Эссе-микроисследование «Образ будильника в русской поэзии»
статья по литературе по теме

Парфёнцева Елена Анатольевна

Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсе, посвященном изучению Национального корпуса русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse-9.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе-микроисследование «Образ будильника в русской поэзии»

В русской поэзии слово «будильник» появилось в начале 19 века. В.А. Жуковский дважды его использует в своих стихах, правда, значение вкладывает совсем другое. Его будильник прогоняет ночь и дам, словно его функция заключается в том, чтобы быть сторожем и управителем.  

Всю вторую половину 19 века поэты обходят вниманием этот предмет. От Вяземского до Минского проходит 80 лет забвения для будильника, но Серебряный век вновь обращается к нему. Рубеж веков – период перемен, краткосрочных веяний и глобальных переустройств - потребовал вспомнить о контроле за временем. Анненский, Гумилев, Эренбург не обошли его вниманием и, в отличие от предшественников, отнеслись не слишком доброжелательно. Их будильники «круглорожие», злобные, предвещающие что-то печальное, грустное или неприятное.

Пик популярности будильника приходится на двадцатые-тридцатые годы.  Цветаева, Набоков, Маяковский, Саша Черный – вот наиболее известные поэты, писавшие о будильниках. Жизнь ускорилась, время стало убегать, как песок сквозь пальцы, вот и контроль за ним усилился. Будильники поют, звенят, тренькают, дрожат стрелками, динькают, будят и грохают, прилежно тикают, повторяют заданные уроки, радостно лают, считают скуку… Они могут превращаться в злобных врагов-гномов, ставать на лапки и испытывать чувства злости. В этот период отношение к ним колеблется от нейтрального (просто часы) до негативного (враг планов и жизни). Лишь в некоторых случаях отношение к будильнику положительное или радостное. В стихах этого периода чаще всего используются метафоры и олицетворение по отношению к будильнику.

В тридцатые-сороковые  годы частота использования слова «будильник» в поэзии примерно равна началу века. Он уже не вызывает каких-то особенных чувств, становится просто обыденным предметом для человека.

В годы войны будильник в стихах звучит лишь трижды. Другие голоса звучат в поэзии того времени. Да и после войны появляется пару раз до середины века.

Со второй половины 20 века до 1982 года будильник встречается в стихах русских поэтов не слишком часто. И вновь отношение к нему колеблется от констатации до неприятия. У Гандлевского, последнего поэта, который взял в свою поэзию этот предмет в 20 веке, он всего лишь «примета быта» наравне с шифоньером и кастрюлей с яйцами.

А вновь возвращается к будильнику, уже в 2015 году, Айзенберг, вернув того в поэзию спустя 35 лет забвения.

И еще, у Жуковского будильник - это совсем не часы, и впоследствии слово «будильник» не всегда обозначало «часы с будильником». Будильником называли деревенского петуха, внутреннее чувство и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке".

Данный видеоролик разработан совместно с ученицей (размещен здесь)....

Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)

Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...

Презентация "Образ бабочки в русской поэзии."

Презентация к уроку литературы....

Образ березы в русской поэзии.

Урок по русской литературеОбраз березы в русской поэзии.Цели:Определить символический смысл березыАнализировать поэтический текстОпределять изобразительно – выразительные средства языкаПонимать ...

Образ Гамлета в русской поэзии 20 века (материалы к уроку)

Обращаясь к русской литературе, русской поэзии, убеждаешься в том, что образ Гамлета переосмыслен русскими писателями и поэтами, "вписан" в историю литературы, ее традицию. Каждая новая эпоха снова и ...