№ П.п | Кол. час./ дата | Тема | Основное содержание | Планируемые результаты |
Решаемая проблема | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
1 | 1 | Введение (1).Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства. | Понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности. | Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку. | Осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
2 | 1 | Устное народное творчество (4+1).Предания как поэтическая автобиография народа. | Знать определение понятия «предание» | Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа | уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания. | Осваивать исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
3 | 1 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. | Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; | Понимать тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования | Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4 | 1 | Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. | Знать какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести героя русского эпоса. | Определять отношение авторов-рассказчиков к Садко, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.) | Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
5 | 1 | Р.р. Классное сочинение(1). Написание своей былины. | Знать особенности композиции былины | Оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), используя текст изученных произведений. | Уметь при составлении своей былины соблюдать жанр, составить план, определить идею, подобрать выразительные средства, характерные для былины. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
6 | 1 | Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев. | Знать роды литературы, их жанры | Понимать смысл произведений | Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в мировой литературе. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
7 | 1 | Из древнерусской литературы (2). «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | Знать особенности поучения как жанра литературы. | Понимать смысл похвалы, поучения Владимира Мономаха. | Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
8 | 1 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности. | Знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои. | Видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций. | Воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
9 | 1 | Из русской литературы 18 в. (2).М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. | Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды. | Понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы. | Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов). | Осваивать слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
10 | 1 | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. | Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений. | Понимать философский и иносказательный смысл стихотворений. | Уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»). | Осваивать биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
11 | 1 | Из русской литературы 19 в. (27+4). А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. | Знать биографию поэта | Понимать особенности творческого процесса поэта (с.95-96). | Уметь создавать монологическую речь | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
12 | 1 | Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы. | Знать историческую основу, особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка. | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев. | Осваивать художественное воспроизведение боя и доблести русских воинов. Смысл сопоставления Петра и Карла. Особенности композиции, своеобразие языка. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
13 | 1 | «Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I. | Знать историческую основу поэмы, определение понятия «поэма», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра, оценивать отношение автора к изображаемому. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст находить средства художественной выразительности. | Осваивать художественное воспроизведение быта Петербурга. Смысл прославления деяний Петра. Особенности композиции, своеобразие языка. Понятие о жанре поэмы (развитие представлений) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
14 | 1 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе. | Знать историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка. | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности. | Осваивать Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
15 | 1 | Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. | Знать историческую основу драмы, особенности драматического произведения: диалог, реплики, ремарки. | Понимать ее идейный замысел, тему Смутного времени на Руси. | Уметь анализировать варианты написания текста драмы, динамику авторской позиции, подбирать иллюстрации к сцене «В келье Пимена». | Осваивать историю Смутного времени. Изображение Пимена и Григория. Драма как род литературы. (развитие представлений). | Принимать учебную задачу (составление словаря, характерного для речи Пимена). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
16 | 1 | Поэма А.С. Пушкина «Полтава» | Знать содержание поэмы, определение средств выразительности, сопричастность автора к происходящему и др.), значение поэмы. | Понимать ее идейный замысел, тему, роль автора поэмы | Уметь объяснять способы выражения авторской позиции | Осваивать сюжет поэмы в сопоставлении с историческими событиями | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
17 | 1 | Р.р. Чтение отрывка из поэмы наизусть | Знать особенности композиции сочинения | Оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), используя текст изученных произведений. | Уметь при написании сочинения составить план, соблюдать композицию, использовать цитаты. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
18 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. | Знать о поэте. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется желтеющая нива». | Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа. | уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст. | Читать наизусть, читать выразительно. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
19 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу. | Понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе. | Уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы. | Осваивать картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
20 | 1 | Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы. | Знать нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. | Уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом. | Освоить смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
21 | 1 | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям. | Знать особенности сюжета, способы выражения авторской позиции. | Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. | Уметь определять отношение автора к изображаемому. | Освоить смысл использования выразительных средств для раскрытия авторского отношения к героям. | Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
22 | 1 | Р.р. Классное сочинение (3) по «Песне...». | Темы сочинений: «Жизнь и смерть купца Калашникова», «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?» | Понимать, что такое тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. | Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
23 | 1 | Вн.чт. А.Толстой «Князь Серебряный». Историческое прошлое в поэме Лермонтова и в романе. | Знать исторические реалии правления Ивана Грозного. | Понимать роль исторического фона в повествовании. | Уметь сопоставлять прочитанное, по предложенным характеристикам героев определять персонажей(вымышленных и исторических). | Находить нужную информацию (пейзаж, портрет). | Принимать учебную задачу (составление сравнительной таблицы по текстам «Песни» и романа). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
24 | 1 | Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | Знать факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя. | Понимать роль исторического фона в повествовании. | Уметь сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
|
25 | 1 | Тарас Бульба и его сыновья. | Знать содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь». | Понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа. | Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
26 | 1 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. | Знать основное содержание глав 3-4. | Понимать нравы и обычаи Запорожской Сечи как символа доблести и мужества казачества.. | Уметь отбирать материал описания природы и Сечи, оценивать нравы и поступки запорожцев. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
27 | 1 | Р.р. Анализ эпизода «Осада польского города Дубно». | Знать подробное содержание глав 5-6. | Понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына. | Уметь отбирать материал для индивидуальной характеристики героев (таблица), оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения. | Формирование мотивации учения |
28 | 1 | Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7 - 8). | Знать идейную направленность заключительной главы и повести в целом. | Понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям. | Уметь отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения. | Формирование мотивации учения |
29 | 1 | Р.Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию. (Домашнее сочинение (1). | Знать содержание прочитанного произведения. | Понимать нравственную проблематику повести. | уметь составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Соблюдать правила речевого поведения. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
30 | 1 | Вн.чт. Н.В.Гоголь «Страшная месть». Патриотический пафос и фантастические образы повести. | Знать понятие «героическая повесть», историю публикации произведения. содержание прочитанного произведения. | Понимать, в чем заключается патриотический пафос повести | Уметь составлять таблицу «Описание интерьера в повестях «Тарас Бульба» и «Страшная месть» (гл.3), сопоставлять речь Тараса о товариществе с речью Данила о казацком сердце, анализировать выразительные средства в предложенном отрывке «Чуден Днепр при тихой погоде». | Находить нужную информацию. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
31 | 1 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк». | Составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей. | Уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
32 | 1 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. | Знать определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности. | Понимать нравственный смысл стихотворений в прозе. | Уметь определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
|
33 | 1 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | Знать факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). | Понимать жанровые особенности поэмы. | Уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора. | Осваивать в процессе выразительного чтения предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
34 | 1 | H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Знать рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности. | Понимать авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
|
35 | 1 | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | Знать факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад; | Понимать конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. | Уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
36 | 1 | М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки, определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика. | объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина | уметь: составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, | Освоить сатиру и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Соблюдать правила речевого поведения | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
37 | 1 | Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | Знать содержание сказки «Дикий помещик». | Понимать идейно-тематическое содержание сказки. | Уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Осознавать свои трудности и стремиться их преодолеть. |
38- 39 | 2 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Знать отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна. | Понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье. | Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний. | Осваивать история создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
40 | 1 | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения. | Знать оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа | Понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета, авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев | Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
41 | 1 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Знать содержание рассказа, расширить представление о «юморе» и «сатире», понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа. | Понимать идейно-тематическую направленность произведения. | Уметь анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи. | Выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
42 | 1 | Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. | Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы. | Оценивать творческую манеру поэтов (Жуковского, Бунина, А.Толстого). | Уметь анализировать поэтический текст по плану. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
43 | 1 | Из русской литературы 20 века. (20+1). И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Знать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе. | Понимать содержание рассказа, его проблематику. | Уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
44 | 1 | Вн.чт. И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | Знать: идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения». | Обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы. | Уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
45 | 1 | М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Знать автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев. | Понимать отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства. | Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
46 | 1 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. | Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу. | Понимать поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом. | Уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
47 | 1 | Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». | Знать план анализа эпизода. | Понимать поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом. | Уметь определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения. | Обучить анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
48 | 1 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. (Домашнее сочинение(2). | Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения. | Понимать поступки литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою. | Уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
49 | 1 | В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Роль поэзии в жизни человека и общества. | Знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира». | Понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе. | Уметь выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного. | Выразительно читать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
50 | 1 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Знать понятие о лирическом герое. | Понимать тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения. | Уметь видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
51 | 1 | Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. (Д.З. Письменный отзыв). | Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения. | Понимать нравственную проблематику произведения. | Уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
52 | 1 | А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. (Д.З. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»). | Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание. | Понимать, кто друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. | Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
53 | 1 | А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | Знать содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя. | Понимать идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте. | Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
54 | 1 | Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. | Знать тексты стихотворений, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы. | Оценивать творческую манеру поэта. | Уметь анализировать поэтический текст по плану | Осваивать выразительное чтение. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
55 | 1 | Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества. | Знать особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне. | Понимать смысл стихотворений о войне. | Уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности. | Осваивать выразительное чтение. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
56 | 1 | Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции. | Понимать особенности жанра, композиции, темы произведения. | Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
57 | 1 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа. | Понимать, что такое «тема» и «идея», план анализа эпического произведения. | Уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа. | Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
58 | 1 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | Знать сведения из жизни писателя, план характеристики героев. | Понимать нравственную проблематику рассказа. | Уметь давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения. | Осваивать особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Осознавать свои трудности и стремиться их преодолеть. |
59 | 1 | «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. | Знать план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами. | Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры. | Осваивать анализ лирического произведения. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
60 | 1 | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. | Знать сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое. | Понимать размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое. | Уметь определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики | Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
61 | 1 | Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | Знать автора, биографические сведения о нем, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление). | Публицистика, мемуары как жанр литературы. | Уметь оценивать отношение автора к прочитанному. | Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
62 | 1 | Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда». | Знать автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев; | Передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ. | Уметь видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький). | Осваивать, что такое юмор и сатира. Смешное и грустное в рассказе «Беда». | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
63 | 1 | Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта. | Знать: факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения | Понимать особенности художественной образности дагестанского поэта | Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст. | Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
64 | 1 | Из зарубежной литературы (4).Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть. | Объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта. | Уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
65 | 1 | Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. | Знать автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона. | Понимать художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении. | уметь анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении. | Осваивать анализ лирического произведения. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование мотивации учения |
66 | 1 | 0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | Знать автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения. | Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе. | Уметь видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
67 | 1 | Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | Знать: биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение». | Понимать стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. | уметь: объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование мотивации учения |
68 | 1 | Итоговый урок«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский). | Знать, как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. | Понимать влияние литературы на человека. | Уметь обобщать прочитанное и изученное. | Рекомендации для летнего чтения. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |