Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме
Данная Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_prgramma_po_literature_11_klass_dlya_detey_s_ovz.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для детей с ОВЗ
11 класс
Пояснительная записка
Данная Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса), имеющих медицинские основания для надомного обучения. Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающейся. Программа раскрывает содержание коррекционно-педагогической работы по литературе. Повторение материала литературы основывается на тематике социально-бытовой ориентировки.
Особенности восприятия учащихся с ОВЗ таковы, что они значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Поддерживая интерес учащихся к произведению, устанавливаем соответствие между событиями личной жизни учащихся и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Известно, что умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов. С еще большими проблемами старшеклассники сталкиваются, читая неадаптированные литературные произведения.
На первом этапе знакомства с произведением используем краткий пересказ (чтение, если это небольшой объем текста) его содержания или целиком, или до того фрагмента, с которого начинается чтение самими учащимися, с тем, чтобы прочитанные в дальнейшем эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста.
При обсуждении содержания прочитанного текста, характеристик образов опираемся на личный опыт старшеклассников, используем средства наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращаемся к приему драматизации.
Обучающаяся знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности — самостоятельному чтению.
Задачи изучения литературы
Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.
Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который служит глубокому постижению прочитанного, содействует появлению интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
1) формирование умений углубленного чтения; читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст; особенности создания художественного образа;
2) формирование речевых умений: составить план и пересказать прочитанное;
3) умение составить конспект статьи;
4) умение прокомментировать прочитанное; объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте;
5) умение формулировать проблемные вопросы, аргументировано отвечать по тексту, цитировать;
6) самостоятельно формулировать тему и идею произведения;
7) работать с разными источниками информации, пользоваться словарями и справочниками;
Коррекционно-развивающие задачи:
1) формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;
2) развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
3) совершенствование навыков чтения: сознательного, правильного, беглого и выразительного, чтения вслух и про себя;
4) уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;
5) развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
6) развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
7) развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане ГБОУ «Школа 2016» выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Литература»:
Количество часов в неделю – 1 час
Количество учебных недель – 34
Всего часов за учебный год - 34 часа
Планируемые результаты учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 11 класса личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Содержание дисциплины
№ п/п | Раздел программы | Содержание дисциплины, основные понятия |
1 | Введение. | Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. |
2 | Литература начала ХХ века. | Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха — основная проблема искусства; Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. |
3 | Литература 20-х годов ХХ века. | Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Литературные объединения. Россия и революция: трагическое осмысление темы. |
4 | Литература 30-х годов ХХ века. | Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов, понимание миссии поэта и значение поэзии. Тема русской истории в литературе 30-х годов. |
5 | Литература периода Великой отечественной войны. | Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирического героя. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века. |
6 | Литературный процесс 50-х – 90-х годов. | Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы периода «оттепели». «Городская» проза. «Деревенская» проза. Темы и проблемы современной драматургии. |
7 | Литература конца ХХ – начала ХIХ века. | Общий обзор произведений последнего десятилетия. |
8 | Зарубежная литература.
| Общий обзор произведений последних десятилетий. |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
№ | Тема | Комментарии |
Введение 1час. | ||
1 | Общая характеристика литературы конца 19-20 века. Продолжение и развитие гуманистических и реалистических традиций русской классики | |
А.П.Чехов | ||
2 | Люди «в футлярах».Идейно-художественное своеобразие рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», « О любви». | |
3 | Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч» | |
| И.А.Бунин | |
4 | Художественный мир Бунина. Знакомство с миниатюрой «Муравский щлях» и рассказом «Антоновские яблоки» | |
| А.И.Куприн | |
5 | Повесть «Олеся»: романтика настоящей любви и дикие нравы деревенского захолустья | |
6 | А.И.Куприн «Гранатовый браслет». Тема социального неравенства в рассказе. | |
| М.Горький | |
7 | Романтические произведения М.Горького. Рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» | |
8 | Пьеса М.Горького «На дне». Жанровые и композиционные особенности. | |
9 | Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Спор о правде в пьесе. Проблема человеческого достоинства и вопрос о христианском гуманизме. Смысл названия пьесы | |
| Поэзия Серебряного века | |
10 | «Поэт с утренней душой» Жизнь и тв-во К.Д.Бальмонта В.Я.Брюсов, А.Белого. | |
11 | Н.С. Гумилёв, Анненский, поэты-футуристы: Игорь Северянин и Велимир Хлебников | |
А.А.Блок | ||
12 | Поэтический путь Блока как «трилогия вочеловечения». Анализ стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме» | |
13 | А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие. Образ Христа в поэме «Двенадцать» | |
| В.В.Маяковский | |
14 | В.Маяковский о поэте и поэзии. Тема любви в лирике поэта Сатирические произведения поэта. | |
| С.Есенин | |
15 | Тема родины и природы в тв-ве Есенина. Анализ стихотворений | |
| А.А.Ахматова | |
16 | Поэма А.Ахматовой «Реквием». Образ лирической героини поэмы |
М.Цветаева | ||
17 | Жизнь и творчество М.Цветаевой Тема поэта и поэзии. Тема Родины. | |
| Е.И.Замятин | |
18 | Тема Счастья в романе «Мы». Проблема личности и государства. Право человека на частную жизнь. Образ главного героя | |
| М.А. Булгаков. | |
19 | М.А. Булгаков. Жизнь, личность и творчество. «Записки юного врача», «Полотенце с петухом» | |
20 | Повесть «Собачье сердце». Реальное и фантастическое в повести. Сатирическое изображение действительности. Шариков как социальное и моральное явление. Роль антитезы | |
| М.А.Шолохов | |
21 | М.А. Шолохов. Биография. Творчество. Рассказ «Судьба человека» | |
22 | Замысел и история создания романа «Тихий Дон». Мирная жизнь казачьего хутора | |
23 | «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». Смысл названия, роль эпиграфа к роману. Тема любви в романе. Эпос Первой мировой войны в романе «Тихий дон» | |
А.П.Платонов | ||
24 | Тема дороги в повести А.П.Платонова «Сокровенный человек». Судьба героя в судьбе России. Новые хозяева жизни в литературе 20-х годов.. | |
| А.Т.Твардовский | |
25 | Основные мотивы лирики А.Т.Твардовского | |
| Б.Л. Пастернак | |
26 | Б.Л.Пастернак. Художественный мир поэта Человек и природа в поэзии Б.Л.Пастернака. Философская лирика позднего периода творчества | |
| Н.А.Заболоцкий | |
27 | Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество Тема искусства, вдохновения и творчества в лирике Н.А.Заболоцкого | |
28 | Философия природы у Н.А.Заболоцкого. Лики красоты в поэзии Н. Заболоцкого. | |
| А.И. Солженицын |
29 | Автор в рассказе. Способы выражения лирического начала. Рассказ «Матренин двор» .Трагическая судьба русской крестьянки | |
30 | « Деревенская» проза 60-80 гг. Рассказы В.Шукшина. | |
31 | Поэты 20 века: В.Высоцкий, Б. Окуджава | |
32 | Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.Астафьева. | |
33 | Нравственные проблемы в произведениях В.Распутина | |
34 | Повторение |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
1. образную природу словесного искусства;
2. общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); 3. авторов и содержание изученных художественных произведений;
4. характерные черты эпохи, отраженные в изученном произведении;
5.сюжет, особенности композиции;
6. типичность характеров главных действующих лиц изученных произведений;
7. основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия).
Учащиеся должны уметь:
1. прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
2. определять идейную и эстетическую позицию писателя;
3. различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
4. воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем;
5. выразительно читать (в том числе наизусть) произведения или отрывки из них;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса 7вида основной общеобразовательной школы
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 7 класса 7вида основной общеобразовательной школы
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся в общеобразовательных классах, имеющих заключение ПМПК 5 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» предназначена для учащихся с ОВЗ 5 классов. Адаптированная рабочая программа – ...
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащихся 7 класса
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для учащихся 7 класса с ЗПР составлена в соответствии нормативно - правовых документов:·...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для учащихся 8х классов на 2019-20 год 70 часов. 10.07.19
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандар...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для учащихся с умственной отсталостью, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 7 классе на 2019- 2020 учебный год. (70 часов) 10.07.19
Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на р...
Адаптированная рабочая программа по чтению для УО учащихся 9 класса
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для УО учащихся 9 класса (102 часа)...