"Словесно-художественный образ зимы в русской поэзии"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Смирнова Татьяна Павловна

Урок по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku_po_literature.pptx94.31 КБ
Файл urok_po_literature.docx640.24 КБ
Файл pasport_uroka.docx110.14 КБ
Файл detyam_na_urok.docx209.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словесно-художественный образ зимы в русской поэзии

Слайд 2

Изобразительно-выразительные средства Эпитет Метафора Сравнение Олицетворение

Слайд 3

Эпитет это образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Какой? И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный . (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 4

Метафора это переносное значение слова, основанное на сходстве На кого (чего ) похож ? Под голубыми небесами, великолепными коврами , блестя на солнце, снег лежит... (А.С.Пушкин)

Слайд 5

Сравнение это сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак Как кто (что)? Луна, как бледное пятно , Сквозь тучи мрачные желтела… (А.С.Пушкин)

Слайд 6

Олицетворение это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы Чем похож на человека? И ныне все дико и пусто кругом – Не шепчутся листья с гремучим ключом. (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 7

Синквейн Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Слайд 8

Зима Зима. Холодная, снежная. Морозит, заметает, кружит. Она, словно жемчуг, прекрасна. Сказка. 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4 слов 1 существительное

Слайд 9

Домашнее задание Придумать сказку о зиме или нарисовать иллюстрацию



Предварительный просмотр:

Ход урока

I.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас.

II.

- Сегодня на уроке мы будем фантазировать и воображать. - Итак…Представьте, что ВЫ взрослые  солидные писатели, художники и музыканты… и вам  нужно создать произведение о ЗИМЕ.

- Какие у вас возникают ассоциации со словом ЗИМА (Закройте глаза и назовите, какие 3-4 явления (слова) у вас возникли перед глазами). А какие краски используете, какие цвета у вас будут на картинке?

А знаете, ребята, то, что вы представили – это  есть ОБРАЗ.

-Догадываетесь,  о чём пойдёт речь на уроке?

(Словесно-художественный образ зимы в русской поэзии -ТЕМА)

-Хорошо, молодцы!

- Вспомните, кто из известных поэтов писал стихи о зиме?

(Пушкин, Тютчев, Фет, Есенин)

-Давайте познакомимся с образом зимы А.А.Фета, а фильм поможет вам лучше представить образ?

- Интересно, Мелодия вам знакома? (А.Вивальди  «Времена года. Зима. Часть 1. Аллегро.  Декабрь»)/

-Художественный образ создается в искусстве по-разному. Художник создает  образ с помощью красок, музыкант с помощью звуков.

-А у поэтов? какой инструмент?

-Слово.

-Причём не просто слово, а целые сплетения слов, с помощью которых автор и создаёт сказочные  образы. Обычные деревья становятся похожи на задумчивых старушек, пенёчки и кочки - на гномов в снежных шубках,  а метель – на величественную  снежную королеву.

-А с помощью чего происходит такое волшебство?

-В литературе это предусмотрено, в теории, Почему говорим про мастера, что у него не просто руки? а золотые руки.

III.

Давайте посмотрим  эти  средства выразительности.

Мы с вами вспомнили  эти волшебные палочки-средства выразительности.

-Давайте поищем эти средства в стихотворения И.А.Бунина «Метель».

IV.

Но прежде чем приступить к работе, я предлагаю посмотреть в окно, поморгать глазами,  или немного расслабиться.

V.

- Итак… продолжаем.

( какой-то факт из детства  Бунина)

Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 (22) октября 1870Воронеж — 8 ноября 1953Париж) — русский писательпоэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).

Родился в Воронеже в старой дворянской семье. Детство и отрочество провел на хуторе Озерки, в Елецком уезде. Работал в орловской газете, служил статистиком в земстве в Полтаве, потом библиотекарем, много странствовал по Украине. 

Первое стихотворение Бунина — «Деревенский нищий» — опубликовано в 1887 г. в журнале «Родина». С этого года Бунин начинает регулярно печататься в журналах «Неделя», «Русское богатство», «Новое слово».

Многие значительные произведения Бунина были опубликованы в сборниках «Знание».

Талантливый писатель, Бунин оставил заметный след и в истории русской поэзии. Среди разноголосицы модернистских школ и течений он оставался верен ее реалистическим традициям.

Октябрьской революции Бунин не принял, в 1919 г. эмигрировал за границу.

Метель

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели... 
Месяц меж тучек над полем сияет —
Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж
белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.

-Какие картинки предстали перед вами?

-С помощью каких слов удаётся автору сказать  так, что обычный лес вдруг становится волшебным?

-Что ему помогает?

Олицетворения, эпитеты, метафоры.

Теперь я предлагаю вам самим попробовать поискать эти средства.

Работаем  в парах.

Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели...
Месяца
свет в темноте серебрится —
В мёрзлые стёкла по лавкам
струится.
Мнится мне ночью: меж сучьев берёз
Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои сёла под
песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели...
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом...

Какие образы вы представили?

Значение слов приводится по словарю В.И.Даля «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 томах

ИЗБА ж. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка, -шечка, -шенка, -шоночка, изобка, избочка умалит. избишка презрительно, избина, избища увелич. крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина; людская или кухня, жилье для прислуги в барском дворе;

Колыбель, колыбелька ж. зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска; она делается различно: пяльца обшитые холстом и привешенные за углы на веревочках; кузовок на очепе, с подножкою для качанья; кроватка на круглых полозках и пр. 

ЛАВА ж. лавка, глухая, неподвижная скамья, доска для сиденья вдоль стены; иногда и скамья, переносная доска на ножках;

ПОГОСТ м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви.

Хорошо ребята, молодцы, у вас получилось ,,,,,.

А сейчас я вам предлагаю самим попробовать себя в роли поэтов, причем вы также сможете придумать свои эпитеты и сравнения.

Давайте составим синквейны о зиме.

  •  Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Мой пример:

  • Зима
  • Белая, снежная
  • Морозит, заметает, сверкает
  • Она словно жемчуг прекрасна
  • Сказка

Спасибо, замечательные у вас получились синквейны. Молодцы.

- Давайте обобщим нашу работу.

Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали?

VI.

А теперь  давайте оценим свою работу. Возьмите оценочные листы, критерии обозначены. Каждый сам должен оценить свою работу.

VII.

Домашнее задание. Сочинить сказку о зиме или нарисовать иллюстрацию.



Предварительный просмотр:

Предполагаемый порядок действий учащихся

  1. Организационный момент

  1. Стадия вызова (определение темы, актуализация имеющихся знаний, целеполагание)

  1. Стадия осмысления содержания (повторение теоретических сведений, получение новой информации, творческая работа)

  1. Физкультминутка

  1. Стадия рефлексии (выполнение заданий по применению полученных знаний).

  1. Итоговая рефлексия (оценивание работы).

  1. Домашнее задание.

ГБОУ РМЭ «Национальная президентская школа-интернат основного общего образования»

Паспорт урока по литературе

F:\урок по литературе в 6 классе открытый\зима картинки\7.jpg

Учитель русского языка

 и литературы

Лаптева Татьяна Павловна

МБОУ «Килемарская СОШ»

18 декабря 2014 г.

Класс: 6А

Продолжительность урока: 30 минут

Цель: Использовать метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения как средства создания словесно-художественного образа русской зимы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Научиться выразительно читать стихотворение.
  • Создавать образы зимы, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства (тропы).

Метапредметные:

  • Уметь действовать по алгоритму.
  • Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Развивать умения определять понятия, формулировать и обосновывать выводы на основе проведенного анализа полученной информации.

Личностные:

  • Повышение мотивации к изучению литературы.
  • Формирование коммуникативных навыков
  • Развитие умения работать в паре и самостоятельно.
  • Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны.
  • Формирование навыков анализа текста, работая над понятием словесно-художественный образ.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

Формы организации работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска).

Дидактические средства: презентация учителя, портрет И.А.Бунина, фильм, карточки с текстами и заданиями для учеников. Оценочные листы.

Технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, метапредметный подход к обучению.



Предварительный просмотр:

Ф.И.О. ученика__________________________________________________

Тема урока______________________________________________________

________________________________________________________________

Название художественно-изобразительного средства

Объяснение

Пример

Эпитет

это образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Какой?

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный.

(М.Ю.Лермонтов)

Метафора

это переносное значение слова, основанное на сходстве

На кого (чего) похож?

Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит...

(А.С.Пушкин)

Сравнение

это сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Как кто (что)?

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

(А.С.Пушкин)

Олицетворение

это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Чем похож на человека?

И ныне все дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом.

(М.Ю.Лермонтов)

Метель

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели... 
Месяц меж тучек над полем сияет —
Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж
белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.

Парная работа

Задание: Найти эпитеты, метафоры, олицетворения

(можно подчеркивать, выписывать рядом, можно даже рисовать)

Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели...
Месяца свет в темноте серебрится —
В мёрзлые стёкла по лавкам струится.
Мнится мне ночью: меж сучьев берёз
Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои сёла под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели...
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом...

Словарная работа

Значение слов приводится по словарю В.И.Даля «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 томах

ИЗБА ж. (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка, -шечка, -шенка, -шоночка, изобка, избочка умалит. избишка презрительно, избина, избища увелич. крестьянский дом, хата;

Поделки - Поделки

Колыбель, колыбелька ж. зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска; она делается различно: пяльца обшитые холстом и привешенные за углы на веревочках; кузовок на очепе, с подножкою для качанья; кроватка на круглых полозках и пр. 

Обсуждения Прекрасная МАКОШЬ Группы Мой Мир

ПОГОСТ м. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви.

Сельское кладбище в лунную ночь. 1887

Синквейн

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Примеры

  • Зима.
  • Белая, снежная.
  • Морозит, заметает, сверкает.
  • Она словно жемчуг прекрасна.
  • Сказка.
  • Зима.
  • Белоснежная, холодная.
  • Кружит, морозит, сверкает.
  • Словно невеста в белом платье.
  • Чудо.

Оценивание

1.

Знал

Узнал

Хочу знать

2. Как оцениваете свою работу на уроке? (по пятибалльной системе)

Оценка____________________

Домашнее задание. Сочинить сказку о зиме или нарисовать иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образы природы в русской поэзии Х1Х века"(5 класс)

Конспект урока составлен с учётом того, что перед уроком проводилась предварительная подготовка творческих работ ребят. Ученикам всегда приятно, когда на уроке демонстрируются из труды. В конспекте ес...

Презентация "Зима в музыкальном альбоме П.И. Чайковского "Времена года" и русской поэзии".

Презентация предназначена для проведения интегрированного урока по музыке и литературе в 5 классе по теме "Изображение русской природы в творчестве поэтов XIX века". Музыкальный материал из альбома П....

Эссе-микроисследование «Образ будильника в русской поэзии»

Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсе, посвященном изучению Национального корпуса русского языка....

Презентация "Образ бабочки в русской поэзии."

Презентация к уроку литературы....

Образ березы в русской поэзии.

Урок по русской литературеОбраз березы в русской поэзии.Цели:Определить символический смысл березыАнализировать поэтический текстОпределять изобразительно – выразительные средства языкаПонимать ...

Образ Гамлета в русской поэзии 20 века (материалы к уроку)

Обращаясь к русской литературе, русской поэзии, убеждаешься в том, что образ Гамлета переосмыслен русскими писателями и поэтами, "вписан" в историю литературы, ее традицию. Каждая новая эпоха снова и ...