внеклассное чтение. Всеволод Гаршин Рассказ "Сигнал" 1887
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Саая Саида Хензиг-ооловна

Внеклассное чтение.

Всеволод   Гаршин.

Рассказ «Сигнал».(1887)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garshin_rasskaz_signal.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»

Внеклассное чтение.

Всеволод   Гаршин.

Рассказ «Сигнал».(1887)

Разработала и провела

учитель русской литературы

Саая С.Х.

Цель урока: познакомить ребят с новым писателем, прочитать и проанализировать рассказ, выяснить основную тему и идею произведения, воспитать любовь к жизни, к труду, развить навыки сознательного чтения.

Оборудование: брошюры «Вокруг тебя - мир 7 класса».  стр.8-15.

Хот  урока: 1Сообщение темы и цели урока.

2. Слово учителя.

Гаршин Всеволод Михайлович (1855-1888)- прозаик. Наиболее известные     произведения писателя: сказка «Лягушка – путешественница», рассказ «Красный цветок», «Надежда Николаевна», «Сигнал» (1887) и многие другие.

3. Словарная работа: стр.15.

Денщик- солдат , состоявший при офицере для  услуг.

Дистанция- участок  протяжения  дороги под  присмотром дистанционного  начальника.

Зелье-яд, отрава, огнестрельный порох.

Пищик- дудочка, издававшийся пискливые звуки.

Тайный советник- высший гражданский чин в царской России.

Сигнал-1 условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь знаков.

               Н: звуковой, световой.(SOS).

           2 то, что служит точкой к началу какого-нибудь действия

              Н: статья послужила сигналом  к разговору, спору.

           3 предупреждение, сообщение о чем-нибудь  нежелательном.

             Н: сигнальные огни.

4 Чтение текста учителем.

5 Вопросы по содержанию:

1Как зовут главного героя рассказа?

(Семен Иванов, работал сторожем на железной дороге).

2. Расскажите о главном герое: какой он, что видел, где бывал , какая у него семьья?

(Ивана был человек больной и разбитый. 9 лет назад он побывал на войне. Вернулся из войны целым. Отец- старик помер, сын в 4 года жизни помер от болезни- горло болел).

3. С кем он остался жить? Как он жил и чем занимался?

(Он остался жить с женой, трудно жил. С пухлыми ногами никак не мог пахать землю).

4. Куда они отправились? Почему?

(Найти  личную жизнь. Были на Линии, и в Херсоне, в Донщине и нигде счастья  не нашли).

5. Кого он встретил в одной из станций и как он помог им?

(В одной из станций видит-начальник будто знакомый. Узнали друг друга: офицер полка, где он раньше служил. Он нашел им работу сторожа на железной дороге.)

6. Что он получил для работы? Где остался жить?

(Стал жить в будке. Она теплая, дров наколол. Получил весь нужный припас: флаги зеленый и красный, фонари, рожок, молот, ключ- гайки, лом, лопату, метель, болтов, костылей, дали 2 книжечки с правилами и расписание поездов).

7. С кем познакомился герой рассказа? Кто был его соседом? Как звали?

(один был старик древний, другой будочник, был человек молодой, из себя худой и жилистый)

8. О чем сосед говорил, на что жаловался? О ком он говорил? ( Василий говорил о начальниках, что они мало платят, что они жестоки и суровы к простому человеку)

* Нету на свете зверья хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.

* Не людская бы  злость да жадность - жить бы можно было.

Василий прямой человек. Он  Семену говорит: "Всякую скверность на Бога валит, и самому сидеть и терпеть, так это брат, не человеком быть, а скотом"

9. Как охарактеризовал своего соседа главный герой рассказа? ( Каким словом?) (сосед - зелье, не человек)

зелье - яд, отрава.

10. Каким показан директор ( начальник)? (едет в отдельном вагоне, цепь золотую распустил по животу, щеки красные, напился нашей крови. У них сила и власть).

11. Расскажите историю про капусту? Почему его отравили? (посадил капусту рядом с будкой. Дорожный мастер приехал и потребовал разрешение на посадку капусты. Велел все выкопать и выбросить)

-Почему? (Потому что земля не его. Надо  попросить разрешение на посадку огорода).

Вывод: простой человек не имел ничего. Даже земли  не было, не было и  права на жизнь.

Спиридонов Василий Степанович " За правду надо стоять!"

12. Почему Василий хотел ехать в Москву? Чего он хотел добиться?

( хотел пожаловаться на начальника, добиться справедливости, права на жизнь).

13. Что и из чего научился делать герой рассказа?

(из тальника дудки делать, в город отправлял на базар, продавал, за штуку брал 2 копейки)

14. Что случилась однажды, когда он пошел в лес? Что ему почудилось? Кто это был  и что он делал? (Пошел в лес палок себе нарезать. Чудится ему что-то слышно; видит - человек сидит на корточках, что-то делает. Смотрит,  на руках у него лом. Он хотел  рельсы  ломом испортить. Это был Василий)

15. Как поступил герой рассказа, когда увидел, что рельсы были испорчены. А скоро будет пассажирский поезд.

(Он порезал руку, вытащил белый платок из кармана и стал платок мочить в крови, чтоб он стал красный).

16. Кто помог не упасть ему? Кто поддержал его?

(Он стал падать, теряя сознание. Но его сзади кто-то подхватил и поддержал).

17. Помог ли сигнал предотвратить беду?

(Да, машинист заметил флаг и остановил поезд. Люди были спасены).

- Что с Василием?  (Василий - признался в преступлении)

18. Каким оказался герой рассказа?

19. Почему автор назвал свой  рассказ "Сигнал"?

( Потому что сигнал помог остановить поезд, и люди были спасены).

20. Как вы думаете, что будет с Василием? Правильно ли он поступил?

        6. Рефлексия.

- О чём мы читали рассказ?

- Какова тема произведения?

-Чему учит нас автор?

- Расскажите, где можно встретить сигналы?

-Какие сигналы бывают? Приведите примеры.

- Давайте нарисуем запрещающий движение сигнал. (ребята рисуют)

        6. Дома

1.  Прочитать стр. 8-16.

2.  Нарисовать рисунок к произведению.

3. Где и когда можно встретить сигналы? Напишите сообщение о сигналах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Факультативные занятия по коррекции чтения: "Внеклассное чтение". 5 класс

Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5 классов школы-интерната V вида с использованием учебников-хрестоматий:Литература 5 класс. Часть I. Под редакцией Н.А. Нефедовой и М.Б. Ла...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"

Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....

Технология развития критического мышления на уроке внеклассного чтения в 9-ом классе. Модель урока по теме: В.Гаршин. Рассказ «Трус»

Воспитать думающего читателя, читателя – собеседника, соавтора – задача урока литературы. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить у...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...