

1

45

Ф.М.Достоевский. «Жучка»

1

46

Ф.М. Достоевский. «У Илюшиной постельки»

1

47

Ф.М. Достоевский. «Мальчики. Фрагмент «Илюша»

1

48

Ф .М. Достоевский. «Похороны Илюшечки. Речь у камня». «Будем... прежде всего добры...»

1

49

А.П. Чехов. Сюжетно- композиционные особенности рассказа «Хамелеон».

1

50

Способы выражения идейно- эмоционального содержания рассказа

1

51

«Толстый и тонкий» способы выражения идейно эмоционального содержания в рассказе А. П. Чехова

1

52

Приметы « хамелеонства» в поведении героев рассказа А. П. Чехова  «Толстый и тонкий».

1

53

Сюжет и герой. Тест по теме: «Герои рассказов А.П.Чехова»

1

54

Сюжет и герой.

1

55

Н.Г. Гарин-Михайловский « Детство Темы».

1

56

Н.Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Темы» (глава «Ябеда»). «...Ничто не вечно под луною...»

1

57

Н.Г. Гарин- Михайловский. Повесть «Детство Темы» (глава «Экзамены»). «Разве я не виноват действительно?»

1

58

Поступок героя и характер.

1

59

  1. 0

Мир вещей XIX в.

1

60

Мир вещей XIX в.

1

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (24 ч)

61

А.Т. Аверченко. Рассказ «Смерть африканского охотника».

1

62

Автор и его  герой в рассказе

1

63

М. Горький. Повесть «Детство». «Горячий туман взаимной вражды...»

1

64

М. Горький. Повесть «Детство». Жанрово- композиционные и языковые особенности произведения

1

65

М. Горький. Повесть «Детство». Способы выражения авторской позиции

1

66

М. Горький. Повесть «Детство».

1

67

А.С. Грин. Рассказ «Гнев отца». «Тогда он увидел гнев отца»

1

68

Герой повествования

1

69

К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Мечты о несбыточном будущем

1

70

 «Так вот он какой, Кавказ!»

1

71

Читатель- подросток и мир вокруг. Творческая работа «Великолепная страна моей мечты»

1

72

Ф.А. Искандер. Цикл рассказов «Детство Чика».

1

73

Премьера инсценировки

1

74

Б. Таркинтон. Повесть «Приключения Пенрода». Герой повествования

1

75

Б. Таркинтон. Повесть «Приключения Пенрода»

1

76

Итоговая контрольная работа

1

77

Р/Р Родная природа в стихах русских поэтов XX в.

1

78

Картины движения жизни в природе в стихотворениях А.А. Блока

1

79

К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Золотая рыбка».

1

80

Приметы лета в стихотворении Б.Л. Пастернака «Июль»

1

81

Великая Отечественная война в литературе. К.М. Симонов «Сын артиллериста»

1

82

Героический пафос стихотворения «Сын артиллериста».

1

83

Песни о Великой Отечественной войне. «Моя Москва»

1

84

Герой художественного произведения.

1

Мир приключений и путешествий.  (21 ч)

85

Герои и события. Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру». «Рыцарь, совершивший проступок». О роли силы и справедливости в жизни человека

1

86

Т.Х. Уайт. «Свеча на ветру». Портрет литературного героя

1

87

М. Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна». История веселых приключений

1

88

М. Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна». Речевая характеристика героя

1

89

М. Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна». «Разве догадаешься, что у него на уме?..»

1

90

М. Твен. Повесть «Приключения Гекльберри Финна». Мир глазами ребенка

1

91

Ж. Верн. Роман «Таинственный остров». Своеобразие сюжета и жанра произведения

1

92

Ж. Верн. Роман «Таинственный остров». Робинзонада

1

93

Ж. Верн. Реальное и вымысел в романе «Таинственный остров»

1

94

О. Уайльд. Рассказ « Кентервильское привидение».

1

95

Развитие отношений Вирджинии с привидением.

1

96

О. Уайльд. Особенности жанра и сюжета рассказа «Кентервильское привидение»

1

97

Взаимоотношения героев в литературном произведении

1

98

А. де Сент- Экзюпери. Сказка- притча «Маленький принц». «...Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»

1

99

А. де Сент- Экзюпери. Сказка- притча «Маленький принц». Особенности композиции и сюжета произведения

1

100

Жизненные уроки «Маленького принца».

1

101

РР Герой среди героев. Сочинение-миниатюра «Я расскажу о понравившемся герое».

1

102

18

Природа и человек. Б. Андерсен. «Простите, где здесь природа?»

1

103

19

Предания народов ханты и манси

1

104

20

Путешествие по стране Литературии

1

105

21

Рекомендации на летнее чтение 

1

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (6 КЛАСС)        I вариант

1. Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину» это:

  1. Дума
  2. Послание
  3. Элегия

2. Что наиболее интересует Л.Н. Толстого в показе поведения героя из повести «Отрочество»?

  1. Поступки героя
  2. Последствия его поступков
  3. Нравственный смысл поступков

3. Кого из героев можно назвать главным в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»?

  1. Очумелова
  2. Хрюкина
  3. Щенка
  4. Генерала

4. Каково авторское отношение к героям рассказа «Хамелеон»?

  1. Сочувствие      2) Негодование    3) Высмеивание       4)Безразличие

5. С чего начинается рассказ «Бежин луг»?

  1. с описания июльского дня
  2. с рассказа охотника о мальчиках
  3. с рассказа Ильюши о домовом
  4. с описания портрета Феди

6. Кто рассказывает страшную историю про Тришку в рассказе Тургенева «Бежин луг»?

  1. Павлуша     2) Илюша      3) Костя      4) Ваня

7. Кто такой Крылов?              

 1) баснописец     2) писатель    3) поэт 

8. Из какой басни Крылова мораль: «Нередко у людей то ж самое бывает,

                                                                Коль мелкий плут большому подражает:

                                                               Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют»?

  1. «Вороненок»
  2. «Два мальчика»
  3. «Свинья под дубом»

9. Метафора – это…

  1. слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
  2. художественное определение;
  3. сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
  4. перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы.

10. Кто из персонажей не является героем сказки Островского «Снегурочка»?

1) Мизгирь   2) Ланселот     3) Лель        4) Берендей

12. Какое из прочитанных произведений можно отнести к жанру «робинзонада»?

  1. «Таинственный остров» Ж. Верн
  2. «Детство Темы» Н.Г. Гарин-Михайловский
  3. Л.Н. Толстой «Отрочество»
  4. «Буран» С.Т. Аксаков

13.Что объединяет стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс», «На севере диком»,

     «Тучи»?

       а) тема одиночества  б) лирический герой в) пейзаж

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (6 КЛАСС)        II вариант

1. О ком сказал А.С. Пушкин: «Его стихов пленительная сладость/Пройдет веков завистливую даль…»?

  1. о Н.В. Гоголе     2) о В.А. Жуковском     3) о Л.Н. Толстом

2. Почему повесть Л.Н. Толстого «Отрочество» названа автобиографической?

  1. Автор пишет о своих близких
  2. В повести изображена родовая усадьба Толстых
  3. Автор описывает свое детство

3. Кого в рассказе Чехова можно назвать хамелеоном?

  1. Очумелова      2) Елдырина       3) Хрюкина       4) Толпу зевак

4. В чем смысл заглавия рассказа «Хамелеон»?

  1. Очумелов то снимает, то одевает пальто
  2. Надзиратель меняет свои убеждения, как хамелеон меняет свою окраску
  3. Автор хотел рассмешить читателей нелепым названием

5 Определите героя по его описанию.

«Волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.»

  1. Костя       2) Илюша       3) Павлуша      4) Федя

6. Кем любовался охотник-рассказчик?

«Я невольно полюбовался …. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, нимало не колеблясь, поскакал один на волка… «Что за славный мальчик!» - думал я, глядя на него»

  1. Илюшей     2) Павлушей      3) Костей      4) Федей

7 Эпитет – это …

  1. слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
  2. художественное определение;
  3. сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
  4. перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

8. Из какой басни Крылова мораль: «Видал Федюш на свете  я,

Которым их друзья

                                                               Вскарабкаться наверх усердно помогали,

                                                               А после уж от -  них скорлупки не видали»?

  1. «Вороненок»      2) «Два мальчика»     3) «Свинья под дубом»

9. Какой из перечисленных жанров не является лирическим?

  1. Баллада       2) Гимн        3) Повесть        4) Эпиграмма

10. На чем путешествовали герои произведения Ж. Верна «Таинственный остров»?

  1. На плоту     2) На воздушном шаре   3) На лошадях       4) На поезде

11. Какой истории не было в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

      а) о бабе-яге  б) о русалке в) о лешем

12.  Действия  рассказа А.П.Чехова «Тонкий и толстый» происходят на:

       а) в гимназии б) на вокзале в) в поезде

Контрольно- измерительные материалы:

Приложения

Контрольный тест по творчеству А. С. Пушкина

1.        Какова основная тема повести «Станционный смотритель»?

а)        осуждение детей, забывающих своих родителей

б)        изображение жизни «маленького человека»

в)        реалистическое описание почтовой станции

2.        С какой целью А. С. Пушкин вводит экспозицию в повествование?

а)        для подробного описания жизни на почтовых станциях

б)        для реалистического изображения действительности

в)        для раскрытия мировоззрения рассказчика, его характера

3.        Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?

а)        ребенка

б)        второстепенный персонаж

в)        человека, не имеющего высокого чина

г)        типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости

4.        Какую символическую деталь вводит А. С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?

а)        горшки с бальзамином

б)        картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне

в)        кровать с пестрой занавеской

5.        А. С. Пушкин показывает, что люди «порядочного общества» в моральном плане куда ниже Самсона Вырина, используя:

а)        сюжетб)        прямую авторскую характеристику

в)        художественную деталь

6.        Соотнесите имя персонажа и авторскую оценку, (а-3; 6-2; в-1)

а)        Вырин                        1) корит, не оправдывает

б)        Дуня                        2) осуждает, возмущается

в)        Минский                3) сострадает, сочувствует, симпатизирует

7.        Счастлива ли Дуня?

а)        да, потому что она любит Минского

б)        автор не дает прямого ответа

в)        нет, так как благополучие не может быть свидетельством счастливой жизни

8.        Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного общества»

а)        «цель оправдывает средства»б)        «чин чина почитай»

в)        «добро всегда победит зло»

г)        «на чужом несчастье своего счастья не построишь»

9.        Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

а)        не хватило мужестваб)        был очень добрым человеком и простил Минского

в)        не знал, как это можно сделатьг)        понимал бессмысленность такой попытки

10.        Что общего у повестей «Метель» и «Станционный смотритель»

а) глубина характеристики героев      б) социальная проблематика

в) бытописание                        г) сложный сюжетд)        образ рассказчика

Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова

1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»?

а) гражданская тематика;     б)вольнолюбие;в) пейзаж;г) тема одиночества.

2.        Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка?

а) одиночества, изгнанничества;б) бунтарства, стихийного порыва;

в)        непонятости, страдания, тоски;г)        избранности.

3.        Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений М. Ю. Лермонтова: «На севере диком», «Листок», «Утес» - и определяет все его творчество.

4.        В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?

а)        тучи свободны от всего: и страстей, и страданий;

б)        тучи никто не гонит, у них «нет Родины»;

в)        «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны.

5.        Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение«Тучи».

а)        ямб;б)        хорей;в)        дактиль;г)        амфибрахий.

6.        Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?

а)        свободолюбивым порывом;

б)        неразделенностью любви;

в)        непрочностью человеческих отношений;

г)        бунтарством, мятежным неприятием мира.

7.        В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а) потребительское отношение человека к природе;

б)        трагическое столкновение красоты с законами бытия;

в)        роковой смысл ропота пальм на Бога.

8.        Определите жанр стихотворения «Три пальмы».

а) баллада;                        б) поэма;  

в) сонет;                        г)        элегия.

9) Определите   размер,        которым   написано  стихотворение  «Три  пальмы».

а) ямб;                        б) хорей;

г) амфибрахий;        в) дактиль.

10.        Какова основная тема стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком...»?

а)        разлука двух влюбленных;

б)        трагическая непреодолимость одиночества;

в)        неразделенная любовь.

11.        Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М. Ю. Лермонтов переносит ударение в словах?

...Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети, .

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

а)        для создания поэтического колорита;

б)        для сохранения ритма;

в)        для соответствия размеру.

12.        Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?

а)        сопоставления мира чинары и листка;

б)        антитезы двух миров;

в)        стремления к единению.

13.        Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?

а)        листок;                        1) спокойствие, отрыв от реальной жизни,

неспособность к состраданию;

б)        чинара;                        2) одинокая, бесприютная, скитальческая

жизнь, неприкаянность;

в)        море;                                3) жизнь и смерть.

14.        Назовите основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

15.        Что называется стопой в стихотворении?

а)        ударный слог;

б)        безударный слог;

в)        группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких без¬

ударных, повторение которых определяет размер стиха.

16.        Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге?

а)        дактиль;

б)        амфибрахий;

в)        анапест

Тест по произведениям С. Т. Аксакова

1.        Какие сказки были любимыми у героя повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»?

а)        турецкие;

б)        арабские;

в)        русские;

г)        немецкие.

2.        Герой повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» многоедобавлял, пересказывая сказки, потому что

а)        был лживым;

б)        хотел похвастаться;

в)        обладал горячим воображением;

г)        плохо помнил сказки.

3.        Какая примета не относится к описанию начала бурана:

а)        резко похолодало;

б)        животные начали тревожиться;

в)        потянул резкий ветер;

г)        внезапно потемнело.

4.        Герой очерка С. Т. Аксакова «Буран» погибли, потому что

а)        бездействовали;

б)        были слишком самоуверенными и безрассудными;

в)        было слишком холодно;

г)        стали жертвой волков.

Тест по произведению В. Ф. Одоевского

1.        Сколько лет героине книги В. Ф. Одоевского  «М рынки из журнала Маши»:

а)        девять;

б)        десять;

в)        одиннадцать;

г)        двенадцать.

2.        Журнал Маше подарили

а) мать;

б)        отец;

в)        брат;

г)        сестра.

3.        Родители Маши считали, что девочка должна прежде всего

а)        красиво одеваться;

б)        быть послушной;

в)        научиться играть на рояле;

г)        приучаться к хозяйству.

4.        почему девочки не хотели дружить с Таней?

в)        с ней был неинтересно;

б) она была заносчива;

и) она была незнатного происхождения;

г) она была нелюдима

Тест по произведению И. С. Тургенева

1.        Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых;                                б) пятерых;

в) шестерых;                                г) семерых.

2.        Самым старшим мальчиком был

а)Ильюша;                        б)Павлуша;

в) Федя;                        г) Костя.

3.        Какой истории не было в рассказах мальчиков:

а) о бабе-яге;                        б) о водяном;

в) о лешем;                        г) о русалке.

4.        Найдите описание Павлуши:

а)        «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

б)        «На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее».

в)        «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленького роста, сложения тщедушного».

г)        «На вид было не более двенадцати лет», лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «желтые, почти белые волосы».

Тест по произведению Л. Н. Толстого «Отрочество»

1.        Какое природное явление описано в повести «Отрочество»?

а)        снегопад;б)        буран;в)        гроза;г)        ураган.

2.        Какой троп отсутствует в предложении: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа»:

а)        гипербола;        -б)        олицетворение;в)        эпитет;г)        сравнение. ..',..

3.        Какой учебный предмет Николенька Иртеньев не любил больше всего?

а)        французский язык;

б)        математику;

в)        географию;

г) историю.

4.        В своих неприятностях Николенька обвинял прежде всего

а)        себя;

б)        брата и сестру;

в)        учителя истории;

г)        Филиппа-кучера

Тест по произведению Н. Г. Гарина-Михайловского

1.        Кто привил главному герою повести «Детство Темы» любовь к чтению?

а)        родители;б)        Иванов;в)        Данилов;г)        сам Тема.

2.        Почему Иванов не выдал Вахнова?

а)        пожалел его;б)        хотел посмотреть, что будет;

в)        был его лучшим другом;т) не мог преступить правил товарищества.

3.        Кому принадлежала идея побега в Америку?

а) Касицкому;б)        Карташеву;в)        Данилову;г)        их осенило одновременно.

4.        Как восприняли неудачный побег в Америку герои повести Гарина-Михайловского?

а)        в душе надеялись, что он не состоится;б)        как крушение всей жизни;

в)        рады были, что вернулись домой;

г)        им было жаль, но они чувствовали закономерность провала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературе (6 класс)

Настоящая программа по литературе для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственного ...

Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ

    Данная  Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся....

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса реализуется, исходя из особенностей психического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Программа разработана для учащихся 6 класс...

Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс

Адаптированная программа по литературе 8 класс....

Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)

Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложе...

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложе...