Образ березы в русской поэзии.
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
Урок по русской литературе
Образ березы в русской поэзии.
Цели:
- Определить символический смысл березы
- Анализировать поэтический текст
- Определять изобразительно – выразительные средства языка
- Понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания лирического произведения.
- Выразительно читать лирические произведения
- Создавать устные и письменные монологические высказывания.
Слайд
Ты тоже родился в России –
Краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – береза,
Береза под каждым окном.
М.Агашина.
Ход урока.
- Давайте представим, что мы находимся в роще. Какие чувства вас охватывают? (восторг, восхищение, радость ….)
– Рассмотрите внимательно иллюстрации и репродукции известных художников. (слайд 2,3,4,5)
- Что изображено на них?
Русское дерево всегда привлекало внимание русских поэтов и художников. Охватывая своими корнями землю, врастая в прошлое, а вершиной устремляясь в небо и достигая будущее, древо «объемлет собой весь мир».
Слайд 6
- Какое из деревьев стало символом России?
Многие поэты и писатели обращались к ее образу, называя русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок, загадок. Ее видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.
- Символом России является береза. Это самое любимое дерево русского народа, одно из наиболее почитаемых у славян. Слайд 7
- Послушайте несколько загадок о березе и скажите, какие характерные черты этого дерева нашли в них отражение. (внешний вид, способность под воздействием лучей солнца вырабатывать сок) слайд 8.
- Береза широко вошла в лирический репертуар многих поэтов. Примером может служить стихотворение волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной «Растет в Волгограде березка», строки из которого взяты в качестве эпиграфа к нашему уроку.
- Как вы понимаете смысл эпиграфа? (Береза – русское дерево, символ России).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_berezy.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русской литературе
Образ березы в русской поэзии.
Цели:
- Определить символический смысл березы
- Анализировать поэтический текст
- Определять изобразительно – выразительные средства языка
- Понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания лирического произведения.
- Выразительно читать лирические произведения
- Создавать устные и письменные монологические высказывания.
Слайд
Ты тоже родился в России –
Краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – береза,
Береза под каждым окном.
М.Агашина.
Ход урока.
- Давайте представим, что мы находимся в роще. Какие чувства вас охватывают? (восторг, восхищение, радость ….)
– Рассмотрите внимательно иллюстрации и репродукции известных художников. (слайд 2,3,4,5)
- Что изображено на них?
Русское дерево всегда привлекало внимание русских поэтов и художников. Охватывая своими корнями землю, врастая в прошлое, а вершиной устремляясь в небо и достигая будущее, древо «объемлет собой весь мир».
Слайд 6
- Какое из деревьев стало символом России?
Многие поэты и писатели обращались к ее образу, называя русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок, загадок. Ее видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.
- Символом России является береза. Это самое любимое дерево русского народа, одно из наиболее почитаемых у славян. Слайд 7
- Послушайте несколько загадок о березе и скажите, какие характерные черты этого дерева нашли в них отражение. (внешний вид, способность под воздействием лучей солнца вырабатывать сок) слайд 8.
- Береза широко вошла в лирический репертуар многих поэтов. Примером может служить стихотворение волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной «Растет в Волгограде березка», строки из которого взяты в качестве эпиграфа к нашему уроку.
- Как вы понимаете смысл эпиграфа? (Береза – русское дерево, символ России).
- – А теперь давайте послушаем то, что о березе нашли Яна и Сай-Суу. Слайд9
Действия с березкой не всегда ограничивались ее завиванием. Березу срубали, украшали лентами, бусами, ходили с ней по деревне. Березку часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок или кокошник. Когда березку полностью одевали, одна из девушек брала ее за ствол и двигалась впереди хоровода. Создавалось впечатление, что березка идет и пляшет сама. Праздник заканчивается тем, что развитую березку бросали в воду или в рожь. Береза должна была передать свою растительную силу земле, воде. А ленты которыми ее завивали, сохранялись девушками для перевязывания венчальных свечей.
- В поэзии первой половины 19 века мы находим краткие и не особенно выразительные упоминания о березе.
Правда, Лермонтов закрепляет за березой общий смысл – одного из символов всей России. Именно в таком качестве – как «русское дерево» - и начинает изображаться береза в русской поэзии.
Слайд10 (стихотворение П.Вяземского «Береза»).
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.
П.Вяземский.
- С тоской по родине у многих поэтов связано развитие поэтического мотива, который впервые был найден П.Вяземским – береза, как знак родины на чужбине или как примета возвращения на родину.
Слайд11.
- У многих поэтов береза, с ее склоненными ветвями, названная «плакучей», олицетворяет горечь и страдание: «вихрастые макушки никлых и стонущих берез» (Н.Клюев), «никнут кипы плакучих берез», «плакучею заплаканной березой над полями». (А.Прокофьев).
- Если бы береза выступала только в плакучем облике, она мало бы отличалась от ивы. Но в березе есть и другая эмоциональная и символическая значимость – весенняя, ликующая. И в начале 20 века, когда активно возрождается интерес к древней дохристианской, языческой Руси, береза начинает восприниматься в ее связи с историческими корнями, древними обычаями. Особенно ярко это проявилось в творчестве С.Есенина (СЛАЙД12).
- Какой предстает береза в этих отрывках из стихотворений С.А.Есенина?
(Она похожа на майское деревце русских народных обрядов: ветки заплетены в косы, ствол обряжен в холщовый сарафан или белую юбку, похожа на молодую женщину).
- Но это не ритуальное, а метафорическое перевоплощение. Сама березовая крона и ствол делают ее похожей на женщину.
Благодаря Есенину образ женственной березки вновь обрел распространения – уже после того как соответствующий обряд почти вышел из употребления. Образ, созданный Есениным, потому и мог стать всенародным, что занял как бы подготовленное для нее многовековой традицией место.
Слайд13.
- (Раздать стихотворения Н.П.Огарева «Кривая береза», И.А.Бунина «Северная береза»)
… А через весь овраг, начав с кривых корней,
Береза белая, клонясь дугою гибкой,
Шептала листьями повиснувших ветвей
И гнулась на тот край к земле вершиной зыбкой…
О, как же я любил вдоль по ее спине,
Цепляясь, выползать до самой середины,
И там, качаяся в воздушной вышине,
Смотреть на свет и тень в сырую глубь стремнины!
( Н.П. Огарев «Кривая береза»)
Над озером, над заводью лесной –
Нарядная зеленая береза…
«О девушка! Как холодно весной.
Я вся дрожу от ветра и мороза!..»
Опять, опять нахмурилось, опять
Мелькает снег и бор гудит сурово…
«Я вся дрожу. Но только б не измять
Зеленых лент! Ведь солнце будет снова».
(И.А. Бунин «Северная береза»)
- Прочитайте выразительно!
- Что объединяет эти стихотворения? (поэтический образ березы)
- Каким чувством и настроением проникнуто каждое их них? (Стихотворение Огарева проникнуто чувством грусти. Береза напомнила поэту прошедшее детство. Стихотворение И.А.Бунина вызывает чувство жалости к зеленой березке, которой холодно ранней весной.)
- Что в березе увидел Огарев? Что нового он вносит в описание березы И.А.Бунин?
(Н.П.Огарев увидел в березе живое существо, но не просто знакомое, а близкое, родное, с которым связано ушедшее детство. В описании березы нет нарочитой красивости. Наоборот, поэт не боится назвать стихотворение «Кривая береза», сказать о ее «кривых корнях», как бы подчеркивая, что близкое родное любишь не только за красоту. Это нежное чувство передано всем настроением стихов.
И.А.Бунин тоже одушевляет березу, используя олицетворение, она дрожит от холода, ветра и мороза. Эпитет «нарядная» подчеркивает красоту березы. Поэт использует прием контраста для передачи ожидания березой солнца, тепла. В этом стихотворении береза – символ стойкости. Его концовка – вызов печальному, грустному, в ней вера в победу весны, тепла и солнца.)
Слайд 14 раздать стихотворения А.А.Фета, С.А.Есенина
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят –
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игры денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
(А.А. Фет «Печальная береза»)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С.А. Есенин «Береза»)
- Выразительно прочитайте, пожалуйста
- Что общего в описании березы у А.А.Фета и С.А.Есенина? (в центре внимания обоих поэтов убранные морозом березы. Они стоят под окнами красивые, зимние, нарядные, на снежинках блестит свет зари)
- В чем различие этих стихотворений? (Поэты по-разному изображают березу. У Фета береза печальная, у нее траурный наряд. Хотя она и разубрана морозом, сама же безучастна. Она как спящая красавица под окнами дома. С.А.Есенин, рисуя свою березу, использует белый цвет. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего снега, чистоты. Она праздничная, нарядная, выделяется своей красотой, словно спорит с сонной тишиной, нарушая белое безмолвие. Береза как бы противостоит застывшему во сне зимнему снежному царству, холоду и морозу.)
- Какие выразительные средства языка помогают авторам передать свое отношение к березке, создать определенное настроение?
В стихотворении Фета, во многом благодаря эпитету «печальная», сразу же представляется одинокая береза с поникшими ветвями, отяжелевшими от снега и изморози. Потом настроение стихотворения изменяется – тон становится приподнятым, а эпитет «радостный» к слову «взгляд» говорит о чувствах самого поэта, ему приятна и эта картина, и снежная русская зима, и скромная береза, одетая в «траурный наряд» - это выражение подчеркивает хрупкость красоты березы. И поэтому не случайно сравнение ветвей дерева с гроздьями винограда. Как спелые виноградины осыпаются на землю, так и легкое прикосновение птиц к ветвям березы может погубить ее красу.
С.А.Есенин, рисуя березу, передает поэзию и нежность русской зимы. Береза у него белая. Белый цвет в старину отождествлялся с божественным: белый ангел, белые одежды святых. Благодаря, олицетворению «принакрылась» создается одушевленный образ березы, которая предстает живой, во многом похожей на женщину.
Береза у С.А.Есенина предстает светоносной. Она как будто находится в самом центре окружающего мира, и все вокруг ощущает родственную связь с ней. Эта величавая красота, праздничная и торжественная.
- в центре обоих стихотворений – поэтический образ березы. И Фет и Есенин с великим мастерством передали чувство восхищения родной природой, личную сопричастность всему окружающему миру. Оба поэта используют в стихотворениях эпитеты, олицетворения, сравнения, но у каждого из них свое восприятие образа березы.
В стихотворении Есенина нет прямой авторской оценки, как у Фета, но мы ощущаем, что поэт любуется березой, восторгается ее красотой и хочет этим чувством поделиться с нами.
Взгляд Фета выделяет только одну природную картину – убранную морозом березу. Есенину же удалось не только запечатлеть прекрасный мир бытия, но и воссоздать картину мироустройства. В центре мира, которая начинается с поэтического открытия.
- Какие же наиболее устойчивые мотивы, повторяющиеся у многих поэтов, связаны с образом березы?
Слайд15
Их несколько. Многократно варьируясь, эти образы приобретают общенациональную распространенность и характерность. Во многом благодаря, русским поэтам береза стала национальным поэтическим символом в России.
Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о березе по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)
Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...
Образ березы в поэзии Р. Миннуллина
I.Кереш.Р. Миңнуллин сүзләренә язылган җырларны җырламаган, һич тә булмаса үз алдына авыз эченнән көйләмәгән берәр татар кешесе бар микән?Иҗат кешесе өчен үз моңыңны табу бер кыен булса, аны саклап ка...
"Словесно-художественный образ зимы в русской поэзии"
Урок по литературе...
Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"
МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Учитель: Адамова Вероника КарловнаТема: «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фет...
Эссе-микроисследование «Образ будильника в русской поэзии»
Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсе, посвященном изучению Национального корпуса русского языка....
Презентация "Образ бабочки в русской поэзии."
Презентация к уроку литературы....
Образ Гамлета в русской поэзии 20 века (материалы к уроку)
Обращаясь к русской литературе, русской поэзии, убеждаешься в том, что образ Гамлета переосмыслен русскими писателями и поэтами, "вписан" в историю литературы, ее традицию. Каждая новая эпоха снова и ...