Тип петербургского мечтателя.
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Правдина Зинаида Георгиевна

Материал создан для формирования полной картины событий в ходе чтения повести Достоевского "Белые ночи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_f.m._dostevskogo_0.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи »

Слайд 2

Цель урока: дать более полное представление о повести . Задачи урока: - познакомиться с творчеством писателя 40-х годов ; - рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести; - прикоснуться к теме Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского ; - особое внимание уделить образу главного героя ; - познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести; - проследить , как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века .

Слайд 3

Увертюра к уроку -музыкальное произведение Р.Шумана «Грезы». После прослушивания ответьте, пожалуйста, на вопросы : - Какое настроение владеет вами сейчас? - Как вы думаете , какие чувства , в этой пьесе хотел выразить композитор? - Что вы слышите ? Здесь звучит тема одного или нескольких героев? .

Слайд 4

В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька . В этом городе , по словам Н.В.Гоголя : «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…» А подзаголовок «Сентиментальная повесть» указывает на то , что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах. Художественное своеобразие повести: Смысл названия

Слайд 5

Композиция ее состоит из 4 глав - 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом . Повествование ведется от 1-го лица , от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ- исповедь .

Слайд 6

Во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку , знакомиться с ней . Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви . Мечтатель сочувствует Настеньке , от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось , хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала , что влюбляться в нее нельзя. На исходе 4 ночи , когда счастье уже было так возможно , за Настенькой является ее избранник. А Мечтатель остается один. Сюжет повести

Слайд 7

Главный герой - Мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. Еще в « Петербургской летописи» Достоевский попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

Слайд 8

В «Белых ночах» два героя . И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами , центральным действующим лицом является Настенька. Настенька- видение и реальность , олицетворение белой петербургской ночи. Из искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка» - Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Слайд 9

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье. После ухода Настеньки герой вряд ли сможет измениться. Тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий , горестей и несчастий .Сам герой неспособен противостоять этой действительности , не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии . Он уходит в себя , замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний.

Слайд 10

Но , оставшись наедине со своим несчастьем, Мечтатель все же благословляет Настеньку : «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья , которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Слайд 11

Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа « маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века. А одним из первых к этой теме обратился А.С. Пушкин. Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои интересы, своя судьба. - Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

Слайд 12

1. У них отнюдь не высокое социальное положение. 2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе. 3.Каждый из героев переживает личную трагедию , теряя самое дорогое , что было у них в жизни: Самсон Вырин - горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич- шинель, Мечтатель- Настеньку. 4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен. 5. Одиночество- то , что составляет их жизнь , почти совсем лишенную радости. Общность героев :

Слайд 13

6. Наконец , их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия. С.Вырин , не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски. Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер. Как сложится судьба Мечтателя , мы не знаем, но предположить можем. 7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела. 8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)

Слайд 14

Домашнее задание : Письменно ответить на вопрос: « Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке? Соотнесите содержание повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи» со словам Н.В.Гоголя из повести « Невский проспект» : «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный журнал "Мечтатель №1 2009 г."

В журнале собраны творческие работы детей....

Тип петербургского мечтателя.Тема одиночества человека в странном мире ночей

Цель: оценить особенности образа главного героя-мечтателя; обучать аналитическому чтению;давать характеристику герою произведения...

Урок литературы в 9 классе на тему «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».

Урок и презентация по литературе на тему: «Тип петербургского мечтателя.  Тема одиночества человека» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной (М.: Прос...

«Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».

laquo;Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей»....

Урок литературы в 9 классе. «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».

Урок литературы в 9 классе.  «Тип петербургского мечтателя.  Тема одиночества человека в странном мире ночей»....

Тип петербургского мечтателя (по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"

Цель урока: 1.Определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.Задачи: - Обучающие: выявить хар...