Интегрированный урок
план-конспект урока по литературе (7 класс)
интегрированный урок русского языка – литературы,
тема «Словарное богатство русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkiy_yazyk_-_literatura_7_klass.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс методических разработок «Учитель – учителю»
номинация «Мой интегрированный урок»,
интегрированный урок русского языка – литературы,
тема «Словарное богатство русского языка. Стилистическая роль историзмов и архаизмов в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»».
Разработан и проведён учителем
русского языка и литературы
МАОУ СОШ п.Демьянка
Гребенщиковой С.С. 10.11.2017
в 7 классе.
Тема урока: «Словарное богатство русского языка. Роль историзмов и архаизмов в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Цели урока: 1. Вспомнить понятия «активная лексика», «пассивная лексика».
2. Помочь учащимся осознать взаимосвязь между историческим временем и лексикой, характеризующей это время.
3. Дать понятие о историзмах и архаизмах как стилистическом средстве воссоздания эпохи в художественном произведении.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Учитель:
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы проведём с вами не совсем обычный урок. Как вы думаете, в чём его необычность? (На партах лежат тетради и по русскому языку, и по литературе).
Правильно, сегодня мы проведём интегрированный урок русского языка и литературы. Откройте тетради по русскому языку, запишите число и слова «Классная работа». Как вы думаете, какая тема будет у нашего урока? Какое произведение русской литературы мы начали изучать на прошлых уроках литературы («Песня про царя Ивана Васильевича…»). Верно, молодцы. Кто помнит, в каком году Лермонтов создал эту поэму? (в 1837 году). А какое время описывается в поэме? (Эпоха царствования Ивана Грозного). Что в произведении указывает на то, что действие происходит в 16 веке? Что широко использует автор в поэме? (Он использует устаревшие слова, особую лексику). Для чего? (Учащиеся затрудняются с ответом). А вот в этом мы с вами сегодня и разберёмся. Вспомните, на какие две группы делятся устаревшие слова? (Историзмы и архаизмы). Так как мы сформулируем тему нашего урока? (С помощью учителя формулируют и записывают тему урока в тетрадях по русскому языку).
- Давайте вспомним, чем же различаются историзмы и архаизмы, и запишем определения.
Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления вместе с явлениями и предметами, их обозначающими: кафтан, боярин, барщина и т.п.
Архаизмы – устаревшие слова, обозначающие предметы и явления, существующие в современном мире: уста, перст, чело, очи и т.п.
- Открываем учебник литературы, находим текст «Песни…» и выписываем из него историзмы и архаизмы. (Здесь уместен соревновательный момент: можно организовать работу в группах – одна группа выписывает архаизмы, другая историзмы; это может быть соревнование между рядами – кто найдёт больше слов; можно совместить словарную работу с физкультминуткой – класс делится на две группы, доска делится на две части, из каждой группы учащиеся по очереди выходят к доске и выписывают слова (остальные работают в тетрадях). Вид работы зависит от возможностей класса).
- Итак, сделаем вывод: для чего автор использует историзмы и архаизмы в своём произведении? (Для воссоздания исторической эпохи). К какому разделу науки о русском языке относятся устаревшие слова? (Лексика). Только ли лексические средства использует автор? (Нет). А какие ещё? (Стилистические – поэма похожа на былину, автор использует особый былинный стих, прямо указывает на гусляров, как на «авторов» этой «Песни»).
- Давайте вспомним раздел «Лексика». Какой может быть лексика? (Активной или пассивной). А устаревшие слова относятся к какой? (К пассивной лексике). Но раз она пассивная, может, тогда совсем исключить её из словарей, совсем не использовать и не изучать? (Нет, так нельзя). Почему? (Потому что нельзя выбросить из языка любую его часть, будь то устаревшие слова, диалектизмы или любая другая часть лексики, это делает язык более бедным).
- Давайте прочитаем отрывок из поэмы. (Подготовленный ученик или сам учитель читает описание сцены боя: «Вот молча оба расходятся, богатырский бой начинается…»). Встречаются ли в этом отрывке устаревшие слова? (Нет). Почему, как вы думаете? (Потому что главными в этом отрывке для автора были чувства и мысли главного героя, а не воссоздание исторического колорита). Какой вывод можно сделать? (Автор даёт понять, что в любую историческую эпоху мысли и чувства человека остаются одними и теми же – гнев, любовь, ненависть и т.д.). Домашним заданием для вас по литературе будет подготовка выразительного чтения наизусть этого отрывка (Бой Калашникова с Кирибеевичем); по русскому языку – самостоятельное изучение темы «Неологизмы». (Учитель открывает доску с заранее записанным домашним заданием).
- Рефлексия – сейчас каждый из вас подумает и скажет, что нового об использовании устаревших слов он узнал на этом уроке. (Учащиеся высказываются по очереди).
- Вы сегодня очень хорошо поработали, оценки за урок (объявляет). Большое вам спасибо, до завтра!
Примечания: Так как проводимая на уроке работа в основном была словарной, я сочла возможным обойтись без презентации. В качестве иллюстративного материала были использованы иллюстрации к поэме Билибина, Васнецова: иллюстрации были расположены на стендах вокруг доски. Если есть возможность провести интегрированный урок в течение двух часов, тогда можно использовать презентацию по уроку http://bigslide.ru/literatura/26659-myu-lermontov-pesn-pro-carya-ivana-vasilevicha-mol.html.
Список использованной литературы
- Золотарёва И.В., Аникеева С.М. Поурочные разработки по литературе 7 класс. 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: «ВАКО», 2005
- Коровина В.Я. Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч.Ч.2/ в.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2010
- Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, С.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.; Дрофа, 2008
- Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....