Тип петербургского мечтателя (по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Цель урока:
1.Определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.
Задачи:
- Обучающие: выявить характерные особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм); отработать навыки аналитического чтения текста;
-Развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой
- Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке.
Оборудование:
- Портрет писателя;
- раздаточный материал (карточки-информаторы);
- репродукции картин И. Глазунова;
-запись музыкальной пьесы Р. Шумана «Грёзы».
Формы работы:
- фронтальная;
- статистические пары;
-индивидуальные задания;
-словарная работа.
Тип урока:
- урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
- учащиеся раскрывают образ главного героя;
- постигают философское звучание темы одиночества;
- приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Приморская средняя школа с углубленным изучением отдельных
предметов им. Героя Советского Союза Семенова П.А.»
Быковского муниципального района Волгоградской области
Конспект урока по литературе
в 9 классе
«Тип петербургского мечтателя (по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи")»
подготовила учитель
русского языка и литературы:
Пак Виктория Сергеевна
Приморск
2019
Тема: Тип петербургского мечтателя (по повести Достоевского "Белые ночи")
Слайд 1,2
Цель урока:
1.Определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.
Задачи:
- Обучающие: выявить характерные особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм); отработать навыки аналитического чтения текста;
-Развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой
- Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке.
Оборудование:
- Портрет писателя;
- раздаточный материал (карточки-информаторы);
- репродукции картин И. Глазунова;
-запись музыкальной пьесы Р. Шумана «Грёзы».
Формы работы:
- фронтальная;
- статистические пары;
-индивидуальные задания;
-словарная работа.
Тип урока:
- урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
- учащиеся раскрывают образ главного героя;
- постигают философское звучание темы одиночества;
- приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вступительное слово учителя. Слайд 3
Эпиграф:
Боже мой!
Целая минута блаженства!
Да разве этого мало хоть бы
и на всю жизнь человеческую?..
(Ф.М. Достоевский)
Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.
Ф.М. Достоевский – автор нелёгких для чтения произведений. Он с болью в сердце писал о страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – «Бедные люди».
Уже в ранних произведениях по- новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение Достоевского, что «красота спасет мир»; он хотел заглянуть в область «предвидений и предчувствий» того, чего нет, но что должно быть действительностью.
«Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?» - такой риторический вопрос задает героиня «Белых ночей» своему нечаянному знакомому.
III. Актуализация знаний. Слайд 4
Литературная разминка Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Ф.М. Достоевского «Белые ночи». ( Ответы учащихся)
IV. Постановка проблемного вопроса.
- Ребята, а что такое мечта? А кто такой Мечтатель?
Словарная работа. Обратимся к словарю С.И. Ожегова (карточка-информатор)
- А когда мы мечтаем?
- Мечтатель – это хорошо или плохо? (ответы уч-ся о теме мечтателя в творчестве Достоевского)
- Теперь давайте посмотрим на экран и сверим, все ли мы сказали правильно. Слайд 5
- Имеет ли главный герой имя? ( Ответы учащихся)
– Что вы можете сказать о герое - Мечтателе? ( Ответы учащихся)
- Расскажите коротко о жизни Мечтателя. ( Ответы учащихся)
- О чём мечтает герой? ( Ответы учащихся)
- Итак, а был ли Счастливым человеком Мечтатель? ( Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы познакомимся с воспоминаниями мечтателя и постараемся ответить на проблемный вопрос: Счастлив ли наш Мечтатель?
V. Изучение новой темы.
Прежде чем приступить к нашей новой теме, давайте послушаем музыкальное произведение Роберта Шумана «Грёзы». Слайд 6
После прослушивания ребята отвечают на вопросы:
- Какое настроение владеет вами сейчас? ( Ответы учащихся)
- Как вы думаете, какие чувства, в этой пьесе хотел выразить композитор? ( Ответы учащихся)
- А теперь поговорим о художественном своеобразии произведения и поработаем с текстом.
-Уже в начале произведения автор погружает нас в атмосферу петербургских белых ночей.
« А ночи стояли чудные. А тут ведь еще не просто ночи, а белые…… Знаменитые петербургские белые ночи….»
Именно эта особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. И мы с вами попробуем почувствовать красоту белых ночей.
Итак, ребята, наш роман называется? («Белые ночи») (Ответы учащихся)
Что же это за явление? Белые ночи? ( Ответы учащихся) слайд 7
Ребята, а теперь давайте обратим внимание на то, что «Белые ночи» , которые были опубликованы в 1848году имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Слайд 8
- Как вы понимаете подзаголовок повести Достоевского? Почему она названа «сентиментальным романом»? ( Ответы учащихся)
Словарная работа. У слова “роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И. (карточка-информатор)
- В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово «роман»? ( Ответы учащихся) слайд 9
Писатель определил жанр своего произведения как роман. Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изображение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви, любовные отношения между мужчиной и женщиной.
- Не забудем слово «сентиментальный». Что означает слово «сентиментальный», где вы уже встречались с этим понятием? (Сентиментальный – от франц. «чувственный». Творчество Карамзина, повесть «Бедная Лиза».) ( Ответы учащихся)
Словарная работа (карточка-информатор) слайд 10
Сентиментальный, т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях. Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.
– От чьего лица ведется повествование в повести «Белые ночи»? Почему? (Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя, который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ-исповедь. Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание) ( Ответы учащихся)
– Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире?
(Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так?) ( Ответы учащихся) слайд 11
Итак, наш герой одинок!
-Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время?
- Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви. (Зачитать)
- Однажды Судьба послала ему встречу. (Зачитать.)
- Что происходило с Мечтателем в тот момент, когда он увидел Настеньку? Слайд 12
- Что он чувствовал в эти минуты?
-Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки
- Спасает ли любовь героя от одиночества?
- Почему их роман недолог?
Он снова одинок, но именно те минуты, проведенные со своей любовью, делают его счастливым и именно эти минуты остались в его воспоминании, обратимся к эпиграфу романа. Слайд 13
- Так счастлив ли наш Мечтатель? Слайд 14
Давайте прочитаем последние строки произведения: (чтение) « Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. А это не всем дано».
Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни. Нельзя замыкаться в одиночестве! Надо любить! Слайд 15
Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые моменты и как говорил Ф.М. Достоевский: «Красота спасёт мир!»
VI. Рефлексия
1. О чём повесть «Белые ночи»?
2. Чему учит нас эта повесть?
VII. Вывод:
«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в мире, о его несостоявшемся счастье. Повесть Достоевского учит нас понимать жизнь в различных ее проявлениях, находить в ней истинные ценности.
Творчество Ф.М. Достоевского никого не оставляет равнодушным. И мы сегодня имеем возможность виртуально посетить выставку картин, современного художника Ильи Сергеевича Глазунова. Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя. Слайд 16
VIII. Выставление оценок. Слайд 17
IX. Домашнее задание.
- Письменно ответьте на один из вопросов: «Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке?», «Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни?»
- Соотнесите содержание повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» со словами Н.В. Гоголя из повести «Невский проспект»: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…».
Список источников:
http://img1.nnm.ru/d/9/0/b/a/d90ba6f2812632f4e2f0a2bca6f84805_full.jpg
- Мечтатель
http://www.artlib.ru/objects/gallery_642/artlib_gallery-321236-b.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/74/788/74788342_beluye_nochi.jpg
- Петербург
http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg
http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/1/scripwriter.0/0_11fd_129b99c8_XL
- Ф.М.Достоевский «Белые ночи»
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0230.shtml
На мосту
http://www.3rm.info/uploads/posts/2012-12/1355855415_3.jpg
Утро
http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2007/11/29/996239.jpg
- Словари
- Методические пособия и разработки
Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи» http://festival.1september.ru/articles/533052/
И.В.Золотарева,О.Б.Беломестных «Поурочные разработки по литературе 9 класс» - Москва: ВАКО,2011
Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. «Уроки литературы в 9 классе»- Москва: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тип петербургского мечтателя.Тема одиночества человека в странном мире ночей
Цель: оценить особенности образа главного героя-мечтателя; обучать аналитическому чтению;давать характеристику герою произведения...
Урок литературы в 9 классе на тему «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».
Урок и презентация по литературе на тему: «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной (М.: Прос...
«Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».
laquo;Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей»....
Урок литературы в 9 классе. «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».
Урок литературы в 9 классе. «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей»....
Тип петербургского мечтателя.
Материал создан для формирования полной картины событий в ходе чтения повести Достоевского "Белые ночи"....
Презентация по литературе на тему" Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».
Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я....