Урок литературы в 9 классе на тему «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме
Урок и презентация по литературе на тему: «Тип петербургского мечтателя.
Тема одиночества человека» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной (М.: Просвещение) и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа). С помощью данной работы учащиеся выяснят нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя. Презентация сопровождается красочными иллюстрациями по данной тематике для более эффективного усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_belye_nochi.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока (СЛАЙД -1) «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».
Задачи:
Ход урока А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Этот поистине гениальный писатель. (СЛАЙД -2) Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь
- О каком произведении мы сегодня будем говорить? - Где было оно напечатано? А какую тему нам необходимо изучить сегодня, чтобы наши знания о……. стали полными? (СЛАЙД 6) - Ребята, запишем в тетрадь тему урока:
исследователи, психологи, читатели… Каждой группе будет адресован вопрос. (СЛАЙД – 7) ИССЛЕДОВАТЕЛИ -Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.) (В этом названии семь слов.) Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского. (СЛАЙД - 8) - Что это за явление: белые ночи? Белые ночи - светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. В Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля (Слово ‘ночь’ вызывает определённую цепь ассоциаций: темнота, мрак, страх, господство тёмных сил и другие. - А почему у нас невозможно такое явление, как белые ночи? -(Это характерная примета для северной столицы) -Каким выразительным средством вы бы охарактеризовали это словосочетание? (Оксюморон — это словосочетание из двух слов, которые противоречат друг другу. Оксюморон служит для большей выразительности и образности текста. Это оксюморонное сочетание “белые ночи” помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов. А если перевести название на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». (В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.) (СЛАЙД-9) -Ребята, скажите, к какому жанру относится произведение “Белые ночи”? Подсказку нам дает сам автор в подзаголовке. (СЛАЙД -10)
\(По́весть — прозаический жанр, который занимает место между романом, с одной стороны, и рассказом) Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием? (Сентиментальный – от франц. “чувственный”. При изучении творчества Николая Михайловича Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести “Бедная Лиза”) -Это не просто роман, а сентиментальный роман, т.е. овеянный поэзией сердечного чувства. - Когда всё действие романа происходит? (ночью).
-Есть ли в романе привычное деление на главы? (В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи, 5 глава называется «Утро»; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом. (Эпилог - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению) Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя, который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ - исповедь). ЧИТАТЕЛИ -Кто герои романа? Герои - (Мечтатель, Настенька, Петербург, Жилец) - Почему у героев складываются почти, что сразу дружеские, доверительные отношения? ( Они оба молоды, чисты душой, добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда…, с надеждой на счастье. Они сдружились из-за схожести характеров). Настенька рассказывает подробно о своей жизни. А вот у героя своей истории нет… И на вопрос: « (Кто же вы такой?» Герой отвечает: « …я тип - это оригинал, такой смешной человек!» Характер этот, этот тип сформировался в Петербурге, про который сам автор позже скажет, что это « единственный и самый фантастический город в мире») (СЛАЙД - 12) - Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М.Достоевского. В 1838 году писатель впервые приезжает в этот город и ощущает его как среду, глубоко воздействующую на человека. (Во всех произведениях Достоевский создает образ Петербурга, холодного, бездушного, равнодушного к судьбе человека) - Пейзаж? Пейзаж - описание места, где происходят те или иные события. Это важный художественный прием. В творчестве Достоевского городской пейзаж несет большую художественную нагрузку и всегда связан с внутренним миром героев. - Каковы функции пейзажа в этой повести? (Пейзаж создает настроение каждой главы. Почти каждая глава начинается с описания природы, и мы можем предугадать, как закончится эта глава: весело или печально). Сам герой в своем рассказе признается, что мечтам иногда приходит конец. (ЗАЧИТАТЬ) («В комнате потемнело; на душе … пусто и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг…, рушилось без следа, без шума и треска, пронеслось, как сновидение, а он и сам не помнит, что ему грезилось…») О чем мечтает наш герой?) (ЗАЧИТАТЬ) -(Поверите ли, ни одной женщины, никогда, никогда! Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь. Ах, если б вы знали, сколько раз я был влюблен таким образом!..) (Ответ в тексте повести: «Посмотрите на эти волшебные призраки… Посмотрите, какие разнообразные приключения…Вы спросите, может быть, о чем он мечтает? К чему это спрашивать! да обо всем…» – Ребята, а что такое мечта? (Мечта – это попытка уйти от действительности, в которой так мало светлого и радостного).
-Обратимся к словарю Ожегова Сергея Ивановича - (1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2. Предмет желаний, стремлений) (Когда нам хочется что-то в жизни изменить) ПСИХОЛОГИ (СЛАЙД 13) – Кто является повествователем в романе? (Мечтатель) -МЕЧТАТЕЛЬ - тот, кто предается мечтам, фантазер. Достоевский. Он вспоминал позднее в своих статьях: «Я был тогда страшным мечтателем. И чего я не перемечтал в моем юношестве...» ИССЛЕДОВАТЕЛИ
-( Одинокий, застенчивый, скромный человек. Мы видим в начале романа, как мечтатель разговаривает с домами, которые для него добрые знакомые, мы не знаем его имени. Он 8 лет живет в Петербурге, но так и не завел знакомых. Много раз влюблялся, но только в мечтах, 26 лет, мелкий чиновник, служит, жалование 1200 в год, снимает жильё, проживает с Матрёной, помогающей по хозяйству, он образован, много читал (ночь вторая, разговор с Настенькой, у него есть увлечение – прогулки по летнему ночному Петербургу) - Каков род занятий главного героя повести? (ничего не сказано, только мечтает, он – мечтатель) -Какие слова использует автор при описании девушки? Ответ: это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Шляпка, мантилька, ручка, глазки, стрелка, бедняжка, маленькая, хорошенькая, бедненькая. -Зачем автор использует это словообразовательное средство выразительности? -(1)передать отношение героя к девушке; 2) описать девушку, создать образ. - (Представьте, что вы пишите сочинение на ГИА, и тема вашего сочинения – «Роль суффиксов эмоциональной окраски» - вот вам 2 функции этих суффиксов, необходимо только подобрать примеры из текста)
-(они оба искали чувство, способное спасти их от одиночества, они искали счастья) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС. (СЛАЙД – 18) - Итак, а был ли Счастливым человеком Мечтатель?
-Обратимся к толковому словарю Ожегова: (запись сделана на доске)
(СЛАЙД – 19) - Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале?
на доску). (Нет)
(Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам, “всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”) Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… -Одиночество постоянно давит. -А разве сегодня не так?
(“В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Юрий Владимирович Манн в статье “Боль о человеке”). Человек чувствует себя некомфортно, что-то мешает ему осваиваться в этой жизни, и эти мучения сопровождают его всю жизнь. Иногда одиночество не является наказанием, ведь это хорошо, когда у человека есть свой собственный внутренний мир, мир мечтаний и чувств, в котором он может творить разные чудеса…
ЧИТАТЕЛИ:
(Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям). Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви. ЗАЧИТАТЬ. (Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.) Одинокий человек не хочет оставаться один, но сделать первый шаг, побороть свой страх перед обществом порой является сложной, почти не решаемой задачей для таких людей
-Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку. (Зачитать описание ее внешности) (по ролям)(Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”) Почему он так легко и просто увлёкся девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман…) - Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? -(хорошим, веселым) Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю, что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость) - Любил ли Мечтатель кого-нибудь до Настеньки? (мечту, идеал) - Что привлекло героя к ней? (мечтательность, чистота, наивность)
-(Она ждала своего любимого, с которым договорилась встретиться на этом мосту через год.) ПСИХОЛОГИ: (СЛАЙД - 23) - Что происходило с Мечтателем в тот момент, когда он увидел Настеньку? а) (Сердце мое трепетало, как у пойманной птички) - ЧТО ОН ЧУВСТВОВАЛ В ЭТИ МИНУТЫ?
(На дружбу я готова, а влюбляться нельзя….) -(Потому что она уже влюблена, первая любовь - самое яркое чувство, которое сохраняется на всю жизнь. Я думаю, она не хотела портить впечатление об этом чувстве) -Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? -(Да). ЗАЧИТАТЬ.
(Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет). - Кому из вас, ребята, не нравится желтый цвет? - Есть ли в отрывке слово, которое можно было поставить в один ряд с этим словом? (желчь) Желтый цвет - «цвет радостный, бодрящий и нежный» (Гете) В словаре Ожегова слово желчный - раздражительный, злой. Сердце мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого. -Влияет ли наш герой на жизнь Петербурга, окружающих его людей, соседей, своих сослуживцев? (Ответ: нет, наш герой не вмешивается во внешнюю жизнь) Как называется такой тип литературного героя? (-это «маленький человек») -В произведениях каких авторов мы встречались с этим образом? (Ответ: Пушкин А.С. «Станционный смотритель» (Самсон Вырин), Гоголь Н.В. «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин) -Можем ли мы назвать нашего героя «маленьким человеком»? (Ответ: да, несомненно. Он не вершитель судеб) - Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека? (Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом) (Способность чувствовать красоту) ДА
(Что она не хозяйка. Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.) Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни. - Какие цвета преобладают при описании квартиры? (зеленый, из окна желтый дом, желтый цвет
«неустроенный быт») (Нет). ЧИТАТЕЛИ - А какова история Настеньки? (Она проста, добра, чиста, способна на глубокое чувство. Настенька – как бы зародыш противоречивого и увлекающегося женского характера. Настенька не может понять, как этот человек – свободный, никем и ничем не стесняемый, – может жить один в своем углу, как заключенный. Что-то ненастоящее, книжное чудится ей в каждом слове героя) (Нет. Возможно, это первое реальное чувство, которое он испытал.) )- Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? (ЗАЧИТАТЬ)
Улыбаюсь, а сердце плачет. - У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»).
(СЛАЙД 24)- Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя? (письмо) (Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого.) ПСИХОЛОГИ (СЛАЙД – 25) -Какое было состояние души у Мечтателя в этот момент? (ЗАЧИТАТЬ) (“Утро. Письмо Настеньки” Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо. - Как вы относитесь к чувствам и поведению Настеньки? Искренна ли она в своем братском отношении к герою? (Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире, т.е. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой.
-Почему Достоевский не наделяет своего героя именем – это один из приёмов типизации, обобщения. -(Таких, как наш герой, много, такие люди были и будут во все времена. (В будущем мы встретимся с ещё одним вариантом «маленького человека» у А.П.Чехова и сравним их) Все они разные. Но только человек с большой и открытой душой может пройти через такое испытание любовью и не озлобиться, не ожесточиться) - Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии? ( ДОСКА – ПРИЗНАКИ) (Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску). Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение). (СЛАЙД -26) «Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?» (СЛАЙД - 27) - Какова роль эпиграфа к произведению? – Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение. У Тургенева: Знать, был он создан для того, У Достоевского: …Иль был он создан для того,
на доску). ДА И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. А это не всем дано. Эпиграф помогает осознать основную мысль, заключенную в последних строчках: (СЛАЙД - 28) “Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую…?” Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. Учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее. -Сочувствуя герою, многие из вас задавались вопросом: «Почему Мечтатель не проявил настойчивость и не попытался остановить Настеньку?» (Мечтая об идеальной любви, герой слишком пассивен, - горд)ГОРД?- Нет. Он искренне желает счастья Настеньке. Ею был сделан выбор, и наш герой не посмел ему противиться.) (СЛАЙД - 29) -Как изменится Мечтатель после ухода Настеньки? - Изменится ли он вообще? -( Скорее всего, нет, потому что тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью. Сам герой неспособен противостоять этой действительности, не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии. Он уходит в себя, замыкается. (Именно поэтому неоднозначно и наше отношение к нему. Мы чувствуем жалость и сострадание, но при этом заканчиваем чтение повести с чувством недоумения и даже некоторого разочарования (СЛАЙД – 30- 31 ) - Кто виноват в несчастье Мечтателя? - Закономерен ли финал повести? Настеньку нельзя обвинять в том, что она снова оставила Мечтателя наедине со своими чувствами и мыслями». ( Настенька - верная и преданная девушка. Весь год она любила своего избранника и жила надеждой на счастье. Мы не знаем, как сложится ее судьба. Но видим, что с Мечтателем она была бы окружена любовью и заботой) Мечтатель снова остается один, но все, же благословляет Настеньку. -«Отчего же целые бессонные ночи проходят как один миг» (Ф.М. Достоевский убежден в том, что время, когда человек ощущает себя одиноким, самое быстротечное, неуловимое, но которое может оставить глубокий след пустоты в душе, даже физическое истощение.) (-Своим произведением Ф. М. Достоевский хотел сказать читателю, что одинокий человек может разрушить все преграды, которые создаются одиночеством, и начать свою жизнь с чистого листа, набрав в себе силы и смелости) -Но он тоже, как вам кажется, имеет право на счастье? проявить хоть каплю настойчивости, он имел на это право.., он это заслужил…» Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье. ВЫВОД: Итак, мы говорили сегодня о петербургском мечтателе Достоевского. Также мы затронули тему одиночества. Идея одиночества человека не может не волновать людей. Таков гуманизм Достоевского: исполнен « боли о человеке» - бедном, обделенном, забытом, неудачливом, оставленном – и заставляет разделить эту боль нас, читателей. «Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в мире, о его несостоявшемся счастье. Повести Достоевского учат нас понимать жизнь в различных ее проявлениях, находить в ней истинные ценности О счастье мы всегда лишь вспоминаем. (СЛАЙД -33) «Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив» (СЛАЙД -34) Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение «Счастлив ли Мечтатель?» Прочитать повесть Л.Н. Толстого «Юность». (СЛАЙД -36) РЕФЛЕКСИЯ. ( Проведем рефлексию) Лучше добрым на свете быть,
– Заполните листочки, которые лежат на партах (вопросы и ответы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Тип петербургского мечтателя.Тема одиночества человека в странном мире ночей
Цель: оценить особенности образа главного героя-мечтателя; обучать аналитическому чтению;давать характеристику герою произведения...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
«Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».
laquo;Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей»....
Урок литературы в 9 классе. «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».
Урок литературы в 9 классе. «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей»....
Тип петербургского мечтателя (по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
Цель урока: 1.Определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.Задачи: - Обучающие: выявить хар...
А. П. Ч е х о в. «Тоска». Одиночество человека в бездушном мире. Гуманистическая позиция писателя.
Конспект урока литературы в 9 классе...
Комментарии
Извините, презентация не
Извините, презентация не загружается.
Если кому-то понравится
Если кому-то понравится разработка, и нужна будет презентация,пришлю на электронный ящик, пишите!