Рабочая программа по литературе 10 класс (Зинин, Чалмаев)
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования на основе авторской программы по литературе, авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. –- М: ООО «Русское слово – учебник», 2012 (ФГОС. Инновационная школа). Программа рассчитана на 102 часа учебного времени из расчета 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_lit_merkin_zinin.docx | 43.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования на основе авторской программы по литературе, авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. –- М: ООО «Русское слово – учебник», 2012 (ФГОС. Инновационная школа).
Программа рассчитана на 102 часа учебного времени из расчета 3 часа в неделю.
Срок реализации программы – 1 год. Классных сочинений – 5. Домашних сочинений -3.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс. – М.: «Русское слово». 2008
2. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Москва «Русское слово». 2008.
3. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. 10 – 11 классы. - М.: «Русское слово». 2007.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
При изучении творчества А.Н. Островского добавлены часы на обзорное изучение пьес «Свои люди – сочтемся!» и «Бесприданница». Дается сравнительная характеристика героинь Островского.
При изучении темы «И.С. Тургенев» 1 час добавлен на изучение «Стихотворений в прозе», их выразительности и философской насыщенности.
Творчество Чернышевского изучается обзорно, поэтому количество часов сокращено на 1 час: рассматривается образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа.
Сокращены часы на изучение поэзии Некрасова, Фета, А. Толстого. Сочинение по творчеству Тютчева, Фета, Некрасова дается по трем поэтам сразу, т.к. вводятся темы для сопоставления особенностей лирики.
На изучение темы «Творчество Лескова» добавлен 1 час для работы с текстом по повести «Очарованный странник».
3 часа добавлены на изучение романа Толстого «Война и мир» и 1 час на творчество Достоевского и Чехова.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов | |
Было | Стало | ||
1 | Введение. К истории русской литературы 19 века. | 2 | 2 |
2 | А.С.Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник» | 4 | 4 |
3 | М.Ю.Лермонтов. Лирика. | 3 | 3 |
4 | Н.В.Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». | 5 | 5 |
5 | Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века. | 2 | 2 |
6 | Творчество А.Н.Островского. | 8 | 10 |
7 | Творчество И.А.Гончарова. | 6 | 6 |
8 | Творчество И.С.Тургенева. | 9 | 10 |
9 | Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» | 3 | 1 |
10 | Творчество Н.А.Некрасова. | 9 | 8 |
11 | Лирика Ф.И.Тютчева. | 4 | 4 |
12 | Лирика А.А.Фета. | 4 | 2 |
13 | Творчество Н.С.Лескова. | 3 | 4 |
14 | Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 6 | 6 |
15 | Лирика А.К.Толстого. | 3 | 1 |
16 | Творчество Л.Н.Толстого. | 14 | 16 |
17 | Творчество Ф.М.Достоевского. | 8 | 9 |
18 | Творчество А.П.Чехова. | 7 | 8 |
19 | Обобщение по курсу. | 2 | 1 |
Итого: | 102 | 102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводный. Общая характеристика русской литературы XIX века | ||
2 | Поэтические предшественники А.С. Пушкина: Державин, Жуковский, Батюшков | ||
3 | А.С. Пушкин. Гуманизм лирики и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание | ||
4. | Анализ философской поэзии «Погасло дневное светило», «Элегия», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» | ||
5 | «Петербургская повесть» «Медный всадник» | ||
6 | Тема власти и «маленького» человека в поэме | ||
7 | Личность, судьба, эпоха. Художественный мир М.Ю. Лермонтова. | ||
8 | Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен..» как выражение мироощущения поэта. | ||
9 | Романтические поэмы. «Демон». Философский смысл поэмы. Трагедия Демона и Тамары | ||
10 | Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя | ||
11 | Петербургские повести" Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ "маленького человека" в "Петербургских повестях" | ||
12 | «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | ||
13 | Образ Петербурга в повести Гоголя «Нос». | ||
14 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести "Нос". Проверочная работа. | ||
15 | «Выбранные места из переписки с друзьями». | ||
16 | Литература и журналистика 50-80-х гг. ХIХ века. Исторические события, общественная мысль. | ||
17 | Литература и журналистика 50-80-х гг. ХIХ века. Исторические события, общественная мысль. | ||
18 | Этапы биографии и творчества А.Н. Островского | ||
19 | «Свои люди - сочтемся!» Особенности дебютной драмы Островского | ||
20 | Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие | ||
21 | Город Калинов и его обитатели. Система образов, приемы характеристики героев пьесы | ||
22 | Душевная трагедия Катерины. Протест героини против «темного царства» | ||
23 | Драма «Гроза» - приговор тирании и самодурству «темного царства». Оценка пьесы «Гроза» русской критикой | ||
24 | Драма «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба | ||
25 | Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика | ||
26-27 | Р/Р Сочинение по творчеству Островского | ||
28 | И.А. Гончаров. Основные этапы жизненного и творческого пути | ||
29 | Роман «Обломов». Проблематика. Композиция. Образ главного героя. Понятие «обломовщина» | ||
30-31 | Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Р/Р Сочинение-анализ эпизода | ||
32 | Обломов и Ольга Ильинская, Обломов и Агафья Матвеевна. | ||
33 | Роман Гончарова «Обломов» в русской критике (Добролюбов, Дружинин, Писарев о романе и его герое) | ||
34 | И.С. Тургенев – «гений культуры» | ||
35 | История создания романа «Отцы и дети». Основной конфликт. Смысл названия. Своеобразие. Проблематика. Композиция | ||
36 | Мир «отцов» в романе. Образы братьев Кирсановых. | ||
37 | Молодые герои романа | ||
38 | Политические и эстетические разногласия героев. Две дуэли. | ||
39 | Любовь и счастье в романе | ||
40 | Смерть Базарова. Эпилог романа | ||
41-42 | Р/Р Сочинение по роману Тургенева | ||
43 | «Стихотворения в прозе», их идейно-художественное своеобразие | ||
44 | Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Система образов романа. Идеал будущего общества. Обзорное изучение | ||
45 | Ф.И. Тютчев. Биография поэта. Основные мотивы творчества | ||
46 | Тема поэта и поэзии, место человека в мире, тема России в поэзии Тютчева | ||
47 | Философия природы в лирике Тютчева | ||
48 | Любовная лирика. «Я помню время золотое…», «К.Б.». Р/Р Сопоставительный анализ стихотворений | ||
49 | Художественный мир А.А. Фета, его особенности. Основные темы поэзии | ||
50 | Поэзия Фета о природе, любви и смысле бытия | ||
51 | Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Лирический герой Некрасова | ||
52 | Основные мотивы лирики Некрасова | ||
53 | «Кому на Руси жить хорошо». Жанр, композиция, герои, идейный смысл | ||
54 | Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме | ||
55 | Образы крестьянок. Женская доля на Руси | ||
56 | Образы народных заступников в поэме. Проблема счастья и смысла жизни. | ||
57-58 | Р/Р Сочинение по творчеству Тютчева, Фета, Некрасова | ||
59 | Художественный мир произведений Н.С. Лескова | ||
60 | Повесть «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина – героя-правдоискателя. | ||
61 | Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев. Иван Флягин - один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести | ||
62 | «Леди Макбет Мценского уезда». Идейно-художественное своеобразие. | ||
63 | Жизнь и творчество, художественный мир писателя М.Е. Салтыкова- Щедрина | ||
64-65 | «Сказки для детей изрядного возраста». Проблематика и поэтика сказок | ||
66 | Р/Р Анализ сатирической сказки «Ворон – челобитчик» | ||
67 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (обзор) | ||
68 | Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. Тест. | ||
69 | Ф.М. Достоевский. Личность, судьба, художественный мир писателя-философа | ||
70 | «Преступление и наказание». Авторский замысел и художественное своеобразие романа. История создания, конфликт | ||
71 | Петербург Достоевского. Система образов. Тема «униженных и оскорбленных» | ||
72 | События, которые приводят героя к преступлению | ||
73-74 | Теория и бунт Раскольникова | ||
75 | Двойники Раскольникова: П.П. Лужин и А.И. Свидригайлов | ||
76 | «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа | ||
77 | Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Р/Р Анализ тем для домашнего сочинения по творчеству Достоевского | ||
78 | А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений о природе и о любви. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка». | ||
79 | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Человек, мыслитель, писатель | ||
80 | История создания «Войны и мира». Особенности жанра и композиции, стиль романа | ||
81 | Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова. | ||
82 | Военные сцены в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения | ||
83-84 | Изображение дворянского общества в романе-эпопее. «Мысль семейная» | ||
85-86 | Жизненный путь героя – путь самосовершенствования. Андрей Болконский | ||
87-88 | «Любимый герой» Толстого Пьер Безухов | ||
89 | «Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой | ||
90 | Марья Болконская | ||
91 | Отечественная война 1812г. Философия войны в романе. Бородинское сражение – кульминация романа | ||
92 | «Мысль историческая» в романе. Кутузов и Наполеон | ||
93 | Народ в романе «Война и мир». Платон Каратаев. Жизненная философия героя | ||
94 | Эпилог романа. Изображение мирной жизни в эпилоге. Р/Р Анализ тем домашнего сочинения | ||
95 | Художественный мир А.П. Чехова. Основные черты чеховской поэтики | ||
96 | Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | ||
97 | Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч» | ||
98 | Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». «Вишневый сад». История создания пьесы. Своеобразие конфликта. Два сюжета | ||
99 | «Подводное течение» в пьесе. | ||
100 | Система образов. Главный образ пьесы. | ||
101 | Р/Р Анализ тем домашнего сочинения по творчеству Чехова | ||
102 | Русская литература ХIХ века. Обобщение. Рекомендации для летнего чтения |
Список литературы и средства обучения
Для обучающихся
- Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс, Литература XX века. В 2-х частях. – М.: «Русское слово». 2008
- Тексты художественных произведений
Для учителя
- Сборник нормативных документов: Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по литературе. – М.: ДРОФА. 2007.
- Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Москва «Русское слово». 2008.
- Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс, Литература XX века. В 2-х частях. – М.: «Русское слово». 2008
- Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. 10 – 11 классы. - М.: «Русское слово». 2007.
- Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2007.
- Литература в школе. Научно-методический журнал.
- Тексты художественных произведений
Образовательные электронные ресурсы:
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 5 класса (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с· законом «Об образовании в Российской Федерации»;· государственным стандартом общего об...
Рабочая программа по литературе для 9 класса (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с· законом «Об образовании в Российской Федерации»;· государственным стандартом общего об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень. ( Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )
Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с Федеральным базисным планом, Программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г...
Рабочая программа по литературе 5 класс. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе Примерной программы по литературе, 5-9 классы (М.: Просвещение, 2011),авторской программы для 5-...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...