Работа над сочинением
презентация урока для интерактивной доски по литературе

Итоговое

сочинение

по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_nad_sochineniem.ppt754.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над сочинением Итоговое сочинение по литературе Вопросы, заданные человечеству войной

Слайд 2

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Слайд 3

Экзамен по литературе Задача выпускника: Раскрыть тему на литературном материале Включить в рассуждение элементы анализа / интерпретации художественного произведения Опираясь на произведение, по памяти цитировать его фрагменты Выдержать предложенный объём – 350 слов.

Слайд 4

Типы тем Тема-понятие ( Тема мужества на страницах русской литературы ) Тема союза «и» ( Дети и война ) Тема-вопрос ( Хотят ли русские войны? ) Тема-цитата ( "Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С. Пушкин) ) «Микс» ( Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу? )

Слайд 5

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ЭТАПЫ

Слайд 6

Литература по теме: проза Л.Н.Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», «Донские рассказы» Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился» В.Л.Кондратьев «Сашка» В.В.Быков «Сотников», «Обелиск», «Знак беды», «Дожить до рассвета», др. повести В.П.Астафьев «Пастух и пастушка» В.О.Богомолов «Иван» А.А.Фадеев «Молодая гвардия»

Слайд 7

Литература по теме: поэзия М.Ю.Лермонтов «Бородино» А.С.Пушкин «Полтава», А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» М. Исаковский «Враги сожгли родную хату» К.М.Симонов Стихотворения ("Жди меня", "Если дорог тебе твой дом", "Майор привез мальчишку на лафете", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», др.) В.С.Высоцкий Стихотворения («Он не вернулся из боя», «Братские могилы», др.) Б.Ш.Окуджава («Ах, война, что ж ты сделала, подлая…», др.)

Слайд 8

Вспоминаем - осмысляем - пишем Этапы работы

Слайд 9

1. «Карта памяти» Эпоха, исторические события, личности Писатели и поэты о войне Автор – произведение Название произведения – жанр Произведение – герои

Слайд 10

2.«Карта текста» Автор – произведение; Система персонажей; Сюжет Конфликт (социальный, межличностный, нравственный, …) Проблематика, идея Авторская позиция Подбор цитат, афоризмов ( «цитатник»)

Слайд 11

3. Композиция сочинения «План текста» Вступление. Основная часть: 1. а 2. б 3. в III . Заключение

Слайд 12

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни...» (Л.Н.Толстой) Тема мужества и героизма на страницах русской литературы. Человек на войне – какой он?

Слайд 13

Тема мужества и героизма на страницах русской литературы. Мужество человека перед лицом смерти (Андрей Болконский: эпизод с вертящейся гранатой) Мужество защитников Отечества (Николай Плужников защищал Брестскую крепость девять месяцев) Героизм солдат батареи капитана Тушина («Война и мир») Героизм русских солдат в битве при Бородино («Бородино») Героизм юного разведчика Ивана Буслова, мужественно державшего удары судьбы, бесстрашно принявшего смерть («Иван»)

Слайд 14

Человек на войне – какой он? Убитый горем, испепелённый войной, но стойкий, милосердный (А.Соколов) Храбрый, способный на подвиги герой (В.Тёркин) Сильный духом, способный на самопожертвование (Карпенко,В.Свист). Запутавшийся, терзаемый мучительным выбором (Г.Мелехов) Трусливый, способный на дезертирство (А.Гуськов), предательство (Рыбак)

Слайд 15

Авторский взгляд на войну « Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? – размышляет в одном из своих интервью В. Астафьев. – Правду. Всю жестокую, но необходимую правду, без которой нельзя понять смысл подвига советского солдата». Война Астафьева действительно совсем не похожа на то, что мы привыкли читать в военной прозе. Герои большинства литературных произведений шли в атаку с криками «Ура!», закрывали амбразуры, погибали, вызывая огонь на себя. По словам Астафьева, о войне столько наврали и так запутали всё, с ней связанное, что в конце-концов, война сочинённая затмила войну истинную. Война ужасна, и в организме нового поколения должен быть выработан устойчивый ген невозможности повторения подобного. Ведь не зря же эпиграфом своего главного романа великий писатель, говоря языком сибирских старообрядцев, поставил: «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». (Роман «Прокляты и убиты»)

Слайд 16

Вопросы : Война – это трагедия … Осмысление темы войны в литературе 19 – 20 вв. Роль личности в истории Искалеченные войной судьбы Значение победы для народа Военные конфликты вчера и сегодня Тема памяти поколений …

Слайд 17

Проблематика Война и мир Жизнь и смерть Отвага и страх Честь и бесчестие Верность и предательство Жестокость и милосердие Свобода и рабство (плен) Смысл жизни Выбор человека на войне Долг перед Родиной

Слайд 18

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни...» (Л.Н.Толстой) История государства Российского знает немало войн. И всегда они несли смерть и горе, несчастья и страдания, запечатленные для потомков в летописях, сказаниях, записках очевидцев, свидетельствах современников. … Но никто до Л. Н. Толстого не показал войну с такой “ни перед чем не отступающей правдой”, с такой художественной силой. Писатель разрушает романтическое представление о войне, отрицает войну вообще, считая ее величайшим проявлением зла, “противным всей человеческой природе событием”.

Слайд 19

Вариант вступления Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений. Одним из самых проникновенных, заставляющих не только прикоснуться к той страшной эпохе, но и почувствовать всю боль и ужас происходящего, по-моему, является рассказ М.Шолохова «Судьба человека»

Слайд 20

Вариант вступления Немало испытаний выпало на долю нашей многострадальной Родины. Война – одно из самых суровых испытаний, проверяющих человека «на прочность». Ведь именно в критических ситуациях проявляются истинные качества человека. Война – это мерило человеческих ценностей, это критерий нравственности и духовности народа. Человек на войне – какой он? Какие черты личности раскрываются в нём на войне? На что он способен? Что им движет? Именно это волнует писателей, размышляющих о проблемах войны на страницах своих произведений.

Слайд 21

Вариант вступления Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Те страшные годы, когда смерть стучала в каждый дом, когда воевали все, от мала до велика. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти И не что иное, как книга может нам рассказать об этом великом и трагическом периоде в жизни нашего народа. Многие писатели и поэты в разные эпохи обращались к этой теме, с тем чтобы сказать своё слово о войне, чтобы рассказать о славных подвигах защитников Отечества, чтобы пробудить в читателях осознание войны как величайшей трагедии. Василь Быков – один из любимых моих писателей, в чьём творчестве тема войны нашла наиболее полное отражение.

Слайд 22

Опора на литературный материал В своем романе “Война и мир” Л. Н. Толстой изображает войну, которая объединила все общество, всех русских людей в общем порыве. Для любимых героев писателя Отечественная война явилась испытанием, проверкой их нравственных качеств. Ярче всего народная война раскрывается в изображении партизанской войны. Толстой показывает сочетание грозной силы, героического терпения, мужества и доброты, великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность истинно русской души. “И благо тому народу, который в минуту испытания... с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и грозит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью”.

Слайд 23

Опора на литературный материал Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Знать и помнить о тех почти совсем девчонках из повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие”, которые смело смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Соня Гурвич — пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым выступают на перехват фашистской диверсионной группы и уходят в бессмертие. Васильеву удалось создать правдивое и в высшей степени эмоциональное произведение, отражающее беспощадность войны.

Слайд 24

Опора на литературный материал В канун нового, 1957 года в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», поразивший мир своей художественной силой. В небольшом но объему произведении перед читателем проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь многих, жизнь страны, жизнь Родины. Андрей Соколов - советский человек, мирный труженик. Как величайшую драгоценность хранит он в сердце память о довоенной жизни своей скромной трудовой семьи, о своей жене, о детях, которых отняла у него война. Этот человек с беспримерной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическая смерть любимого сына Анатолия в последний день войны. «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» - спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа.

Слайд 25

Вариант заключения Тема войны в русской литературе была и остается актуальной. Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какая бы она ни была. Со страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, что война — это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих днях будет жить в нашей памяти вечно. И хочется надеяться, что когда-нибудь настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плачи, залпы и выстрелы, когда наша планета встретит день без войны! День, с которого начнётся новая эпоха!

Слайд 26

Вариант заключения Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую саму жизнь, — вот задача, которую поставил перед собой В.П. Астафьев в повести «Пастух пастушка». Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством, ожесточением, страданием, кровью. С жутким реализмом автор подводит читателя к мысли о жестокости и противоестественности войны, заставляющей людей убивать друг друга. Невозможно читать об этом! Страшно представить это! И вслед за писателем мне хочется кричать: “Люди! Опомнитесь! Остановитесь! Это не должно повториться! Никогда!”

Слайд 27

Проверьте сочинение по критериям! Соответствует ли сочинение теме? На каком литературном материале вы построили своё рассуждение? Присутствует ли анализ (интерпретация) произведения? Выдержана ли композиция рассуждения (вступление/заключение)? Насколько удачно речевое оформление текста сочинения? Проверили ли грамотность? (Пользуйтесь орфогр. словарём!)

Слайд 28

Удачи на экзамене!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы над сочинением (к ЕГЭ)

.Данная презентация поможет старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ, при написании сочинения. В ней дается не только план сочинения, но и план работы над текстом, чтобы правильно суметь выделить проблем...

Система работы над сочинением-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек»)

  Известно, что экзамен по литературе является одним из самых сложных. Экзаменующийся должен показать хорошее знание историко-литературного материа...

Этапы работы над сочинением

Материал полезен для подготовки к ЕГЭ (С1)....

Работа над сочинением. часть С

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю р...

Описание природы (работа над сочинением) урок в 6 классе

дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы- показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа- познакомить с ролью прилагательных в описании прир...

Практическая работа над сочинением ЕГЭ

Некоторым ученикам достаточно методического руководства для написания сочинения в формате ЕГЭ. но многим нужны примеры таких работ и их экспертный анализ, который осуществляется не после работы, а пар...

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...