"Словесно-художественный образ зимы в русской поэзии"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Урок по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_po_literature.pptx | 94.31 КБ |
urok_po_literature.docx | 640.24 КБ |
pasport_uroka.docx | 110.14 КБ |
detyam_na_urok.docx | 209.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изобразительно-выразительные средства Эпитет Метафора Сравнение Олицетворение
Эпитет это образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Какой? И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный . (М.Ю.Лермонтов)
Метафора это переносное значение слова, основанное на сходстве На кого (чего ) похож ? Под голубыми небесами, великолепными коврами , блестя на солнце, снег лежит... (А.С.Пушкин)
Сравнение это сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак Как кто (что)? Луна, как бледное пятно , Сквозь тучи мрачные желтела… (А.С.Пушкин)
Олицетворение это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы Чем похож на человека? И ныне все дико и пусто кругом – Не шепчутся листья с гремучим ключом. (М.Ю.Лермонтов)
Синквейн Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.
Зима Зима. Холодная, снежная. Морозит, заметает, кружит. Она, словно жемчуг, прекрасна. Сказка. 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4 слов 1 существительное
Домашнее задание Придумать сказку о зиме или нарисовать иллюстрацию
Предварительный просмотр:
Ход урока
I.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас.
II.
- Сегодня на уроке мы будем фантазировать и воображать. - Итак…Представьте, что ВЫ взрослые солидные писатели, художники и музыканты… и вам нужно создать произведение о ЗИМЕ.
- Какие у вас возникают ассоциации со словом ЗИМА (Закройте глаза и назовите, какие 3-4 явления (слова) у вас возникли перед глазами). А какие краски используете, какие цвета у вас будут на картинке?
А знаете, ребята, то, что вы представили – это есть ОБРАЗ.
-Догадываетесь, о чём пойдёт речь на уроке?
…
(Словесно-художественный образ зимы в русской поэзии -ТЕМА)
-Хорошо, молодцы!
- Вспомните, кто из известных поэтов писал стихи о зиме?
(Пушкин, Тютчев, Фет, Есенин)
-Давайте познакомимся с образом зимы А.А.Фета, а фильм поможет вам лучше представить образ?
- Интересно, Мелодия вам знакома? (А.Вивальди «Времена года. Зима. Часть 1. Аллегро. Декабрь»)/
-Художественный образ создается в искусстве по-разному. Художник создает образ с помощью красок, музыкант с помощью звуков.
-А у поэтов? какой инструмент?
-Слово.
-Причём не просто слово, а целые сплетения слов, с помощью которых автор и создаёт сказочные образы. Обычные деревья становятся похожи на задумчивых старушек, пенёчки и кочки - на гномов в снежных шубках, а метель – на величественную снежную королеву.
-А с помощью чего происходит такое волшебство?
-В литературе это предусмотрено, в теории, Почему говорим про мастера, что у него не просто руки? а золотые руки.
III.
Давайте посмотрим эти средства выразительности.
Мы с вами вспомнили эти волшебные палочки-средства выразительности.
-Давайте поищем эти средства в стихотворения И.А.Бунина «Метель».
IV.
Но прежде чем приступить к работе, я предлагаю посмотреть в окно, поморгать глазами, или немного расслабиться.
V.
- Итак… продолжаем.
( какой-то факт из детства Бунина)
Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).
Родился в Воронеже в старой дворянской семье. Детство и отрочество провел на хуторе Озерки, в Елецком уезде. Работал в орловской газете, служил статистиком в земстве в Полтаве, потом библиотекарем, много странствовал по Украине.
Первое стихотворение Бунина — «Деревенский нищий» — опубликовано в 1887 г. в журнале «Родина». С этого года Бунин начинает регулярно печататься в журналах «Неделя», «Русское богатство», «Новое слово».
Многие значительные произведения Бунина были опубликованы в сборниках «Знание».
Талантливый писатель, Бунин оставил заметный след и в истории русской поэзии. Среди разноголосицы модернистских школ и течений он оставался верен ее реалистическим традициям.
Октябрьской революции Бунин не принял, в 1919 г. эмигрировал за границу.
Метель
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет —
Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.
-Какие картинки предстали перед вами?
-С помощью каких слов удаётся автору сказать так, что обычный лес вдруг становится волшебным?
-Что ему помогает?
Олицетворения, эпитеты, метафоры.
Теперь я предлагаю вам самим попробовать поискать эти средства.
Работаем в парах.
Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели...
Месяца свет в темноте серебрится —
В мёрзлые стёкла по лавкам струится.
Мнится мне ночью: меж сучьев берёз
Смотрит в безмолвные избы Мороз.
Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои сёла под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели...
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом...
Какие образы вы представили?
Значение слов приводится по словарю В.И.Даля «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 томах
ИЗБА ж. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка, -шечка, -шенка, -шоночка, изобка, избочка умалит. избишка презрительно, избина, избища увелич. крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина; людская или кухня, жилье для прислуги в барском дворе;
Колыбель, колыбелька ж. зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска; она делается различно: пяльца обшитые холстом и привешенные за углы на веревочках; кузовок на очепе, с подножкою для качанья; кроватка на круглых полозках и пр.
ЛАВА ж. лавка, глухая, неподвижная скамья, доска для сиденья вдоль стены; иногда и скамья, переносная доска на ножках;
ПОГОСТ м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви.
Хорошо ребята, молодцы, у вас получилось ,,,,,.
А сейчас я вам предлагаю самим попробовать себя в роли поэтов, причем вы также сможете придумать свои эпитеты и сравнения.
Давайте составим синквейны о зиме.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Мой пример:
- Зима
- Белая, снежная
- Морозит, заметает, сверкает
- Она словно жемчуг прекрасна
- Сказка
Спасибо, замечательные у вас получились синквейны. Молодцы.
- Давайте обобщим нашу работу.
Понравился ли вам урок?
Что нового вы узнали?
VI.
А теперь давайте оценим свою работу. Возьмите оценочные листы, критерии обозначены. Каждый сам должен оценить свою работу.
VII.
Домашнее задание. Сочинить сказку о зиме или нарисовать иллюстрацию.
Предварительный просмотр:
Предполагаемый порядок действий учащихся
- Организационный момент
- Стадия вызова (определение темы, актуализация имеющихся знаний, целеполагание)
- Стадия осмысления содержания (повторение теоретических сведений, получение новой информации, творческая работа)
- Физкультминутка
- Стадия рефлексии (выполнение заданий по применению полученных знаний).
- Итоговая рефлексия (оценивание работы).
- Домашнее задание.
ГБОУ РМЭ «Национальная президентская школа-интернат основного общего образования»
Паспорт урока по литературе
Учитель русского языка
и литературы
Лаптева Татьяна Павловна
МБОУ «Килемарская СОШ»
18 декабря 2014 г.
Класс: 6А
Продолжительность урока: 30 минут
Цель: Использовать метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения как средства создания словесно-художественного образа русской зимы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- Научиться выразительно читать стихотворение.
- Создавать образы зимы, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства (тропы).
Метапредметные:
- Уметь действовать по алгоритму.
- Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Развивать умения определять понятия, формулировать и обосновывать выводы на основе проведенного анализа полученной информации.
Личностные:
- Повышение мотивации к изучению литературы.
- Формирование коммуникативных навыков
- Развитие умения работать в паре и самостоятельно.
- Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны.
- Формирование навыков анализа текста, работая над понятием словесно-художественный образ.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
Формы организации работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска).
Дидактические средства: презентация учителя, портрет И.А.Бунина, фильм, карточки с текстами и заданиями для учеников. Оценочные листы.
Технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, метапредметный подход к обучению.
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. ученика__________________________________________________
Тема урока______________________________________________________
________________________________________________________________
Название художественно-изобразительного средства | Объяснение | Пример |
Эпитет | это образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Какой? | И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный. (М.Ю.Лермонтов) |
Метафора | это переносное значение слова, основанное на сходстве На кого (чего) похож? | Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит... (А.С.Пушкин) |
Сравнение | это сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак Как кто (что)? | Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела… (А.С.Пушкин) |
Олицетворение | это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы Чем похож на человека? | И ныне все дико и пусто кругом – Не шепчутся листья с гремучим ключом. (М.Ю.Лермонтов) |
Метель
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет —
Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.
Парная работа
Задание: Найти эпитеты, метафоры, олицетворения
(можно подчеркивать, выписывать рядом, можно даже рисовать)
Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели...
Месяца свет в темноте серебрится —
В мёрзлые стёкла по лавкам струится.
Мнится мне ночью: меж сучьев берёз
Смотрит в безмолвные избы Мороз.
Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои сёла под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели...
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом...
Словарная работа
Значение слов приводится по словарю В.И.Даля «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 томах
ИЗБА ж. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка, -шечка, -шенка, -шоночка, изобка, избочка умалит. избишка презрительно, избина, избища увелич. крестьянский дом, хата;
Колыбель, колыбелька ж. зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска; она делается различно: пяльца обшитые холстом и привешенные за углы на веревочках; кузовок на очепе, с подножкою для качанья; кроватка на круглых полозках и пр.
ПОГОСТ м. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви.
Синквейн
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Примеры
- Зима.
- Белая, снежная.
- Морозит, заметает, сверкает.
- Она словно жемчуг прекрасна.
- Сказка.
- Зима.
- Белоснежная, холодная.
- Кружит, морозит, сверкает.
- Словно невеста в белом платье.
- Чудо.
Оценивание
1.
Знал | Узнал | Хочу знать |
2. Как оцениваете свою работу на уроке? (по пятибалльной системе)
Оценка____________________
Домашнее задание. Сочинить сказку о зиме или нарисовать иллюстрацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)
Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...
Презентация "Зима в музыкальном альбоме П.И. Чайковского "Времена года" и русской поэзии".
Презентация предназначена для проведения интегрированного урока по музыке и литературе в 5 классе по теме "Изображение русской природы в творчестве поэтов XIX века". Музыкальный материал из альбома П....
Эссе-микроисследование «Образ будильника в русской поэзии»
Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсе, посвященном изучению Национального корпуса русского языка....
Презентация "Образ бабочки в русской поэзии."
Презентация к уроку литературы....
Образ березы в русской поэзии.
Урок по русской литературеОбраз березы в русской поэзии.Цели:Определить символический смысл березыАнализировать поэтический текстОпределять изобразительно – выразительные средства языкаПонимать ...
Краткое описание долгосрочного воспитательного проекта особой педагогической и общественной значимости на тему: «От слова к образу, душе… Формирование духовно-нравственных ценностей посредством словесно-художественного творчества».
Краткое описание проекта знакомит с системой работы в данном направлении....
Образ Гамлета в русской поэзии 20 века (материалы к уроку)
Обращаясь к русской литературе, русской поэзии, убеждаешься в том, что образ Гамлета переосмыслен русскими писателями и поэтами, "вписан" в историю литературы, ее традицию. Каждая новая эпоха снова и ...