Урок по литературе "Образ "маленького человека" в творчестве Н.В. гоголя"
методическая разработка по литературе (9 класс)
Урок с использованием технологии критического чтения и письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_isp.doc | 88 КБ |
k_uroku.pptx | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
«Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя «Шинель»»
Не пренебрегай маленькими
людьми, они могут помочь тебе
возвыситься.
Абу-ль-Фарадж
- Стадия вызова (мотивация к учебной деятельности)
- Организационный момент. 1,5 мин СОМНЕВАЮСЬ, ЧТО ВОСЬМОЙ КЛАСС ВАМ СКАЖЕТ ПРО ДОБРО, НЕ БУДУТ ЛИ УХМЫЛЯТЬСЯ??/
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети:
-Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
- Может быть, потому что скоро каникулы?
- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
- У вас на столах лежат макеты тетрадей сегодняшнего урока, где нам предстоит с вами работать и листы самооценки, где я предлагаю вам оценить собственные достижения на уроке в баллах, затем выставить себе отметку самостоятельно. ВПЕРЁД!
- Провокация интереса
- Ребята, я начну свой урок с литературной пятиминутки. Предлагаю вашему вниманию видеоролик, где простая девочка Катя Анохина читает стихи Роберта Рождественского
Слайд 1 (видео «Баллада о маленьком человеке» Роберта Рождественского) 0:57 мин или чтение учителем
Баллада о маленьком человеке
Музыка: Муслим Магомаев
Стихи Роберта Рождественского
На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды — прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую — по размерам — шинель.
...А когда он упал — некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!
1979
3 мин
- Скажите, какое слово в этой балладе стало лексическим повтором
(Маленький)
- Вы правы, ребята. Слово «маленький» рефреном пронизывает всё произведение Рождественского.
- Что означает «Маленький» в балладе?
(обычный, неизвестный, простой, маленького роста)
- Почему же тогда «не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост»?
(Потому что простой человек стал выдающимся, совершив подвиг)
- Верно. Вы поняли, что в балладе Рождественского идёт речь о Великой Отечественной войне, времени, когда «маленькие люди делали историю, совершая подвиги.
- Приведите мне, пожалуйста, примеры из своего жизненного опыта, истории, когда маленькие ОБЫЧНЫЕ люди становились выдающимися
(Валерий Чкалов- перелёт через Антарктику, Юрий Гагарин – полет в Космос, Зоя Космедемьянская – девушка-разведчица, герои трагедии в Кемерово – Татьяна Дарсалия, Дмитрий Полухин, Александр Калачёв, Константин Колабухов, фотограф Евгений…)
-Ещё в 13 веке арабский историк Абу-ль-Фарадж сказал так о роли маленьких людей.
Слайд 2 (эпиграф)
- На какой фразе акцентирует наше внимание арабский историк?
(«Не пренебрегайте маленькими людьми..»)
- Если мы с вами были на уроке обществознания, то продолжали бы рассуждения на тему «маленьких людей», подкрепляя их историческими фактами. Но в литературе тоже есть это понятие
- Предположите, пожалуйста, о чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке
(О маленьком человеке)
- Ваше предположение верно.
3. «Мозговой штурм» 3 мин.
- В русской литературе понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого».
- Обратитесь к макетам рабочих тетрадей, где в конце есть словарь. Найдите и прочитайте, пожалуйста, определение «маленького человека»
Слайд 3 (определение «маленького человека») 1,5 мин
(Литературная энциклопедия:
"Ма́ленький челове́к" - ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации.)
- В русской литературе вы уже встречались с произведениями, где фигурировал «маленький человек». Назовите мне эти произведения, пожалуйста
(«Бедная Лиза» Карамзин Н.М., «Станционный смотритель» А.С.Пушкина, «Смерть чиновника» А.П.Чехова)
-Как вы думаете, какие характеристики могут быть у «маленького человека»? Давайте составим кластер на эту тему. Предлагаю вам высказываться, записывать черты «маленького человека» в свои макеты рабочих тетрадей, а у доски попрошу поработать самого смелого из вас.
(Составление кластера)
Слайд 4 (кластер «Маленький человек» - иад) 2 мин
- Оценивать себя на уроке вы будете с помощью листов самооценки. Сейчас после заполнения кластера вы можете себе выставить от 1 до 3 баллов в зависимости от количества совпадений ваших ответов, точности ваших ответов и скорости заполнения кластера. За активность своего участия в обсуждении проблемных вопросов на протяжении всего урока вы тоже выставляете себе по 1 баллу за каждый правильный ответ.
- Слово учителя (подведение к определению целей урока)
Слайд 5 (иллюстрация к повести «Шинель», там, где книги) 30 сек
- В литературе есть ещё о произведение «маленьком человеке», которое известный критик 19 века Белинский считал «одним из глубочайших созданий Гоголя», а Герцен назвал «колоссальным произведением» - повесть Н.В. Гоголя «Шинель».
- Назовите имя героя, мистическим образом шагающего из века в век?
(Маленький человек, герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин)
- Пришло время записать в макеты рабочих тетрадей тему сегодняшнего урока "Образ "маленького" человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"
Слайд 6 (тема урока)
- Целеполагание 2 мин
- Какие же цели мы поставим перед собой на уроке. Продолжите одно из начатых предложений или напишите свою формулировку цели урока
(у детей на листах варианты формулировок).
«Я хочу узнать…»
(о «маленьком человеке» в шинеле»)
«Мне интересно понять, почему…»
(героя повести «Шинель» называют маленьким)
«Хочу понять, почему герой…»
(был совершенно одиноким, не чувствовал поддержки)
- А теперь я попрошу вас зачитать несколько своих формулировок (зачитывают 2-3 человека)
- История создания повести 5 мин
- Замысел повести “Шинель” родился не сразу. В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье.
Выступление ученика или чтение раздаточного материала
По свидетельству П. В. Анненкова, первоначальный замысел повести возник у Гоголя за границей в 1836 г. Мемуарист вспоминает, как «однажды при Гоголе рассказан был анекдот (история) о каком–то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком–то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где–то проезжал, а все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову»
- В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург выбран неслучайно.
- Как вы думаете, почему?
(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”, это холодный город)
II Стадия осмысления ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ЭТАП, ДЕТИ МОГУТ ВСЁ НЕ УСПЕТЬ, СЛЕДИТЕ ЗА ВРЕМЕНЕМ!!! И ДАВАЙТЕ ИМ ВЫСКАЗАТЬСЯ, НЕ ТЯНИТЕ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ, НЕ ГОВОРИТЕ ВЫ МНОГО, ПУСТЬ ОНИ ОЗВУЧИВАЮТ ВСЁ, ЧТО ПОДГОТОВИЛИ, ВЫ ТОЛЬКО СТРАНИЦЫ УЧЕБНИКА ПОДСКАЗЫВАЙТЕ, ЧТОБЫ ЦИТАТЫ БЫСТРЕЕ ИСКАЛИ
- Работа с текстом (в парах) 10 мин.
- Для того чтобы рассмотреть образ "маленького" человека мы вернёмся к началу повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышляем, дадим характеристику Башмачкину, работая с текстом. Работу организуем в парах. Основные выводы будем фиксировать в макетах рабочих тетрадей одним-двумя словами
Слайд 8 (внешний вид)
1) Портрет: (внешний вид).
- «..низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным».
Вывод: невзрачен, неказист.
Слайд 9 (имя – ребёночек и значение имени)
2) Имя:
- По греч. Акакий значит «незлобивый» Герой повести во всём обижен
судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное
даже для того времени. Почему?
По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как
звали отца. Не символично ли это? Продолжение доли отца, вероятно,
такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника.
- Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” –
не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли
выбор имени?
Вывод:
- Незлобивость А.А. можно ли объяснить его “горемычной судьбой”?
- Это и судьба, и характер.
3) Крещение:
- «Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его…Таким образом и произошёл Акакий Акакиевич».
Вывод:
- «Ребёнка окрестили, причём он заплакал и сделал такую гримасу, как будто предчувствовал что будет титулярный советник».
- «…это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно». Опять судьба.
Слайд 10 (мягкость портрета- слащавое лицо)
4) Фамилия:
- А о чём говорит фамилия “Башмачкин”?
- Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении
героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести
даже не “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера,
а мягкий, маленький, по-детски беззащитный.
5) Речь:
- «Изъяснялся большей частью предлогами, наречиями, … частицами…)
Вывод: косноязычен, не умеет говорить.
Слайд 11 (переписывание)
6) Отношение к службе и сослуживцам:
- « Но ни одного слова не отвечал на это А.А.» только «..если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Зачем вы меня обижаете?»
- «жил .. в своей должности;…служил с любовью (авт); в переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его…» Вот первая радость его жизни.
Вывод: безответный, беззащитный, ревностно относящийся к службе.
7) Отношение сослуживцев к А.А.:
- «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетала простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически», чиновники-сослуживцы «…сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом».
Вывод:
Авт: Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество
8) Чин:
Вывод: «…вечный титулярный советник», один из тех, «которые не могут
кусаться»
9) Духовный облик:
- «..А.А. не предавался никакому развлечению»,
«..с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием» ,
- чистосердечный – (пришёл на вечеринку).
Вывод: беден, скуден духовный мир «маленького человека», Гоголь не
скрывает убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его
ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность
логически мыслить.
- Оцените свою работу в парах от 1 до 4 баллов в зависимости от степени вашего участия и точности ответов
- Теперь давайте обратимся к записанным нами выводам и подведем промежуточный итог
(Образ Акакия Акакиевича Башмачкина полностью соответствует тем образам «маленьких людей» в литературе, характеристики которых мы привели в своём кластере)
2. Проблемный вопрос: 30 сек
- Но в отличие от остальных «маленьких людей» в литературе образ Башмачкина находится выше остальных.
- Литературный критик Аполлон Григорьев считал, что в образе Акакия Акакиевича Гоголь начертал последнюю грань обмеления Божьего создания, когда вещь самая ничтожная становится для «маленького» человека источником беспредельной радости.
Слайд 12 (портрет Аполлона Григорьева
И его слова “В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…, волос становится дыбом от злобно-холодного юмора, с которым следится это обмеление”)
- Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из кинофильма «Шинель», режиссер А.Баталова, исполнитель главной роли – Роллан Быков, где мы действительно видим беспредельную радость Акакия Акакиевича к обретению своей шинели
3. Просмотр видеофрагмента (обретение новой шинели) 2 мин
4. Работа в группах «Башмачкин до покупки шинели и после» 5 мин:
- А сейчас я предлагаю поработать по группам (каждый ряд – одна группа ПОВЕРНИТЕСЬ ДРУГ К ДРУГУ, ПЕРЕСЯДЬТЕ, ЭТО КАК РАЗ НЕГЛАСНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА) и с помощью цитирования дать характеристику Башмачкина до покупки шинели, изменениям, которые произошли в нём после приобретения шинели и трагичному разочарованию после её потери. После выступления групп не забудьте оценить себя по шкале от 1 до 4 баллов в зависимости от степени своего участия в работе группы ОПЯТЬ ПОДСКАЖИТЕ СТРАНИЦЫ, ЕСЛИ ОНИ НЕ СМОГУТ СРАЗУ НАЙТИ, РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ СТРАНИЦЫ НЕ ГОВОРИТЕ ИЛИ ПРОЙДИТЕСЬ ПО РЯДАМ И ПОДСКАЖИТЕ
- КОГДА ВЫСТУПАЕТ ОДНА ГРУППА, ЧТО ДЕЛАЮТ ДРУГИЕ??? НАПОМНИТЕ, ЧТОБЫ ДЕЛАЛИ ЗАПИСИ ОТВЕТОВ ГРУПП. ЗДЕСЬ УЙДЕТ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ, А ЗАПИСИ СДЕЛАТЬ НАДО И СЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДРУГИХ ТОЖЕ НАДО. НЕ ВЫ СЛУШАЕТЕ, А ДЕТИ ДРУГ ДРУГА!!! ПОТОМ КРАТКАЯ ПРОВЕРКА, ЧТО ЗАПИСАЛИ В ТЕТРАДЯХ
Слайд 13,14,15 (новая шинель - иад)
Характеристика Башмачкина до покупки шинели | Характеристика Башмачкина после покупки шинели | Характеристика Башмачкина после потери шинели |
-по-детски беззащитный - косноязычен, не умеет говорить - безответный, беззащитный, ревностно относящийся к службе -«..А.А. не предавался никакому развлечению», «..с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием» | -«как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто был он не один, а какая-то приятная подруга согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу» -«существование его сделалось полнее» -«огонь показывался в глазах его, в голове мелькали дерзкие, отважные мысли» - «сердце начало биться» -«самый торжественный день в жизни» -«шёл в самом праздничном расположении всех чувств» -«это весь день был для А.А. точно самый большой торжественный праздник», -«пообедал весело и после обеда уж ничего не писал» | -безуспешные попытки Башмачкина вернуть шинель; - смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней - «И Петербург остался без Акакия Акакиевича…» |
- Не забудьте оценить себя в листах самооценки.
- Как вы думаете, легко ли было жить такому человеку?
(нелегко, трудно, одиноко)
ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ ПЛОТНОСТЬ МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ, ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ РАБОТАЮТ УЧАЩИЕСЯ, МОЖЕТ, ОНИ ПРИВЫКЛИ К МЕДЛЕННОМУ ТЕМПУ И ДЕЛАЮТ ЗА УРОК ОДНО- ДВА ЗАДАНИЯ? ПОЭТОМУ ЕСЛИ ПО ВРЕМЕНИ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО НЕ УСПЕВАЕТЕ, ТО ЭТАП УРОКА С ЧЕРНЫШЕВСКИМ И ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСОМ СНИМИТЕ, ОН КАК РАЗ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОПУЩЕН СОВЕРШЕННО НЕЗАМЕТНО. ГЛАВНОЕ УСПЕТЬ ПРОВЕСТИ РЕФЛЕКСИЮ, САМООЦЕНКУ И ДАТЬ Д.З. ДО ЗВОНКА, ИНАЧЕ БАЛЛЫ СРЕЖУТ. А ТО, ЧТО У ВАС ЗАПЛАНИРОВАНО ЧТО-ТО ЕЩЁ, НИКТО НЕ ЗНАЕТ.
- Действительно. В повести Гоголь рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой "маленького" человека и отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием, не пренебрегать им. Об этом нам говорит другой критик, Н. Г. Чернышевский
Слайд 16 (портрет Чернышевского и его слова: «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое»)
5. Проблемный вопрос 30 сек
- Гоголь подчёркивает беззащитность и одиночество "маленького" человека.
- Скажите, по вашему мнению, можно ли изменить судьбу человеку, что для этого нужно сделать?
(измениться самому, иметь поддержку близких, друзей)
- Мне кажется, что если бы у Башмачкина, как в анекдоте, который лег в основу сюжета повести, были друзья, то его судьба стала совсем другой.
- Как вы думаете, был ли в жизни Акакия Акакиевича такой человек, который не пренебрегал им? Все ли сослуживцы издевались над А.А.?
( нет; был один молодой, неопределившийся, который ужаснулся поведению остальных чиновников, издевавшихся над Башмачкиным)
ВОТ ЗДЕСЬ ВАШЕ СЛОВО И СРАЗУ ЭПИГРАФ, ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ХВАТАТЬ ВРЕМЕНИ.
6. Слово учителя 30 сек
- И мы понимаем, что в этом жестоком обществе сослуживцев появляется пусть только один тоже маленький человек, который осознает весь ужас происходящего, говоря фразу «Я брат твой!» Именно этим Гоголь даёт нам надежду на то, что возлюбив ближнего своего как самого себя, мы тоже можем измениться духовно
III. Итог
Слайд 17 (эпиграф)
1. Возвращение к эпиграфу: 1 мин
- Итак, подведём итоги сегодняшних размышлений. Предлагаю вам вспомнить вторую часть нашего эпиграфа: «Они могут помочь тебе возвыситься». Как современному человеку могут помочь возвыситься маленькие люди? Обратите своё внимание на слайд, где представлен фотоколлаж современной жизни «маленьких» (простых) людей. (При затруднении учащимся предлагается обратиться к толкованию лексического значения слова «возвыситься», которое есть в словаре макета рабочей тетради).
(они помогают нам сопереживать им, увидеть человеческое в простых людях – характере, поступках, понять, что мы сами с лёгкостью к ним относимся, испытав сочувствие мы сами становимся лучше)
Слайд 18 (фотоколлаж)
V. Домашнее задание (прописано в макете): 1,5 мин
- Предлагаю вам три варианта задания на выбор.
1 вариант могут выполнить те, ребята, которые еще не определились, какая из точек зрения им ближе Аполлона Григорьева или Чернышевского.
Письменный ответ на вопрос «Какая из точек зрения мне ближе?»
Аполлон Григорьев:
“В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя…, волос становится дыбом от злобно-холодного юмора, с которым следится это обмеление”.
Н.Г. Чернышевский:
«Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое»
2 вариант для тех, кто уже определился со своим выбором. Я предлагаю постараться ответить на вопрос: «Почему повесть названа «Шинель», а не «Акакий Акакиевич Башмачкин»?
3 вариант для тех ребят, кто осмыслил и проанализировал повесть. Это творческое задание: написать синквейн ко всей повести Гоголя «Шинель»
ЕСЛИ ТАМ УСПЕЛИ, А ЗДЕСЬ НЕТ, ЗНАЧИТ, ПЕРЕСТРАИВАЙТЕСЬ И РЕФЛЕКСИЮ ПРОВОДИТЕ УСТНО И БЫСТРО
IV. Рефлексия.
- Выставление самооценки
Какой же урок проходит без отметок и оценок! Просчитайте свои баллы и поставьте себе отметку за сегодняшний урок 2 мин
Слайд 19 (рука)
- «Все в твоих руках». 2 мин
В конце урока я хочу вас познакомить с интересным приемом, который называется «Всё в твоих руках» и помогает понять значимость этого урока для каждого из вас. Вот его суть. На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. ДАТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА СЛАЙДЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ, ТАК СРАЗУ НЕ ЗАПОМНЯТ
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
-Я прошу вас каждого обвести свою руку и заполнить пустоту пальцев. А там где ладонь переходит в руку, напишите, пожалуйста, за что бы вы себя могли похвалить
Эту форму рефлексии урока я сопровожу песней в исполнении Анны Кравченко на стихи Анастасии Загудиной, которые, я надеюсь вас вдохновят и направят.
(песня «На что мы тратим жизнь», рисование ладони)2,5-3 мин
- Поделитесь своими мнениями, пожалуйста
- Спасибо за урок! Желаю вам отличного настроения и успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литературная энциклопедия: " Ма́ленький челове́к " - ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость…Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации.
маленький человек
м аленький человек несчастный бедный задавленный бесправный обездоленный униженный обиженный забитый оскорблённый
"Одно из глубочайших созданий Гоголя" В.Г. Белинский "Колоссальное произведение" А.И. Герцен
Тема урока: Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Акакий Акакиевич Башмачкин
Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Имя Крещение Фамилия Речь Отношение к службе и сослуживцам Отношение сослуживцев к герою Чин Духовный облик невзрачный, неказистый незлобивый судьба беззащитный косноязычен безответный, ревностно относящийся к службе " вечный титулярный советник" не предавался никакому развлечению, чистосердечный бесчеловечное, деспотичное
По греч. Акакий значит "незлобивый"
Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Имя Крещение Фамилия Речь Отношение к службе и сослуживцам Отношение сослуживцев к герою Чин Духовный облик невзрачный, неказистый незлобивый судьба беззащитный косноязычен безответный, ревностно относящийся к службе " вечный титулярный советник" не предавался никакому развлечению, чистосердечный бесчеловечное, деспотичное
« В переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его… »
Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Имя Крещение Фамилия Речь Отношение к службе и сослуживцам Отношение сослуживцев к герою Чин Духовный облик невзрачный, неказистый незлобивый судьба беззащитный косноязычен безответный, ревностно относящийся к службе " вечный титулярный советник" не предавался никакому развлечению, чистосердечный бесчеловечное, деспотичное
Новая шинель
до покупки шинели после покупки шинели после потери шинели Характеристика Башмачкина
Характеристика Башмачкина до покупки шинели -по-детски беззащитный - косноязычен, не умеет говорить - безответный, беззащитный, ревностно относящийся к службе - «.. А.А. не предавался никакому развлечению », «.. с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием »
Характеристика Башмачкина после покупки шинели - « как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто был он не один, а какая-то приятная подруга согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу » - « существование его сделалось полнее » - « огонь показывался в глазах его, в голове мелькали дерзкие, отважные мысли » - « сердце начало биться » « самый торжественный день в жизни » - « шёл в самом праздничном расположении всех чувств » - « это весь день был для А.А. точно самый большой торжественный праздник », - « пообедал весело и после обеда уж ничего не писал »
Характеристика Башмачкина после потери шинели -безуспешные попытки Башмачкина вернуть шинель; - смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней - Акакий Акакиевич сошёл с ума
« Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое » Н.Г. Чернышевский
"Не пренебрегай маленькими людьми , они могут помочь тебе возвыситься " Абу-ль-Фарадж
"Они могут помочь тебе возвыситься"
«Всё в твоих руках!»
Большой - для меня было важным и интересным… Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию Средний - мне было трудно (мне не понравилось) Безымянный - моя оценка психологической атмосферы Мизинец - для меня было недостаточно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»
Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе) Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.ГоголяЗадачи:1.Познакоми...
Обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя (8 класс).
Игра "Счастливый случай"...
Урок обобщения и итогового тестирования по творчеству Н.В.Гоголя.
В тесте содержатся вопросы, касающиеся всего творчества Гоголя. Может использоваться в конце изучения творчества писателя или в качестве викторины....
Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"
Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей" и логическим заключением...
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...
Н. Гоголь. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Пейзаж рождественской ночи
Н. В. Гоголь.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя по произведению "Ночь перед Рождеством "для 6 класса...
Тест по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" и по творчеству Н.В.Гоголя
тест состоит из 3 частей: тестовой, ответа без вариантов, творческой( развертнутый ответ). Тест реализует дифференцированный подход и проблемное обучение....