урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова
материал по литературе по теме
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya3koltsov.ppt | 1.96 МБ |
zhizn_i_tvorchestvo_n._v._gogolya.doc | 886.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А. В. Кольцов (1809 – 1842 гг) 2009 год объявлен годом А. В. Кольцова Презентация к уроку о жизни и творчестве А. В. Кольцова. К 200-летию со дня рождения
А. В. Кольцов родился в доме сурового мещанина-прасола Василия Петровича Кольцова Прасол – скупщик мяса или рыбы для мелкой распродажи. «Прашить», «прашничить», то есть добывать, промышлять.
Сирота при живых родителях, сокол со связанными руками Не прельщайтесь ж, не маните, Светлой радости мечты! Унеситесь, улетите От бездомной сироты! А. В. Кольцов «Сирота».
Тяжела была жизнь великого поэта земли Воронежской Гурт (немецкий – Heerde ) – стада скота на продажу. Гуртоправ – первый гуртовщик при стадах. (Из словаря Даля.)
Портрет А. В. Кольцова с картины народного художника РСФСР Михаила Лихачева. «Аль у сокола крылья связаны?..
Никитин и Кольцов А. В. Кольцов, как и его собрат по перу воронежский поэт И. С. Никитин, воспел наш край в звонких песнях.
Читая стихи Кольцова, мы слышим голос поэта, прославившего привольные воронежские степи…, красное полымя зари, спелый колос пшеницы .
Иллюстрация к стихотворению А.В. Кольцова «Косарь». Художник А. Парамонов Кольцов спел песню о труде пахаря- кормильца, вышедшего до зари на поле, о раздумьях селянина, о несостоявшейся любви молодой жницы и доброго молодца, косаря и дочери старосты Грунюшки.
В 16 лет Кольцов сам начинает пробовать силы в поэзии Мне не спалось. Я лежал и смотрел на небо. И вдруг у меня в голове стали слагаться стихи.
Эти самые первые строчки были о… любви. О трагической любви к Дуняше, крепостной шестнадцатилетней горничной Кольцовых На заре туманной юности Всей душой любил я милую. А.В. Кольцов «Разлука».
Дуняша умерла. Пережитое горе поэт чувствовал всю свою жизнь Так прошла моя Вся молодость – Без любви-души, Без радости. А. В. Кольцов.
В произведениях Пушкина юноша из Воронежа увидал для себя мир невиданный Это божественная поэзия! А. В. Кольцов о поэзии А. С. Пушкина.
Цветущий май 1829 года. Именно в это время А.С. Пушкин проезжал по Воронежской губернии па юг
Таких задушевных песен и певучего наречия крестьянок Пушкин не слыхал в северных краях России
Первая книга А.В. Кольцова В 1835 году в Москве впервые издается книга А. В. Кольцова «Стихотворения»
Любимыми произведениями Пушкина были стихотворения Кольцова «Ты не пой, соловей…», «Не шуми ты, рожь…» Кольцов и Пушкин
1837 год. На Черной речке свершилось злодейское убийство Пушкина Потрясенный, Кольцов пишет Стихотворение «Лес», посвященное памяти великого Поэта
И вот он погиб от руки Дантеса, убийцы без чести и совести
Ненадолго пережил Кольцов Пушкина Только силу мою Сокрушила борьба… А. В. Кольцов «Расчет с жизнью». Проспект Революции, 46. На этом месте стоял дом, где жил и умер А. В. Кольцов.
В сентябре 1842 года Кольцов слег и больше не поднялся С богатырских плеч Сняли голову – Не большой горой, А соломинкой... Памятник А.В. Кольцову на Советской площади.
Похоронен поэт А. В. Кольцов на Новомитрофановском кладбище Памятник на могиле А. В. Кольцова
Кончилась жизнь – началось бессмертие И живет – столетья, Ум наш поражая, Над бездушной смертью Вечно торжествуя. А. В. Кольцов «Поэт». Памятник А. В. Кольцову в Кольцовском сквере. Открыт 27 октября 1868-го года. Это первый литературный памятник в городе Воронеже.
Предварительный просмотр:
Тема: Н. В. Гоголь. Жизненный и творческий путь. Портреты писателя, художники-портретисты. Комедия «Ревизор». Иллюстраторы комедии. Говорящие фамилии.
(Интеллектуальный турнир)
Цели:
- Повторить изученную тему, обобщить и углубить знания;
- формировать умения и навыки работы в нестандартной обстановке;
- развивать воображение, творческие способности учащихся;
- прививать интерес к предмету.
Участники: команда 1, команда 2, литературоведы, болельщики команд.
Оборудование: портреты Н. В. Гоголя кисти Моллера Ф. А., Иванова А. А., презентация.
Ход урока:
I. Домашнее задание. Знать содержание комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», найти и подготовить дополнительные материалы по биографии Н. В. Гоголя, о художниках, создавших портреты Гоголя, об иллюстраторах комедии, подготовить инсценировку 12, 13 явлений IY действия комедии.
1. Слово учителя о целях и задачах урока.
2. Инсценировка явлений 12,13 -го IY действия комедии.
3. Вопросы болельщикам команд.
- Назвать действующих лиц эпизода;
-Перечислить других героев комедии;
-Где происходит действие сцен? Как Хлестаков оказался в доме Городничего?
-Как развивалось действие комедии после показанных сцен?
II. Портреты Н. В. Гоголя. Художники-портретисты.
1.Беседа по портретам Н.В. Гоголя. (Какой портрет чаще всего видим в учебниках? Чем различаются портреты? Одежда, цвета, выражение лица писателя.)
Портрет писателя Николая
Васильевича Гоголя“,
начало 1840-х. Фёдор Антонович
Моллер
Портрет Гоголя работы Александра Андреевича Иванова, 1841
2. Вопросы участникам команд.
-Кто написал портреты Гоголя?
-Как произошла встреча Гоголя с художниками? ( В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Жил Германии, Щвейцарии, Италии, бывал во Франции.)
Вопросы по портрету Н. В. Гоголя кисти Моллера Ф. А.
-Каким изображено лицо писателя?
-Что чувствуется, когда смотришь на одежду писателя?
-Как подбирал Гоголь одежду для позирования?
Вопросы по портрету Н. В. Гоголя кисти Иванова А. А.
Чем отличается портрет, написанный Ивановым от портрета, написанного Моллером?
-Как относился Гоголь к своему портрету?
Кому преподнес свой портрет?
Рассказ литературоведов о портретах.
В 1841 году Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Федору Антоновичу Моллеру* (1812 – 1874). В Третьяковской галерее находится авторская копия того же года. С.Т.Аксаков в «Воспоминаниях» описывает облик вернувшегося в тот же год из Италии Гоголя: «Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображен на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение».
Художнику, который близко знал писателя, удалось передать две стороны его жизни, наложившие печать на весь облик. С портрета на нас смотрит лицо доброе, благодарное и светлое. Гоголь как бы говорит: “У меня на душе хорошо, светло”. Лицо – светлое пятно в портрете; все остальное: волосы, шинель, сюртук, платок, подхватывающий под самый подбородок шею, большая часть фона – выполнено в темной тональности. Что-то мрачное, несчастливое, недоброе чувствуется в этой темноте. И глаза – немного насмешливые, но более – грустные, страдальческие. Тихая печаль льется из этих глаз. В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а
характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость.
Писатель специально готовился к сеансам портретирования: подыскивал костюм, выбирал позу и выражение лица. Как писал Н.В. Берг: "Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее, надел сюртук, в каком его никогда не видели ни прежде, ни после, растянул по жилету невероятную бисерную цепочку. Для этого портрета Гоголь хотел выглядеть именно таким. Таким его и знает широкий читатель. Это самый известный его портрет.
Портрет исполнен в Италии в счастливые годы творческого расцвета и художника, и писателя. Вероятно, был написан во время одного из путешествий друзей по римским окрестностям. Портрет был приобретен П.Третьяковым для своей портретной галереи "людей, дорогих нации".
1838 г. В Италии судьба свела Гоголя с художником А.Ивановым, когда тот писал «Явление Христа народу». Эта встреча сыграла огромную роль в их творчестве. Обоими владела идея духовного возрождения человечества, освобождения его от зла. Иванов писал о Гоголе: «Это человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство. Как поэт, он проникает глубоко, чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом – человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства
Портрет Н.В.Гоголя – один из немногих портретов, написанных Ивановым. Художник долго присматривался к облику этого высоко чтимого им человека. В том же году, когда был написан портрет, Иванов присутствовал при чтении Гоголем его комедии «Ревизор», которое происходило в доме княгини Зинаиды Волконской в Риме. Художник делился с отцом своими впечатлениями: «С некоторыми русскими приезжими я знаком. И в особенности с лучшим нашим литератором, с Н.В.Гоголем. Это человек необыкновенный, имеющий светлый и высокий ум и верный взгляд на искусство… Как поэт, он понимает глубоко, чувства человеческие он изучил и наблюдал их. Словом, человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства».
Ивановский Гоголь благодушен, спокоен, задумчив. В этом застенчивом человеке трудно представить гениального сатирика, творца «Ревизора» и «Мертвых душ». Розовый полосатый халат, в котором изображен писатель, лишь добавляет его образу простоты и тихой интимности.
Сам Гоголь был не слишком доволен своим изображением. «Там я изображен, как был в своей “берлоге”, – писал он позднее, – “забулдыгой”, “в халате”».
Впоследствии этот портрет был преподнесен писателем поэту В.А.Жуковскому.
3. Вопросы о художниках.
-Кто изображен на портретах?
-Кто из художников был сыном моряка?
-Кто был военным?
-Кто был учеником Карла Брюллова?
-Кто ездил в Италию для совершенствования художественного мастерства?
-Какую картину писал 20 лет?
-Кем был отец А. Иванова? (профессор живописи).
-Для чего А. Иванов был послан за границу? (для самоусовершенствования).
Иванов Александр
Андреевич (1806-1858гг)
Моллер Федор Антонович (1812-1874гг). Автопортрет.
*Федор Антонович (Отто Фридрих) Моллер (1812 – 1874) - профессор Императорской академии Художеств - был в свое время известным живописцем. Сын военного моряка высокого ранга (позднее морского министра) Ф. Моллер и сам готовился к военно-морской карьере. Воспитанник Морского кадетского корпуса уже в 1826 году был произведен в офицеры. Однако пробудившийся интерес к живописи и несомненный талант молодого морского офицера "заставляют" его посещать Академию художеств, где он в скором времени становится одним из любимых учеников К.П.Брюллова.
Впервые выступил перед публикой на академической выставке 1832 году с картиною «Битва при Остроленке». После того им были выставлены «Альцеста, освобождающая Геркулеса из царства теней» и несколько жанров. В 1835 году Академия за его успехи в рисунке присудила ему малую золотую медаль.
По приезде в Петербург Карла Брюллова Моллер стал пользоваться его руководством и, дабы нераздельно предаться живописи, вышел в отставку из военной службы.
В 1837 году за картину, изображавшую семейство его отца, он был награжден от Академии большою золотой медалью и признан назначенным в академики.
В 1838 году После окончания Академии Моллер едет по собственной инициативе в Италию для совершенствования художественного мастерства. Уже в 1840 году за присланную в Петербург картину «Поцелуй» художник получает звание академика а также приобретает известность. В Италии ведет исключительно насыщенную творчеством жизнь. Среди его близких знакомых — Фёдор Бруни, Александр Иванов и Николай Гоголь, с которым художник был особенно дружен и несколько портретов которого он написал. Помимо портретов Фёдор Моллер в соответствии с академическими канонами писал полотна на библейские и исторические сюжеты.
Александр Андреевич Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Воспитывался в академии при поддержке Общества поощрения художникам, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.
В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834 году написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.
Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.
III. Иллюстрации и иллюстраторы комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
-Назовите иллюстраторов комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Кардовский Д. Н., Константиновский А. И., Боклевский П. М.)
-Кто изображен на портретах?
-Самый известный иллюстратор комедии Гоголя «Ревизор».
-Кто написал портрет художника Кардовского Д. Н.
-Почему П.М. Боклевский нигде не удерживался?
-Почему пришлось создавать второй вариант рисунков к комедии?
Александр Иосифович Константиновский. (1906 - 1958)
График, театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР, учился в Киевском художественном институте (1924 – 1925) у братьев В. И Ф. Кричевских и Н. Бурачека, во Вхутеине (1926 – 1930) у С. Герасимова. Первые самостоятельные работы в театре относятся к 1924 – 1925 гг. («Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера (1924), «Смерть Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина (1925) – в Киевском театре студийных постановок). Работал как театральный художник в Москве, Ленинграде, Свердловске и т.д.
Кардовский Дмитрий Николаевич. (1866—1943) — русский и советский
художник, выдающийся педагог. .Портрет работы И. Репина (1896—1897)
Боклевский Петр Михайлович.
(1816-1897) Петр Михайлович Боклевский родился 24 июня 1816 года в селе Елшино Рязанской губернии, в семье военного.
П. М. Боклевский не получил систематического художественного образования. Сначала он закончил юридический факультет Петербургского университета, потом, живя то в столице, то в провинции, занимался у разных преподавателей, в том числе, в 1845 г., даже у К. П. Брюллова в Академии Художеств ("сторонним посетителем"), но нигде не удерживался, всюду наживая неприятности своим вызывающим поведением и особенно злыми карикатурами.
Известность ему принесли выпущенные альбомом литографские иллюстрации к "Ревизору" Н. В. Гоголя (1863). В них знаменитая комедия явилась поводом для резкого обличения язв российской действительности: недаром через пять лет они были переизданы под публицистическим названием "Бюрократический катехизис".
Ободренный успехом, Боклевский создал серию "типов" из гоголевских "Мертвых душ" (1860-е). Публикуемые в журналах рисунки приобрели широкую известность, полностью же они были изданы только в 1881 г. Изображая персонажей поэмы, художник всячески подчеркивал их отрицательные черты и физическую неприглядность, - это вступало в противоречие со сложностью гоголевских характеристик, но импонировало настроению русской публики того времени.
В 1870-х гг. Боклевский исполнил второй вариант рисунков - смягченный, но и менее выразительный. Кроме того, он иллюстрировал произведения И. С. Тургенева (1869), Ф. М. Достоевского (1881) и П. И. Мельникова-Печерского (1882). Эти работы тоже пользовались успехом, но они явно уступали иллюстрациям к Гоголю. Последний период жизни художника был труден из-за бедности и болезней, но над своими иллюстрациями он продолжал трудиться чуть ли не до самой смерти.
-Чья иллюстрация, какой момент запечатлен?
Константиновский А.И. Иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя "Ревизор". 1950.
IY. Говорящие фамилии.
-Кто изображен? Что означают фамилии?
Городничий. Художник Д. Кардовский. 1922
1. Двойная фамилия городничего – Сквозник-Дмухановский весьма выразительно подчеркивает продувное мошенничество и плутовство этого старого казнокрада и взяточника, который для достижения своих корыстных целей в отношениях с начальством ловко применял обман, подкуп, лесть, ложь и лицемерие, а в отношениях с подчиненными – ругань, угрозы и издевательства. Первая часть этой фамилии, вероятнее всего, образована от слова «сквозник», отмеченного в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова как областное, означающее “сквозняк – сквозной ветер, резкая струя воздуха, проходящая через что-либо”, не встречая на пути преград. А вторая часть образована от украинского глагола «дмухати», что значит «дуть». Эта фамилия создает образ человека, ничем не ограниченного в своем плутовстве и изворотливости. Подобно ветру, он может проникнуть в любую щель, ловко обмануть, где надо подольстить и добиться своего.
Боклевский П.М. Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин.
Боклевский П. М. Артемий Филиппович Земляника.
2. Говорящая фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина происходит от народного фразеологического сочетания «тяп-ляп». В словаре Д.Н. Ушакова он означает «быструю, но небрежную и грубую работу». «Тяп-ляп» - это значит кое-как, наспех, небрежно.
3.Едким сарказмом пронизана фамилия Земляника, сопоставление которой Н.В. Гоголь проводит с соответствующим растением, стелющимся по земле. Образ этого растения вызывает представление о мелком человеке – карьеристе, доносчике. Его громоздкая неуклюжая внешность контрастна смыслу его фамилии, о нем весьма остроумно заметил Гоголь: «…Земляника – человек толстый, но плут тонкий» .
Кардовский Д.Н. Хлестаков. 1922.
4. Хлестакова заключено его основное свойство. Она образована от глагола «хлестать» в значении «врать, пустословить». В словаре В.И. Даля зафиксировано значение «наглец, нахал, сплетник, праздный шатун, тунеядец, щеголь, повеса, шаркун и волокита». Основное психологичсекое свойство Хлестакова заключается в том, что он “не лгун по ремеслу, а лгун по природе, по вдохновению”, поэтому он лжет с упоением, самозабвенно. Из него ложь и хвастовство так и хлещет.
Боклевский П. М. Бобчинский и Добчинский.
«Ревизор». Действие 1, явление 03. Художник А. Константиновский. 1951
5. В говорящей фамилии Уховертова заключено значение “дергать
за уши, выворачивать уши”, такое характерное для действий полицейских. Держиморда – это не просто значение слова, а типичный бранный возглас блюстителей порядка “Держи его, эту морду!”, произносимый во время преследования жертвы. Отсюда, очевидно, и эта фамилия Держиморда.
«Ревизор». Действие 1, явление 05. Художник П. Боклевский (частный пристав Уховертов)
Городничий и квартальные. Художник П. Боклевский. 1882.
Y. Вопросы по биографии писателя.
-Что изображено на картинах? (Дом семьи Гоголя в Васильевке, акварель Н.В. Гоголя. Нежинская гимназия высших наук, акварель О. Визеля. 30-е г. 19 в.)
-Сколько детей было в семье Гоголей-Яновских? Почему писателю самому пришлось зарабатывать себе на жизнь?
Пятеро. Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван (1810—1819). Затем родилась дочь Мария (1811—1844). Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна (1821—1893), Елизавета (1823—1864) и Ольга (1825—1907). Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе.
-Почему по некоторым предметам в Неженской гимназии обучение шло плохо?
В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы XVIII века и не одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что впрочем лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю.
-Что изображено на картинах?
Департамент уделов в Петербурге, где служил Гоголь в 1830-1831 гг. Гравюра. 1834. Клодт М. А.С. Пушкин у Н.В. Гоголя. 1887. Павленко П., Павлюченко В. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь на набережной Невы.
-Когда Гоголь познакомился с Пушкиным? Роль Пушкина в жизни писателя.
-Как зарабатывал себе на жизнь Гоголь? Кто ему помогал?
Жуковский сдал молодого человека на руки Плетнёву с просьбой его пристроить, и действительно, в феврале 1831 года, Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте, где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая „подвести его под благословение Пушкина“: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном.
В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте, Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете[10]. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте.
YI. Подведение итогов турнира
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя (8 класс).
Игра "Счастливый случай"...
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя урок-презентация
Вводный урок- презентация в 9 классе. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Обзор...
урок по творчеству Н.В.Гоголя
урок по теме:"Как грустна наша Россия"...
Презентация по творчеству А.В.Кольцова
Целевая аудитория - 9 класс....
Блажен незлобивый поэт (обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя)
Материалы урока похволяют в занимательной форме проверить знания обучающихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, поставить себя на место героев, развивать навыки работы в группе. Материал может быть исп...
Презентация к уроку по творчеству Н.В.Гоголя
В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя....
Презентация к уроку по творчеству Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Презентация к уроку...