внеклассное чтение. Всеволод Гаршин Рассказ "Сигнал" 1887
план-конспект занятия по литературе (7 класс)
Внеклассное чтение.
Всеволод Гаршин.
Рассказ «Сигнал».(1887)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garshin_rasskaz_signal.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
Внеклассное чтение.
Всеволод Гаршин.
Рассказ «Сигнал».(1887)
Разработала и провела
учитель русской литературы
Саая С.Х.
Цель урока: познакомить ребят с новым писателем, прочитать и проанализировать рассказ, выяснить основную тему и идею произведения, воспитать любовь к жизни, к труду, развить навыки сознательного чтения.
Оборудование: брошюры «Вокруг тебя - мир 7 класса». стр.8-15.
Хот урока: 1Сообщение темы и цели урока.
2. Слово учителя.
Гаршин Всеволод Михайлович (1855-1888)- прозаик. Наиболее известные произведения писателя: сказка «Лягушка – путешественница», рассказ «Красный цветок», «Надежда Николаевна», «Сигнал» (1887) и многие другие.
3. Словарная работа: стр.15.
Денщик- солдат , состоявший при офицере для услуг.
Дистанция- участок протяжения дороги под присмотром дистанционного начальника.
Зелье-яд, отрава, огнестрельный порох.
Пищик- дудочка, издававшийся пискливые звуки.
Тайный советник- высший гражданский чин в царской России.
Сигнал-1 условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь знаков.
Н: звуковой, световой.(SOS).
2 то, что служит точкой к началу какого-нибудь действия
Н: статья послужила сигналом к разговору, спору.
3 предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном.
Н: сигнальные огни.
4 Чтение текста учителем.
5 Вопросы по содержанию:
1Как зовут главного героя рассказа?
(Семен Иванов, работал сторожем на железной дороге).
2. Расскажите о главном герое: какой он, что видел, где бывал , какая у него семьья?
(Ивана был человек больной и разбитый. 9 лет назад он побывал на войне. Вернулся из войны целым. Отец- старик помер, сын в 4 года жизни помер от болезни- горло болел).
3. С кем он остался жить? Как он жил и чем занимался?
(Он остался жить с женой, трудно жил. С пухлыми ногами никак не мог пахать землю).
4. Куда они отправились? Почему?
(Найти личную жизнь. Были на Линии, и в Херсоне, в Донщине и нигде счастья не нашли).
5. Кого он встретил в одной из станций и как он помог им?
(В одной из станций видит-начальник будто знакомый. Узнали друг друга: офицер полка, где он раньше служил. Он нашел им работу сторожа на железной дороге.)
6. Что он получил для работы? Где остался жить?
(Стал жить в будке. Она теплая, дров наколол. Получил весь нужный припас: флаги зеленый и красный, фонари, рожок, молот, ключ- гайки, лом, лопату, метель, болтов, костылей, дали 2 книжечки с правилами и расписание поездов).
7. С кем познакомился герой рассказа? Кто был его соседом? Как звали?
(один был старик древний, другой будочник, был человек молодой, из себя худой и жилистый)
8. О чем сосед говорил, на что жаловался? О ком он говорил? ( Василий говорил о начальниках, что они мало платят, что они жестоки и суровы к простому человеку)
* Нету на свете зверья хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.
* Не людская бы злость да жадность - жить бы можно было.
Василий прямой человек. Он Семену говорит: "Всякую скверность на Бога валит, и самому сидеть и терпеть, так это брат, не человеком быть, а скотом"
9. Как охарактеризовал своего соседа главный герой рассказа? ( Каким словом?) (сосед - зелье, не человек)
зелье - яд, отрава.
10. Каким показан директор ( начальник)? (едет в отдельном вагоне, цепь золотую распустил по животу, щеки красные, напился нашей крови. У них сила и власть).
11. Расскажите историю про капусту? Почему его отравили? (посадил капусту рядом с будкой. Дорожный мастер приехал и потребовал разрешение на посадку капусты. Велел все выкопать и выбросить)
-Почему? (Потому что земля не его. Надо попросить разрешение на посадку огорода).
Вывод: простой человек не имел ничего. Даже земли не было, не было и права на жизнь.
Спиридонов Василий Степанович " За правду надо стоять!"
12. Почему Василий хотел ехать в Москву? Чего он хотел добиться?
( хотел пожаловаться на начальника, добиться справедливости, права на жизнь).
13. Что и из чего научился делать герой рассказа?
(из тальника дудки делать, в город отправлял на базар, продавал, за штуку брал 2 копейки)
14. Что случилась однажды, когда он пошел в лес? Что ему почудилось? Кто это был и что он делал? (Пошел в лес палок себе нарезать. Чудится ему что-то слышно; видит - человек сидит на корточках, что-то делает. Смотрит, на руках у него лом. Он хотел рельсы ломом испортить. Это был Василий)
15. Как поступил герой рассказа, когда увидел, что рельсы были испорчены. А скоро будет пассажирский поезд.
(Он порезал руку, вытащил белый платок из кармана и стал платок мочить в крови, чтоб он стал красный).
16. Кто помог не упасть ему? Кто поддержал его?
(Он стал падать, теряя сознание. Но его сзади кто-то подхватил и поддержал).
17. Помог ли сигнал предотвратить беду?
(Да, машинист заметил флаг и остановил поезд. Люди были спасены).
- Что с Василием? (Василий - признался в преступлении)
18. Каким оказался герой рассказа?
19. Почему автор назвал свой рассказ "Сигнал"?
( Потому что сигнал помог остановить поезд, и люди были спасены).
20. Как вы думаете, что будет с Василием? Правильно ли он поступил?
6. Рефлексия.
- О чём мы читали рассказ?
- Какова тема произведения?
-Чему учит нас автор?
- Расскажите, где можно встретить сигналы?
-Какие сигналы бывают? Приведите примеры.
- Давайте нарисуем запрещающий движение сигнал. (ребята рисуют)
6. Дома
1. Прочитать стр. 8-16.
2. Нарисовать рисунок к произведению.
3. Где и когда можно встретить сигналы? Напишите сообщение о сигналах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс
Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"
Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....
Технология развития критического мышления на уроке внеклассного чтения в 9-ом классе. Модель урока по теме: В.Гаршин. Рассказ «Трус»
Воспитать думающего читателя, читателя – собеседника, соавтора – задача урока литературы. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить у...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...